Рождество на руси традиции и обычаи. Рождество Христово. Рождество на Руси, история праздника, картинки, традиции празднования Рождества Христова на Руси. Рождество православное и католическое

Праздник Рождества Христова был на Руси одним из самых любимых, так как знаменовал собой важный период. С одной стороны, кончился Рождественский пост, с другой – намечался Великий. Да и сама пора, когда все работы по хозяйству замирали, предполагала отвлечение от насущных забот и радостную встречу рождения Спасителя. Какие же традиции празднования Рождества Христова существовали на Руси?

На селе

У крестьян сложились свои особые обычаи празднования Рождества Христова, которые отличались от городских традиций. Так, канун праздника – Рождественский сочельник – проводился в строгом посте. Есть начинали только с восходом первой звезды в ночь с 6 на 7 января. При этом сама трапеза совершалась по-особому. В сочельник, перед закатом солнца, вся семья становилась на молитву. По её окончании хозяин дома брал зажжённую восковую свечу и прикреплял её к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносилась охапка соломы и сена, которыми застилался передний «красный» (с иконами) угол дома. Под иконы также ставился необмолоченный сноп ржи и кутья (каша, разведённая мёдом). После этого вся семья садилась за стол.

Эти обряды имели двойной смысл. С одной стороны, в них оставались элементы языческого прошлого славян – солома, сено и прочее символизировали собой пробуждение творческих сил природы, начало нового жизненного цикла после долгой зимы. С другой стороны, закладывался и христианский смысл: солома и сено были символом яслей (кормушки для скота), в которых находился Спаситель после рождения, а поставленные в «красный» угол, они напоминали пещеру Рождества.

После ночной трапезы все выходили гулять на улицу, начинались колядки. Колядование заключалось в том, что молодые парни и девушки, а иногда и дети, собирались группами и, переходя от одного двора к другому, пели под окнами небольшие песни в честь Рождества Спасителя. По обычаю, хозяин дома приглашал молодёжь к себе или, как минимум, давал деньги, хлеб, сладости, а тем, кто постарше, и спиртное.

Сам праздник крестьяне старались встретить в храме за богослужением. Однако после праздничной службы начиналось настоящее разгулье. Как отмечают отечественные этнографы, на праздник Рождества Христова в сёлах пили много. Бывало, что единственными, кто после гулянок мог стоять на ногах, были маленькие дети и подростки. И всё же молодёжь продолжала колядовать и славить рождение Спасителя. Славильщики, как правило, пели тропарь праздника, а в конце прибавляли небольшое песнопение-присказку. Одна из них звучала так:

Пречистая Дева Мария

Иисуса Христа породила.

В яслях положила,

Звезда ясно сияла,

Трём царям путь показала –

Три царя приходили,

Богу дары приносили,

На колени припадали,

Христа величали…

В городе

В городах праздник Рождества Христова был временем, когда человек оставлял обычный распорядок своей жизни. Большинство горожан в честь праздника совершали дела милосердия и благотворительности. Тон в этом, как правило, задавал царь и его окружение.

Так, например, накануне празднования Рождества, царь традиционно посещал богадельни и тюрьмы, где раздавал щедрую милостыню и из собственных рук кормил обездоленных.

В сам праздник, помимо участия в праздничном храмовом богослужении, было принято приглашать духовенство к себе домой для совершения молебна. По его окончании царь, а по его примеру и весь двор, устраивал благотворительную трапезу для нищих и бездомных, на которой снова раздавал милостыню. Сохранились свидетельства того, что за совершение дел милосердия царь повышал своих подчинённых, как это делалось за службу. В целом канун Рождества и сам праздник были временем пиров, а не работы.

По обычаю, в эти два дня не разрешалось судить и работать в приказах, торговцам запрещалось сидеть в своих лавках как минимум за три часа до начала праздничных богослужений. Православная Церковь также призывала верующих в эти дни оставить все житейские заботы.

К сожалению, праздничные народные традиции не всегда были благопристойными. Простые горожане считали, что в честь такого великого праздника, да ещё и после поста, можно разговеться спиртным. Дело доходило до того, что в эти дни около питейных, кабаков и кружечных дворов собирались целые толпы народа. По этому поводу русский историк Николай Иванович Костомаров приводит поговорку, которая бытовала в среде горожан и характеризовала собой их отношение к празднику: «Кто празднику рад, тот до свету пьян».

Однако важно заметить, что Русская Православная Церковь всегда противостояла такому разгулу и призывала к благочестивому празднованию Рождества - к крестным ходам, молитвам, славословиям, духовной радости. В качестве вразумления за безудержный разгул священники накладывали на людей епитимьи (церковные наказания), а также отлучали от участия в Таинстве Евхаристии на продолжительное время. Таким образом, именно Церковь старалась оградить человека от его пагубных привычек, напоминая о главном смысле рождественских торжеств – приходе в мир Спасителя Иисуса Христа.

Подготовил: Сергей Милов

Как встречали Рождество на Руси?

Наши предки получили рождественское богослужение в Х веке почти уже в готовом виде из Константинополя. Примерно с конца XII века праздник стал предваряться сорокадневным постом, который иногда называется еще «Филиппов пост», потому что он начинается 28 ноября – сразу после празднования памяти апостола Филиппа.

У древних христиан был обычай строго поститься накануне великих праздников, чтобы почувствовать величие праздника, перед которым должны отступить даже самые естественные потребности человека в пище. Такой строгий однодневный пост по сей день сохраняется накануне праздников Рождества и Крещения и называется Навечерием или Сочельником от обычая вкушать вечером этого дня (после первой звезды) сочиво – вареную пшеницу с медом.

Почему именно после первой звезды? Никакого мистического смысла здесь искать не стоит. Просто первая звезда появляется на небе с наступлением темноты, то есть весь день христиане проводят в строгом посте, а вкусить сочиво можно только вечером. Но конечно, накануне Рождества хочется, чтобы даже самые малейшие церковные установления напоминали о наступающем торжестве. Потому и говорят о звезде.

От Рождества до Крещения следуют особые дни духовного торжества, которые на Руси называются святками. У славян-язычников на это время тоже приходился солнечный праздник. Начинался он в конце декабря и длился до первых чисел января. Это были дни «солоноворота», когда «солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. Солнце наряжается в солнечный сарафан, кокошник, садится в телегу и едет в теплые страны», – так говорили наши далекие предки. Зима делается лютой, но конец ее уже виден, поэтому надо веселиться. Зиме пришел «карачун» – это день солнцеворота, то есть самый короткий день. С другой стороны, «Карачун» у славян – это злой дух, убивающий жизнь.

Видимо, древние славяне-язычники рассуждали так: солнце только что родилось, значит, оно слабенькое и зима может «задать ему карачун». Поэтому солнце является людям не в обычном своем виде, а в маске, переряженное. Отсюда берут начало маскарады. Можешь веселиться от души, но надень маску, чтобы злой дух не узнал тебя и не навредил. Кроме того, эти дни у язычников были связаны со множеством обрядов, игр, примет, гаданий, в основе своей имеющих одно желание – начать с благословенья богов новую жизнь, полную радости, счастья и довольства. Конечно, молодые люди имели здесь преимущество – у них ведь впереди будущее. Поэтому молодежи на святках отводилось первое место. Старшее поколение могло быть лишь «группой моральной поддержки».

Общее название этого веселья – колядование. Николай Карамзин считал, что Коляда у славян был богом пиршеств и мира. В словаре Даля сказано, что это слово происходит от латинского calendae (январь 1 – 6). Некоторые исследователи считают, что коляда происходит от санскритского «Kala» – созывать.

В Х веке Русь приняла крещение.

Как же поступить с языческими праздниками? В Западной Европе в этом смысле было проще: Церковь обращалась к государственной власти и та силой подавляла пережитки язычества. В России было по-другому. Церковь сама боролась с язычеством и, отнюдь не силовыми методами. Каким же образом? Она старалась наполнить старую форму новым содержанием.

Говоря о разнице мировоззрения Востока и Запада, Василий Розанов очень точно подметил, что на Западе средства спасения, употребляемые Церковью в отношении к заблуждающимся, по ее мнению, людям, носят характер причинный, отгоняющий от заблуждения. На Востоке же – характер целесообразный, привлекающий к истине. Именно поэтому Церковь никогда не давила на сознание людей внешней силой и не отменяла святки. Зато на основании старых появились новые традиции. Например, колядки стали обрядом хождения по домам в святочные дни так называемых «славильщиков или «христославов» с вертепом и со звездою. Они пели песни, посвященные Рождеству Христа.

Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Мы ходили,
мы искали
Коляду святую…
Нашли Коляду
У Петрова-то двора…


Далее следовало прославление «Петрова двора», к кому пришли славильщики. За это они получали от Петра щедрое угощение. Конечно, с одной стороны, между христианскими и языческими колядками очень тонкая грань, которую можно незаметно перейти и начать славить вовсе не Христа, а иную духовную реальность… И Русская Церковь обращала на это внимание. Например, соответствующие предупреждения есть в решениях Стоглавого Собора 1551 года и в специальной грамоте царя Алексея Михайловича 1649 года: «ведомо учинилося», как по всей Москве «в повечерии Рождества Христова кличат многие люди Коляду и Усеня, а игрецы бесовские – скоморохи с домрами и с дудами, со медведи ходят; бабы всяко животно скотское и птичье пекут… Засим плясанье и пение производят». Царь запрещает все это, как «зело греховное». Стоглав укоряет христиан в том, что «во градех и селех творят еллинския (то есть языческие. – Р.М.) беснования, игры, плясание против праздника Рождества Христова и в нощи, славя Коляду…».

Но с другой стороны, если люди не переходят эту грань, если они радуются рождению Христа и славят Его, как может Церковь запретить это? Напротив, следуя словам апостола Павла «всегда радуйтесь», она будет радоваться в святочные дни вместе с теми, кто обрел Христа. Другое дело, что бывают разные уровни радости и ее выражения. И чем глубже радость, тем она тише, тем сильнее заботится человек о том, чтобы ее не потерять.

Что же касается гаданий, то Церковь не раз высказывалась против этой языческой традиции, хотя существует устойчивое мнение, будто бы на святках Церковь гадания благословляет. Конечно, в новогодние дни человеку хочется заглянуть в свое будущее, хочется узнать, «что день грядущий нам готовит». Но христиане ведь не случайно выражают свое религиозное мировоззрение не словом «знание», а словом «вера». Оно предполагает, что человек всегда свободен в своей духовной жизни. А гадание нарушает свободу, потому что люди пытаются взять за шиворот духовный мир и вытрясти из него нужную информацию, сделать ее предметом знания, а не веры. Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе или в кофейной гуще. И здесь уже нет места для свободного решения. Но Бог только там, где свобода. Это выразилось в том, что Он родился не в римском императорском дворце, не в палатах царя Ирода и даже не в доме иудейского Первосвященника. Он появился на свет в пещере, где в непогоду прячут животных. Его Рождество не сопровождалось громом и молниями. Бог предоставил человеческому сердцу свободу верить.

У христиан одним из важнейших праздников является Рождество – празднование рождения Иисуса Христа, сына Бога и Спасителя человечества. Празднование Рождества Христова в России претерпевало немало изменений, особенно во времена революции, но сегодня традиции старой Руси вновь возрождаются, молодежь всё так же ходит по домам с колядками, христиане соблюдают рождественский пост, а в сочельник на стол обязательно ставят кутью. Большинству из нас эти традиции знакомы и любимы, но откуда они взялись, и сильно ли отличаются от первоначальных?

  • Отличие Рождества католического от православного
  • Традиции празднования православного Рождества Христова
    • Рождественский пост
    • Сочельник
    • Рождество
    • Святки
  • Традиции празднования католического Рождества
  • Как новогодняя ёлка связана с Рождеством?
  • История празднования Рождества в России

Отличие Рождества католического от православного

Строго говоря, точной даты, когда родился Иисус Христос, не знает никто. Первые христиане вообще не отмечали отдельно Рождество, а объединяли его вместе с Крещением в единый праздник Богоявления, который отмечали 6 января. Возможно, они думали, что Мессия, пришедший на землю для искупления человеческих грехов, должен был появиться на свет в тот же день, когда не менее чудесно появился Адам – первый человек и первый же грешник. Эта дата продержалась до IV века, пока император Константин I не распорядился разделить праздники и отмечать Рождество 25 декабря. Этим он пытался косвенно подтвердить, что непорочное зачатие произошло в день еврейской Пасхи, то есть, 25 марта. Но ещё важнее было затмить новым праздником день почитания Солнца, который был очень уважаем языческим населением. Нужно было заставить людей забыть старых богов, чтобы они обратились к новому.

Многие века потом католическое и православное Рождество праздновалось в один день – 25 декабря, пока в конце XVI столетия папа Григорий вместо старого юлианского не ввёл новый календарь, названный его именем. Тут-то между католиками и православными и возникли разногласия.

Ряд восточнокатолических и православных церквей отказались переходить на григорианский календарь и продолжали отмечать Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, но поскольку страны, в которых они действовали, перешли на григорианский календарь, то и получилось, что этот день уже приходился на 7 января по новому стилю.

У большинства же католиков, протестантов и ряда православных конфессий эти даты просто совпали, поэтому там и празднуют Рождество 25 декабря. В этом главное отличие Рождества католического от православного.

Поскольку разница между юлианским и григорианским календарём существует, то разбег между датами медленно, но неуклонно растёт, и в следующем веке добавится ещё один день разницы во времени празднования Рождества по старому и новому стилям.

Традиции празднования православного Рождества Христова

Рождественский пост

Конечно, нас больше интересует, как празднуют Рождество Христово в России. Характер этого праздника у нас такой же, как и в любой другой христианской стране – это сугубо семейное торжество. В своём рассказе мы будем опираться на те традиции, которые были привиты нашими предками еще на Руси, до наших дней дошла большая их половина, но изначальный их смысл уже мало кому известен.

Традиции празднования Рождества на Руси неизменно связаны с рождественским или филипповским постом, который начинается за 40 дней до самого праздника (у православных – 28 ноября). Название «филипповский» связано с тем, что «заговенье» (канун поста) приходится на день памяти апостола Филиппа. В этот день доедаются все запасы мясных и молочных продуктов, дабы потом они не вводили в соблазн. Рождественский пост не такой суровый, как великий. Он нужен для очищения души покаянием и молитвой, а тела – умеренностью в пище. Но ближе к Рождеству пост становится строже.

Сочельник

Встреча празднования Рождества предваряется сочельником – последним днём перед двунадесятым праздником. Постящимся в этот день полагалось есть сочиво – сваренные с добавлением мёда ячменные или пшеничные зёрна. Уже с утра сочельника верующие начинали готовиться к празднику: мыли полы, убирались в доме, после чего и сами шли в баню. С наступлением вечерней трапезы оканчивался и строгий филипповский пост.

Все собравшиеся за столом родственники ждали появления на небе первой звезды – эта традиция навеяна историей Рождества с Вифлеемской звездой, оповестившей мир о рождении Мессии.

Очень интересно, как в старину праздновали Рождество. В сочельник хозяйки приступали к приготовлению обрядовых блюд, которых на столе должно быть ровно 12 – чтобы хватило всем апостолам. Для поминовения усопших готовилась кутья – приправленная льняным маслом и мёдом пшеничная каша. Тарелку с кутьёй ставили под иконами, подкладывая под первую сено – это должно было напоминать первую колыбель Иисуса. Делали также взвар (узвар) – компот из сухофруктов и ягод, который был посвящён рождению на свет младенца. Рождественский стол должен быть разнообразным и сытным, поэтому непременно пекли пироги, блины и расстегаи. С окончанием длительного поста на стол возвращались мясные блюда: колбасы, окорока, ветчина. Приветствовался запечённый поросёнок или гусь.

Под скатерть на столе настилали солому. Вначале на него ставили свечу и тарелку с кутьёй, затем из-под скатерти вытягивали соломинку, на которой гадали – если попадётся длинная, то урожай хлеба будет хорошим, а в противном случае жди неурожая. Уже в сочельник работать (кроме бытовой уборки) было нельзя.

Описывая, как праздновали Рождество на Руси, нельзя не упомянуть об одной из самых ярких и интересных традиций – колядовании . Изначально эта традиция была языческой, одним из видов поклонения Солнцу. Но за последующие столетия христианство вытравило из народной памяти практически все языческие традиции либо встроило их в систему собственных обрядов. В деревнях ряженая в вывернутые наизнанку тулупы и с раскрашенными лицами молодёжь начинала ходить по домам, возле которых радостно возглашала, что Спаситель родился, разыгрывала простенькие представления, пела рождественские песни, желала хозяевам благополучия и здоровья, а после этого хозяева одаривали колядовальщиков какими-нибудь сластями, колбасой, караваем или даже деньгами. Было поверье, что после захода солнца в рождественскую неделю нечисть вылезает на свет божий и начинает делать людям всякие пакости. А блуждающие между домами ряженые должны были показать этой нечисти, что сюда путь заказан.

Крестники накануне Рождества носили своим крёстным родителям кутью, пели им рождественские песни, за что также удостаивались подарков. В этом было общее, как праздновали Рождество на севере России, а также в Беларуси и Малороссии.

Рождество

Празднование Рождества на Руси приобрело ещё такую интересную традицию. Ещё до рассвета в день Рождества на селе проводили обряд посевания изб . Человек во время рождественского поста освобождался от всего плохого, накопленного за предыдущий год. Теперь же нужно было «засеять» его душу зёрнами удачи и благополучия – в этом и состоял сакральный смысл посевания. Первым в избу должен был войти мужчина (чаще всего пастух), держащий торбу с овсом. Он должен был с порога начать разбрасывать зерно, одновременно желая хозяевам благополучия.

С приходом Рождества заканчивается и пост, поэтому к постным блюдам на столе, наконец, добавлялись долгожданные скоромные, то есть, содержащие животные продукты, а также спиртные напитки. При этом со стола не исчезает узвар, кисель, сочиво и рыба, зато к ним добавляются колбасы, заливное, гусь, жаркое, курица, пряники и блины, колядка, прочая выпечка – всё, что сможет приготовить хозяйка к великому празднику. Щедрость угощения была обоснована не только голодными желудками после поста, но и тем, что к такому столу устремлялись добрые духи, всю ночь боровшиеся с нечистью. Им также требовалось немедленно подкрепиться, чтобы и дальше защищать хозяев от невзгод.

Святки

Говоря о том, как празднуют праздник Рождество русские, украинцы и белорусы, важно понимать, что он впитал в себя множество дохристианских, языческих обрядов, которые соответствовали древним верованиям славянских народов. Так, народные гуляния, называемые святками, могут служить лучшей тому иллюстрацией. Когда ещё в первые века прихода христианства на русскую землю, Рождество совпало с древним языческим обрядом святок, они не были вытеснены христианством, а поглощены им, превратившись в рождественские святки.

Они начинались в первый день после Рождества и продолжались до 19 января, то есть, до даты Крещения. В святочные дни у девушек было принято гадать на «суженого», а способы гаданий были очень разнообразны и отличались в разных местностях.

Видео о традициях празднования Рождества Христова:

Традиции празднования католического Рождества

У католиков очень многие принципы празднования Рождества практически не отличаются от наших. В рождественскую ночь во всех храмах проводятся праздничные литургии. Все верующие должны обязательно присутствовать на торжественном богослужении, даже те, кто в другое время в церкви почти не появляется.

В сочельник в Европе принято наряжать ёлку, на вершине которой устанавливается 6-конечная «Вифлеемская звезда». Светящиеся гирлянды на ёлке напоминают исходящий из пещеры свет, который увидели пастухи, и направились туда, чтобы поклониться Мессии.

Также в храмах устраиваются «вертепы » из различных материалов (еловых веток, картона), представляющие собой инсталляцию пещеры, где появился Иисус, и её персонажей: Иосифа, Марии, ягнят, ослика, ангелов и волхвов. Верующие в этот день дарят друг другу свечи, небольшие иконки и другие подарки, которые необязательно должны быть дорогими, но подаренными искренне. Дарят и сладости, которые любят не только дети. Более подробно о традициях празднования Рождества Христова в разных странах Европы и по всему миру читайте в другой статье на нашем сайте.

В сочельник пост продолжается до позднего вечера, поэтому за столом едят лишь сочиво. К празднику готовят рыбу, постные блюда, утку или гуся, но есть их можно только после Рождества, то есть, полуночи. Перед началом праздничной трапезы все сидящие за столом совершают молитву, после чего преломляют облатку (кусочек пресного хлеба). За столом должно оставаться одно пустующее место, предназначенное для любого человека, который может зайти в этот дом и присоединиться к трапезе.

Как новогодняя ёлка связана с Рождеством?

Если вспоминать, какие традиции празднования Рождества оказались наиболее стойкими и самыми радостными, то нельзя забыть про ёлку, заботливо наряженную к зимним праздникам.

Историки считают, что рождественские ели стали появляться впервые в немецких домах в VIII веке, когда был издан запрет на установку в домах больше одного дерева. По этому документу и удалось установить примерный возраст этой традиции.

Уже в те времена ёлки стали наряжать цветными бумажными фигурками, разными блестящими мелочами, монетами и даже выпечкой. В Скандинавии и Германии к XVII столетию эти привычки сформировали устойчивую традицию, которая незаметно стала связанной с рождественским праздником.

Когда где-то рассказывают, как празднуют Рождество в России кратко, то обязательно отмечают, что в России ёлки получили доступ в дома на Рождество благодаря Петру I – именно первый российский император повелел украшать в святые дни дома сосновыми либо еловыми ветками. Но впервые целые деревья в столичных залах стали устанавливать в 1830-х годах, и делали это жившие здесь немцы. Эта традиция быстро приглянулась и русским, которые придали ей традиционный для себя широкий размах. В результате ёлки стали ставить в больших количествах на городских улицах и площадях, и они стали прочно ассоциироваться с празднованием Рождества.

История празднования Рождества в России

Рождество Христово праздновали до революции 25 декабря. Во всех российских храмах начиналось богослужение в честь дня рождения Спасителя. Рождество в России издавна чтили и любили, поэтому во многих российских городах были построены храмы в честь Рождества Христова. Для молодёжи самой любимой рождественской традицией и одновременно развлечением было колядование.

После 1917 года для церкви наступили смутные времена. Большевики запретили отмечать церковные праздники, экспроприировали, разграбили или разрушили многие храмы и монастыри. Населению приходилось работать в праздничные дни, чего раньше никогда не было. Досталось и ёлке, которую также причислили к символам веры и на некоторое время её также запретили. Однако любовь народа к этой безобидной традиции была так сильна, что в 1933 году властям пришлось вернуть её, но теперь ёлка стала просто новогодней.

Даже в период запрета Рождества многие жители страны тайком продолжали его отмечать, втайне приносили домой еловые ветки, посещали священников, крестили детей и совершали обряды. Некоторые пели у себя дома рождественские гимны. А ведь празднование Рождества в России в то время могло закончиться для человека весьма печально, если бы об этом узнали власти.

Когда в 1991 году распался СССР, то официально было разрешено и празднование Рождества. Но нужно признать, что за годы Советской власти люди в массе своей отвыкли от празднования религиозных праздников, поэтому в нашем обществе главным зимним праздником по-прежнему остаётся Новый год.

Хотя попытки возрождения старых рождественских традиций, несомненно, делаются. Многие ходят по домам с колядками, по федеральным телеканалам транслируется торжественное рождественское богослужение из восстановленного храма Христа Спасителя, крестники носят своим крёстным родителям кутью. Так что память о празднике жива, и если посмотреть на традиции Руси, то многие из них возрождаются с новой силой.

А как Вы празднуете Рождество? Придерживаетесь традиций старой Руси или же считаете такое празднование устаревшим? Поделитесь своими обычаями в комментариях – нам будет очень интересно узнать о них!

Один из главных христианских праздников - Рождество Христово - православная церковь отмечает 7 января. На Руси Рождество стали праздновать после введения христианства - в X веке. Оно приходилось на то время, когда древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник - коляду.

Рождеству предшествовал 40-дневный Филиппов пост. Накануне праздника все православные сочельничали. До появления на небе первой звезды нельзя было есть. Вечерняя трапеза начиналась с обрядовой каши - кутьи. Ее варили из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы и приправляли медом, изюмом и сочивом - маковым, конопляным, миндальным или другим семянным соком, который называли молоком. В рождественский сочельник такую кашу ставили на стол, покрытый соломой, а сверху скатертью. Вынимали соломинку и гадали. Окажется длинная - родится хороший урожай льна, а короткая - будет неурожай. В этот вечер спутывали ноги столу, чтобы скот не бегал. Девушки собирались за околицей и пригоршнями бросали снег против ветра. Если снег падал звучно, это предвещало молодого красавца-жениха, если неслышно и криво - быть за глухим или стариком.

В сам день Рождества обычно пекли крупитчатые калачи, перепечи (небольшие ржаные колобки), фигурки из теста, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных, и посылали их в подарок родным и близким. Главными угощениями на праздничном столе были свиное мясо и рождественский гусь с яблоками.

«Настали святки. То-то радость!»

Между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января) отмечают святки - двенадцать святых дней, установленных православной церковью в память рождения Христа и крещения его в Иордане. Святить, то есть блюсти свято, хранить в святости двенадцать дней после Рождества церковь начала с древних времен. В эти дни запрещалось совершать таинство брака, заводить игрища, пляски, петь соблазнительные песни по улицам, наряжаться в кумирские одеяния (от слова «кумир» - изображение, изваяние языческого божества). Запрещалось также работать, особенно с наступлением темноты. Во многих местах, однако, святость этих дней нарушалась гаданиями, ряжением и другими обычаями, сохранившимися от языческого праздника коляды, воспевавшего культ природы. Колядки, как и святки, справляли в период зимнего солнцестояния. По древним воззрениям славян, это время новой жизни, обновления природы, пограничный период между старым и новым хозяйственными годами, это, наконец, поворот к лету, к теплу, которое несет плодородие и веселье. «На коляду дня прибыло на куриную ступню» - говорили в народе.

Существует версия, что слово «колядки» произошло от слова «календы», которым римляне называли начало нового года. Коляда - славянский мифологический персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла, «бог торжеств и мира», по словам историка Н. М. Карамзина.

Обряды колядок были направлены на то, чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток, в семье - счастье, но прежде всего - чтобы не прекратилась жизнь. Об этом пелось и в колядных песнях:

А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна - пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством...

Старинная поздравитеьная открытка к святкам

Колядовать начинали с рождественского сочельника. Молодежь надевала самодельные маски, бороды из льна и шутливые костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу. Обычно четверо парней несли чучело кобылы, связанное из соломы. Верхом на «кобылу» сажали мальчика-подростка, одетого в костюм горбатого старичка с предлинной бородой. Коляду, как правило, изображал ряженый в образе козла. Рядились также в коня, корову и других животных, воплощавших плодородие. Шумной веселой ватагой парни, девушки и мальчики врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать. За что ряженые сулили им полное благополучие и счастье. Скупым, которые ничего не давали, могли пропеть и такое:

Коляда, моляда,

Уродилась коляда!

Кто подает пирога -

Тому двор живота,

Еще мелкой скотинки

Числа бы вам не знать!

А кто не дает ни копейки -

Завалим лазейки,

Кто не дает лепешки -

Завалим окошки,

Кто не дает пирога -

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба -

Уведем деда,

Кто не даст ветчины -

Тем расколем чугуны!

После безуспешных попыток искоренить коляду христианская церковь включила ее в святки, противопоставив играм и обрядам коляды славление Христа, хождение со звездой и пр. В колядных песнях народ начал воспевать и Иисуса Христа, события праздников Рождества и Нового года. Духовенство подключилось к такого рода творчеству, церковники стали сочинять книжные колядки - «канты».

Так святки стали воплощением языческих и христианских верований, самым насыщенным разными обычаями, обрядами и приметами праздником. С языческих времен, например, сохранился обычай наряжаться на святки в смешные и грозные маски. По существовавшему поверью, с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов. Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой.

Двенадцать святых дней закладывали основу будущего года, поэтому святки было принято проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими. Ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником.

«На святки самая строгая мать, - читаем в книге СВ. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила», - не заставит дочку прясть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льется широкой волной веселая песня парней, когда в «жировой» избе, на посиделках, заливается гармонь, а толпы девушек, робко прижимаясь друг к другу, бегают «слушать» под окнами и гадать в поле».

В «святые вечера» женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы уродились тугие кочаны капусты. Ткать было грешно, иначе в праздник случится несчастье. Грешно было и охотиться на святки на зверей и птиц.

Девушки обычно наряжались в чужие сарафаны и закрывали лицо платком, самые бойкие облачались в мужской костюм. Парни надевали женские платья. Так интриговали и дурачили знакомых из других деревень, когда приходили к ним в гости.

Две ночи на святках посвящались гаданиям: первая - на Васильев день (с 13 на 14 января), вторая - на Крещение (с 18 на 19 января).

Для святок характерны «очистительные» обряды: окуривание и окропление водой крестьянских построек, выбрасывание мусора, церковное освящение воды в водоемах для изгнания оттуда нечистой силы и др.

Литература

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М, 1880.

Карамзин Н. М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». М., 1987.

Костомаров Н. И.Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М, 1993.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. Составитель А. Ф. Некрылова. М, 1989.

Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск, 1995.

Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 1997.

Рождество Христово является одним из великих праздников христианства и относится к двунадесятым.

Рождественский служебный устав окончательно сформировался в IV веке. Так, например, если навечерие праздника прилучается на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования этого праздника. В навечерие праздника, вместо обычных часов читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные Ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову.

После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие не происходит в субботу или в воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается Великой павечерницей, на которой звучит духовная радость по поводу Рождества Христова пророческой песней «Яко с нами Бог» .

В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, а в VII веке Соффоний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке Иоанн Дамаскин, Козьма, епископ Маюмский, а также Герман, Патриарх Константинопольский написали церковные песнопения для праздника Рождества Христова, которые и использует нынешняя церковь. Также на службе исполняется кондак «Девая днесь…», написанный преподобным Романом Сладкопевцем.

Чтобы достойно подготовиться к празднику Христова Рождества, Церковь установила время подготовки — Рождественский пост , который длится с 28 ноября по 6 января и предполагает не только воздержание в пище. В пост христиане стараются проводить время благочестиво, удаляясь от праздности и уделяя особое внимание молитве и труду.

На Руси праздновать Рождение Христа начали ещё в X веке. Канун Рождества — сочельник . В этот день Литургия соединяется с вечерней, которая знаменует собой начало следующего дня, ведь день церковный начинается с вечера. Следовательно, после торжественной Литургии (6-го января) и соединенной с ней вечерни, наступает время первого дня Рождества, но пост пока не отменяется. В трапезу предлагается особое предрождественское кушанье — «сочиво». Именно оно дало название кануну Рождества — сочельнику. «Сочивом» называли на Руси сваренные с медом зерна злаковых: пшеницы, ячменя или риса. Кроме этого готовился взвар (компот) из фруктов.

Для рождественского праздничного стола русские хозяйки готовили традиционные блюда: жареного поросенка с хреном, запеченную курицу, студни и колбасы, медовые пряники. Разговлялись от поста 7-го января, после торжественного рождественского богослужения в храме. Затем шли святые вечера — Святки , которые длились с 7-го по 19 января.

На Святках люди с песнопениями ходили по домам. В деревнях Святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату, но и в городах рождественские гулянья славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные. Купцы катались на тройках.

Доброй традицией на Рождество и Пасху было также посещение болящих, щедрая милостыня узникам со своего стола. Христиане делились рождественской радостью с бедными и убогими, памятуя о том, что Христос пришел на землю не в царские чертоги, а в простые ясли. И первыми Его приветствовали бедные пастухи.

По материалам газеты «Покровский вестник»

Поделиться