Консультации для родителей по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе консультация (старшая группа) на тему. Советы родителям по нравственному воспитанию дошкольника Консультация для родителей социально нравственное воспитание

Чупикова Маргарита
Консультация для родителей по нравственному воспитанию детей «Воспитание честности у детей дошкольного возраста»

«ВОСПИТАНИЕ ЧЕСТНОСТИ И ПРАВДИВОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ».

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей . Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания , но каждая, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждаются в квалифицированной педагогической помощи.

Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству . Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов. Формы работы с семьей по педагогическому просвещению разнообразны.

В этой статье речь пойдет о воспитании честности и правдивости у детей дошкольного возраста .

Поговорим о честности .

- Честность , правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости . Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнение, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Малыши по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях. Вот почему чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности , тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность.

- Честность - это открытое , искреннее отношение к людям и вещам.

Каковы причины детской лжи?

Проявление лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых :

Боязнь наказания за поступок,

Стремление переложить свою вину на другого ребенка,

Желание получить незаслуженную награду.

Например, отец пообещал купить сыну игрушку при условии, если он будет следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его к обману : в ответ на упрек отца он уверяет, что его толкнули.

Если ребенок честно признался в том , что он отнял у сверстника игрушку, так как она ему была очень нужна, а в ответ на это воспитатель наказал его , то такое воздействие принимается им как несправедливое и побуждает в будущем прибегать ко лжи.

Лживость следует отличать от тех случаев, когда ребенок фантазирует.

Фантазируя, малыш выражает подчас те желания, которые ему недоступны в жизни. Вот почему он часто выдает желанное за действительное, не имея ни малейшего намерения обмануть : с легкостью придумывает истории, в которых он главное действующее лицо; рассказывает о приключениях, где он выглядит храбрым и умным, находчивым и ловким.

Я самый сильный! - утверждает 5-летний фантазёр. Жажда самоутверждения, развивающиеся чувство собственного достоинства, стремление выглядеть сильным, храбрым, а значит, и быть признанным в обществе товарищей толкают его на явные преувеличения.

Задача воспитателя в этой ситуации , не обижая ребенка, щадя его самолюбие, не разрушая его мечты, дать понять : всем ясно, когда он правильно передает события, а когда искажает их, т. е. деликатно показать - выдумке не верят. Ребенку не говорят "Ты выдумываешь!", "Это неправда!" "Не лги!" или оскорбительное "Врёшь!" Открытое недоверие унижает в нем чувство собственного достоинства, особенно если подобные формулировки произносятся в присутствии товарищей.

Можно ли недоверием воспитывать правдивость ?

Дети часто действуют под влиянием чувств : увидел - понравилось - захотелось - взял ; что расстаться с понравившейся вещью - выше их возможностей - не могут побороть желание усилием воли; что они не знают многих общественных понятий. Ребенку трудно понять, почему найденную вещь возвращают хозяину. "То, что я нашел, - это мое",- решают дети. В этом свою роль играет пословица, которую слышат дети "Что упало, то пропало" и считают, что тот, кто нашел и не считается следующим хозяином.

Психолог Л. Наумов в книге " Год за годом" отмечает : у 4-летнего ребенка : понятие о "праве на собственность" весьма своеобразна : он считает, что ему принадлежит все, что он видит. Для него "держать в руках" - все равно, что "владеть". Игрушка, взятая у другого, "принадлежит" ему, потому что он с ней сейчас играет. Поэтому он может сунуть ее в карман и унести домой". Действительно, некоторые люди иногда уносят из сада домой игрушки или какую-либо другую вещь.

Как вы думаете, какими мотивами действует ребенок?

1. Взял вещь потому, что она очень понравилась и хочет поиграть с ней или показать близким.

2. В группе мало игрушек, дети, любимые игрушки прячут.

Среди старших дошкольников бывают случаи сознательного присвоения вещей или нарушения правил в играх, в отношениях друг с другом. И все с целью личной выгоды, лидерства. Если ребенок допустил нечестный поступок впервые , воспитатель тактично разъясняет : "Ты хороший, а поступил плохо. Может ли это быть? (т. е. подчеркивается : отрицательный поступок - случайность) ". Стыдить, обсуждать поступок при всех или наказывать ребенка за ложь или нечестный поступок педагогически неправильно, так как в следующий раз, стараясь избежать наказания, ребенок начнет все более изощряться в обмане.

-:Воспитательница заметила , как Кирилл украдкой положил в свой кармашек маленькую фигурку солдатика. Она с замечанием не спешила, ведь, возможно, мальчик, поиграв игрушкой, положит её на место. Но после прогулки там ничего не оказалось :.

Как поправить ребенка и в то же время не обидеть его подозрением в намеренности поступка?

Только знание истинной причины, побудившей ребенка утаить правду или взять чужое, поможет воспитателю определить свое действие в каждом конкретном случае.

Безусловно : ребенок в силу психологических особенностей может ошибаться, но всегда способен устоять против соблазна, иногда даже пытается делать "пробы" в нечестных поступках . Обязанность воспитателя предвосхищать проступок, помогать ребенку удерживаться от проявлений нечестности .

: Шестилетняя Наташа порвала книгу и пытается незаметно положить её на полку. Как отнестись к ней?

Пристыдить, сказав, что так поступают трусишки или нечестные люди ? Нет, чадя самолюбие ребенка, лучше помочь ему избежать нечестного поступка .

Наташа, не клади пожалуйста, книгу на полку. Положи её пока отдельно, а то забудешь подклеить её, - спокойно замечает воспитатель .

Девочка отдергивает руку от полки. Смущена. А воспитатель , как бы не замечая её состояния, говорит :

Вечером непременно починим книгу. И тогда положим её вместе с другими. Запомни, пожалуйста, никогда не бойся признаться, если что-то нечаянно сломала, порвала или испортила. Честные дети всегда говорят об этом открыто.

От воспитателя требуются постоянный контроль задействиями детей , особенно за теми, которые склонны к действиям исподтишка. Но ребенок не должен ощущать на себе довлеющий контроль. Иначе ребенок будет говорить правду, если он знает, что могут проверить.

Как вы думаете, что способствует формированию у детей честности и правдивости ? Какая обстановка должна преобладать в детском саду и дома?

Способствует установление обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности .

Организуя жизнь ребят в детском саду, руководя различной их деятельностью, воспитатель влияет на их поведение и взаимоотношения, нравственное развитие в целом , ибо правдивость, честность не формируются изолированно от моральных основ личности. Именно вместе с расширяющимся кругом нравственных представлений дети более глубоко осмысливают, что значит быть правдивым, честным в действиях .

Этому способствует правила, которые ориентируют их, как поступать по законам совести. Итак :

Игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;

В распределение ролей в играх, в установлении очередности будь честен и справедлив ;

Соблюдай правила игры;

Любое поручение выполняй добросовестно;

Дал слово - держи его;

Умей открыто признаться в своей вине, не перекладывай вину на другого;

Не бери без спросу чужого;

Сломал игрушку, открыто признайся воспитателю .

Стараясь добиться от детей осмысленности и устойчивости в выполнение правил, воспитатель раскрывает их нравственную сущность . (Ты не признался, а из-за этого могли подумать на другого.)

И в этом плане неоценимый помощник - художественная литература. На примерах художественной литературы и жизненных ситуаций, а также опираясь на стремление самого дошкольника быть хорошим , воспитатель подводит детей к очень важным понятиям : хороший человек честен , правдив, справедлив; он честен и добросовестен в труде; справедлив и правдив в отношениях с людьми на работе и у себя дома. Хорошие дети поступают так же.

Эти правила станут жизненным правилом, регулирующим поступки детей , если воспитатель опирается на их чувственный опыт : любое правило, эмоционально пережитое, осмысливается более глубоко. В этой связи особое значение приобретают беседы на этические темы. Воспитатель может ставить детей перед решением этических задач, опираясь на конкретные, доступные для них ситуаций.

Какие ситуации может предложить детям воспитатель ?

Решающую роль в воспитании честности , правдивости играет положительный опыт, главным образом приобретаемый детьми в повседневной жизни - в играх, на занятиях, в выполнение трудовых обязанностей.

Задача родителей - воспитывать у детей брезгливость ко лжи , как чему - то запрещенному, некрасивому, унижающему достоинству человека.

«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение , гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств .

Понятие «Родина » включает в себя все условия жизни : территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины . Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих . Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выраждаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ , а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны , их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной » , «любовь к Отечеству » , «ненависть к врагу» , «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев , отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять , что они - часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) . В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности , представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками , загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям . В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей .

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей .

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине .

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания , общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию .

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ »

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств : самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно -волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка . От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении , зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей , к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей , неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма .

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей , недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств , как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте . Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей , у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку , их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я» . Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности : сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному .

Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности . Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств , как самостоятельность и настойчивость.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду . Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде) . Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда детей в семье : любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду : стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие .

Анализируя ответы родителей , можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания , родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника .

Наталья Сазонова
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников.»

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников

Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения . Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниями и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления Собственным поведением.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства , в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями , учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям

Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно , потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований . Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников можно рассматривать как -непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Первейшая задача родителей заключается в том , чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша . Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты» , которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей - развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства. По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств : справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

Средства нравственного воспитания

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать : художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1. Группа художественных средств : художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания , поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств .

2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа . Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания . Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения .

Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания , лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений

4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью .

Список литературы

1. Е. А. Алябьева «Нравственно -этические беседы и игры с дошкольниками ». - М., 2007г.

2. Бабанский Ю. К. «Педагогика» . - М., - 2008г.

3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. «Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». - М : Издательский центр «Академия» , 2007г.

4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети » . - М., 2005г.

5. Возрастная и педагогическая психология. // М. В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н. Ф. и др. ; Под. ред. Гамезо М. В. и др. - М., 2008г.

6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : 2-е изд. // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под. ред. Виноградовой А. М, 2008г.

7. Ермолаева М. В., Захарова А. Е., Калинина Л. И., Наумова С. И. Психологическая практика в системе образования. - Воронеж : НПО «МОДЭК» , 2008г.

8. Константинов Н . А., Медынский Е. Н. История педагогики. М. ,-2010г.

9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика . - М., 2008г.

10. Азбука нравственного воспитания / Под ред . И. А Каирова., О. С. Богданова. 3-е изд. -М. ,Просвещение, 2009г.

11. Дошкольная педагогика/ Козлова С. А., Куликова Т. А. ,2006г.

12. Мир детства. Дошкольник / Под ред . А. В. Запорожец. - М., Педагогика, 2007г.

13. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре . - М., Просвещение, 2008г.

14. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред . В. Г. Нечаевой. - М., Педагогика, 2006г.

Книги для детей по нравственному воспитанию .

1. «Мальчик – звезда» . Оскар Уальд

2. рассказы из «азбуки» Л. Н. Толстого («Косточка» , «Девочка и грибы» ,«Лев и собачка» , «Филиппок» и др.)

3. «Алёнушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка

4. стихи Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

5. сказки А. М. Горького,

6. «Жадина» Я Аким.

7. Б. Жидков «Обвал» , «На льдине» ,

8. Коршунов «Едет, спешит мальчик» ,

9. С. Я. Маршак «Неизвестный герой

Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы» .

10. В. Осеева «Просто старушка» , «Волшебное слово»

11. Я Сегель «Как я был мамой» .

12. П. Воронько «Мальчик Помогай»

13. Д. Габе «Моя семья» .

14. А Барто «Вовка – добрая душа»

15. Р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» .

16. Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек» .

17. Е. Благинина «Аленушка» .

18. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» .

19. Н. Носов «Карасик» , «На горке» , «Огурцы» , «Заплатка»

20. В. Катаев «Цветик – семицветик» , «Дудочка и кувшинчик»

21. М. Родина «Мамины руки» .

22. Е. Благинина «Мамин день» , «Посидим в тишине» .

23. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

24. Е. Пермяк «Мамина работа»

25. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом» .

26. Л. Квитко «Бабушкины руки» .

27. С. Михалков «А что у вас?» .

28. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» .

«ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ…»

(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ)

В формировании личности значение привычек трудно переоценить. Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку – пожнёшь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение. Что такое привычка? Привычка – это действия, совершаемые как бы машинально, постоянно и при определённых условиях: утром, встав с постели, мы одеваемся, умываемся, чистим зубы; вернувшись с улицы, вытираем ноги, прежде чем войти в комнату, снимаем верхнюю одежду…

Так мы поступаем в силу того, что подобные действия стали для нас естественными. Мы не затрачиваем умственных усилий и напряжения воли: действия совершаются как бы автоматически. Это привычки-помощники, которые заставляют поступать так, как надо, и одновременно освобождают наши мысли для более значительной умственной деятельности.

Человек приобретает не только полезные привычки, но и отрицательные: зевает или чихает и забывает прикрыть при этом рот, разговаривает громко, чрезмерно жестикулируя; хрустит пальцами, разговаривает с набитым пищей ртом…Эти привычки складываются в детстве и закрепляются всей последующей жизнью. Если человек лишён самокритичности, считает, что поскольку «привычка – вторая натура», что с ней бороться бесполезно, то этот тягостный багаж он несёт через всю жизнь.

С чего начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребёнку вести себя правильно? Очевидно, с самого доступного, конкретного и видимого – с внешних форм поведения (которые ребёнок усваивает прежде всего по подражанию). Если объекты для подражания положительные, то ребёнок накапливает багаж привычек-помощников, которые организуют его поведение. Усвоенные внешние формы поведения, хотя ещё и не осмыслены им глубоко, всё же дисциплинируют его, подтягивают, обязывают к сдержанности.

Случается, ребёнок невольно проявляет себя как не надо. Если его не поправляют, не учат как надо, то эти отрицательные способы поведения укореняются. Привычка к внешней бескультурности постепенно огрубляет ребёнка, обедняет его внутренний мир. Например, отсутствие у ребёнка привычки правильно реагировать на родительское «нельзя» является источником многих негативных проявлений: упрямства, капризов, эмоциональных срывов.

В основе любой привычки лежит целый ряд навыков, которые обеспечивают правильность действий, их быстроту, качество. Но малыш ещё не обладает необходимыми навыками, у него достаточно развита координация движений, и его действия выглядят неумелыми, беспомощными. Посмотрите, как неуклюже он держит ложку, с каким трудом расстёгивает пуговицу, снимает шапку и т.д. Для того чтобы всё это делать правильно, ему необходимы соответствующие навыки, связанные с тем или иным действием. По мере многократного повторения одних и тех же действий постепенно возникнет соответствующий навык. Навык же снимать с себя платье, колготы и т.п. перейдёт затем в привычку раздеваться самостоятельно при условии, что малыш систематически упражняется в этих действиях.

Родители должны следить за тем, чтобы у ребёнка формировались положительные привычки, которые имеют огромное значение в его развитии. Дети, которые живут по режиму, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешены, спокойны и умеренно активны. При целенаправленном воспитании у них довольно легко складывается целый ряд важных привычек, которые помогают им нормально расти и развиваться (привычка к чистоте, умение замечать неопрятности в одежде). Взрослый высказывает свое требование в виде несложных и понятных правил: «Следи за своей одеждой, не пачкай её»; «Снимая с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно несомненно сомнётся и будет как старое».

Изо дня в день, выполняя эти правила, ребёнок приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку, в потребность быть аккуратным во всём – в содержании одежды, игрушек, книг, своих вещей. Потребность быть опрятным побуждает ребёнка аккуратнее есть, не пачкаться, пользоваться носовым платком, салфеткой.

Так, одна укоренившаяся привычка прокладывает дорогу для становления других. Это относится к возникновению и положительных, и отрицательных привычек. Об этом важно помнить, так как одна плохая привычка может потянуть за собой цепочку дурных.

Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от близких, и в подтверждение говорят: «Разбросана, неорганизованна – вся в мать»;

«Упрям, как отец, ни за что не переубедишь». Кстати, слова «упрям, как отец» ребёнок не воспринимает как порицание, скорее это своеобразное поощрение (какой малыш не хочет походить на своих родителей!), в результате закрепляются отрицательные привычки.

Эти взгляды ошибочны. Ребёнок не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путём подражания, а главное воспитания. Случается, что ребёнка чуть не до двух-трёх лет кормят из ложки, умывают, одевают, постоянно идут на уступки.

Подобный образ жизни существенно влияет на поведение ребёнка: он растёт неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от его желания и настроения. Подрастая, он начинает диктовать родителям свои условия: «Хочу – не хочу»; «Буду – не буду»; «Это не нравится». Так, родители незаметно для себя допускают накапливание ребёнком аморальных привычек поведения.

Самое эффективное средство против дурных привычек – их предупреждение. Но если возникла нежелательная привычка, то можно помочь ребёнку освободиться от неё. Это никогда не поздно даже взрослым людям, а маленькому ребёнку сделать это значительно легче, так как он обладает лёгкой обучаемостью и податливостью педагогическим влияниям. Терпение воспитателя, время и поддержка родителей помогают постепенно избавляться от дурной привычки.

Чтобы выработать у ребёнка прочные положительные привычки,

требуется постоянное внимание к созданию условий, при которых ребёнок мог бы изо дня в день тренироваться в правильных, полезных действиях. Даже такой простой навык, как умывание, вырабатывается правильно, если малыш может достать до крана, если в его расположении всегда имеются мыло, полотенце и если взрослый, обучив его последовательности действий, следит, чтобы эта последовательность всегда соблюдалась. Чтобы чистота рук стала потребностью, надо ещё приучить мыть руки после любого загрязнения.

Если ребёнок с малого возраста привыкает убирать за собой вещи, проявляет вежливость к старшим, помогает им и т.п., то эти действия и формы поведения, повторяясь изо дня в день, превратятся постепенно в привычные, естественные, вытекающие из внутренней необходимости.

Привычки у детей могут легко утрачиваться. Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль за ребёнком, как тут же меняется его поведение.

В дошкольный период, когда закладывается фундамент личностных качеств, важно формировать нравственные привычки, которые выражаются в культуре общения, организованности, дисциплинированности, трудолюбии. Это также и привычки гигиенические, помогающие ребёнку выглядеть опрятно и подтянуто, содержать в порядке свои вещи.

Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребёнка в моральных поступках.

Нужные привычки успешно формируются, если выполняются постоянно, в любых условиях.

http://www.moi-detsad.ru/konsultac272.html

Тема:

Подготовила воспитатель:

Н. Л. Щербакова

Консультация для родителей

Нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Воспитание гуманности как качества личности;

Воспитание коллективизма;

Формирование начал гражданственности и патриотизма;

Формирование отношения к труду и трудолюбия.

Условие нравственного воспитания дошкольников.

Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям.

Средства нравственного воспитания.

1. Художественные средства- художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова).

2. Природ (С.Н.Николаева, В.Г.Фокина).

3. Собственная деятельность деей- игра, труд, учение, общение.

4.Атмосфера, в которой воспитывается ребенок.

5.Окружающая ребенка обстановка.

Нравственное воспитание дошкольника начинается с 3-4 лет. Однако подготовка к нему ведется с момента рождения ребенка, когда взрослые регулируют его жизнь по социальным правилам.
Как это происходит?

Ребенка кормят, купают, укладывают спать в определенное время, приучая его, таким образом, к режиму дня – организованности. При общении с ребенком родители используют пантомиму, интонацию речи и мимику – поощряя, осуждая или выражая свои требования к его поведению. Конечно же, малыш еще не понимает их значения – но он прекрасно улавливает интонацию голоса и эмоциональное отношение. Важно в это время включать в общение слова можно и нельзя, подкрепляя их эмоциями: улыбкой – «можно», строгим выражением лица – «нельзя». Правильное формирование ориентировки на эмоции родителей приводит к установлению связи поведения, действия и слова, что способствует в дальнейшем эффективному освоению ребенком социальных норм поведения.

К началу дошкольного возраста у детей развиваются память, речь, мышление, восприятие и возникают первые представления об элементарных нравственных нормах – добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
В возрасте 3-4 лет ребенок входит в сферу нравственных отношений между людьми и начинает нести личную ответственность за их несоблюдение или нарушение.

И теперь перед родителями встает главная задача – как сделать так, чтобы ребенок сам хотел соблюдать нравственные нормы. Как мотивировать его к этому ?

Конечно, проще всего чем-то наградить, наказать или заставить. Наказания и награды невероятно разнообразны. Улыбка, слово одобрения, выразительный строгий взгляд – абсолютно все может служить средством награды или наказания. Дети дошкольного возраста ждут одобрения взрослых и страшатся наказания, а потому изо всех сил стараются соблюдать моральные требования и нормы. Стремление получить, сохранить и упрочить положительное отношение взрослых – один из главных нравственных мотивов дошкольников. Мотив этот часто называют мотивом, ориентированным на социальный внешний контроль.
Однако нравственное воспитание дошкольников , базирующееся только на внешнем контроле спорно, так как ребенок соблюдает моральные нормы не потому, что он «добр, честен и справедлив», а потому – что ему выгодно их соблюдать! Что будет, если контроль ослабнет или исчезнет совсем?

А ведь именно так со временем и происходит. В жизни ребенка образуется пространство, недоступное внешнему контролю, где он остается один на один с нравственными нормами. И если его нравственное поведение опиралось только на внешний контроль – с исчезновением последнего может пропасть и нравственность.

Согласно проведенным исследованиям, при внешнем контроле почти все дети от 3-6 лет соблюдают нравственные нормы. Оказавшись же без присмотра взрослых – нарушают их. Поэтому использовать лишь внешний контроль при нравственном воспитании дошкольника – не конструктивно и опасно.

Какие методы воспитания могут заставить ребенка соблюдать нравственные нормы без внешнего контроля?

  • Лучшие результаты дает «метод смены позиции», основанный на предложении ребенку функций «контролера» – когда ребенок сам должен контролировать соблюдение моральных норм взрослыми, сверстниками и им самим. Что происходит в этом случае понять не трудно – меняется нравственная самооценка ребенка, его отношение к самому себе. Ребенок вырастает в своих глазах и стремится оправдать оказанное ему доверие. А это самый лучший нравственный мотив, приводящий к появлению у ребенка положительного представления о самом себе, независимо от его эмоционального отношения к окружающим, симпатий или антипатий – а главное, совершенно независимо от внешнего контроля. Нравственную самооценку у ребенка можно сформировать и иначе – путем обыкновенного общения с ним на позитивной эмоциональной основе. Дети дошкольного возраста, имеющие длительный положительный опыт общения со взрослыми чаще других совершают нравственные поступки.
  • Далее по эффективности следует «метод вины и прощения», основанный на формировании у ребенка желания самостоятельно исправить последствия своих оплошностей в отношениях с окружающим миром. Прощение проступка взрослыми, оказание доверия «нарушителю» – дают ребенку возможность почувствовать себя достойным внимания и доверия.
  • И последнее место занимает «метод нравственного примера».

Однако это не значит, что нужно использовать только один наиболее успешный метод. Нравственное воспитание дает хорошие результаты только при гармоничном использовании всех методов.

В заключение следует отметить, что нравственное воспитание дошкольников строится на сильнейшем восприятии отношения к ним взрослых. Им хочется, чтобы к ним относились внимательно и доброжелательно, понимали и любили. Дети дошкольного возраста , совершая хорошие или плохие поступки, не задумываются о том, хорошие они или плохие. Оценку их действиям дают родители или воспитатели, придавая их поступкам положительный или отрицательный оттенок. ВАЖНО! Ни в коем случае никогда не разрешайте детям делать то, что потом будет запрещено!

Как видите нравственное воспитание дошкольников процесс противоречивый и сложный – он призван формировать не только прагматическое нравственное поведение, но и нравственность, основанную на потребности детей получить, сохранить и упрочить собственный положительный образ – нравственности устойчивой к изменению настроений и симпатий.
Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности – именно они, окрепнув, станут фундаментом личности ребенка и его надежным ориентиром в сложном человеческом обществе.


Анжелика Горовенко
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Консультация для родителей

Уважаемые родители !

«Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание -

это наша счастливая старость,

плохое воспитание –

это наше будущее горе,

это наши слезы.

Это наша вина

перед другими людьми».

Свое выступление я хочу начать со слов В. А. Сухомлинского «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина ». Россия, Родина , родной край. … До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие» , «безнравственность» , «бездуховность » , мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники . В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна . В современном мире сложилась такая ситуация, что молодёжь потеряла интерес к культуре и не интересуется своими истоками. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства : это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей , педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают , какими впечатлениями обогатят. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка , необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования . Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В заключение хотелось бы сравнить каждого ребенка с цветком. Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.

Поделиться