Описание игры дочки матери. Cюжетно ролевая игра первой младшей группе. Игры юных мастериц

Конспект

сюжетно-ролевой игры

«Дочки-матери»

(для младших дошкольников)

Составила:

Цели и задачи:

Учить ребенка принимать на себя роль мамы;

Развивать предпосылки социальной деятельности в игре.

Игровой материал: кроватка-качалка, кукла в русской национальной одежде, постельные принадлежности, предметы верхней одежды по сезону, кукольная посуда.

Игровые роли: мама, бабушка.

Предварительная работа:

    игровые занятия «Оденем куклу на прогулку»,«Купание куклы», «Напоим куклу чаем». Пластический этюд «Укачаем куклу». Инсценировка «Больная кукла», «Кукла танцует». Чтение стихов: «Мама» А. Барто, «Игра в куклы» Л. Квитко, «Маша обедает» С. Капутикян. Рассматривание картины «Игра с куклой» и. Музыкальная деятельность: хоровод «Прогулка с куклой».

Вариант развития сюжета.

В уголке «Русская изба» стоит кровать-качалка с постельными принадлежностями, украшенные смоленским кружевом и народной вышивкой. В середине стоит стол, сервированный кукольной посудой.

Воспитатель обращает внимание детей на куклу в зимней одежде, валенках, сидящую на саночках.

Наша Маша маленька.

На ней шубка аленька.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Воспитатель: Хорошо дочка погуляла. Щёчки у Маши розовые. Настя, ты такая хорошая мама, раздевай дочку после прогулки. А я буду бабушкой (завязывает платочек, одевает фартук) и пойду накрывать на стол.

Мама-Настя раздевает дочку, воспитатель побуждает ребёнка проговаривать свои действия, называть предметы одежды.

Бабушка: Я приготовила обед, надо доченьку накормить.

Мама моет кукле руки перед едой (если нет, то бабушка-воспитатель говорит: «Давай, внучка, вымоем руки чисто-чисто»).

Ай, лады, лады. лады,

Не боимся мы воды,.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Вытрем руки сухо-насухо, каждый пальчик.

Час обеда подошёл,-

Ну-ка, быстренько

Мама сажает дочку за стол. Бабушка наливает суп, даёт хлеб (предмет-заместитель), кормят дочку с ложечки, вытирают лицо салфеткой.

Бабушка: Что-то доченька зевает, наверное ей пора спать.

Мама раздевает дочку, оставляя её в расшитой по мотивам смоленской вышивки рубашке, укладывает куклу в кроватку-качалку.

Бабушка: А я спою внучке колыбельную:

Баю-баюшки-баю, тебе песенку спою.

Спи-ка, Маша, Бог с тобой,

Вьется Ангел над тобой,

Над твоею головой,

Да над милой дорогой.

Крылышком помахивает,

Тебя спать укладывает,

Люлюшку покачивает.

Глазки милые сомкни,

Ручки белые прижми,

Ничего не говори,

Только в люлечке лежи.

Богородица пришла,

Сон Машутке принесла.

А ты, Ангел, с небеси

Дрёму поскорей неси

Для милой хорошей

Девочки пригожей.

Спи-ка, Маша, успокойся,

Глазки ангельски, закройтесь.

Твои ангельски глазка

Целовала два разка.

Спи-ка, Маша, со Христом

Под серебряным Крестом.

Поскорее ты усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Спи-ка, Маша, Бог с тобой,

Божья милость будь с тобой.

Когда дочка уснёт, ребёнок-мама и воспитатель-бабушка на цыпочках уходят из уголка «Русская изба». Игра может быть продолжена. Дети могут разбудить дочку, одеть её, напоить чаем, одеть на прогулку и т. д.

обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья » .

семье , об обязанностях членов семьи .

Развивать интерес к игре.

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет .

Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи .

Способствовать установлению в игре ролевых

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери» Цель : обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету « Семья » .

Программное содержание :

Закреплять представления детей о семье , об обязанностях членов семьи .

Развивать интерес к игре.

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет .

Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи .

Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.

Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду .

обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету « Семья » по ситуации – поход в парикмахерскую, поход в магазин;

учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимый игровой материал и атрибуты.

развивать ролевую речь ; (коммуникативные действия)

побуждать развивать несложные сюжеты с 2-3 ситуациями (посещение парикмахерской и магазина). Регулятивные действия.

формировать доброжелательные взаимоотношения. Личностные универсальные учебные действия.

Материалы :

Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, телефон, игрушечные инструменты для мальчиков (молоток, отвёртка и пр. строительный конструктор, большие машины для того, чтобы возить грузы).

Туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, фен, пелерина, халат для парикмахера, пустые флакончики из под лака для волос, шампуня, набор «Парикмахер» , альбомы с причёсками, журналы, заколки, банты

Касса, наборы продуктов, игрушки, газеты, книги, и др. спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка, счётная машинка, весы, пакеты, предметы – заместители

1.Беседа. Воспитатель читает стихотворение:

Кто мне песенку споет?

Кто рубашку мне зашьет?

Кто меня накормит вкусно?

Кто смеется громче всех,

Мой, услышав звонкий смех?

Кто грустит, когда мне грустно?

Мама!

Дети, о ком я прочитала вам стихотворение?

Как вы думаете, что такое семья?
Дети: Это когда все живут вместе в одном доме, много человек живут вместе.
Воспитатель: Кто есть в семье?
Дети: Мама, папа, дедушка, бабушка, сестричка, братик.
Воспитатель: Какие обязанности у папы?
Дети: Забивать гвозди, смотреть телевизор, трудиться на работе.
Воспитатель : Какие обязанности у мамы?
Дети: Моет посуду, варит кушать, читает сказки, стирает, ходит в магазин.
Воспитатель : Что делает их ребенок?
Дети: Играет.

Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».
3.Распределение ролей.
Воспитатель : Распределим роли: сначала выберем, кто будет папой, кто мамой, бабушкой, дедушкой, братьями, сёстрами. (Распределение ролей по желанию детей).
Воспитатель : А что еще нужно для игры?
Дети: Нам надо выбрать место для игры.
Воспитатель : Правильно. (Выбор места игры).
Дети: Мы будем играть в кукольном домике.
Воспитатель: Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.
4.Совместная с воспитателем игра .
Воспитатель : Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой живут в этом домике. Что делает утром мама?
Дети: Готовит завтрак.
Воспитатель : Что делает папа?
Дети: работает.
Сейчас мы с вами определим, кем будет работать наш папа. Наш папа будет работать строителем, он работает на стройке, вместе со своими товарищами, т.е. бригада строителей, в которой есть ещё шофер, который будет подвозить им грузы. (Распределили роли).
Наша мама ходит в магазин, чтобы покупать продукты, необходимые для приготовления пищи. Выберем продавца.

Так же мама с дочкой и папой могут посещать парикмахерскую, значит, нам нужно определиться с выбором парикмахера.

Распределили роли, теперь можно приступать к исполнению обязанностей.

Мама готовит завтрак, кормит семью. Папа собирается и уходит на работу. Мама собирается в магазин, покупает продукты.

Сестра звонит в парикмахерскую, чтобы записаться на приём (ведётся диалог. Роль парикмахера может взять на себя воспитатель).

В это время разворачивается сюжет на стройке. Подвозятся грузы, ведётся строительство). Что же происходит в квартире? Мама готовит обед, чтобы успеть накормить папу. Дочка наводит порядок в комнате, на кухне моет посуду, играет с куклами, переодевает их. Игра продолжается тем, что приходят папы домой с работы их нужно покормить обедом, ужином. Ведётся непринуждённая беседа за столом. Дети играют свободно общаясь друг с другом.
5. Итог.
Воспитатель : Дети, вам понравилась игра?
Дети: Очень.
Воспитатель : Что понравилось больше всего?


Материал предназначен для учащихся 1 класса коррекционной школы. Нередко причиной неготовности к школьному обучению является то, что ребенок застрял в предметной деятельности. А чтобы помочь ребенку «перешагнуть» кризис семи лет, необходимо использовать методы развития воображения. Одним из таких методов является режиссерская игра, которая помогает детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм.

Ребенок организует деятельность как режиссер строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия. Он играет по придуманному сюжету, а его партнеры - игрушки и их заместители не имеют своих желаний и интересов. Воспитатель участвует в игре в качестве зрителя, наблюдателя, который по ходу игры задает вопросы. Они стимулируют режиссерскую игру, направляет ее, уводит от простого манипулирования предметами: (Что было дальше?, Кого они встретили?, Что с ними случилось?), т.е. воспитатель помощник в реализации игровых замыслов.

Характеристика играющих детей . 1 ребенок - ученица 1 класса коррекционной школы- интерната 7 вида- Света,7 лет.

1. Цели:

Способствовать социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действиями и поступками;

Развивать самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;

Помогать приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной деятельности;

Формировать у ребенка адекватную самооценку. Что является необходимым компонентом учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

Учить преодолевать трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость.

2. Обоснование достижения цели . Ребенок организует деятельность как режиссер строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия. Ребенок играет по придуманному сюжету, а его партнеры - игрушки и их заместители не имеют своих желаний и интересов. Такая игра даёт возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.

3. Характерные особенности игры . Артистами являются игрушки, а ребенок управляет ими. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа. Меняется интонация, громкость голоса, ведется ролевой диалог, который сопровождается действиями. Здесь ребенок реализует себя с позиции исполнителя, сочинителя, режиссера и зрителя.

4. Подробное описание игры. Света взяла две куклы: маму и поменьше дочку, а также кусочки поролона квадратной формы, кусочки ткани, игрушечные стулья и стол, чайный сервис. Она обустроила «домик» в углу игровой комнаты, на диванчике.

Воспитатель. Света, во что ты играешь?

Света. В дочки-матери.

Она уложила куклу спать, почитала ей сказку за куклу- маму. Кукла- мама поцеловала дочку перед сном. Через некоторое время она снова подходит к кроватке и начинает будить куклу- дочку, ласково приговаривая за куклу- маму: «Вставай, доченька, пора в садик». Затем девочка берет куклу в руки, делает движения, как будто кукла подпрыгивает на месте, и начинает писклявым голоском хныкать: «Я не хочу в садик! Я хочу спать! Я хочу остаться с тобой! Мамочка, ну пожалуйста!»

Света снова изменяет голос на спокойный и ровный и отвечает, беря куклу на руки, как младенца: «Ну, тихо, тихо. Не хочешь в садик? Ты устала, не выспалась? Ну ладно, моя маленькая, поваляйся еще немножко, а потом поедем со мной на работу». Во время этой речи она улыбается маленькой кукле, укладывает на руки кукле- маме, которая укачивает ее.

Света. Дочка еще немного поспала, а потом они с мамой пошли на её работу. Проигрывает сцену их завтрака и сборов, использует различные интонации голоса для озвучивания диалогов. Манипулирует предметами заместителями, изображая как мама заправляет импровизированную кровать, моет посуду, закрывает дом на ключ.

Воспитатель. Им далеко идти? Где работает мама?

Света. Далеко. Мама работает на хлебозаводе. Они будут булочки печь. Дочка будет помогать маме.

Воспитатель. А кого они встретили по дороге на работу?

Света на секунду задумалась, а потом быстро принесла еще одну куклу.

Света. Тетю Олю, она мамина знакомая. Снова изменяет голос и за дочку писклявым голосом говорит, обращаясь к новому воображаемому объекту: « Здравствуйте, тетя Оля! А мы с мамой на работу идем. Мама, ты видишь это же твоя знакомая». Спокойным голосом за маму: «Вижу, дочка (к маленькой кукле). Привет, подруга! (к новому персонажу) Ты к нам сегодня вечером придешь в гости? У нас сегодня булочки будут к чаю».

Воспитатель. Что-то гости задерживаются. Что с ними могло произойти?

Света. Наверно тетя Оля заболела. Мама сейчас ей позвонит.

Игра продолжается. Разыгрывается диалог по телефону

5. Итог игры : воспитатель приглашает ребенка к себе, спрашивает, понравилось ли ей игра. Что понравилось больше всего? Хочет ли девочка играть ещё в эту игру? Воспитатель хвалит ребенка за хорошую игру.

Наши бабушки в свое время использовали в качестве воображаемых деток самодельные игрушки или свертки тряпок. Современные девочки имеют возможность играть целыми кукольными семьями, кормить игрушечных малышей, возить их в маленьких колясочках. Но суть игры «дочки-матери» осталась прежней.

В сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении.

Как играть в «дочки-матери»

1. Распределите роли - решите, кто будет играть роль мамы, а кто дочки. Полезно поменяться с ребенком местами, так вы сможете больше понять, с какими трудностями сталкивается ребенок, а он, в свою очередь, сможет почувствовать ответственность, которую на себя берут родители.

2. Подготовьте игровые атрибуты: посуду, бытовую технику, мебель - товары для детей можно купить или соорудить из подручных средств.

3. Позвольте ребенку проявить фантазию в выборе сюжета игры, которая может отразить реальные ситуации повседневной жизни.

Варианты игры «дочки-матери»

1. Девочка играет с куклами и сама придумывает различные ситуации. Она - мама, куклы - дочки. Такая игра развивает способность заботиться о близких, отвечать за свои поступки, быть самостоятельной.

Играя с куклами, ребенок старается скопировать действия близких и родственников. В зависимости от места действия и ситуации, меняются ее настроение, голос, прическа. В этой ситуации дайте ребенку полную свободу.

2. Играют несколько девочек. Каждая из них должна вообразить себя мамой, бабушкой, дочкой или папой. Например, «мама» отводит «дочку» в садик, сама идет на работу, «бабушка» остается дома. Вечером они собираются вместе, пьют чай, беседуют. Потом с работы приходит папа и рассказывает, как прошел его день. Это сценка из нашей жизни, только в роли детей она немного приукрашена и упрощена.

3. Играют девочки с мальчиками. Мальчишки - это непоседы, которые любят поспорить, поэтому девочкам придется научиться не обращать внимания на непослушание. Игра дает возможность ребятишкам стать значимыми в кругу сверстников, почувствовать себя взрослыми.

Польза игры «дочки-матери»

1. В игре «дочки-матери» дети сами создают систему семейных отношений, переигрывают конфликты по отношению к близким и родственникам, поэтому наблюдение за такой игрой всегда дает вам полезную информацию о том, какой видит вашу семью сын или дочь.

2. Вы можете исправить недочеты в своем поведении, наблюдая за тем, как ребенок исполняет вашу роль. Очень важно сделать это вовремя, ведь поведение родителей детьми воспринимается как норма.

3. Мальчикам нравится играть роль отца - они «ходят на работу», «ездят за рулем», «строят дом» - так они начинают усваивать, что папы сильны и несут ответственность за свою семью.

4. Вы можете использовать «дочки-матери» в качестве психологического тренинга. Если малыш очень застенчив - предложите ему поиграть в эту игру. Но не руководите игрой, выберите роль дочки - это поможет ребенку обрести уверенность в себе.

5. Вы должны быть на одном уровне с ребенком - не бойтесь - это позволит вам установить отношение доверия. Малыш почувствует в вас надежного друга, а не просто взрослого.

Сюжетно-ролевые детские игры знакомят кроху с миром людей, их взаимоотношениями изанятиями. В ней дети примеряют на себя разные социальные роли, формируют для себя шкалу ценностей, учатся выстраивать отношения с окружающими.

Играла Алена Рубцова

И только со временем, перечитав кучу книг и статей в Интернете, поговорив с детскими психологами, я поняла, какую роль в жизни ребенка занимает игра . Через игру дети познают мир, знакомятся с окружающими предметами, в игре малыши примеряют и репетируют социальные роли и отношения, учатся ориентироваться в собственных чувствах и переживаниях. Игра учит ребенка подчиняться определенным правилам и законам, игра даже лечит, если разумно ее использовать. Детские психологи при помощи игр снимают у малышей многие страхи и комплексы. Словом, чем больше и качественнее играет ребенок, тем легче ему придется во взрослой жизни. Думаете, преувеличиваю? Ничуть! Смотрите сами.

Мнение детского психолога детского сада 160 Натальи Колобовой:

Современные дети совсем перестали играть. Наблюдая за ребятишками в возрасте шести-семи лет, я замечаю, что по развитию игровой деятельности они находятся на уровне четырех-пятилетних. Почему? Ну, во-первых, изменилась сама окружающая ребенка среда. Наши малыши все больше времени проводят у телевизора, за компьютером. Во-вторых, родители увлеклись интеллектуальным развитием своих детей. Современная школа требует высокого уровня подготовленности, слабо подготовленный ребенок не имеет шансов попасть в приличное учебное заведение. Поэтому все свои силы родители, да и детские сады, бросают на умственное развитие, забывая, что без развития эмоционального, творческого невозможно говорить о полноценной готовности ребенка к школе. В-третьих, сами мамы и папы, а зачастую и педагоги просто не умеют играть и получать от этого удовольствие.

Раньше дети росли во дворах, на игровых площадках, где были и ровесники, и дети постарше. Сам по себе происходил обмен опытом. Старшие учили играть младших. Сейчас связь поколений нарушена. Большинство родителей предпочитают своих дошкольников во двор не пускать. Общаются дети только в детском саду, со сверстниками. Но там они колоссально загружены! В день у них несколько занятий, плюс английский, танцы, шахматы и т.д. Педагогам тоже некогда играть с детьми - необходимо выполнить учебный план. Вот и возникает вопрос: а кто научит детей играть? Ответственность ложится только на родителей, на семью. Хорошо, если в семье есть старшие дети - они научат. В противном случае родители сами должны стать на время детьми и с удовольствием поиграть со своим ребенком. Именно с удовольствием, поскольку без положительных эмоций хорошего результата не будет: дети всегда чувствуют фальшь и обязаловку.

Как играть с ребенком?

Правило первое:

Принимайте игру только в хорошем расположении духа.

Правило второе:

Выбирайте игру соответственно возрасту ребенка. С годовалым малышом можно просто покатать машинки из гаража на "стройку", одеть куклу и т.д. С ребенком постарше можно поиграть в больницу. Пусть вы будете врачом, а ребенок приведет на прием больного зайку. Покажите, что делает врач, что говорит. Потом поменяйтесь с малышом ролями. Со старшим ребенком можно импровизировать, отходить от задуманного плана, вводить новые идеи, образы.

Правило третье:

Дома у ребенка должен быть большой выбор игровых материалов. Это и кукольный театр, и конструктор, и набор машин, и кукольная мебель, посуда, набор инструментов, природный материал для творчества и т.д.

Правило четвертое:

Помните, что и девочкам, и мальчикам необходимо примеривать роли противоположного пола. Поэтому купите своей дочке несколько машинок и набор инструментов, а сынишке - хотя бы одну куклу. Научите их играть с этими игрушками!

Правило пятое, главное:

У ребенка должно быть время для игры !! Не перегружайте детей интеллектуальными занятиями! Помните: дети, не доигравшие в детстве, обязательно "доигрывают" в более позднем возрасте, но игры у них уже совсем другие, и далеко не безопасные.

Во что играть с ребенком?

Один-два года

В этом возрасте дети обычно просто манипулируют предметами, изучают их свойства. Часто используют попавшие к ним в руки предметы не по назначению.

Роль взрослого: Обеспечьте ребенку большой выбор стимулирующего материала. Это совсем не обязательно должны быть игрушки. Кухонная посуда, родительская обувь, одежда - все подходит!

Два-три года

В это время появляются зачатки сюжетной игры. Дети начинают играть, не задумываясь, выбор игры определяется попавшейся на глаза игрушкой, стремлением подражать другим детям. Цель возникает в процессе игры. Основное содержание игры в этом возрасте - действие с предметами. Только к концу третьего года жизни дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами (девочка-"мама" - кукла-"дочка"). Сюжеты игр, как правило, бытовые, они немногочисленны, однообразны и неустойчивы.

Роль взрослого: В этом возрасте взрослым принадлежит инициатива в игре с ребенком. Предлагайте своему малышу покормить куклу и пойти с ней на прогулку, прокатиться на машине, построить дом и т.д., чтобы он имел представление, во что можно играть. А кроме того, обеспечьте своему чаду общество других детей, это необходимо для его полноценного развития!

Три-четыре года

Дети этого возраста начинают самостоятельно ставить игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослому нужно помогать словами обозначить игровую задачу. Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую. В игре дети начинают отражать не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых. Малыши уже пытаются играть роли, хотя соответствовать ролям у них получается еще плохо. Постепенно развивается ролевой диалог, даже с воображаемым собеседником. Дети начинают использовать предметы-заместители, переходят на обозначения и замену предметов и действий словом ("Вот я сейчас тебя как будто выкупала, причесала").

Роль взрослого: в этом возрасте взрослый может помочь ребенку выбрать сюжет для игры, распределить роли, выбрать предметы-заместители. Обращайте внимание на поведение партнеров в роли. Если вы с малышом играете в "Автобус", нужно показать ребенку, что делают кондуктор, водитель, пассажиры и т.д.

Четыре-пять лет

Дети этого возраста уже сами договариваются перед началом игры. Теперь их в основном интересуют взаимоотношения взрослых. Они играют в дом, магазин, больницу, школу. Сюжеты игр развернуты и разнообразны. Игроки сами комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни. Их ролевые диалоги становятся длиннее и содержательнее. Дети передают характерные особенности персонажа с помощью движений, мимики, жестов, интонаций. Большинство детей предпочитают играть вместе, т.к. им легко удается взаимодействовать. Они выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью. Следят за выполнением правил игры партнерами.

Пять-семь лет

В этом возрасте замыслы детских игр становятся более устойчивыми, они развиваются, появляется длительная перспектива игры. Перед началом игры дети намечают общий план, а в ходе игры импровизируют. Возрастает роль разговоров, часто действие игроки заменяют словом. В игре дети теперь широко используют подручный материал для замены тех или иных предметов. Играющие осознают, что необходимым условием реализации роли является соблюдение правил игры.

Роль взрослого: создайте вашему ребенку условия для творчества, не ограничивайте его в игре! Самое главное, чтобы у него было достаточно времени для игр. Не загружайте сына или дочь сверх меры подготовкой к школе и развитием интеллекта.

Благодарим детского психолога детского сада 160 Наталью КОЛОБОВУ
за неоценимую помощь в подготовке материала.

Поделиться