«Веселая ярмарка» НОД в подготовительной группе. Конспект нод веселая ярмарка Тема: «Веселая ярмарка»

Ольга Блаженкова
Конспект НОД в подготовительной группе «Веселая ярмарка»

Конспект НОД в подготовительной группе «Веселая ярмарка »

Выполнен Блаженковой Ольгой Геннадьевной.

Цели и задачи :

Продолжать знакомить детей с народными изделиями, воспитывая эстетическое отношение к предметам.

Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности : яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности;

Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности.

Технологии :

Здоровьесбережение

Моделирование

Оборудование : ноутбук с записью электронного письма от Матрешки; конверт с загадками об изделиях русских мастеров; игра «Сложи картинку» -разрезанные на части картинки с дымковским, хохломским и гжельским изделиями; игра-лабиринт «Чей элемент» ; нарисованные изделия хохломских, дымковских и гжельских мастеров с перепутанными фоном и элементами; заготовки изделий хохломских, дымковских и гжельских мастеров и элементы росписи для наклеивания; карандаши, клей, картон.

Ход СООД:

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в детский сад по электронной почте пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно?

Дети : Высказывают свои предположения.

Воспитатель : Послушайте загадку и тогда сможете ответить на вопрос, кто прислал нам письмо.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети : Это Матрешка.

Воспитатель : Правильно, ребята. Это письмо прислала нам Матрешка. Давайте его послушаем.

(Звучит письмо : Здравствуйте, ребята. Помогите мне, пожалуйста. У нас проводится «Веселая ярмарка » и я очень хочу туда попасть. Но для этого мне нужно привезти на ярмарку изделия русских мастеров. Ярмарка уже началась и я не успею изготовить изделия сама.)

Воспитатель : Ну, что, ребята, поможем Матрешке?

Дети : Да!

Воспитатель : Для того, чтобы изготовить игрушки или посуду, нужно знать что и где на Руси делалось. Где делали игрушки, где делали глиняную или деревянную посуду. Вы готовы? Тогда давайте разделимся на команды.

(Дети делятся на три команды)

Воспитатель : У нас будет несколько заданий.

1 задание : «Загадки»

Воспитатель : В первом задании мы узнаем, какие изделия русских мастеров должна привезти на ярмарку Матрешка .

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Дети : Дымковская игрушка.

Воспитатель : Правильно, слушаем следующую загадку.

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке… (Гжель.)

Воспитатель : И эту загадку отгадали, молодцы. Но есть и еще одна загадка. Посмотрим, справитесь ли вы с ней.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

Воспитатель : Молодцы, справились и с третьей загадкой.

2 задание : «Сложи картинку»

Воспитатель : А сейчас задание посложней. У каждой из команд есть конверт с кусочками разбитых игрушек или посуды. Вам нужно сложить их и выяснить, какие изделия на них изображены.

(Дети складывают картинки из кусочков, наклеивают их на картон и называют изображенные изделия и место, где они были произведены)

Воспитатель : Вы, ребята, молодцы. Справились и со вторым заданием. Ну что, готовы открыть третий конверт?

Дети : Да.

3 задание : Игра-лабиринт «Чей элемент»

Воспитатель : У вас на столах лабиринты, где перепутаны дорожки от элементов к изделию. Вы должны прочертить дорожку от гжельского цветка к гжельскому изделию, от хохломского цветка к хохломскому изделию, от дымковского элемента к дымковской игрушке. Посмотрим, какая команда быстрее справится с заданием. Начали.

Воспитатель : А сейчас давайте намного отдохнем.

(Физкультминутка «Посуда» )

Вот большой стеклянный чайник, («Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес. (Сделать большой круг)

Воспитатель : Хорошо отдохнули? Готовы открывать четвертый конверт?

Дети : Да!

4 задание : Игра «Путаница» .

Воспитатель : Художник нарисовал изделия хохломских, дымковских и гжельских мастеров. Но, кажется, он что-то перепутал. Вам нужно найти ошибки и назвать их. Выигрывает та команда, которая найдет больше ошибок.

(Например : дымковская барышня - узор гжельский, а фон желтый (филимоновский) ; хохломская доска - узор городецкий, фон коричневый и т. д.).

5 задание : «Составь узор» .

Воспитатель : Перед каждой командой изделие одного из народных промыслов : гжельский чайник, дымковская барышня и хохломская доска. Но они не раскрашены. На подносах у вас есть элементы гжельской, дымковской и хохломской росписи. Вам нужно выбрать нужные элементы и украсить ими свое изделие.

(Дети выбирают соответствующие своему изделию элементы и наклеивают их на заготовку)

Воспитатель : Ну, что же, ребята, вы выполнили все задания Матрешки. У вас получились замечательные изделия, которые мы отправим Матрешке по электронной почте.

Цели:
1. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
2. Воспитывать детей на народных традициях, показывая, как народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.
3. Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.
4. Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
Предварительная работа:
Разучивание с детьми стихов о дымковских игрушках, рассматривание готовых игрушек.
Материал к занятию:
Гуашь разных цветов, большие тычки, маленькие тычки, шаблоны бумажных лошадок, влажные салфетки, аудиозапись, глиняные дымковские игрушки.
Ход занятия:
Мастерица: Здраствуйте, люди добрые. Очень рада видеть вас у себя в гостях. Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг! Правда, дети, тут красиво? Ах захватывает дух!
Мастерица: Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке веселье,
Люди любят карусели!
Давайте и мы с вами, ребятки покатаемся на каруселях!
Игра «Карусель».
Петрушка: А на ярмарке товары
Продаются самовары,
Продаются вилы, сани
И конфеты и баранки.
Мастерица: Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго не дыша
До чего же хороша
Покупайте-ка игрушки
Барыни, зверюшки.
Посмотрите как живой
Конь красивый, удалой.
Ребята, посмотрите сколько на нашей ярмарке дивных игрушек. Что это за игрушки? (дымковские)
Петрушка: А какие вы знаете дымковские игрушки?
(дети читают стихи про дымковские игрушки)
Мастерица: Молодцы, ребятки. Правильно, конь, индюк, барышня, олень и т. д. – это дымковские игрушки. А где же делают такие дивные, расписные игрушки? (в селе дымково)
Мастерица: Да, делают их в селе Дымково, недалеко от города Вятки, на берегу реки Вятка, делают игрушки из красной глины. Зима долгая, холодная, в печах обжигаются игрушки, а из труб идет дымок. Тепло и уютно в домах мастеров. Давайте мы с вами заглянем в село Дымково и полюбуемся на расписные дома дымковских мастеров. (игра «Третий лишний», два домика дымковской росписи, а третий филимоновский, дети находят лишний домик) .
Петрушка: Кирилл, а как ты узнал что это домики дымковских мастеров?
Ребенок: Узоры эти не простые,
А волшебно расписные
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Петрушка: Ой, а что это тут за чудесный сундучок?
Мастерица: Ребятки, посмотрите, сколько тут белоснежных лошадок. Чтобы они ожили каждый мастер должен нанести дымковский узор на свою игрушку. Давайте займем места в наших мастерских и вспомним с вами какие дымковские узоры мы знаем?
Петрушка: Ребятки, а какого цвета краски мы с вами будем использовать?
А чем мы будем рисовать круги?(большим тычком) А точки? (маленьким тычком)

Дети рисуют под музыку.

Мастерица: На Руси говорили «Кончил дело-гуляй смело». Эй народ становись в хоровод!

Анализ работ.

Мастерица и Петрушка: Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Ребенок: Ой, вы гости дорогие!

У нас подарки расписные.

Писали их старались,

Подарить вам собирались. (дети дарят гостям свои рисунки)

  • Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят, да на новый лад»
  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»

  • Конспект интегрированной деятельности с детьми старшей логопедической группы
    «Веселая ярмарка».
    Цель: закреплять знания, умения и навыки в различных видах росписи. Развивать творческие способности, память, воображение у детей подготовительного возраста. Совершенствовать самостоятельное использование разных приемов росписи. Создать праздничное настроение, развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно - прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Показать через выставку отличия между разными видами росписи.
    Материал: гуашь, баночки с водой, палитры, тряпочки, кисти (тонкие, широкие, плашмя) Предварительная работа: лепка игрушек, посуды из глины, нанесение фона (в
    зависимости от росписи)
    Изготовление посуды из папье маше (нанесение на него фона, в зависимости от росписи). Вырезание по шаблону посуды из картона. Разучивание частушек, пословиц и поговорок о труде. Знакомство детей с народным праздником - гуляньем «Ярмарка». Знакомство детей с разными видами росписи (в течение учебного года), их особенностями, элементами. Составление собственного узора из элементов, например: Городецкой (Хохломской, Дымковской и т.д.) росписи. Развитие творческих способностей, памяти, воображения у детей.
    Музыкальный зал оформлен для проведения интегрированной НОД «Веселая ярмарка». Столы подготовлены для работы детей в «художественных мастерских» (полукругом) на столах стоят заготовки изделий, которые дети будут расписывать, гуашь, баночки с водой, разные виды кистей, тряпочки. На отдельном столе готовые изделия разных мастеров.
    Г ородецкие
    мастера
    Хохломские
    мастера

    Q
    Полхов-
    Майданские
    Дымковские 7)мастера
    Г жельские
    мастера
    Филимоновские
    мастера

    В зале сидит хозяюшка и поет песню. Входят дети в русских костюмах и встают возле хозяйки, затем здороваются и низко кланяются.
    Педагог: Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!
    Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи не ярмарке. Скоро ярмарка, а изделий мало, коли гости пришли, помогите мне.
    Как на Руси водится - вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
    Педагог: Да, мы специально пришли помочь. Правда, ребята? Давайте приниматься за работу. Делу время, а потехе час. А вы знаете поговорки и пословицы о труде?
    Звучит русская народная мелодия. Дети проходят в «мастерские», садятся за столы и начинают работу; вспоминают и произносят пословицы и поговорки о труде (поочередно).
    Была бы охота, заладится любая охота.
    Не будет скуки, когда заняты руки.
    2 ребенок:
    «Не потому ль игрушкой этой Народ так свято дорожил
    Что он свое стремленье к свету
    В фигурки яркие вложил?
    Сегодня игрушек сверкающий ряд
    Выходит насвет показать свой наряд.
    Педагог проходит дальше: А вот и хохломские мастера.
    «Как волшебница жар - птица Не выходит из ума
    Чародейка - мастерица,
    Золотая Хохлома».
    ребенок:
    На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь,
    Ложки золоченые, узоры крученые!
    (Показывает расписанные ложки, попьемаше из картона)
    ребенок:
    Проходите посмотрите!
    Нет изделий краше хохломы нашей!
    (показывает блюдце из попьемаше).
    Педагог: Вы устали мастера, трудиться?
    Не пора ли нам повеселиться?
    Игра.
    У меня есть сундучки, коробки, шкатулки, в них находятся разрезные картинки. Картинки нужно сложить и угадать какая роспись изображена. Чья команда быстрее. А чтобы нам было веселее хозяюшка включите музыку. (Раз, два, три - игру начни.) Дети выкладывают картинки и отгадывают роспись, нарисованную на ней.
    Педагог: Молодцы, ребята, справились с заданием.
    Хозяюшка: Где же наши мастера?
    Вы пожалуйста сюда,
    На места свои садитесь,
    И немного потрудитесь!
    Дети проходят на свои рабочие места и продолжают расписывать предметы.
    Педагог: А в этой мастерской работают городецкие мастера. Послушаем, что
    они рассказывают о своем промысле.
    Делаешь на спех - сделаешь на смех.
    Птицу узнают в полете, а человека в работе.
    Не даром говорится, что дело мастера боится.
    Упорство и труд, все перетрет.
    Труд человека кормит, а лень портит.
    Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
    9. Ремесло не коромысло, плеч не тянет.
    10.Что посеешь, то и пожнешь.
    11 .Каков мастер, такова и работа.
    12.Скучен день до вечера, когда делать нечего.
    Педагог: Пословицы и поговорки - то вы хорошо знаете. Вот мы и посмотрим, как работают наши мастера. (Подходит к филимоновским мастерам.)
    Есть под Тулой деревенька,
    Филимоново зовут.
    И живут там мастерицы,
    Что добро в дома несут.
    И добро там не простое,
    И не злато, серебро.
    Филимоновской игрушкой
    Называется оно.
    Ребенок (мастер): С переливами поет, утром будит весь народ.
    Золотистый гребешок гордо носит петушок. (Показывает своего петушка, которого расписывает.)
    Ребенок (мастер): Конь бежит - вся земля дрожит
    В поле травушка - муравушка ничком лежит. (Показывает коня.)
    Педагог: А теперь мы пойдем к Дымковским мастерам.
    «Есть село большое Дымково назвали.
    Там любили песни, пляски.
    В селе рождались чудо - сказки.
    Вечера зимою длинны,
    И лепили там из глины.
    Все игрушки не простые
    А волшебно расписные».
    1 ребенок: Хороша игрушка расписная,
    Вся поет, бесхитростно светла.
    И видна мне радость молодая.
    Ставшего искусством ремесла.
    ребенок: «Если взглянешь на дощечки,
    Ты увидишь чудеса!
    Городецкие узоры Тонко вывела рука».
    ребенок: «Городецкий конь бежит
    Вся земля вокруг дрожит!
    Птицы яркие летают.
    И кувшинки расцветают».
    (Показывают расписные доски)
    Педагог проходит дальше: «А чем занимаются полхов - майданские мастера?»
    ребенок: «Взял я в руки кисть и краски,
    Стал волшебником из сказки.
    На матрешке яркий сарафан Расписан под Полховский Майдан.
    ребенок: На Кургане пышно маки расцвели.
    Украшения для всей родной земли.
    А на Полховом Майдане детвора
    Мастерит игрушки с самого утра.
    Педагог: А что нам скажут про свои изделия гжельские мастера?
    ребенок: Синие птицы по белому небу.
    Море цветов голубых,
    Кувшины и кружки - быль или не быль?
    Изделии рук золотых.
    ребенок: Синяя сказка - глазам загляденье.
    Словно весною капель Ласка, забота, тепло и терпенье Русская звонкая Гжель!
    Педагог: Вот и закончили свою роспись народные умельцы. Кончил дело - гуляй смело!
    Солнце разгорается, наша ярмарка открывается. Всех на ярмарку зовем. (Звучит русская народная мелодия «Хоровод», дети проходят в ворота на ярмарку, и садятся на стульчики.)
    Педагог: Вдоль ярмарки во конец Шел удалый молодец
    Не товар продавать
    Себя людям показать.
    (Несет ложки на поддоне (на веревочке на шеи)
    Коробейник (мальчик): Ложки, ложки, расписные ложки. Кто хочет поиграть немножко. (Оркестр и частушки)
    Педагог: Солнце закатилось
    Наша ярмарка закрылась.
    (Дети и педагог прощаются с гостями и уходят).
    Частушки.
    Выхожу и начинаю
    Я для Вас частушки петь,
    Затыкайте гости уши
    Чтоб со стульев не слететь.
    Я просил коня у папы,
    Он ответил: «Не шути»
    Не до шуток, милый папа,
    Хоть из Дымково купи.
    Ярко губы я накрашу,
    Брови сажей подведу,
    Будто дымковская дама
    Я по улице пойду.
    Я в витрине увидала
    Расписную хрюшечку
    Папа вынул всю зарплату
    И купил игрушечку.
    Пароход плывет по вятке,
    Не слыхать его гудков,
    Потому что заглушает
    Его дымковский свисток.
    Вы прослушали частушки,
    Мы спасибо говорим
    Вас, мальчишки и девчонки,
    И гостей благодарим.

    Интегрированное занятие на тему: «Веселая ярмарка»

    Подготовительная к школе группа

    воспитатель по изодеятельности

    «Детский сад «Золотой ключик»

    г. Югорск
    Программные задачи:

    Образовательные:


    1. Учить детей выделять характерные особенности филимоновского, дымковского и городецкого промысла

    2. Продолжать расписывать деревянные изделия городца, игрушки дымковские и филимоновские свистульки.

    3. Совершенствовать умение детей замечать сочетание цветов, расположение элементов узора.
    Развивающие:

    1. Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме.

    2. Развивать художественный вкус, любовь и интерес к народному творчеству.

    3. Развивать мелкую моторику рук.
    Воспитательные:

    1. Воспитывать уважение и любовь к труду народных умельцев.

    2. Воспитывать интерес к устному народному творчеству: пословицы, поговорки, частушки, хороводы.

    3. Воспитывать радость творчества.

    Предварительная работа:


    1. Беседа с детьми о декоративно-прикладном искусстве.

    2. Рассматривание иллюстраций декоративно-прикладного искусства.

    3. Рассматривание изделий мастеров дымковской, городецкой, филимоновской, хохломской росписи.

    4. Знакомство с элементами росписей народного декоративно-прикладного искусства.

    5. Оформление выставки.

    6. Дидактическая игра «Составь узор», «Домино», «Орнамент», «Назови роспись».

    7. Рисование элементов городецкой, дымковской, филимоновской, хохломской росписи.

    8. Лепка из глины дымковских и филимоновских игрушек.

    Ход занятия:
    В горнице сидит хозяйка и поет песню. Входят дети в русских костюмах и встают возле хозяйки, здороваются и делают низкий поклон.
    Воспитатель: Здравствуй Хозяюшка, встречай гостей!
    Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости прошу в мою избушку. Изба у меня просторная, светлая всем места хватит. Вот сижу работу делаю для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, а изделий мало, коли в гости пришли, помогайте мне. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
    Воспитатель: А мы готовы помочь. Правда, ребята.
    Хозяйка. Ребята, вы были когда нибудь на ярмарке? Что такое ярмарка.

    Ответы (Это шумный большой базар, на котором продают свои изделия народные умельцы, катаются на каруселях, смотрят представления веселых скоморохов, играют, состязаются, покупают сладости).
    Хозяйка: Молодцы! Давайте мы сейчас посмотрим ярмарку (видеозапись).

    У нас сегодня тоже ярмарка и вы сейчас на некоторое время станете народными умельцами. Согласны помочь мне. Покажите свое мастерство. Давайте приниматься за работу. Делу – время, а потехе – час.

    Звучит русская народная мелодия. Дети проходят за столы. Начинают работать.
    Хозяйка: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о труде?

    Была бы охота, заладится любая работа.

    Что посеешь, то и пожнешь.

    Не будет скуки, когда заняты руки.

    Не даром говорится, что дело мастера боится.

    Каков мастер, такова и работа.
    Хозяйка: А давайте сейчас посмотрим как работают наши филимоновские мастера. (На фоне видио о филимоновке дети читают стихи).
    Ребенок 1 . Есть под Тулой деревенька

    Филимоновка зовут и живут там мастерицы

    Что добро в дома несут.

    И добро там не простое и не злато серебро

    Филимоновской игрушкой называется оно.
    Ребенок 2 . Сильно вытянутые шеи и ковры как жираф

    И медведь что Змей Горыныч

    Только это просто так

    Чтобы звери, птицы, кони, барашки, солдаты и коровы, и медведи нравились ребятам

    Чтоб добром и красотою сердце согревало

    И чтоб сказки ни когда нас не покидали.
    Хозяйка : А что нам расскажут про свои игрушки дымковские мастера?

    (На фоне записи)
    Ребенок 1 : Точно в дымке все кругом,

    Голубые дали и село большое

    Дымково назвали.

    Там любили песни пляски

    В селе рождались чудо сказки.
    Ребенок 2 : Вечера зимою длинны и

    Лепили там из глины

    Все игрушки не простые

    А волшебно-расписные

    Белоснежны как березки,

    Кружочки, клеточки, полоски

    Простой казался бы, узор,

    Но отвести не в силах взор.
    Хозяйка: Послушаем Городецких мастеров (Слайды)
    Ребенок 1 : Есть на Волге город древний

    Под названьем – Городец

    Славится по всей России

    Своей росписью, творец.

    Распускаются букеты,

    Ярко красками горя,

    Чудо - птицы там порхают,

    Будто в сказку нас зовя.
    Ребенок 2: Если взглянешь на дымочки,

    Ты увидишь чудеса!

    Городецкие узоры

    Тонко вывела рука!

    Городецкий конь бежит,

    Вся земля под ним дрожит!

    Птицы яркие летают,

    И кувшинки расцветают!

    Хозяйка: Вот и закончили свою работу народные мастера. Кончил дело – гуляй смело. Солнце разгорается, наша ярмарка открывается. Всех на ярмарку зовем. (Ходят дети на ярмарке).
    1 Скоморох: Внимание! Внимание!

    Народное гуляние.

    Торопись честной народ

    Всех нас ярмарка зовет!
    2 Скоморох: Что за праздник! Что случилось!

    Просто ярмарка открылась!

    Шутки, смех со всех сторон

    Музыкальный перезвон.
    1 Скоморох: Почтеннейшие господа!

    Пожалуйте к нам сюда!

    Привезли мы на базар

    Раздиковенный товар.
    Под музыку выходят девочки на танец с платочками.
    Хозяйка: Это показали свой товар Павлопосадские мастера. Из давно по старой традиции платок главное украшение русской женщины. Раньше многие женщины носили платки не только на голове, но и на плечах. Носят, эти платки и сейчас. Павлопосадские платки известны и в других странах. Потому что они необыкновенно нарядные, веселые и красивые.
    1 Скоморох: А хотели бы вы мальчики и девочки, покататься на карусели.
    2 Скоморох: Закружили, завертели колесо на карусели. Весело весело всем на ехать весело.

    «Ели – ели, ели – ели, закрутили карусели

    А потом, потом, потом

    Все бегом, бегом, бегом,

    Тише тише не бегите,

    Карусель остановите –

    Раз два, раз два, раз два

    Вот и кончилась игра.
    Хозяйка: А сейчас мы хотим узнать как хорошо вы умеете отгадывать загадки:


    1. Ростом разные подружки
    Но похожи друг на дружку

    Все живут друг в дружке,

    А всего одна игрушка (матрешка)


    1. Все листочки как листочки
    Здесь не каждый – золотой!

    Красоту такую люди

    Называют (Хохломой)

    Скоморох 1:

    1. Кофточки цветные, юбки расписные

    Шляпы - трехэтажные, статные и важные. (Дымковские игрушки)
    2. Нас слепили мастера

    Нас раскрашивать пора!

    Кони, барышни, барашки –

    Все высокие и статные.

    Сине-красные полоски

    На боках у них видны. (Филимоновская игрушка)
    Скоморох 2:


    1. Синяя сказка – глазам загляденье,
    Словно весною капель

    Ласка, забота, тепло и терпенье –

    Русская звонкая (Гжель)


    1. Вятка вздрогнула от свиста
    Всяк свисток к губам прижал

    И пошла базаром сказка

    Родился в веселый час

    Вятский праздник – «Свистопляс»
    1 Скоморох : Вынимайте земляки

    Поскорее кошельки.
    2 Скоморох : Тут поют свои частушки

    Знаменитые игрушки
    (Девочки исполняют частушки)


    1. Мы игрушки расписные
    Хохотушки вятские

    Щеголихи слободские

    Кумушки посадские.


    1. У нас ручки крендельком
    Щечки будто яблочки.

    С нами из давно знаком

    Весь народ на ярмарке.


    1. С лентами, бантами
    Под руку с франтами

    Мы гуляем парами,

    Проплываем парами.


    1. Барышни красивые,
    Очень-то смешливые

    На плечах-то шубка

    Да с оборкой юбка.
    Хозяйка: Ребята гости дорогие вы догадались эти частушки о дымковских игрушках.
    Хозяйка: Вдоль ярмарки во конец

    Шел удалой молодец

    Не товар продавать

    Себя людям показать.
    1 реб . На мой товар полюбуйтесь,

    Только не торгуйтесь!

    Ложки золоченые, узоры крученые!


      1. реб. Налетайте, налетайте,
    Покупайте, покупайте!

    Нет изделий краше Хохломы нашей!
    Хозяйка : Ребята, а почему хохлому называют золотой?
    (Потому, что на хохломской посуде много золотого цвета).
    Хозяйка: Но только ли золотой цвет мы видели в хохломской посуде? Какими цветами пользовались мастера при росписи своих изделий?
    (На хохломских изделиях есть и черный и красный и еще встречается зеленый).
    Хозяйка: А каковы основные элементы хохломской росписи?
    (Это травка, завитки, ягоды – смородина, клубника, земляника, малина, гроздья рябины).
    Хозяйка: Велика Россия наша

    И талантлив наш народ

    О Руси родной, умельцах

    На весь мир молва идет.
    Скоморохи: «Самый смелый» (Игра с ложками)
    1 Скоморох : «Мы на ярмарку собирались. Долго- долго наряжались. Поиграть хотим немножко. Ну-ка разбирайте, звонкие резные ложки (Под музыку дети пляшут, затем кладут ложки и бегут по кругу. Вед. убирает несколько ложек музыка останавливается).
    2 Скоморох : «А теперь не зевай и быстрее ложку поднимай».

    Выбывает кто не успел.
    Ребенок: Ой, вы гости дорогие!

    У нас игрушки расписные

    Писали старались

    Показать вам собирались

    (Дети показывают свои работы)
    Общая пляска.
    1 Скоморох : Ой, да наплясались мы с вами на ярмарке. А вам дети за ваши сердца добрые, да за руки золотые, угощение (угощают детей, сушками, конфетами, бубликами, пряниками).
    2 Скоморох : Отдохнули все по праву?

    Мастерам воздали славу?

    Что ж теперь домой пойдем

    Что узнали не забудем

    Долго - долго помнить будет!

    Конспект развлечения
    «Ярмарка. Золотая хохлома»
    (в подготовительной группе)

    Цель: познакомить детей с орнаментом хохломской росписи.Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, через художественную деятельность.

    Задачи:

    • Социально-коммуникативное: формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
    • Речевое развитие: обогащать словарь ребенка (хохломская роспись, завитки, травники, скоморохи, мастер).
    • Познавательное развитие: закрепить знания детей о декоративно- прикладном искусстве, хохломская роспись.
    • Художественно-эстетическое развитие : продолжать развивать технические умения детей - умело пользоваться кистью (рисовать концом кисти и всей кистью). Развивать художественный вкус, воображение, творческий подход к работе. Закрепить умение использовать в узоре, растительные и зооморфные элементы хохломской росписи, располагать их с учетом формы предмета.

    Предварительная работа: знакомства с декоративно-прикладным искусством. Знакомство с иллюстрациями и издельями с хохломской росписью. Чтение и разучивание стихов, пословиц, поговорок и частушек о народном творчестве. Беседы об истории возникновения хохломской росписи. И рисование элементов росписи.

    Материал: бумажные силуэты посуды, иллюстрации с изображением схем рисования элементов хохломской росписи, кисти, гуашь.

    Оформление: Предметная среда оформлена в виде ярмарки (самовар с сушками, расписные платки, посуда, игрушки из дерева, расписанные по мотивам хохломской росписи).

    Примерный ход деятельности

    1.Организационый момент. Мотивация.

    Воспитатель облачен в русский народный костюм, кокошник и фартук с элементами росписи хохломы. Зазывает детей:

    Солнце яркое встаёт,

    Спешит на ярмарку народ,

    А на ярмарке товары:

    Чашки, ложки, самовары.

    1. Приглашение на ярмарку.

    Цель : закрепить интерес детей к дальнейшим событиям.

    Воспитатель: Приглашает детей пройти на ярмарку.

    — Вы бывали когда-нибудь на ярмарке? (звучат ответы детей)

    — Что делают на ярмарке? (продают посуду, фрукты, украшение и многое другое).

    Еще на ярмарке показывают свое мастерство народные умельцы. У нас готова для ярмарки разная посуда: вазы, ковши, утятницы, солонки, чашки, разделочные доски и другие предметы. Они не расписаны, сегодня мы с вами побудем народными умельцами и всю посуду распишем хохломскими узорами.Прежде чем приступить к работе, воспитатель предлагает вспомнить особенности хохломской росписи.

    Листья реют, не редея,

    От дыхания земли.

    Входят в царство Берендея,

    В мир волшебной хохломы!

    Эту красоту подарила нам земля Нижегородская!

    Вся посуда не простая, а словно золотая! С яркими узорами, ягодами и листочками!

    — Из какого материала мастера делают посуду? (из дерева, из липы, из березы)

    — А вы знаете, почему Хохлому называют золотой? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одном предмете — это фон, на другом листья, ягоды, цветы в узорах).

    — Какие цветы используют художники в росписи? (Красный, черный, желтый и может присутствовать зеленый).

    — Какие цвета мастер использует для фона? (Красный, желтый, черный)

    — Назовите элементы узора в хохломской росписи? (Завитки, травинки, капельки, сосульки, листочки, ягодки).

    — А какие ягодки, рисуют мастера? (Малину, клубнику, рябинку, вишенки, крыжовник, бруснику).

    1. 3 . Русская народная игра «Сиди, сиди Яша»

    Цель: приобщить детей к истокам русской народной культуры, через русскую народную подвижную игру.

    Воспитатель -на Руси люди умели хорошо поработать и весело отдохнуть, недаром они говорили: «делу время- потехе час»

    Сейчас мы с вами тоже поиграем, а затем и поработаем.

    Ход игры:

    Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и говорят:

    Сиди, сиди, Яша,

    Ты забава наша,

    Погрызи орехи.

    Для своей потехи.

    Яша делает вид, будто грызет орехи. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

    Свои руки положи,

    Имя правильно скажи.

    По окончанию слова Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадывает, то становится водящим и игра продолжается.

    — Молодцы. Понравилась вам игра. Но как говорится: делу время, а потехе час. Сейчас я вас приглашаю в мастерскую побыть мастерами, выбирайте наиболее понравившиеся силуэты посуды и начинаем её украшать элементами хохломской росписью.

    1. Продуктивная деятельность

    Цель: развить творческие способности детей через художественную деятельность.

    — С чего начнете? (с фона изделия и с каймы верху и внизу)

    — Что будите рисовать после? (завиток- главный элемент хохломской росписи, потому что на нем рисуют все остальные элементы)

    Что будем изображать на завитке сначала, что потом? (сначала крупные элементы: листочки, ягодки, затем — мелкие элементы: капельки, травку, завитки).

    Молодцы ребята, все знаете, как настоящие мастера.

    1. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»

    Цель: развить мелкую моторику, подготовить руки к рисованию. Закрепляет позитивный настрой на выполнения задания.

    Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни (дети смотрят на раскрытые ладошки и вертят ими).

    И вот эдак, и вот так, не обидятся никак (потирая кисти рук).

    Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

    Не сидится им опять (встряхивание кистями).

    Постучали, повертели,

    Рисовать мы захотели.

    А теперь мастера за работу вам пора. Начинайте украшать силуэты хохломскими узорами.

    Вовремя рисования тихо звучит русская народная мелодия.

    После окончания работы, дети раскладывают на импровизированный прилавок свои рисунки.

    1. Русский народный фольклор, частушки.

    Цель: Познакомить детей с художественным самодеятельным творчеством народа. Приобщить к исполнению частушек.

    Воспитатель, предлагает детям, пока сохнут работы, самим повеселится и народ повеселить, спеть частушки.

    Все листочки, как листочки,

    Здесь же каждый золотой.

    Красоту такую люди

    Называют хохломой

    Бабка деда не встречает

    Бранью или лаской-

    Целый день горшки рисует

    Золотистой краской.

    Хохлома да хохлома-

    Разукрашу все дома,

    А потом всю улицу,

    Петуха и курицу

    Я вчера такое видел-

    Не расскажешь никому!

    Сидит заяц на березе

    И рисует хохлому.

    ***

    Ой, Россия, ты, Россия,

    Слава не убавилась:

    Хохломскою росписью

    На весь мир прославилась.

    1. Итог «Закрытие ярмарки»

    Воспитатель: посмотрите, какая чудесная получилась посуда- яркая, красочная, праздничная, как у настоящих мастеров.

    У каждого получился свой неповторимый узор. Как красиво выполнены завитки, они нарисованы плавно безотрывно. Получились красивые узоры, удачно выполнены цветы, листочки. Молодцы ребята, вы все очень хорошо постарались!

    Воспитатель: А теперь мастера, становитесь за прилавок, будем продавать.

    Народ собирайся, наша ярмарка открывается. А помогут нам завлечь народ скоморохи.

    1- ый скоморох: Подходите, подходите и глаза свои протрите

    Все товары хороши, выбирайте для души.

    2- ой скоморох: Весело-весело мастерит все село.

    Кружки толкушки, веретена, игрушки.

    Везём на базар расписной товар.

    Покупайте дружно, что кому нужно.

    Воспитатель: все ребята молодцы потрудились от души.

    — Гости подходите, работы посмотрите.

    — Гости дорогие, довольны ли вы сувенирами?

    — А дети наши довольны? (дети отвечают)

    — Отлично! Ярмарка закрывается, с гостями прощаемся, до новых встреч, до свидания!

    Название: Конспект фольклорного развлечения в подготовительной группе «Ярмарка. Золотая хохлома»
    Номинация: Детский сад Конспекты НОД, занятий/фольклор


    Должность: воспитатель
    Место работы: МАДОУ д/с №172
    Месторасположение: г.Тюмень

    Поделиться