Из чего состоит шахматная доска. Шахматная доска.   Остальные правила хода

Игра в шахматы проходит на квадратной доске, состоящей из 8 горизонталей и 8 вертикалей. Доска состоит из 64 полей, чередующихся цветов («белое поле» и «чёрное поле»). В правом нижнем углу каждого игрока находится белое поле, фигуры расставляются так, как показано на диаграмме. Каждый ферзь должен занять поле, цвет которого совпадает с цветом самого ферзя.

Парадокс математической шахматной доски

Это дает более чем достаточно оснований для изучения интересной проблемы на стыке этих двух интеллектуальных действий: математики и шахмат. Это увлекательный парадокс, который, как представляется, доказывает, что 64 равно 65, просто разрезая шахматную доску на четыре части и собрав эти фигуры в прямоугольник, стороны которого состоят из 5 квадратов и 13 квадратов соответственно.

С тремя прямыми разрезами шахматная доска была рассечена на два равных треугольника и две равные трапеции. Сумма площадей этих четырех частей - 64 маленьких квадрата шахматной доски. Эти четыре геометрические части рассечения шахматной доски теперь могут быть собраны в следующий прямоугольник.

Каждый игрок в начале игры имеет по шестнадцать фигур: одного короля, одного ферзя, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Один игрок играет белыми, другой - чёрными. Белые всегда ходят первыми. Цвета выбираются дружеским соглашением, случайным образом или назначаются управляющим турнира. Игроки поочерёдно перемещают фигуры: за один ход можно переместить только одну фигуру (исключением является рокировка, когда две фигуры перемещаются за один ход). Фигуру можно перемещать на незанятый квадрат или на квадрат, занимаемый фигурой противника, что приводит к захвату фигуры, и она убирается с доски.

  Остальные правила хода

Пожалуйста, сравните каждую из четырех частей на двух диаграммах. Стороны результирующего прямоугольника состоят из 5 и = 13 маленьких квадратов. Следовательно, их общая площадь также должна быть одинаковой. Очевидно, это не так, и где-то должна быть ошибка.

То, что лежит в центре вышеупомянутого парадокса, заключается в неточности линий, которые составляют треугольники и трапеции и, следовательно, прямоугольник. Приведенная выше диаграмма должна выглядеть так. И увеличивая масштаб на центральной площади, вы видите еще более четкое различие между верхней и нижней частями.

3.1.1  Король

Когда королю создаётся угроза одной (может быть двумя) из фигур противника, королю объявляется шах. В этом случае необходимо следующим ходом вывести короля из-под шаха. Игрок не может сделать ход, который открывает короля для шаха. Цель игры - поставить противнику мат. Мат - ситуация, когда после хода противника король атакован фигурой противника, и при этом игрок не может своим ходом защититься от шаха.

Область, выделенная красным цветом на приведенных выше диаграммах, имеет форму очень длинного параллелограмма. Он отвечает за разницу в площади между квадратом и прямоугольником. Снова при более высоком разрешении мы имеем. Область, окрашенная в красный цвет, снова является параллелограммом области 1, где на этот раз верхняя и нижняя части перекрываются. Следовательно, в этом случае здесь нет раскола, но полученный прямоугольник имеет меньшую площадь, чем исходный квадрат из-за перекрытия.

  Игры на время

Каково математическое ядро ​​этого парадокса? Вышеприведенный парадокс рассечения тогда, кажется, говорит, что. Давайте проведем несколько простых вычислений, чтобы увидеть, что действительно происходит. Поэтому мы установили истину того, что известно как тождество Кассини.

Король может ходить только на соседнее поле по горизонтали, вертикали или диагонали. Один раз за игру каждому королю позволяется сделать специальный ход - рокировку. Рокировка совершается перемещением короля на два поля по направлению к ладье, а ладья ставится на поле, которое пересёк король при перемещении. Рокировку можно делать только в том случае, если все из ниже приведённых условий выполняются:

Во втором случае между ними происходит раскол. Если вы никогда не играли в шахматы с часами, вы должны войти в захватывающий этап своего шахматного опыта! Вы всегда думали, что есть только один способ выиграть игру? Вы можете выиграть просто, если ваш противник недостаточно движется!

Вы не только выиграете, объявив мат, вы объявите «флаг». Как работают шахматные часы, устанавливая шахматные часы в шахматных часах в играх для турнирных игр для умного управления временем. По какой-то причине многие производители шахматных часов не включают инструкции с их часами - возможно, они просто рисуют, что часы шахматной игры слишком просты в эксплуатации.

  • Ни король, ни ладья, участвующая в рокировке, не должны делать до рокировки ни одного хода.
  • Между королём и ладьёй не должно находиться ни одной фигуры.
  • Король не находится под шахом, не проходит через атакованное поле и не попадает на атакованное поле (под шах).
  • Король и ладья находятся на одной линии (это исключает возможно рокировки с пешками).

3.1.2  Ладья

Ладья может двигаться на любое число полей по горизонтали или по вертикали при условии, что на её пути нет фигур. Она также участвует в рокировке.

Шахматные часы уникальны с двумя таймерами, встроенными в один блок - по одному для каждого игрока. Два такта никогда не запускаются одновременно, а скорее отслеживают ваше время и общее время вашего оппонента. Это позволяет шахматной игре двигаться в нужном темпе, поскольку у обоих игроков будет заданное количество минут для завершения игры.

Если вы хотите играть в течение одного часа, каждому игроку будет дано 30 минут с каждой стороны часов. Таким образом, с чередующимися ходами вы гарантированно не превысите лимит времени в один час. В случае, если вы задавались вопросом, шахматные часы являются сердцем организованных шахматных соревнований. Вы можете видеть, как турнир по шахматам с участием сотни шахматистов может буквально бегут, как часы, кругом после раунда, заканчиваясь вовремя.

3.1.3  Слон

Слон может перемещаться на любое число полей по диагонали, при условии, что на его пути нет фигур. Каждый слон может перемещаться либо только по белым полям, либо только по чёрным, поэтому слонов называют «белопольными» и «чернопольными» соответственно.

3.1.4  Ферзь

Ферзь может перемещаться на любое число полей по вертикали, горизонтали и диагонали при условии, что на его пути нет фигур.

Эти сумасшедшие шахматные часы сидят перед вами. Шахматные часы настолько просты, но почему-то люди сначала смотрят на него немощным - как будто у их автомобиля внезапно было два руля вместо одного! Обратите внимание на две кнопки сверху часов. Они запускают и останавливают таймеры поочередно. Перед началом игры время будет остановлено, а кнопки в нейтральном положении. Сделайте свой первый ход, нажмите кнопку на вашей стороне часов, и время вашего противника начнет работать. В то же время ваши часы приостановлены.

Шахматы и компьютеризация

Теперь, когда ваш оппонент делает свое движение, он нажимает кнопку на своей стороне, которая останавливает свой таймер и запускает вас одновременно. Сегодня цифровые и аналоговые часы доступны. Хотя цифровые предпочтительнее для их универсальности и почти безграничных возможностей, многие люди по-прежнему предпочитают аналог.

3.1.5  Конь

Конь может пойти на любое поле доски, не занятое фигурой его цвета, если оно располагается на другом конце буквы «Г» (две клетки в одну сторону и одну в другую). Конь, находящийся по середине доски, имеет восемь вариантов хода. Помните, что после каждого хода конь переходит с поля одного цвета на поле противоположного цвета.

  Ничья в игре

Цифровые часы обычно обращаются вниз. Время истекает, когда оно достигает 0: цифровые часы имеют различные методы и режимы настройки, поэтому мы будем использовать более стандартную процедуру настройки для традиционных аналоговых часов. Во-первых, большинство аналоговых часов нужно наматывать, используя два намоточных устройства на задней поверхности. Это должно дать ему 12 часов рабочего времени. У вас также могут быть редкие аналоговые часы с батарейным питанием, которые, очевидно, не потребуют обмотки.

Аналоговые часы имеют реальную циферблату и поэтому подсчитывают. Поскольку минутная стрелка достигает 12-часовой позиции, этот маленький красный флаг будет расти. Когда он достигнет ровно 12, флаг падает. В соревновании игрок, чей «флаг упал», теряет игру.

3.1.6  Пешка

У пешек самые сложные правила хода. Пешка может ходить вперёд на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали. С исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты. Пешка не может ходит назад. Пешка, атакующая поле, пересечённое пешкой партнёра, который продвинул ее с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний её ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием «на проходе». Пешка - единственная фигура, которая атакует и ходит по-разному. Она может захватить фигуру противника, расположенную перед ней по диагонали на соседнем поле, но она не может перемещаться на эти поля, если они не заняты. Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже сняты с доски. Эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением». На практике пешка чаще всего заменяется ферзём.

В задней части часов найдите регуляторы времени. Для каждого дисплея будет один в центре. Поверните эту ручку, когда смотрите на часы. Вы заметите, что часы и минуты могут быть установлены. Убедитесь, что часы не работают. Это желаемая конечная позиция времени.

Скажем, вы играете с другом. У вас есть только 30 минут, чтобы играть в игру. Позвольте мне предупредить вас, вы, вероятно, будете нервничать и почувствовать, что у вас осталось меньше 5 минут. Позвольте мне сказать вам, что турнирное соревнование с бальным залом в отеле, полным шахматных часов, и, предположительно, тихими шахматистами, является довольно слуховым опыт.

3.1.7  Остальные правила хода

За исключением коня ни одна другая фигура не может перепрыгивать через другие фигуры. Через свои фигуры, находящиеся на линии хода, другие фигуры перемещать нельзя. Никаким ходом фигура не может вытеснить фигуру того же цвета с какого-либо поля. Через фигуры противника свои фигуры перемещать нельзя, но фигуры противника могут быть захвачены. Когда захватывается фигура, атакующая её фигура перемещается на поле, которое до этого было занято захваченной фигурой. Захваченная фигура убирается с доски и не может быть возвращена в игру до её завершения. Захватить короля нельзя, ему можно поставить только шах. Если игрок не может вывести короля из-под шаха, королю объявляется мат. Игрок, чьему королю объявляется мат, проигрывает.

Использование шахматных часов в турнирной игре

Шахматные турниры были бы невозможны без шахматных часов. Они устраивают целую галочку и организаторы турниров. Хотя вы, возможно, никогда не играете в шахматный турнир, полезно понять, как это работает и применять некоторые правила для вашего собственного использования.

Турнир может быть организован как «Стандарт», «Шахматы действия», «Шахматы блиц», «Шахматы скорости», «Игра в игры». Это очень важно, так как люди хотят знать, как быстро игра, которую они должны будут играть до входа в соревнование. Эти игры могут длиться 7 или более часов! Многие турниры, которые подбирают темп, выделяют 1 час на игрока, 30 минут, 15 минут, 5 минут.

Игра не обязательно заканчивается матом. Игрок может сдаться, если ситуация безнадёжна. Игра может закончиться в ничью. Ничья возникает в нескольких ситуациях, в том числе на основе взаимного согласия: троекратное повторение позиции, правило пятидесяти ходов или ничья по причине невозможности мата (обычно из-за отсутствия материала для мата).

Как расставить фигуры на шахматной доске?

С вашим другом, если вы хотите быстро развивающуюся игру, выберите 5 минут игрока. На какой стороне платы вы устанавливаете часы? Большинство людей предпочитают это право. Никогда не называйте флаг на чужой игре. Это делает обоих игроков безумными, и вы будете выглядеть как идиот. Только новички это сделают - и они никогда не делают это более одного раза.

Подсказки для умных шахматистов

Шахматные часы - такая интересная динамика для игры, что даже у лучших игроков есть проблемы с ней или стратегии, чтобы использовать ее в своих интересах. Вот несколько советов, которые помогут вам максимально увеличить время работы в шахматах! И у вас, и у вашего оппонента есть одинаковое количество времени для начала. Будете ли вы делать быстрые движения в открытии, чтобы накапливать дополнительное время, когда происходит жесткое движение? Вы проведете дополнительное время в открытии, чтобы попытаться получить преимущество на доске на ранней стадии и надеяться, что вы сможете быстро выиграть преимущество в выигрыше позже?

3.2  Игры на время

Во время создания новой игры можно ограничить время, выделяемое на ход. Каждый игрок имеет определённое количество времени для того, чтобы решить, какой ход сделать. Время оставшееся у игрока уменьшается только тогда, когда игрок получает право хода.

3.3  Ничья в игре

Это игры, которые заканчиваются без победы какого-либо игрока. Большинство игр завершается в ничью согласно правилам. Игра может закончиться в ничью, если возникает пат, троекратное повторение позиции, применимо правило пятидесяти ходов или нехватка материала для мата. Позиция считается ничейной, если любой игрок может с помощью корректной игры, в конечном итоге перевести игру в положение, в котором игра сводится к ничьей, независимо от ходов, сделанных другим игроком.

Обратите внимание, что важно сбалансировать и контролировать свое время. Если вам удастся зайти в тупик, сориентироваться или захватить все части вашего противника, прежде чем ваш флаг будет замечен, вы достигнете ничьей! Изучите серию открытий. Это позволит вам быстро перемещать ходы. В то время как ваш оппонент должен думать о них, вы знаете, что они хорошо зарекомендовали себя.

Старайтесь опережать время ваших оппонентов. Вот один из самых важных трюков. Предполагая, что у вас есть преимущество во времени, спланируйте ряд ходов. Сделайте ход, ожидайте немедленного ответа и быстро выполните запланированный ответ. Эти три хода позволят вам захватить больше этих ключей оставшиеся минуты.

3.3.4  Недостаточность материала

Если у игрока осталась только одна фигура, король, а у другого игрока остался король и слон или конь, то объявляется ничья, поскольку в этом случае для объявления мата у игрока нет необходимого материала. Ситуации, в которых мат возможен только из-за грубых ошибок оппонента, покрываются правилом пятидесяти ходов.

Получайте удовольствие от ваших новых умений в шахматах! Это требует немного практики, но вы получите ее в кратчайшие сроки. Шахматная доска состоит из 64 равных квадратов, расположенных в восьми рядах и восьми столбцах. Квадраты расположены в двух чередующихся цветах: белом и черном. Для изготовления шахматных досок используется много разных материалов, поэтому светлый цвет известен как белый, а более темный материал - черный.

Части доски известны по специальным названиям. Диагональ - прямая линия квадратов одного цвета, проходящая под углом от одного края доски до другого края, называется диагональю.

  • Ранг - восемь горизонтальных рядов шахматной доски называются рангами.
  • Файл - восемь вертикальных столбцов шахматной доски называются файлами.
  • Центр - четыре квадрата, найденные в середине доски, называются центром.
Каждый отдельный квадрат имеет имя, поэтому записи о ходах игры можно сохранить. Существует несколько систем именования, но «алгебраическая нотация» является самой популярной и является официальной системой.


Предисловие

Правила игры в шахматы не могут учесть все возможные ситуации, которые возникают во время игры, не могут они предусмотреть и все организационные вопросы. В тех случаях, которые не полностью регулируются статьей Правил, возможно принять правильное решение, действуя по аналогии с ситуациями, рассмотренными в Правилах. Правила исходят из того, что арбитры достаточно компетентны, обладают здравым суждением и абсолютно объективны. Излишне подробное правило могло бы лишить арбитра свободы суждения и помешать ему принять решение, основанное на справедливости, логике и учете конкретных условий.

В этой системе каждый квадрат имеет имя для строки и столбца, в котором он найден. Ранги пронумерованы от 1 до 8, начиная с белой стороны доски и переходя на черную сторону доски. Квадрат обозначается буквой, за которой следует номер. Таким образом, нижний левый квадрат называется «Именование» структуру можно увидеть на следующей диаграмме. Шахматная доска поворачивается так, что в первом ряду на правой стороне игрока есть белый квадрат.

Аналогичным образом куски помещаются на белую и черную сторону доски. В первой строке, начинающейся с обоих внешних краев и движущейся внутрь, поместите ладью, рыцаря и епископа. Для двух оставшихся квадратов поместите королеву на квадрат того же цвета. Поместите короля на заключительную площадь. Когда они завершены, одни и те же части обращены друг к другу по всей доске. Во второй строке разместите ряд пешек. Затем готовая доска выглядит как диаграмма ниже.

ФИДЕ призывает всех шахматистов и федерации принять эту точку зрения.

Любая шахматная федерация вправе ввести более подробные правила при условии, что они:

Не противоречат ни в чем официальным Правилам игры в шахматы ФИДЕ;
- действуют лишь на территории этой федерации;
- и не действуют на любом матче, чемпионате или отборочном соревновании, проводимом ФИДЕ, или на турнире с нормой звания или с обсчетом рейтинга ФИДЕ.

Правила игры
Статья 1. Сущность и цели игры в шахматы

1.1. Шахматную партию играют два партнера, которые поочередно передвигают фигуры на квадратной доске, называемой "шахматной доской". Игрок, имеющий белые фигуры, начинает партию. Считается, что за игроком очередь хода, когда сделан ход его партнера.

1.2. Целью каждого игрока является поставить короля партнера "под удар" таким образом, чтобы партнер не имел возможного хода, который позволил бы избежать "взятия" короля на следующем ходу. Считается, что игрок, который достиг этой цели, "поставил мат" королю партнера и выиграл партию. Партнер, королю которого поставлен мат, проиграл партию.

1.3. Если позиция такова, что ни один из игроков не может поставить мат, партия заканчивается вничью.


Статья 2. Начальная позиция фигур на шахматной доске

2.1. Шахматная доска состоит из 64-х (сетка 8х8) равных квадратов, попеременно светлых ("белые" поля) и темных ("черные" поля). Шахматная доска располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

2.2. В начале игры один игрок имеет 16 фигур светлого цвета ("белые" фигуры), другой - 16 фигур темного цвета ("черные" фигуры). Эти фигуры, обычно обозначаемые соответствующими символами, следующие:
Белый король
Белый ферзь
Две белые ладьи
Два белых слона
Два белых коня
Восемь белых пешек

Черный король
Черный ферзь
Две черные ладьи
Два черных слона
Два черных коня
Восемь черных пешек

2.3. Начальная позиция фигур на шахматной доске следующая:


2.4. Восемь вертикальных рядов полей называются "вертикалями". Восемь горизонтальных рядов полей называются "горизонталями". Прямой ряд полей одинакового цвета, касающихся друг друга углами, называется "диагональю".

Статья 3. Ходы фигур
3.1. Не разрешается ходить фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура ходит на поле, занятое фигурой партнера, последняя берется и снимается с шахматной доски, что является частью того же самого хода. Считается, что фигура нападает на фигуру партнера, если фигура может совершить взятие на этом поле в соответствии со статьями 3.2-3.8.
3.2. Слон может пойти на любое поле по диагонали, на которой он стоит.


3.3. Ладья может пойти на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.


3.4. Ферзь может пойти на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.


3.5. При выполнении этих ходов слон, ладья или ферзь не могут передвигаться через какие-либо стоящие на их пути фигуры.
3.6. Конь может пойти на одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали.


3.7.
a. Пешка может пойти вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или
b. Своим первым ходом пешка может пойти как в (а); кроме того, она может продвинуться вперед на два поля по той же вертикали при условии, что оба поля свободны, или
c. Пешка может пойти на поле, занятое фигурой партнера, которая находится по диагонали перед ней на соседней вертикали, при этом пешка берет эту фигуру.


d. Пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, которая одним ходом продвинулась со своей начальной позиции на два поля, может взять эту пешку партнера, как будто последняя была продвинута только на одно поле. Это взятие может быть осуществлено только на ходу, следующим за этим продвижением, и называется взятием "на проходе".
e. Когда пешка достигает самой дальней от ее начальной позиции горизонтали, она должна быть заменена (и это является частью того же хода) на ферзя, ладью, слона или коня того же цвета. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были взяты ранее. Такая замена пешки на другую фигуру называется "превращением", и действие новой фигуры начинается сразу же.
3.8. (а) Имеются два различных способа передвижения короля, посредством:
I. передвижения на любое соседнее поле, которое не атаковано одной или несколькими фигурами партнера;

Перед рокировкой белых на ферзевый фланг



После рокировки белых на ферзевый фланг.

После рокировки черных на королевский фланг.

1) Рокировка невозможна:

Если король уже ходил, или
- с ладьей, которая уже ходила.
2) Рокировка временно невозможна:
- если поле, на котором король стоит, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной или несколькими фигурами партнера;
- если между королем и ладьей, с которой намереваются рокировать, находится какая-либо фигура.

(b) Считается, что король находится "под шахом", если он атакован одной или несколькими фигурами партнера, даже если такие фигуры сами не могут ходить. Объявление шаха не обязательно.
3.9. Ни одной фигурой нельзя ходить так, чтобы ставить своего короля под шах или оставлять своего короля под шахом.

Статья 4. Выполнение ходов
4.1. Каждый ход должен выполняться только одной рукой.
4.2. Предупредив заранее о своем намерении (например, сказав "поправляю". В оригинале "j"adoube" - по-французски и "I adjust" по-английски.), игрок при своем ходе может поправить рсположение одной или нескольких фигур на их полях.
4.3. За исключением предусмотренного Статьей 4.2 случая, если игрок при своем ходе намеренно касается на шахматной доске
a. одной или нескольких своих фигур, он должен пойти первой тронутой фигурой, ход которой возможен; или
b. одной или нескольких фигур партнера, он должен взять первую тронутую фигуру, взятие которой возможно;
c. одной фигуры каждого цвета, он должен взять фигуру партнера своей фигурой или, если это невозможно, пойти фигурой или взять фигуру, которой коснулся первой и ход или взятие которой возможны. Если неясно, фигура ли игрока или его партнера была тронута первой, надо считать, что своей фигуры игрок коснулся раньше, чем фигуры партнера.
4.4.
a. Если игрок намеренно касается своего короля и ладьи, он должен рокировать в эту сторону, если это возможно.
b. Если игрок намеренно касается ладьи, а затем своего короля, он не может рокировать в эту сторону на этом ходу, и к данной ситуации применяется Статья 4.3.а.
c. Если игрок, намереваясь рокировать, касается короля или короля и ладьи одновременно, а рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать другой возможный ход королем, в том числе - рокировку в иную сторону. Если король не имеет возможного хода, игрок может сделать любой возможный ход.
4.5. Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взята, игроку разрешается сделать любой возможный ход.
4.6. Игрок теряет свое право заявить о нарушении его партнером Статей 4.3 или 4.4, как только он сам намеренно касается фигуры.
4.7. Когда в качестве возможного хода или части возможного хода фигуру поставили на поле и отпустили от нее руку, она не может затем быть передвинута на другое поле. Считается, что ход сделан, когда выполнены все необходимые требования Статьи 3.

Статья 5. Завершение игры
5.1.
a. Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнера. Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, создающий позицию, где поставлен мат, был возможным ходом.
b. Партия выигрывается игроком, партнер которого заявляет, что он сдается. Это сразу заканчивает игру.
5.2.
a. Партия заканчивается вничью, когда игрок, который должен ходить, не имеет возможного хода и его король не находится под шахом. Считается, что партия закончилась "патом". Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, создающий позицию, где поставлен пат, был возможным ходом.
b. Партия заканчивается вничью, когда возникает позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат королю партнера любой серией возможных ходов. Считается, что партия пришла к "мертвой позиции". Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, создающий эту позицию, был возможным.
c. Партия заканчивается вничью по соглашению между двумя партнерами во время игры. Это сразу заканчивает игру. (Смотри Статью 9.1.)
d. Партия может закончиться вничью, если какая-нибудь одинаковая позиция может возникнуть или возникла на шахматной доске, по крайней мере, три раза. (Смотри Статью 9.2.)
e. Партия может закончиться вничью, если каждый игрок сделал последние 50 последовательных ходов без продвижения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры.(Смотри Статью 9.3.)

Правила соревнований
Статья 6. Шахматные часы
6.1. "Шахматными часами" называют часы с двумя устройствами индикации времени, соединенными друг с другом таким образом, что только одно из них может работать в одно и то же время.
"Часы" в Правилах игры в шахматы означает одно из двух устройств индикации времени.
"Падение флажка" означает окончание отведенного игроку времени.
6.2.
a. При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать какое-то минимальное число ходов или все ходы в заданный период времени, и/или может быть выделено дополнительное время на каждый ход. Все это должно быть определено заранее.
b. Время, сэкономленное игроком в течение одного периода, добавляется ко времени, отведенному ему для следующего периода, за исключением режима "задержки времени".

В режиме "задержки времени" оба игрока получают заданное "основное время на обдумывание". Каждый игрок также получает "фиксированное дополнительное время" на каждый ход. Уменьшение основного времени начинается только после того, как истекло фиксированное время. При условии, что игрок останавливает свои часы до истечения фиксированного времени, основное время на обдумывание не изменяется, независимо от того, какая часть фиксированного времени израсходована.
6.3. Каждое устройство индикации времени имеет "флажок". После того, как флажок падает, следует сразу же проверить выполнение требований Статьи 6.2.а.
6.4. Перед началом игры арбитр решает, где будут поставлены шахматные часы.
6.5. В установленное для начала игры время пускаются часы игрока, имеющего белые фигуры.
6.6. Если ни один из партнеров не присутствует вначале, игрок, имеющий белые фигуры, должен потерять все время, которое истечет до его прибытия, если только правила соревнования не устанавливают иной порядок или арбитр не решает иначе.
6.7. Любой игрок, который прибывает к шахматной доске более чем на один час позже запланированного начала игры, проигрывает партию, если только правила соревнования не устанавливают иной порядок или арбитр не решает иначе.
6.8.
a. В течение партии каждый игрок, сделав на шахматной доске свой ход, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игроку всегда должна быть предоставлена возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не сделал так, если только выполненный ход не заканчивает игру. (Смотри Статьи 5.1 и 5.2.) Время между выполнением на шахматной доске хода и остановкой своих часов и пуском часов партнера считается как часть времени, отведенного игроку.
b. Игрок должен останавливать свои часы той же самой рукой, которой он сделал свой ход. Игроку запрещается задерживать свой палец на кнопке или над ней.
c. Игроки должны правильно обращаться с шахматными часами. Запрещается применять излишнюю силу, поднимать их или стучать по ним. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со Статьей 13.4.
d. Если игрок не в состоянии обращаться с часами, то игроку может быть предоставлен помощник, допущенный арбитром, чтобы выполнять эту операцию. Показания часов должны быть поправлены арбитром справедливым образом.
6.9. Считается, что флажок упал, когда арбитр устанавливает этот факт или когда один из партнеров сделал правильное заявление об этом действии.
6.10. За исключением случаев, предусмотренных Статьей 5.1 или одной из Статей 5.2. а, b и с, если игрок не выполняет предписанное число ходов в отведенное время, партия проигрывается этим игроком. Однако партия заканчивается вничью, если возникла такая позиция, что партнер не может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов, даже при самой неквалифицированной встречной игре.
6.11. Каждое показание часов считается неоспоримым при отсутствии любого очевидного дефекта. Шахматные часы с очевидным дефектом следует заменить. Арбитр должен использовать веские доводы при определении времени, которое должно быть установлено на новых часах.
6.12. Если оба флажка упали и невозможно установить, какой флажок упал первым, партию надо продолжить.
6.13.
a. Если игру необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.
b. Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться за помощью арбитра, например, когда при "превращении" нет в наличии требуемой фигуры.
c. В каждом случае арбитр должен решить, когда игру надо возобновить.
d. Если игрок останавливает часы, чтобы обратиться за помощью арбитра, арбитр должен определить, имел ли игрок какую-либо обоснованную причину, чтобы так поступить. Если очевидно, что игрок не имел обоснованной причины для остановки часов, игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей 13.4.
6.14. Если происходит какое-либо нарушение правил и/или фигуры надо восстановить в предшествующей позиции, арбитр должен использовать веские доводы при определении времени, которое должно быть установлено на часах. Он должен также, если необходимо, поправить показания счетчика ходов на часах.
6.15. Экраны, мониторы или демонстрационные доски, показывающие возникшую на шахматной доске позицию, ходы и число сделанных ходов, и часы, которые также показывают число ходов, разрешаются в игровом зале. Однако игрок не может делать заявление, основанное на информации, полученной таким образом.

Статья 7. Нарушения позиций
7.1.
a. Если во время игры установлено, что начальная позиция фигур была неправильной, партия аннулируется и играется новая партия.
b. Если во время игры установлено, что единственная ошибка допущена только в том, что расположение шахматной доски противоречит Статье 2.1, то партия продолжается, а возникшая позиция переносится на правильно расположенную шахматную доску.
7.2. Если партия начата не тем цветом, тогда она продолжается, если только арбитр не решает иначе.
7.3. Если игрок сдвинет одну или несколько фигур, он должен восстановить правильную позицию за счет своего времени. Если необходимо, то игрок или его партнер должен оставить часы и попросить о помощи арбитра. Арбитр может наказать игрока, который сдвинул фигуры.
7.4.
a. Если во время игры установлено, что был сделан невозможный ход, то должна быть восстановлена позиция, которая была непосредственно перед нарушением правил. Если позицию непосредственно перед нарушением правил невозможно определить, то партию следует продолжить с самой последней поддающейся восстановлению позиции, которая предшествовала нарушению. Показания часов должны быть поправлены в соответствии со Статьей 6.14. К ходу, заменяющему невозможный ход, применяется Статья 4.3. Затем партия продолжается с этой восстановленной позиции.
b. После предпринятого в соответствии со Статьей 7.4.а действия, за первые два невозможных хода игрока арбитр должен дать его партнеру две минуты дополнительного времени в каждом случае, за третий невозможный ход того же самого игрока арбитр должен признать партию проигранной этим игроком.
7.5. Если во время игры установлено, что были сдвинуты со своих полей фигуры, то должна быть восстановлена позиция, которая была перед нарушением правил. Если позицию непосредственно перед нарушением правил невозможно определить, то партию следует продолжить с самой последней поддающейся восстановлению позиции, которая предшествовала нарушению. Показания часов должны быть поправлены в соответствии со Статьей 6.14. Затем партия продолжается с этой восстановленной позиции.

Статья 8. Запись ходов
8.1. В процессе игры каждый игрок обязан записывать свои ходы и ходы партнера правильным способом, ход за ходом, ясно и разборчиво, насколько возможно, в алгебраической нотации (Приложение Е), на бланке, предназначенном для соревнования. Игрок может ответить на ход партнера прежде, чем запишет его, если он так желает. Он должен записать свой предыдущий ход прежде, чем сделает следующий. Оба игрока должны записать на бланке предложение ничьей (Приложение Е.12). Если игрок не в состоянии вести запись ходов, то часть времени, определенная арбитром, отнимается от отведенного ему времени перед началом партии.
8.2. Бланк записи должен быть виден арбитру в течение всей партии.
8.3. Бланки записи являются собственностью организаторов соревнования.
8.4. Если на часах у игрока остается менее пяти минут и игрок не имеет дополнительного времени в 30 секунд или более, добавляемых после каждого хода, тогда он не обязан выполнять требования Статьи 8.1. Сразу же после падения одного из флажков игрок должен полностью восстановить запись на своем бланке, прежде чем передвинуть фигуру на шахматной доске.
8.5.
a. Если в соответствии со Статьей 8.4 ни один из игроков не обязан вести запись, то арбитр или помощник должен стараться присутствовать и вести запись. В этом случае, сразу же после падения одного из флажков, арбитр должен остановить часы. Затем оба игрока обязаны восстановить запись на своих бланках, используя бланк арбитра или партнера.
b. Если в соответствии со Статьей 8.4 только от одного игрока не требуется вести запись, то он должен, как только любой из флажков упадет, полностью восстановить запись на своем бланке, прежде чем передвинуть фигуру на шахматной доске. Если при этом ход игрока, то он может воспользоваться бланком партнера, но должен возвратить его перед выполнением хода.
c. Если ни один из бланков не заполнен, игроки должны восстановить партию на другой шахматной доске под контролем арбитра или помощника, который должен сначала записать возникшую в партии позицию, показания часов и число сделанных ходов, если эта информация имеется, прежде чем начнется восстановление.
8.6. Если записи на бланках не могут быть восстановлены и не доказывают, что игрок превысил отведенное время, то последующий сделанный ход должен считаться первым ходом до очередного контроля времени, если только не очевидно, что ходов было сделано больше.
8.7. По окончании партии оба игрока должны подписать оба бланка, указав результаты игры. Даже если неправильный, этот результат остается в силе, если только арбитр не решит иначе.

Статья 9. Ничья
9.1.
a. Игрок, если он желает предложить ничью, должен делать это после выполнения своего хода на шахматной доске и до остановки своих часов и пуска часов партнера. Предложение в любое другое время в течение игры остается в силе, но во внимание должна приниматься Статья 12.5. Предложение не может сопровождаться какими-либо условиями. В обоих случаях предложение не может быть взято назад и остается в силе до тех пор, пока партнер примет его, отклонит его устно, отклонит его, касаясь фигуры с намерением пойти ею или взять ее, или партия закончится иным образом.
b. Предложение ничьей должно быть отмечено каждым игроком на своем бланке знаком (смотри Приложение Е).
c. Требование ничьей в соответствии со Статьей 9.2, 9.3 или 10.2 должно считаться как предложение ничьей.
9.2. Партия заканчивается вничью по правильному требованию игрока, за которым очередь хода, когда одинаковая позиция по крайней мере трижды (не обязательно последовательным повторением ходов)

a. может возникнуть, если он сначала запишет свой ход на бланке и заявит арбитру о своем намерении сделать этот ход, или
b. уже возникла, и очередь хода за игроком, требующим ничью.

Позиции как в (а) и (b) считаются одинаковыми, если очередь хода за тем же игроком, фигуры того же наименования и цвета занимают те же самые поля, и возможные ходы всех фигур обоих игроков не изменились. Позиции не являются одинаковыми, если пешка, которая могла быть взята «на проходе», уже не может быть взята, или если изменено право на рокировку, временно или постоянно.
9.3. Партия заканчивается вничью по правильному требованию игрока, за которым очередь хода, если

a. он запишет на своем бланке и заявит арбитру о своем намерении сделать ход, который приведет к тому, что последние 50 ходов сделаны каждым игроком без продвижения любой пешки и без взятия любой фигуры, или
b. последние 50 последовательных ходов сделаны каждым игроком без продвижения любой пешки и без взятия любой фигуры.
9.4. Если игрок делает ход, не потребовав ничью, он на этом ходу теряет право на требование согласно Статье 9.2 или 9.3.
9.5. Если игрок требует ничью согласно Статье 9.2 или 9.3, он должен сразу остановить часы, свои и партнера. Он не может отказаться от своего требования.
a. Если требование признается правильным, партия сразу же заканчивается вничью.
b. Если требование признается неправильным, арбитр должен добавить к оставшемуся у партнера времени три минуты. Кроме того, если заявитель имеет более двух минут на своих часах, арбитр должен вычесть половину оставшегося у заявителя времени, но не более трех минут. Если заявитель имеет более одной минуты, но менее двух минут, его оставшееся время должно быть равно одной минуте. Если заявитель имеет менее одной минуты, арбитр не должен делать никаких поправок на часах заявителя. Затем партия будет продолжена и объявленный ход должен быть сделан.
9.6. Партия заканчивается вничью, когда возникает позиция, в которой мат не может быть поставлен любой серией возможных ходов, даже при самой неквалифицированной игре. Это сразу заканчивает игру.

Статья 10. Быстрая игра до конца партии
10.1. «Быстрая игра до конца партии» - это заключительный период игры, когда все оставшиеся ходы должны быть сделаны в ограниченное время.
10.2. Если у игрока, за которым очередь хода, осталось на часах менее двух минут, он может потребовать ничью, но до падения своего флажка. Он должен остановить часы и обратиться к арбитру.
a. Если арбитр согласен, что партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть партию нормальными средствами, или что невозможно выиграть нормальными средствами, тогда он должен засчитать, что партия закончилась вничью. В противном случае, он должен отложить свое решение или отклонить требование.
b. Если арбитр откладывает свое решение, партнеру могут быть добавлены две минуты на обдумывание и партия должна быть продолжена в присутствии арбитра, если это возможно. Арбитр должен объявить окончательный результат после падения флажка.
c. Если арбитр отклоняет требование, партнеру должны быть добавлены две минуты на обдумывание.
d. Решение арбитра, принятое на основании Статей 10.2 а, b, с, должно быть окончательным.
10.3. Если оба флажка упали и невозможно установить, который флажок упал первым, партия заканчивается вничью.

Статья 11. Учет результатов
11.1. Если заранее не установлено иначе, то игрок, который выигрывает свою партию или выигрывает по присуждению, получает одно очко (1), игрок, который проигрывает свою партию или проигрывает по присуждению, не получает очков (0) и игрок, который заканчивает свою партию вничью, получает половину очка (1/2).

Статья 12. Поведение игроков
12.1. Игроки не должны своим поведением создавать плохую репутацию шахматной игре.
12.2. В течение партии игрокам запрещается использовать какие-либо записи, источники информации, совет или анализировать на другой шахматной доске. Бланки для записи партии должны использоваться только для записи ходов, показаний часов, предложения ничьей, а также того, что имеет отношение к заявлению.
12.3. Игроки, которые завершили свои партии, должны считаться зрителями.
12.4. Игрокам не позволяется покидать «игровую зону» без разрешения арбитра. Игровая зона определяется как игровая площадка, комнаты отдыха, буфет, место, предназначенное для курения, и другие места, указанные арбитром. Игрок, за которым очередь хода, не может покидать игровую площадку без разрешения арбитра.
12.5. Запрещается отвлекать или беспокоить партнера каким-нибудь способом. Это относится и к необоснованному требованию или предложению ничьей.
12.6. Нарушение любой части Статей 12.1-12.5 должно вести к наказаниям в соответствии со Статьей 13.4.
12.7. Упорный отказ игрока подчиняться Правилам игры в шахматы должен наказываться зачетом поражения. Арбитр должен решить, какой результат засчитать партнеру.
12.8. Если оба партнера признаются виновными согласно Статье 12.7, партия признается проигранной обоими игроками.

Статья 13. Роль арбитра (смотри Предисловие)
13.1. Арбитр должен наблюдать, чтобы Правила игры в шахматы точно соблюдались.
13.2. Арбитру следует действовать исключительно в интересах соревнования. Он должен обеспечить, чтобы поддерживались хорошие условия для игры и игрокам не мешали. Ему необходимо наблюдать за ходом соревнования.
13.3. Арбитру следует наблюдать за партиями, особенно когда игроки испытывают недостаток времени, обеспечивать выполнение решений, которые он принимает, и налагать наказания на игроков, где необходимо.
13.4. Арбитр может применить одно или несколько из следующих наказаний:
a. предупреждение,
b. увеличение оставшегося у партнера времени,
c. уменьшение времени, оставшегося у игрока, который нарушил правила,
d. объявление партии проигранной,
e. уменьшение числа очков, набранных в игре стороной, нарушившей правила,
f. увеличение числа очков, набранных в игре партнером, до максимально возможного за эту игру,
g. исключение из соревнования.
13.5. Арбитр может дать одному или обоим игрокам дополнительное время при возникновении внешних помех игре.
13.6. Арбитр не должен вмешиваться в игру, за исключением случаев, описанных в Правилах игры в шахматы. Он не должен указывать число сделанных ходов, за исключением применения Статьи 8.5, когда, по крайней мере, один из игроков использовал все свое время. Арбитру следует воздерживаться от сообщения игроку, что его партнер завершил ход.
13.7. Зрителям и игрокам из других матчей не разрешается разговаривать или иным образом вмешиваться в игру. Если необходимо, арбитр может удалить нарушителей из игрового помещения.

Статья 14. ФИДЕ
14.1. Национальные федерации могут обращаться в ФИДЕ с просьбой дать официальное решение по вопросам, касающимся Правил игры в шахматы.

Приложения
А. Отложенные партии
А1.
a. Если партия не закончена по истечении отведенного для игры времени, арбитр должен потребовать, чтобы игрок, за которым очередь хода, записал ход как «секретный». Игрок обязан записать недвусмысленной нотацией свой ход на бланке записи ходов, положить свой бланк и бланк партнера в конверт, запечатать конверт и только затем остановить свои часы, не пуская часы партнера. Пока игрок не остановит часы, он сохраняет право изменить секретный ход. Если после того, как арбитр предложил записать секретный ход, игрок делает ход на доске, он должен записать этот ход на своем бланке как секретный ход.
b. Игрок, за которым очередь хода и который откладывает партию до окончания игровой сессии, рассматривается как записавший секретный ход в обусловленное для окончания сессии время, и оставшееся у него время так и должно быть записано.
А2. На конверте должно быть указано следующее:
a. фамилии игроков,
b. позиция непосредственно до секретного хода,
c. время, использованное каждым игроком,
d. фамилия игрока, который записал ход как «секретный»,
e. номер записанного как «секретный» хода,
f. предложение ничьей, если это предложение остается в силе,
g. дата, время и место возобновления игры.
А3. Арбитр проверяет точность информации на конверте и ответственен за его сохранность.
А4. Если игрок предлагает ничью после того, как его партнер записал свой ход как секретный, то предложение остается в силе до тех пор, пока партнер примет или отклонит его, в соответствии со ст. 9.1.
А5. Перед возобновлением игры на шахматной доске восстанавливается позиция, которая была непосредственно перед записанным как секретный ходом, и время, использованное каждым игроком на момент откладывания партии, устанавливается на часах.
А6. Если до возобновления игры достигнуто соглашение о ничьей, или один из игроков заявляет арбитру, что он сдается, партия считается законченной.
А7. Конверт вскрывается, только если присутствует игрок, который должен ответить на ход, записанный как секретный.
А8. За исключением случаев, упомянутых в ст. 6.10 и 9.6, партия считается проигранной игроком, чья запись секретного хода
a. двусмысленная,
b. записанная таким образом, что ее истинное значение невозможно установить,
c. обозначает невозможный ход.
А9. Если в условленное для возобновления игры время
a. игрок, который должен ответить на ход, записанный как секретный, присутствует, то конверт вскрывается, записанный ход делается на доске и его часы пускаются.
b. игрок, который должен ответить на ход, записанный как секретный, отсутствует, то его часы пускаются. По прибытии он может остановить часы и подозвать арбитра. Конверт затем вскрывается и записанный ход делается на шахматной доске. После этого его часы пускаются снова.
c. игрок, который записал ход как секретный, отсутствует, то его партнер имеет право записать свой ответный ход на бланке, запечатать свой бланк в чистый конверт и пустить часы отсутствующего игрока вместо того, чтобы сделать свой ответный ход обычным образом. В этом случае конверт вручается арбитру на хранение и вскрывается после прибытия отсутствовавшего игрока.
А10. Игрок проигрывает партию, если он прибывает к шахматной доске позже, чем через час после возобновления отложенной партии (если только правила соревнований и арбитр не устанавливают иное).
Однако, если опоздавшим игроком оказался тот, кто записал ход как секретный, партия заканчивается иначе, если:
a. отсутствующий игрок выиграл партию в результате того, что записанным как секретный ходом он поставил мат или
b. отсутствующий игрок сделал ничью в результате того, что записанный как секретный ход привел к пату или на шахматной доске возникла позиция, указанная в ст. 9.6, или
c. игрок, присутствующий за шахматной доской, проиграл партию в соответствии со ст. 6.10.
А.11.
a. Если конверт, содержащий записанный как секретный ход, потерян, партия должна продолжаться с позиции и с показаниями часов, записанными во время откладывания. Если время, использованное каждым игроком, не может быть восстановлено, арбитр должен установить часы. Игрок, который записал ход как секретный, делает на шахматной доске тот ход, который, по его утверждению, он записал.
b. Если невозможно восстановить позицию, партия аннулируется, и должна быть сыграна новая партия.
А12. Если при возобновлении игры любой из игроков отмечает до того, как сделает свой первый ход, что на тех или других часах неправильно установлено использованное время, ошибка исправляется. Если ошибка в тот момент не установлена, то партия продолжается без исправления показания часов, если только арбитр не находит, что последствия будут слишком суровыми.
А13. Продолжительность каждой сессии доигрывания должна контролироваться по часам арбитра. Время начала и время окончания объявляются заранее.

В. Быстрая игра
В1. «Быстрая игра» - это игра, где все ходы должны быть сделаны в установленное время от 15 до 60 минут для каждого игрока.
В2. Игра проводится по Правилам игры в шахматы ФИДЕ, за исключением тех случаев, где они заменяются следующими Правилами быстрой игры.
В3. Игроки не обязаны записывать ходы.
В4. После того, как каждый игрок совершил три хода, никакие заявления по поводу неправильной расстановки фигур, расположения шахматной доски или показаний часов не могут быть сделаны. Если король и ферзь поменялись местами, рокировка с этим королем не разрешается.
В5.
a. Арбитр принимает решение согласно Ст. 4 (фигура, которую коснулись) только в том случае, если один или оба игрока просят его об этом.
b. Игрок теряет право делать заявления в соответствии со Ст. 7.2, 7.3 и 7.5 (нарушения позиции, невозможные ходы) как только он коснулся фигуры в соответствии со Статьей 4.3.
Выписка из решений Комиссии ФИДЕ по правилам от 3.10.1998, г. Элиста, п. 8. На вопрос, следует ли наказать игрока, чей партнер сделал невозможный ход, за то, что этот ход не был замечен, был дан отрицательный ответ.
В6. Считается, что флажок упал, когда правильное заявление об этом сделано игроком. Арбитр должен воздерживаться от сообщения о падении флажка.
В7. Чтобы заявить о выигрыше по времени, заявитель должен остановить часы (свои и партнера) и уведомить арбитра. Чтобы заявление было удовлетворено, флажок заявителя после того, как часы остановлены, должен быть не упавшим, а флажок его партнера должен упасть.
В8. Если оба флажка упали, партия заканчивается вничью.

С. Блиц
С1. «Блиц» - это игра, где все ходы должны быть сделаны в установленное время менее, чем 15 минут для каждого игрока.
С2. Игра проводится по правилам для быстрых шахмат, как в Приложении В, за исключением тех случаев, когда применяются следующие правила игры в блиц.
С3. Невозможный ход считается завершенным, когда пущены часы партнера. Однако его партнер имеет право заявить о выигрыше только до того, как сам сделает ход. Если партнер не может поставить мат игроку любой серией возможных ходов даже при самой неквалифицированной взаимной игре, то он имеет право заявить о ничьей до того, как сделает свой ход. Как только партнер сделал свой ход, невозможный ход не может быть исправлен.
Выписка из решений Комиссии ФИДЕ по правилам от 3.10.1998, г. Элиста, п. 5. О взятии короля в блице. У комиссии была долгая дискуссия о том, что следует ли это считать невозможным ходом или нет... Комиссия решила не вносить никаких изменений в эти правила до 2000 г.

Поделиться