Опасные игрушки Что такое «антиигрушка»? Детские игрушки: вредные и полезные Игрушка что плохо укладывается

Опасные игрушки
1. Что такое «антиигрушка»?
Игрушка особым образом программирует поведение ребенка. И важно помнить, как воздействует игрушка, и что за программу она в себе несет . Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка может быть антиигрушкой.

Русский художник Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958), в свое время посетивший богатые магазины игрушек в Германии, противопоставил умирающую европейскую игрушку и все виденное им игрушечное изобилие неказистым, на первый взгляд, но обладающим характером, кустарным изделиям Сергиево-Посадского района. Он писал: «…общество пользуется игрушкой, чтобы обуздать фантазию, непосредственность ребенка, еще не порабощённого машинами, для того чтобы привить ему те вкусы и наклонности, которые сделают его в будущем послушным орудием его целей и его законов». Именно в этом назначение и особенность «самых лучших и дорогих» антиигрушек сегодня. Подлинная игрушка – произведение искусства, она – штучный товар, а не вещь, которой дети пользуются, чтобы «играть во взрослых». Духовно-нравственный смысл игрушки представляет собой важнейшую ее характеристику.

Современные детские магазины завалены жутковатыми игрушками, и родители, не думая о последствиях, покупают их любимым сыновьям, внучатам, племянникам… Но плохая игрушка – это больше, чем некрасивый, нефункциональный предмет – это антиигрушка, формирующая искажённые ценности в душе ребенка.

Современные детские магазины завалены жутковатыми игрушками, и родители, не думая о последствиях, покупают их любимым сыновьям, внучатам, племянникам… Но плохая игрушка – это больше, чем некрасивый, нефункциональный предмет – это антиигрушка, формирующая искажённые ценности в душе ребенка.

У современных игрушек зачастую нет соотнесения с реальными жизненными образами, ситуациями, персонажами. Искажаются пропорции лица, частей тела, используются неестественные цвета и формы. Куклы с несоразмерно большими головами, глазами на пол-лица, розовые зайчики, ядовито-зеленые медведи, красные мышки нарушают представление ребенка о реальной картине мира. Игрушка, не имеющая аналогов в реальном мире, порождает страхи у ребенка.

Не только нереалистичность игрушечных персонажей провоцирует тревожность у малышей. Вредит психике ребенка также перегруженность яркими красками, образами, звуками. Ребенок ощущает, что все вокруг очень изменчиво, а значит, непрочно и нестабильно.

Во внешнем лоске и многообразии кукол, конструкторов и машинок таится еще одна опасность: ориентация детей не на радостное познание мира с помощью игры, а на обладание, получение, обогащение. Совместные игры с компоновкой сюжета из имеющихся у малышей игрушек заменяются соревнованием: у кого кукла красивее или робот «круче».

Виды антиигрушек и их вред для ребенка
[➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖]

1. Страшные игрушки.

Далеко не все страшные игрушки плохи. Ведь даже в самых добрых народных сказках встречаются отрицательные персонажи, с которыми добрые герои сражаются и побеждают. Смысл страшной игрушки – научить малыша преодолевать свой страх. Этот страх должен быть условен и предсказуем, как и сама игрушка. Например, герои русских сказок или современных мультфильмов знакомы ребенку с детства, он знает, как с ними бороться, знает их слабости и особенности. Такая игрушка должна быть условна, без лишних деталей – ребенок придумает их самостоятельно, в меру собственного воображения и психической устойчивости.

Но современные страшные игрушки, как правило, чрезмерно детализированы. Киборги, представляющие собой страшную пародию на человека, куклы с искаженными лицами, монстры, создатели которых прорисовали и рельефные мышцы, и шрамы, и бородавки – такая насыщенность деталями перегружает психику малыша, раздражает его, приводит к появлению неконтролируемых страхов.

Еще одна проблема современных игрушек и популярных героев – в том, что их внешнее и внутреннее содержание не имеет ярко выраженной связи. Например, когда «супергерой» борется с «суперзлодеем», они могут отличаться только цветом одежды и нагрудного значка. Или отвратительный монстр оказывается добрым и милым существом. Такое несоответствие вызывает у маленьких детей диссонанс, стирается грань между хорошим и плохим, между добром и злом.

Вред от страшных игрушек особенно велик, если ребенок начинает играть «на их стороне», позволяет им в играх творить зло безнаказанно. В этом случае следует уделить больше внимания нравственному воспитанию ребенка, больше общаться с ним, читать добрые детские книги, ограничить просмотр жестоких фильмов и телепередач.

2. Чрезмерно детализированные игрушки.

Детализация - это проблема не только монстров, но и вообще большинства современных игрушек. Раньше детям делали кукол из носков, с пуговками вместо глаз, и эти игрушки были самыми любимыми – малыш сам придумывал и представлял себе недостающие детали, характер куклы и ее историю.

Современных кукол иногда трудно отличить от живых людей – настолько тщательно проработаны их тела, одежда, лица с ярко выраженными эмоциями. «Додумывать» здесь уже нечего. Если же игрушка – это герой популярного мультфильма или книги, то и историю придумать не получается. Часто ребенок, играя, раз за разом повторяет эпизоды из мультфильма, не внося ничего нового. Это негативно влияет на развитие фантазии и воображения малыша.

3. Смещение общепринятых ценностей.

Чтобы заинтересовать потребителей, производители современных игрушек выпускают самые необычные товары, которые не укладываются в нормы традиционной морали. Среди реальных примеров: кукла-трансвестит, куклы-мертвецы, плюшевые испражнения и многое другое. Маленьким девочкам предлагают поиграть с детским шестом для стриптиза, а также с реалистичным пупсом, имитирующим процесс сосания груди. Очевидно, что ребенок, психика которого еще не сформировалась окончательно, не может адекватно оценить игрушки, которые подчас шокируют и взрослого человека.

Обобщение опыта работы воспитателя ДОУ: "Влияние современной игрушки на развитие ребенка"

Автор – составитель: Имангулова Лилия Кабировна, воспитатель МАДОУ №44 г.Салавата Республики Башкортостан.
Описание: данная работа поможет воспитателям и родителям правильно выбирать современные игрушки для детей.
Цель работы: выявить как влияют современные игрушки на развитие ребенка.
Не нужна мне пирамидка,
Завалялся мяч в углу,
А железную дорогу
Я братишке подарю…
Я теперь играю в тачки
Тамогочи мне милей.
Бакуган, трансформер, зублз
Вместе с вами веселей…

Игрушки – дело серьезное. Пожалуй, не менее серьезное, чем выбор лекарств, няни, детского сада или школы для любимого чада. Игрушки могут развивать, лечить, развлекать. Но они, же способны расстраивать психику, давать ложное представление об окружающем мире, вызывать агрессию и попросту представлять угрозу для здоровья и жизни ребенка.
Давайте задумаемся, во что играют наши дети?... Какие игрушки мы им покупаем?
Во всех этих пушистых зайцах, погремушках, пестрых пазлах, блочных кубиках скрыта мощная - созидательная или разрушительная – воспитательная сила.

Следует отметить, что современный рынок игрушек представляет собой абсолютную стихию. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными, а иногда и вредными игрушками, а нужных и важных для детского развития игрушек очень мало. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.
Выбор игрушек становится чрезвычайно хаотичным. Комплекс «самых лучших в мире родителей» съедает здравый разум подчистую. Если ребенок прожужжал все уши о том, что у Пети и Вани по четыре бакугана, а у него только три, то мы немедля восполняем недостающего – пусть и бесполезного – мультяшного героя. Наш ребенок не хуже других, хоть и непонятно совершенно, зачем ему эта игрушка нужна.


Таким образом, актуальность проблемы правильного выбора игрушки очевидна, что и способствовало определению цели моей работы.
Цель: определить психолого-педагогическое влияние игрушки на развитие ребенка, пути правильного выбора и её использования. (задачи слайд)
Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества, о чем свидетельствуют раскопки.
С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, предметов быта, изготовленные из простейшего природного материала. С помощью таких игрушек как, например, лук, стрелы, лодочки, сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывали у мальчиков необходимые навыки для охотника, рыболова, скотовода-кочевника. Игра в куклы, шитье для них одежды, «приготовление пищи» приучали девочек к труду женщины-хозяйки.
Современный же ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник 200, 100 и даже 40–30 лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг и журналов, цветные рекламные щиты на улице, и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм, назначений. Игрушки покупаются, как сказал один многодетный папа, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Постоянно идет смена красок, форм, мелькание картинок, предметов. И психика ребенка не справляется, деформируется восприятие цвета и звука, представления о добре и зле.
Рассмотрим некоторые современные игрушки. Для девочек, конечно, Барби.

Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы? Кто они - дочки? Подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей ребёнка, а, к примеру, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом.

Обобщение опыта работы воспитателя ДОУ "Влияние современной игрушки на развитие ребенка"

Самое главное достоинство мягкой игрушки - дарить нежность малышу. Как показывает практика, - симпатичный мишка, пушистый слоник или мягкая собака способны "вылечить" ребенка от страхов и даже от ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то глубинные потребности маленького существа.

А что продается сейчас? На полках магазинов игрушек мы с вами видим существ неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски. Вот в магазине игрушек сидит огромная (ростом с человека) черная обезьяна свирепого вида - если попадет в спальню ребенка, то ночные страхи и невроз малышу обеспечены!

Чтобы понять, как же родители моих дошколят выбирают игрушки для своих детей и нуждаются ли они в психолого-педагогической помощи, провела опрос-анкетирование.
Как показал опрос, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков. Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые чаще вовсе не учитывают.
Так был организован клуб "Школа для родителей", целью которого стало знакомство родителей с требованиями и методами выбора игрушек для малышей.
Были подготовлены ряд консультаций на тему: «Детские игрушки и требования к ним», «Перечень игрушек необходимых для ребенка раннего возраста и детей дошкольного возраста», «Бесполезные игрушки». Также, родители были познакомлены с письмом Министерства Образования РФ от 17 мая 1995 года N 61/19-12 О психолого – педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях.
В ходе деловой игры: «Подбираем игрушку правильно», вместе с участниками встречи разделили игрушки на три группы.
Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию: различные виды животных (мишки, зайчики, собачки); куклы со всевозможной кукольной утварью; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин; детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка); транспортные игрушки (грузовик, поезд). Игрушки, способствующие интеллектуально-познавательным и моторным способностям: всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото, домино и пр. Игрушки, способствующие развитию физических качеств: мячи, обручи, скакалки, кегли.
В процессе работы нашего клуба, родители узнали, что существуют определенные требования к игрушке. Первое и необходимое требование – потенциальная возможность стать предметом соответствующей деятельности ребенка. Выбирая забаву, родители стали ориентироваться на возраст, стремиться к тому, чтобы в распоряжении были все виды игрушек, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности. Также стали учитывать тот факт что, возможность активного действия ребенка зависит от многих качеств, например от величины игрушки. Огромные мягкие «животные» (собаки, бегемоты, слоны), которые трудно взять в руки, не предмет детских действий. Те же игрушки, но меньших размеров вполне могут использоваться в детской игре.
Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, казалось бы, пластмассовая божья коровка на колесах, которая одновременно и паровозик, и телефон, открывает разнообразные возможности для детской активности.
Но такое «разнообразие» дезориентирует ребенка: он не знает, что делать – возить её, разговаривать ли по телефону или кормить? Причем полноценное выполнение всех этих действий, весьма ограничено – перевозить что-либо на такой игрушке невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь), телефонная трубка все время падает. Гораздо полезнее в этом плане было бы «разъединить» все функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и способу действия предмета.
Однако «полезность» игрушки с точки зрения развития ребенка далеко не единственный критерий оценки. Организуя круглый стол с родителями и детьми на тему «Любимая игрушка» мы пришли к выводу: игрушка обязательно должна, с одной стороны, развивать способности ребенка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие.
Интересно прошел тренинг "Современная игрушка – что это?". Было отмечено, чтобы игрушка подняла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребенка.
Маленький ребенок - это веер возможностей . Он активно усваивает мир, чтобы его преобразовывать, а игрушка – необходимое средство процесса творения. Поэтому, чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее ценность для творчества и тем больше она может развить творческий потенциал самого ребенка. Вместе с родителями мы пришли к выводу, что самые лучшие игрушки природные: камушки, песок, шишки, палочки, лоскутки – они могут быть всем! А чем может быть машинка? Только машинкой, правда, если это грузовик, то, вероятно, еще и ящиком для хранения кубиков, кроватью для мишки или каретой для путешествий кота. А чем может быть электронная игрушка с четырьмя кнопками? Совершенно очевидна ее монофункциональная однозначность - нажимай на кнопки и все!
Иногда ребенок сам находит «игрушки» - предметы-заместители, отвечающие определенным, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь ракушка, камушек, тряпочка, птичье перо наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. После наших интересных встреч родители, обнаружив подобный «мусор», пытаясь навести порядок в детском уголке или, выворачивая карманы детской одежды перед стиркой, не выбрасывают их. Теперь они уверены: лучше камушек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр? Ведь игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения.
Современная игрушка претерпела эволюцию: от уменьшенных копий предметов труда, домашнего обихода в древности - через игрушки, символизирующие прекрасное в жизни (игрушки XIX - первой половины XX вв.), к игрушкам, воплощающим безобразное, ужасное, смерть (последние десятилетия).
Конечно, не все современные игрушки играют отрицательную роль в жизни ребенка. В наши дни существуют и такие игрушки, которые отвечают правилам современной педагогики. Это развивающие игрушки, всевозможные конструкторы, наборы для творчества, сюжетно-образные игрушки, игры-головоломки и т. д.
Правильная современная игрушка - многофункциональна. Ее можно использовать несколькими способами, причем в самых разных играх. Классический пример - мяч. Его можно и бросать, и катать, он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком.
Правильная современная игрушка должна быть сделана из экологически чистого материала (ткань, дерево, металл, кожа). Совсем обойтись без пластмассовых игрушек вряд ли получится, но стоит стремиться к тому, чтобы их процент был как можно ниже.
Помните: правильно подобранная игрушка позволит ребенку придумывать различные сюжеты для игр, а значит, и чаще будет востребована и не запылится на полке!

Поделиться