Блог › Седан проекта «Кортеж. Проект «Кортеж»: все, что известно на данный момент.

22 декабря 2015 Авто

В России в 2018 году пройдут очередные выборы президента, и на этой церемонии инаугурации главу государства повезут на лимузине «Кортеж» отечественного производства.
1

Как выяснили СМИ, на создание проекта "Кортеж" сохранено финансирование, в рамках которого только из госбюджета выделяется 3,7 миллиарда рублей. В Москве уже размещается сборочная площадка лимузинов для первых лиц государства.

Так, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров на днях уже признал, что бюджетное финансирование "не заморозили". "Я не помню, под каким наименованием идет (строка в бюджете), но ничего у нас не заморожено - 3,7 миллиарда рублей, как планировалось, так и есть. Все планы остаются не просто в силе, они реализуются", - рассказал он. Более того, опытный образец, который никому не будут показывать для сохранения интриги и секретности, будет готов уже в январе-2016 года.

2


3

"Мы первую предсерийную партию должны в конце 2017 года ФСО отгрузить, соответственно, на инаугурации увидите", - поделился министр, имея в виду инаугурацию президента России после выборов в 2018 году.

"До настоящего момента точно неизвестно, какой рабочий объем будет у двигателя - 6,0 л или 6,6 л. А вот мощность данного мотора должна будет в пределах 800 лошадиных сил", - уже писала пресса. Журналисты добавляли, что в проекте есть и другие автомобили - "седан, внедорожник и микроавтобус", которые получат турбомоторы "с меньшим рабочим объемом".

4

Кстати, внедорожник и седан из проекта "Кортеж" будут выпускаться серийно - как минимум 5000 единиц в год и будут продаваться даже частным (естественно, очень обеспеченным) лицам. Понятное дело, что частные автомобили серии "Кортеж" не будут оснащаться "президентским" бронированием и спецсвязью (если они, конечно, не будут закупаться на госторгах для руководства органов власти).

5

"Правительство России в июле 2013 года запретило государственные и муниципальные закупки автомобилей иностранного производства", - рассказывали издания, поясняя - речь не идет о российских полных или "отверточных" сборках иномарок. Правда, для высших руководителей все машины, их узлы, агрегаты и самые мельчайшие детали проверяются ФСО и ФСБ на "закладки" и уязвимости.

Эксперты, в том числе мировые специалисты по автомобилестроению, уже признают - марка "Кортеж" (или "автомобиль как у президента") будет очень популярна у обеспеченных бизнесменов и государственных чиновников. Впрочем, речь не о коммерческом проекте - всё-таки впервые с советского времени в России появится "свой" суперавтомобиль, на котором будет ездить глава государства - и машины его сопровождения.

"Как известно, проект "Кортеж" включает себя разработку лимузина для президента РФ, автомобилей поддержки в кузовах внедорожников и микроавтобусов для сопровождающих лиц", - подтверждают специалисты.

6

"Стилизацию под сталинский лимузин ЗИС-115 можно признать вполне удачной: с одной стороны, его мотивы безошибочно узнаются в прототипе по проекту «Кортеж», с другой, у них нет ни одной похожей по форме детали экстерьера", - делятся СМИ, анализируя просочившиеся данные о проекте "Кортеж".

"Естественно, в машинах такого уровня - бронекапсула, системы связи и спецсвязи, мултьимедийные системы, средства защиты от прослушивания и перехвата коммуникаций, системы эвакуации, радиоэлектронной и силовой обороны, а также всевозможные специальные "примочки". Шины, которые даже после шквального обстрела действуют, система дисков, на которых лимузин может ехать без шин, специальный бензобак", - рассказывает человек, приложивший руку к созданию советских и постсоветских лимузинов для руководства страны.

Он добавил, что даже без зачищенной ФСО территории и машин охраны, "что в реальности не бывает", находящиеся в лимузине "должны встретить во всеоружии появление враждебного вертолета, беспилотника, гранато- и пулеметчиков.

Конечно же, спецификации проекта "Кортеж", равно как и подробности бронирования президентского лимузина, систем спецсвязи и прочие тонкости он сообщать не стал.

7

"Точная информация о конструкции «броневиков» держится в строжайшем секрете. каждый автомобиль собирается по спецзаказу. но известно, что на автомобиле установлены специальные шины, позволяющие продолжать движение, несмотря на проколы", - пишут эксперты.

"Самогерметизирующийся топливный бак и система автоматического пожаротушения. как отмечают эксперты, лимузин имеет баллоны с запасом воздуха, что позволит выдержать газовую атаку, скрытые бойницы, отсеки для хранения разнообразного оружия", - добавляют они.

Некоторые специалисты даже сообщают, что "американская машина президента - хороша, если у вас возникли небольшие неприятности, но наша готова к войне". Они поясняют, что "пассажиры автомобиля могут пережить небольшой ядерный взрыв, но на определенном расстоянии".

"Это будет мощь, величие, сила, технологии и безопасность - наверное, такими словами можно описать головной лимузин "Кортежа", - поделился с один из участников разработки проекта "Кортеж", добавив - любое более подробное описание является нарушением государственной тайны.

"ФСО и ГОН должны заранее получить автомобили проекта "Кортеж" для их освоения, для тренировок всех водителей, охраны - у каждого президентского лимузина или микроавтобуса своя динамика, разгон, вес, занос, поведение на дороге же. Нужно учитывать каждый момент для комфортного и безопасного прохождения трасс, на случай ЧП, и так далее",- пояснил он. "Конечно, возможно кто-то "сольет" в СМИ вид проекта "Кортеж" в 2016 году, это появится в СМИ и будет обсуждаться - но "начинку" точно не узнает никто".

8


9


10


11


12


13


14


15


16

Этот текст - один из них. Автомобили семейства «Кортеж» проходят ходовые испытания - об этом в начале мая объявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Речь идет о президентском лимузине и седане бизнес-класса, созданном на его базе. Несмотря на высокую степень готовности, подробности проекта до сих пор держатся в секрете. О судьбе еще двух запланированных членов привилегированного семейства - внедорожника и минивэна, остается только догадываться.

Между тем заявлено, что первая партия машин будет передана Федеральной службе охраны в конце 2017-го. На инаугурации президента России, которая произойдет в апреле 2018 года, «Кортеж» должен присутствовать в полном составе. Кажется, время еще есть, но постройка и испытание целой линейки новых машин в столь сжатые сроки - нелегкая задача даже для ведущих автоконцернов с отлаженным производством. В России же последний правительственный лимузин сошел со стапелей в далеком 1999 году.

Зачем России потребовалось возрождать выпуск машин высшего класса - разбирается «Лента.ру»

Клуб привилегированных

Глава государства должен ездить на отечественном автомобиле - это утверждение верно для большинства развитых государств. Но, как правило, речь идет лишь о бронированных версиях серийных моделей. Немногие страны выпускают специальные правительственные лимузины, а если говорить об оригинальных разработках и традициях их использования, то таких стран на сегодняшний день всего три: США, Китай и Япония. Эти машины как визитные карточки, по ним можно судить о состоянии экономики и промышленности, о притязаниях стран на международной арене.

Скажем, исполинский Cadillac One президента США не только зримо выражает доминирующее положение Штатов в западном мире, но и свидетельствует об определенном кризисе американского автопрома. У именитого производителя, десятилетиями игравшего в высшей автомобильной лиге, в конце 2000-х не оказалось лимузина в модельной линейке. В результате Cadillac One пришлось строить на базе коммерческого грузовичка, из-за чего он вышел, мягко говоря, неизящным.

О лимузине Toyota Century Royal, изготовленном в 2006 году по заказу Императорского японского двора, можно сказать то же, что и о самом императоре, - он максимально консервативен (потолок машины, например, обит рисовой бумагой) и выполняет ряд представительских функций внутри страны. При этом Century Royal, конечно, целиком является плодом японской инженерии и демонстрирует передовой уровень развития технологий. Это предмет гордости, но создан он исключительно для церемониального использования. Премьер-министр Японии в качестве служебного транспорта пользуется более скромным Lexus-LS 600h L.

1 /3

Китайский Hongqi Red Flag L9 («Красное знамя») дебютировал в 2009 году на военном параде в Пекине. Возможно, появление именно этой машины дало старт разработке российского лимузина в 2011 году. Ведь у проектов действительно много общих черт. Как и в России, в Китае члены правительства отказались от отечественных лимузинов в 90-х годах прошлого века, выбрав «немцев». Как и Россия, Китай решил возобновить выпуск машин высшего класса на фоне расширяющегося политического влияния страны.

«Красное знамя» стилистически повторяет Hongqi 50-х годов (в свою очередь, прежний лимузин во многом копировал внешности 21-й «Волги»). Как сообщали СМИ, для «Кортежа» за основу были взяты дизайнерские решения ЗИС-110, первого советского послевоенного автомобиля. Наконец, и Россия и Китай рассчитывают на рыночный успех младших моделей: производной от Red Flag L9 является коммерческая версия L5 - ее стоимость составляет 800 тысяч долларов.

От «Монолита» до «Кортежа»

Однако задумка «Кортежа» по сравнению с «Красным знаменем» кажется более масштабной. Одно дело собирать машину вручную, партиями в десятки штук, другое - запустить серийное производство сразу нескольких моделей. Планируется, что для нужд госаппарата будет выпускаться не меньше 150-200 автомобилей в год, а к 2020-му конвейер должен выйти на ежегодный показатель в четыре-пять тысяч автомобилей каждого типа. Фактически, речь идет о появлении полноценного нового бренда - и объемы финансирования под стать проекту: в 2015-2016 годах они составят около восьми миллиардов рублей.

Предложения сделать машину по упрощенной схеме были отвергнуты еще на ранней стадии обсуждения. Как ни заманчива была идея возобновить сборку каноничного советского «членовоза» ЗИЛ-41047, немного перелицевав машину (проект «Монолит»), в конце концов пришлось признать: на остатках мощностей да с утраченными технологическими цепочками полноценного производства не запустишь. Как тут не вспомнить, что даже выработавшие ресурс парадные кабриолеты ЗИЛ-115В пришлось реставрировать путем трансплантации шасси от американского пикапа GMC Sierra 1500.

Другое предложение, выдвинутое «Группой ГАЗ», заключалось в полном донорстве российского лимузина: предлагаемые варианты рассчитывали использовать в качестве «начинки» Volkswagen Phaeton или Bentley Continental, обшив их новыми кузовными панелями. Однако к тому времени в Минпромторге уже созрело современное видение проекта: производство машины высшего класса должно быть сопряжено с развитием отечественного автопрома. Кроме того, проект должен быть окупаемым. Заимствование тут не годилось.

Роскошь в авангарде

Почему же для модернизации отрасли выбрали дорогой лимузин, а не, скажем, машину бюджетного сегмента? Дело тут не только в национальном престиже. Разнообразные «народные автомобили» были локомотивом автопрома во времена индустриализации, но в эпоху глобальных концернов ставка на низкотехнологичный продукт себя не оправдывала - неизбежная оптимизация убивала любые инновации, в противном случае автомобиль получался слишком дорогим, а значит, неконкурентоспособным.

Отвязавшись от цены, проектировщики одновременно развязывают себе руки, а высокие требования к характеристикам машины могут двигать вперед разнообразные смежные отрасли. Так, уже известно, что пулестойкие покрышки, разработанные для «Кортежа» Нижнекамским заводом шин и Челябинским кузнечно-прессовым заводом, в дальнейшем будут использоваться для унифицированной боевой платформы «Бумеранг».


Разработка «Кортежа» поручена ФГУП «Центральный научно-исследовательский и автомоторный институт НАМИ». Основанный в 1920 году институт практически всю свою историю занимался разработкой опытных образцов - от компактных городских автомобилей до плавающих вездеходов (прототип ЛуАЗа, «Огонек»). Высококлассных инженеров НАМИ не занимать, но, конечно, спроектировать семейство подобных машин с нуля в обозримый срок им не под силу. Процесс растянулся бы на долгие годы, и совсем не факт, что конечный результат отвечал бы ожиданиям.

Для участия в проекте были приглашены Porsche Engineering Group (разработка 6-литрового 800-сильного ДВС), австрийская компания Magna (поставка разнообразных компонентов), Megatech Industries (оптика), Rubig (шестерни и коленвалы) - список иностранных производителей довольно обширный. На начальном этапе доля российских комплектующих едва ли превысит 20 процентов.

Сквозь тернии к импортозамещению

Такой подход, конечно, расхолаживает отношение общества к «Кортежу» - мол, еще одна иномарка для чиновников, да еще втридорога. Однако первый советский лимузин Л-1 практически не содержал оригинальных решений, в печати его открыто называли «советским "Бьюиком"» и выражали гордость за освоение отечественной промышленностью передового образца техники. В конце концов, не так важен процент отечественных комплектующих в начале выпуска, как последующая локализация производства - ведь ради этого «Кортеж» и затевался.

Увы, но с этим пока проблемы: в 2014 году на роль сборщика «Кортежа» претендовали сразу «КамАЗ», «АвтоВАЗ» и «Соллерс» - компания, объединяющая несколько автомобильных заводов: Всеволожский, Елабужский, завод в Набережных Челнах (выпускает автомобили Ford), Ульяновский (марка UAZ) и ряд других автопредприятий. В конце 2014-го было объявлено, что «Соллерс» будет единственным исполнителем «Кортежа» при содействии «Ростеха» и «Росавто».

Однако в апреле 2016 года стало известно о выходе компании из проекта. Причина в том, что первоначальная идея использовать узлы и компоненты «Кортежа» для создания перспективного кроссовера УАЗ оказалась нереализуемой, а уповать на коммерческий успех самого «Кортежа» рискованно. Так что в настоящее время единственной сборочной площадкой для новых российских машин премиум-класса является Завод опытных конструкций (ЗОК) НАМИ, не вполне подходящий для поточного производства.

Он не будет сопровождаться громом сенсаций, но, если вдуматься, этот процесс не менее амбициозен, чем строительство нового космодрома. В конце концов, никто не сомневается в нашем умении запускать в космос ракеты. А вот способность выпускать качественные, современные и, главное, конкурентоспособные автомобили высшего класса - причем не единичные «членовозы», построенные руками мастеров на опытных площадках, а выпускать серийно, - эту способность еще придется доказать.

Проект «Кортеж» нельзя назвать «проектом века», однако он представляет собой весьма амбициозную программу (чего стоят только запланированные расходы более 12 млрд. рублей, при этом непосредственно из бюджета - 3,61 млрд. руб.) создания целого семейства автомобилей, предназначенных для первых лиц государства.

В сегодняшнем обзоре мы разберем, что представляет собой проект «Кортеж», на какой стадии он находится сегодня, а также является ли его создание необходимым.

Идея создания проекта уходит корнями в 2012 , когда после заявления президента России о том, что отечественный автопром приступает к выпуску лимузинов, и было решено дать старт данному проекту. Программа «Кортеж» была разработана Минпромторгом при участии Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). Изначально планировалось, что для Президента будет создано представительское авто производства ЗИЛ - высокозащищенный лимузин, который будет разрабатываться с чистого листа, а для остальных чиновников, как и ранее, Чайка.

Также существует намерение поручить производство части машин возрождающемуся Руссо-Балту и даже спортивному бренду Marussia. Однако самой важной концепцией «Кортежа» является то, что автомобили должны будут появиться в свободной продаже (естественно в несколько измененной комплектации). При этом Минпромторг заявлял, что в перспективе до 2020 года отечественные автомобили могут занять порядка 20% мирового рынка люксовых авто!

Что ж, планы наполеоновские, но только время покажет, что получится на самом деле. С уверенностью можно сказать только одно: Президент государства мирового уровня просто обязан ездить на специальном автомобиле, произведенном его страной. При этом статус обязывает, что лимузин не являлся переделанной серийной моделью, пусть даже такая переработка и будет весьма существенной. Не верите? Давайте посмотрим, как к этому относятся ведущие мировые державы, на чем выдвигаются в поездки их главы, и что содержится в автопарках.


Для Елизаветы II в 2002 г. в Великобритании по спецзаказу были построены два роскошных Bentley State Limousine, прототипом которых послужила премиум версия Arnage. Однако, в отличии от последнего королевские автомобили намного выше шире и длинней. Защита этих авто также соответствуют назначению: королевскую особу защищает набор сложной брони, герметичный салон, системы противодействия нападению с использованием различных вооружений.


Начиная с 2009 г. во время поездок по стране Барак Обама пользуется исключительно президентским лимузином Cadillac. Данное авто только внешне напоминает серийный DTS - полноприводная база от легкого грузового авто несет тяжелобронированный герметичный кузов, который обладает замкнутым циклом жизнеобеспечения, системами противохимической, антибактеорологической защиты, а также имеет системы противодействия вооруженному нападению.


Самобытным лимузином обладает и генеральный секретарь ком. партии Китая - в его распоряжении выпущенный в 2010 г. «Красный флаг» - HongQi CA7600L. Отметим, что китайцы не стали «изобретать велосипед» - облик правительственного лимузина перекликается с обликом предшественника - CA770, выпушенного в 1963 г. Отметим, что CA770 является копией одновременно двух отечественных «членовозов» - ЗИЛ-111 и ГАЗ-13.


Французы, которые не устают хвастаться всем, что произведено в их стране, получили очередной повод для гордости - Франсуа Олланд при планировании поездки может выбирать из бронированных и оснащенных всеми присущими президентскому классу системами Renault VelSatis, Citroen C6, а также Peugeot 607. Несмотря на то, что в гараже французского президента нашлось место даже для выпущенных в 1972 г. раритетных Citroen SM, поддерживаемых в надлежащем состоянии, наиболее часто глава государства выбирает Citroen DS5.


Сравнительно недавно обзавелся лимузином собственного производства и глава Южной Кореи - начиная с 2010г. в его распоряжении находятся бронированных автомобили, основой которых выступили Нyundai Equus.

При этом в состав кортежа Российского президента на сегодняшний день входят исключительно зарубежные автомобили. Колону впереди и сзади сопровождают полицейские автомобили - чаще всего Mercedes E class. Глава страны располагается посреди колоны, его бронированный лимузин Mercedes S600 Pullman Guard в некоторых случаях сопровождает неотличимый по внешнему виду «двойник». По бокам президентский кортеж сопровождают мерседесы S-класса, в середине процессии передвигаются модифицированные Mercedes Geländewagen, в которых располагается личная охрана. Далее следуют несколько VW Multivan, либо Mercedes Sprinter - со спецсвязью, медицинской начинкой и вооружением. В случае успешной реализации проекта Кортеж, каждый из данных автомобилей будет заменен автомобилем отечественного производства.


Вспомним и о кортеже единственного президента СССР: бронированный ЗИЛ-41052 сопровождали автомобили ГАЗ-14 и ЗИЛ-117.

Учитывая вышеизложенное, очевидно, что проект «Кортеж» является вполне актуальной разработкой - если руководители всего мира ездят на лимузинах собственного производства, почему наш возрождающийся автопром не может создать президентский лимузин? Тем более, что для этого теперь уже есть все необходимые предпосылки.

До утверждения проекта Кортеж именитые отечественные автомобилестроители пытались самостоятельно наладить выпуск правительственных лимузинов - прежде всего речь касается ГАЗа и ЗИЛа. ГАЗ совместно с Атлант-Дельта разрабатывал для МО РФ парадные кабриолеты, а также подготовил собственную версию президентского бронированного лимузина. ЗИЛ, начиная с 2004 г. разрабатывал «Монолит» - небронированный лимузин. При первом утверждении проекта Кортеж (без внесения изменений, о которых мы поговорим позже), ЗИЛ получает фактический статус сборочной площадки, ГАЗу достаются функции «ателье».

Основные мощности по созданию и сборке президентских лимузинов должны были размещаться на новом производстве ОАО МосАвтоЗИЛ. Отметим, что на техническое перевооружение предприятия Московское правительство совместно с Сбербанком выделили 10 млрд. руб., при этом плана полной загрузки мощностей пока нет (кроме производства автомобилей в рамках проекта Кортеж, планировалось, что предприятие станет выпускать некоторые зарубежные легковые автомобили). На «плечи» ГАЗа лягут обязанности по выпуску и доводке спецвариантов автомобилей Кортежа - для этого должен инвестироваться в проект порядка 1,1 млрд руб. Немалые расходы отводятся и корпорации Ростехнологии - она должна вложить в запуск мощностей производства не менее 8-ми миллиардов рублей.

Первоначальный проект в качестве базового силового агрегата для правительственного лимузина рассматривал немецкий дизельный RED A03 (6,0л, V12), который был создан российским ученым В. Райхлиным. Примечательно, что на сегодняшний день данный мотор устанавливается на легкие самолеты, однако его вполне можно приспособить и для нужд автомобилестроения. Пока отсутствует единая позиция и относительно комплектации лимузина колесной базой, электроникой, системами безопасности, а также прочими требуемыми компонентами - рассматриваются как отечественные, так и зарубежные поставщики. Отметим, что сумма, заложенная в первоначальном проекте на данные нужды, составляет около 1 млрд. руб. При этом всемирно известные производители закладывают в бюджет в 5-7 раз больше, вдобавок имея в запасе собственные наработки.

Кузов лимузина должен создаваться при непосредственном участии инженеров ВАЗа, участвовавших в разработке ВАЗ-2116 С, прообразом трансмиссии может послужить трансмиссия компании КАТЕ.


Начало производства всех автомобилей проекта «Кортеж» запланировано на 2017 г., при ожидаемом количестве ежегодно выпускаемых автомобилей всех типов 40 000 единиц (включая коммерческие версии). Наиболее эксклюзивными, конечно же, станут ЗИЛы - их будут собирать в количестве не более 200 штук ежегодно. Больше всего должно будет выпускаться минивэнов и кроссоверов Руссо-Балт: около 20 000 ежегодно.

Заметим, что разработка нового семейства президентских автомобилей предусматривает, что в самое ближайшее время глава государства (пока не будет налажено производство лимузинов) пересядет на модернизированные лимузины ЗИЛ, которые уже начали собирать в Нижнем Новгороде.

В свете предстоящей сборки президентского лимузина, мы рассмотрели, в каком фактическом состоянии находятся оба главных завода, и какие из наработок им удалось сохранить. Начнем с ГАЗа: до 1988 г. в специализировавшемся на выпуске Чаек цеху Горьковского завода производили около 150 машин ежегодно. В 1988г. цех был ликвидирован, включая документацию и оборудование. В 2010 году на его территории разместилась Атлант-Дельта - принадлежащая О.Дерипаска (как и сам ГАЗ) с 2000 г. занимающаяся реставрацией раритетных авто. Отметим, что компанию возглавляет Ю.Кружилин, некогда бывший начальником Кремлевского спецгаража, а среди контрактов Атлант-Дельта есть даже обновление парка ЗИЛ-41044 для МО РФ (несмотря на то, что в тендере принимали участие сам производитель, КАМАЗ, ВАЗ, ГАЗ).

Невзирая на получение прямого заказа МО, авто создавались Атлант-Дельтой за деньги ГАЗа. В 2009 г. после окончания всех необходимых испытаний автомобилям был присвоен индекс ЗИЛ-41041 АМГ. Не исключено, что именно выпуск трех кабриолетов стал основной причиной, по которой в Кремле захотели видеть ГАЗ одним из участников проекта Кортеж. Сегодня работы над лимузином находятся в активной стадии - Атлант-Дельта теперь называется Группа-Мастер. Под руководством бывшего главного конструктора легковых авто ГАЗа, А. Горчакова, компания создала собственное производство (на что ГАЗом было выделено более полумиллиарда рублей), штатная численность сотрудников уже превышает 100 человек, а в текущей разработке находится около 25 проектов. Планируется, что ежегодно Мастер-Групп будет собирать 12-ть единиц президентских лимузинов.

Что касается ЗИЛа, то в к концу 70-хх годов предприятие выпускало ежегодно до 25-ти правительственных машин. На сегодняшний день в штате производства представительских авто осталось чуть более 70-ти человек, которые в основном собирают коллекционные модели стоимостью 250-300 тыс. дол. из сохранившихся с советских времен машинокомплектов. За последние несколько лет всего было собрано 8-мь автомобилей. Отдельного внимания заслуживает собственная разработка компании - небронированный лимузин Монолит, который, к сожалению, не попал в проект «Кортеж».

Дизайн салона разрабатывали отечественные специалисты, приборная панель и некоторые другие системы авто были изготовлены заводом Автоприбор. Из иностранных комплектующих собственного ЗИЛовского лимузина, отметим позаимствованные у Audi элементы системы вентиляции, а также кресла Мерседеса S W140. Основным недостатком «Монолита» является дороговизна, из-за которой найти покупателей на него достаточно сложно.

Проект постепенно приближается к фактической реализации: недавно стало известно, что вседорожники для «Кортежа» будут выпускаться на УАЗе, за их производство будет отвечать компания Sollers. Мощности производства должны составить порядка 40 000 экземпляров правительственных вседорожников ежегодно. Прототип внедорожника для проекта «Кортеж» появится в 2015-2016 гг. Также компании Sollers хотят поручить производство микроавтобуса на этой же платформе, однако окончательная информация относительно производителя седанов и минивэнов пока отсутствует. Среди претендующих на данный статус компаний - ГАЗ, ЗИЛ, VW.

Министр промполитики РФ Денис Мантуров утверждает, что в начале 2014 г. был представлен «полномасштабный демонстратор» проекта, а на протяжении года будет окончательно определен состав производителей автомобилей для проекта «Кортеж». При этом решение по определению производственных площадок будет принято в 2015 г. Первый автомобиль проекта (предположительно - седан), должен пройти государственные испытаний к 2017 г., к этому же времени должны быть закончены работы по проектированию и сертификации микроавтобуса и внедорожника. Полная реализация проекта Кортеж должна завершиться к 2018 году.

Отрадным является тот факт, что помимо планового продвижения к выпуску автомобилей для президентского эскорта, проект Кортеж привлекает новых партнеров, включая всемирно известных производителей. Например, всего несколько недель назад стало известно, что участие в проекте примет Porsche Engineering - ей отведена роль инженерного интегратора. На практике это означает, что компания будет отвечать за адаптацию к производству созданных в рамках проекта моделей. Правда, пока не известно, на сколько придется увеличить бюджет проекта ради привлечения подразделения Порше.

Кроме привлечения новых партнеров, проект лишается прежних участников - прекратила свою работу Мarussia Motors, которая должна была заниматься разработкой коммерческих версий лимузина, седанов и минивэнов проекта.

На инаугурации президента России, который будет избран в 2018 году, граждане увидят новый суперлимузин главы государства. Стало известно, как он будет выглядеть и чем станет лучше «мегакадилака» Обамы. Теперь российский лидер будет ездить не на спецверсии Мерседеса «Pulman», а на лимузине российского производства - так называемом «проекте «Кортеж», максимально защищенном, бронированном, оснащенном всеми видами связи.

Как выяснили СМИ, на создание проекта «Кортеж» сохранено финансирование, в котором только из госбюджета выделяется 3.7 миллиарда рублей. В Москве уже размещается сборочная площадка лимузинов для первых лиц государства.

Вот как это будет выглядеть …

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров на днях уже признал, что бюджетное финансирование «не заморозили». «Я не помню, под каким наименованием идет (строка в бюджете - ред.), но ничего у нас не заморожено - 3,7 миллиарда рублей, как планировалось, так и есть. Все планы остаются не просто в силе, они реализуются» , - рассказал он. Более того, опытный образец, который никому не будут показывать для сохранения интриги и секретности, будет готов уже в январе-2016 года.

«Мы первую предсерийную партию должны в конце 2017 года ФСО отгрузить, соответственно, на инаугурации увидите»,- поделился министр, имея в виду инаугурацию президента России после выборов в 2018 году.

«До настоящего момента точно неизвестно, какой рабочий объем будет у двигателя - 6,0 л или 6,6 л. А вот мощность данного мотора должна будет в пределах 800 лошадиных сил» ,- уже писала пресса. Журналисты добавляли, что в проекте есть и другие автомобили - «седан, внедорожник и микроавтобус», которые получат турбомоторы «с меньшим рабочим объемом».

Кстати, внедорожник и седан из проекта «Кортеж» будут выпускаться серийно - как минимум 5000 единиц в год и будут продаваться даже частным (естественно, очень обеспеченным) лицам. Понятное дело, что частные автомобили серии «Кортеж» не будут оснащаться «президентским» бронированием и спецсвязью (если они, конечно, не будут закупаться на госторгах для руководства органов власти).

«Правительство России в июле 2013 года запретило государственные и муниципальные закупки автомобилей иностранного производства»,- рассказывали издания, поясняя - речь не идет о российских полных или «отверточных» сборках иномарок. Правда, для высших руководителей все машины, их узлы, агрегаты и самые мельчайшие детали проверяются ФСО и ФСБ на «закладки» и уязвимости.

Эксперты, в том числе мировые специалисты по автомобилестроению, уже признают - марка «Кортеж» (или «автомобиль как у президента») будет очень популярен у обеспеченных бизнесменов и государственных чиновников. Впрочем, речь не о коммерческом проекте - все-таки впервые с советского времени в России появится «свой» суперавтомобиль, на котором будет ездить глава государства - и машины его сопровождения.

«Как известно, проект «Кортеж» включает себя разработку лимузина для президента РФ, автомобилей поддержки в кузовах внедорожников и микроавтобусов для сопровождающих лиц»,- подтверждают специалисты.

«Стилизацию под сталинский лимузин ЗИС-115 можно признать вполне удачной: с одной стороны, его мотивы безошибочно узнаются в прототипе по проекту «Кортеж», с другой, у них нет ни одной похожей по форме детали экстерьера»,- делятся СМИ, анализируя просочившиеся данные о проекте «Кортеж».

«Естественно, в машинах такого уровня - бронекапсула, системы связи и спецсвязи, мултьимедийные системы, средства защиты от прослушивания и перехвата коммуникаций, системы эвакуации, радиоэлектронной и силовой обороны, а также всевозможные специальные «примочки». Шины, которые даже после шквального обстрела действуют, система дисков, на которых лимузин может ехать без шин, специальный бензобак»,- рассказывает Politonline.ru человек, приложивщий руку к созданию советских и постсоветских лимузинов для руковоства страны.

Он добавил, что даже без зачищенной ФСО территории и машин охраны, «что в реальности не бывает», находящиеся в лимузине «должны встретить во всеоружии появление враждебного вертолета, беспилотника, гранато- и пулеметчиков.

Конечно же, спецификации проекта «Кортеж», равно как и подробности бронирования президентского лимузина, систем спецсвязи и прочие тонкости он сообщать не стал.

«Точная информация о конструкции «броневиков» держится в строжайшем секрете. каждый автомобиль собирается по спецзаказу. но известно, что на автомобиле установлены специальные шины, позволяющие продолжать движение, несмотря на проколы» ,- пишут эксперты.

Наверняка любой мало-мальски интересующийся автомобилями индивид слышал про проект под названием «Кортеж». Безусловно, в его мозгу с этим именем ассоциируется новый лимузин, на котором нынешний (или будущий?) президент нашей необъятной Родины будет рассекать по Кутузовскому проспекту под всполохи синих проблесковых огней. И, в общем, это соответствует истине. Правда, лишь отчасти. Дело в том, что базовым в этом проекте является вариант с кузовом седан. А уже непосредственно президентский автомобиль станет его производной с удлиненной колесной базой и высокой крышей. Но и это еще не все. В перспективе предполагается появление «гражданской» версии чиновничьего седана. То есть автомобиля, предназначенного для реализации на розничном рынке.

Полный размер

На скриншоте, попавшем на страничку сайта rusautomobile.ru, отчетливо виден силуэт будущего седана, форма крышек капота и багажника, а также панелей дверей. И самое главное – лючок горловины бензобака, расположенный с левой стороны. Такую локацию среди европейцев имеют только автомобили марки Bentley. Это что же, история с разработкой стратегического бомбардировщика Ту-4, являющегося точной копией американского В-29 (тогда воспроизвели даже фотоаппарат в кабине летчиков), повторяется?

Но с седаном «на продажу» пока нет ясности. Главным образом, не определен инвестор, взявшийся бы за внедрение столь сложного и дорогостоящего объекта в производство. Ведь, чтобы ему окупиться, необходима хотя бы минимальная серийность. В том смысле, что ежегодный счет выпускаемых машин должен идти на тысячи. Вот только вопрос – найдется ли для автомобиля никому доселе неизвестного производителя столь широкая аудитория? Тут, боюсь, даже пиара от президента будет маловато…


Полный размер

Зона закрытого показа была отгорожена от простых смертных «фанеркой» с тематическими фотообоями и ничто не выдавало происходящего за ширмой, кроме осветительной рампы, совершенно не требовавшейся для якобы пустующих экспозиционных площадей

Мне на той выставке так и не удалось попасть в заветную зону, но моему коллеге, до определенного уровня вхожему в коридоры власти, посчастливилось побывать там. Во многом с его слов, а также ориентируясь на свежие скетчи лимузина, как бы случайно появившиеся месяца полтора назад на официальном сайте НАМИ (и буквально сразу же исчезнувшие с его страниц) и скриншот с рабочей документацией на седан, засвеченный на сайте rusautomobilе.ru , я попытался изобразить последний. То, что получилось, вы можете здесь лицезреть. Но прежде, чем опубликовать рендер, я показал его тому самому коллеге. Его мнение: весьма похоже, за исключением некоторых малозначительных деталей.

Сейчас проходят испытания седана и лимузина серии А. Но на подходе образцы серии В, которые будут максимально приближенны к серийным. Кстати, для изготовления их кузовов уже заказана оснастка в Южной Корее. На экспериментальных машинах пока установлены 4,4-литровые V-образные наддувные «восьмерки» Bentley (ими комплектовали уже снятую с конвейера модель Arnage). Но в будущем их заменят двигатели подобной же конфигурации, разработкой которых сейчас занимаются специалисты НАМИ совместно с мотористами фирмы Porsche Engineering. А вот проектирование силовых агрегатов для бронированных версий (а может и не только) поручено компании Ricardo. Это уже будет V12, причем, по слухам, аж с четырьмя турбокомпрессорами. В качестве трансмиссии выступит 9-диапазонный автомат. И, что самое удивительное, – отечественной разработки. Подрядчик – калининградская фирма КАТЕ. Пока не понятно, будут ли все-таки привлечены к его проектированию иностранные инженеры. Но тут нужно обратить внимание на одну деталь: по некоторым сведениям, совладелицей компании КАТЕ является жена руководителя Ростеха – Сергея Чемезова. Может задействуют конструкторский потенциал отечественного ВПК? Есть повод задуматься…

Но куда интереснее фигура нынешнего главного конструктора НАМИ Вадима Переверзева. Карьеру он начинал на ГАЗе, где приложил руку к разработке так и не добравшегося до конвейера семейства 3103/3104. Позднее, в рамках программы по разработке модели 3107, он вместе с газовскими дизайнерами Игорем Безродных (кстати, автором «Волги» ГАЗ-3111) и Анатолием Шашковым оказался в Италии, а точнее в компании Fiat. Там и задержался. Причем достиг заметных карьерных успехов. В частности он был ведущим конструктором кроссоверов Fiat 500X и Jeep Renegade. Но нынешний вызов для него куда более серьезный. Совершенно другой уровень ответственности. Справится ли?

Ну и совсем свежая информация. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров объявил даты поступления нового «членовоза» в Гараж Особого Назначения – начало 2018 года. То есть аккурат к инаугурации нового президента! Или все-таки старого?

Текст и иллюстрация: Виктор Фомин
Фото: Денис Орлов, сайт rusautomobile.ru, скетчи: сайт НАМИ

Поделиться