Влияние стиля деятельности на эффективность педагогического процесса. Эффективность различных форм педагогической деятельности

Успешность педагогической деятельности зависит от комплекса способностей учителя. Высокие достижения в одной и той же деятельности могут обеспечиваться различным сочетанием способностей, поэтому можно говорить и об их различных типах. Наличие разных способностей позволяет говорить о возможности компенсации одних способностей другими, в результате чего относительная слабость какой-нибудь одной способности компенсируется другой.

Способность - это возможность. Достигнутый уровень - это реальность. По результативности каждый учитель может быть отнесен к одному из следующих уровней, при этом каждый последующий уровень включает в себя все предыдущие:

1) репродуктивный уровень: учитель может и умеет рассказать другим то, что знает сам;

2) адаптивный уровень: учитель умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

3) локально-моделирующий уровень: учитель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность;

4) системно-моделирующий деятельность и поведение уровень: учитель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

Учителя, находящиеся на первых двух уровнях, не имеют специальных педагогических способностей. Лишь при переходе на третий уровень у учителя проявляются педагогические способности тем больше, чем выше его уровень .

Все рассмотренные уровни взаимосвязаны. Педагог в процессе овладения профессиональными знаниями и умениями, в ходе деятельности переходит с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей. По мере достижения более высокого уровня учитель становится более способным открывать новое, создавать оригинальное. Что же в конечном итоге является результатом его усилий?

Выделяют три основных результата коммуникации:

изменение в знаниях получателя;

изменения установок получателя;

изменение явного поведения получателя.

Закономерности и механизмы развития педагогических способностей

Вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии, вопрос о педагогических способностях - с вопросом о профессиональной деятельности и личности учителя. Именно в процессе преодоления профессиональных и личностных трудностей происходит развитие (как спонтанное изменение) педагогических способностей, а их формирование (как целенаправленное изменение) осуществляется в специально организованных условиях системы вузовской и послевузовской подготовки педагогов.

Развитие человека в отличие от накопления «опыта» овладения знаниями, умениями, навыками - это и есть развитие его способностей, а развитие способностей – это и есть то, что определяет собой развитие как таковое в отличие от накопления знаний и умений. В своей книге «Человек и мир» С.Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей, заключающееся в том, что развитие совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей.

Основная идея А.Н. Леонтьева: все психические функции и способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формулируются в результате овладения опытом предшествующих поколений. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности происходит через других людей, т.е. в процессе общения, где ребенок, человек и научается адекватной деятельности. Таким образом, этот процесс является по своей функции процессом воспитания.

Развивая проблему способностей, Б.Г. Ананьев подчеркивает роль активной деятельности индивида в усвоении общественного опыта. Способности есть проявление творческого развития ума, а не простого накопления знаний. Следовательно, способности есть проявление творческого применения накопленных знаний, новаторской позиции самого человека в отношении знаний, которые он усваивает, его самостоятельности и сознательности. Таким образом, предполагается, что способность не есть простое накопление знаний.

Согласно Л.С. Выготскому, способности развиваются первоначально как имитация культурного образца мышления и деятельности; затем происходит изменение исходного образца с последующей рефлексией и фиксацией отличий своего способа деятельности и культурного.

Без знания психологических закономерностей и механизмов невозможно определить стратегию, общее направление формирования и развития педагогических способностей и профессиональной деятельности учителя в целом. Для того чтобы стать творцом, считает В.Н. Дружинин , нужно освоить определенный уровень культуры, войти в определенную сферу жизнедеятельности с помощью другого человека - «образца творчества». Наличие подражательной способности обеспечивает «легкость входа», творческая способность (креативность, способность воображения) определяет продуктивность и оригинальность.

Положительное влияние профессиональной деятельности учителя на развитие его педагогических способностей обусловлено следующими условиями: 1) деятельность должна вызывать у педагога сильные и устойчивые положительные эмоции; 2) деятельность учителя должна носить по возможности творческий, а не только репродуктивный характер; 3) педагогу важно организовать свою деятельность так, чтобы он преследовал цели, всегда немного предвосхищающие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.

Психолого-педагогический модуль (раздел 2)

Лекция 2-16

Материал подготовлен Беспаловой Еленой Васильевной - зав. методическим кабинетом ГОУ ДОД «РЦДЮТТ и ИТ»

Психологические основы повышения эффективности педагогической деятельности.

Познание представляет собой мыслительный процесс, который подчиняется закономерностям человеческой психики. Принципы и методы обучения, способы и приемы организации педагогического взаимодействия имеют психологическое обоснование. Образно говоря, педагогика - мастерская, а практическая психология - инструмент в ней. Поэтому на стыке педагогики и психологии возникли новые дисциплины: педагогическая психология и психологическая педагогика. Первая из них выступает как новое направление общей психологии и изучает особенности применения педагогической науки в психологии, вторая - новое направление в педагогике, изучает особенности применения психологических закономерностей в педагогике, в частности, проблемы применения практической психологии в работе учителя.

Многие закономерности практической психологии часто применяются опытными учителями на интуитивном уровне. Психологами (,) выявлено и сформулировано порядка десяти законов, наиболее часто применяемых в педагогической деятельности. Часть из них - законы протекания психических процессов - раскрывает особенности восприятия информации, развития памяти и мышления. Другая часть - законы оптимума - раскрывает закономерности и условия результативности учебно-познавательной деятельности.

Закон об объеме оперативной памяти . Оперативная память, по, связана с первичной ориентировкой в среде и направлена на фиксацию общего числа вновь появившихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания. Объем оперативной памяти находится в пределах от пяти до девяти единиц, т. е. 7±2 единицы. Его называют законом Миллера и связывают с магическим числом семь.

Данный закон проявляется в устной речи и письме. Он ограничивает количество слов в предложении. Психологами установлено, что более половины взрослых людей не в состоянии запоминать на слух предложение, насчитывающее 13 слов. Одна треть взрослых людей забывает начало фразы уже тогда, когда произносится одиннадцатое по счету слово. Если цепочка произносимых слов длится более 6 секунд, слушатели теряют нить рассуждения. Поэтому, говорить следует со скоростью не более двух слов в секунду и фразы строить по возможности короче, из 7-9 слов.

В соответствии с законом об объеме оперативной памяти находится количество людей в группе, отличающихся слаженностью в отношениях и успешностью в совместной деятельности. Группа должна состоять из 5-9 человек, тогда лидер группы имеет возможность работать с отдельными членами группы и владеет оперативной информацией о каждом из них.

Закон об объеме оперативной памяти проявляется при организации контроля знаний. Специальные исследования показывают, что большинство учебных дисциплин при собеседовании и машинном контроле должно иметь 7-9 точек контроля. Меньшее их количество не дает достоверной информации о системе знаний обучающегося, а большее - не увеличивает, а наоборот снижает эффект контроля. Закон об объеме оперативной памяти проявляется во многих областях. С этим законом согласуется количество основных музыкальных звуков, основных цветов радуги, “Семь чудес света”, “Десять заповедей христианства”, “Пять основ мусульманской веры” и т. д.

Закон об активности субъекта . Суть закона заключается в том, что эффективность усвоения знаний зависит от активности субъекта. Человек усваивает с первой подачи примерно 30% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что делает. Низкая эффективность усвоения знаний, которые передаются на слух, обусловлена особенностью слухового анализатора, принимающего информацию небольшими порциями, следующими друг за другом и распределенными во времени. Существенно более эффективно запоминание зрительных образов. На этом основано применение в учебном процессе наглядности. Максимальный эффект усвоения учебного материала достигается, когда обучающиеся не только усваивают готовые знания, но и сами участвуют в процессе их добывания, т. е. становятся активными субъектами познавательного процесса.

Закон края . Существование этого закона обосновано немецким психологом Г. Эббингаузом. Доказано, что из подлежащего заучиванию и расположенного в ряд материала наилучшим образом запоминаются элементы, которые находятся в начале и в конце. Закон края применяется в преподавательской деятельности . В конце занятий обязательно проводится этап закрепления, где еще раз повторяется самая важная часть изучаемого материала. Не следует забывать о законе края во время бесед. Если хотите убедить собеседников в правоте вашей точки зрения, то самые убедительные аргументы лучше привести в начале и в конце разговора.

Закон контраста . Суть закона: запоминание становится более эффективным при чередовании контрастных объектов умственной деятельности, учебных предметов, идей. Принимая во внимание действие данного закона, в расписании занятий целесообразно чередовать дисциплины естественно-математического и гуманитарного циклов. Такое чередование балансирует работу левого и правого полушарий и способствует успешному усвоению учебной информации. Закон контраста желательно учитывать в беседах, целью которых является убеждение. При прямой попытке изменить точку зрения собеседника, стоящего на противоположной позиции, неминуемо приходим к конфликту. Здесь срабатывает эффект контраста - чем больше мы его убеждаем, тем он становится упрямее и наши шансы убедить его становятся все меньше. Изменить позицию собеседника можно терпеливым и последовательным убеждением. Каждый шаг в этом направлении приводит лишь к частичному изменению позиции вашего партнера. Желательно делать перерывы в беседе, во время которых партнер постепенно переходит на вашу позицию, а вы частично принимаете его позицию. Установлено, что эффективность познавательной деятельности зависит от эмоционального состояния человека.

Оптимальное эмоциональное состояние - это то состояние человека, которое обеспечивает высокий уровень умственной деятельности. При крайне низком эмоциональном состоянии обучающегося эффективность усвоения учебного материала близка к нулю. С повышением эмоционального состояния эффективность усвоения повышается, постепенно приближаясь к максимальному значению. При дальнейшем повышении эмоционального состояния эффективность усвоения начинает падать и постепенно приближается к нулю. Область эмоционального состояния, обеспечивающую высокий уровень усвоения, называют зоной оптимума.

Оптимальное решение . Педагогу ежедневно приходится рассматривать многочисленные ситуации и принимать при этом верное решение. Одни учителя принимают решение моментально, без анализа ситуации. Спустя некоторое время, принятое решение оказывается поспешным, ошибочным и приходится менять первоначальное решение. Другие учителя проявляют чрезмерную осторожность. Но пока они думают, ситуация меняется, и когда, наконец, эти педагоги решаются что-либо предпринять, их решение оказывается опоздавшим или ненужным. Оптимальным будет решение, которое принимается после тщательного анализа ситуации и без особого промедления.

Оптимальная самооценка . Самооценка играет важную роль в жизни человека. Учитель может сформировать у ребенка заниженную самооценку. У таких детей проявляется критичное отношение к себе, они не ставят перед собой высокие цели и не стремятся к успеху. Поэтому такие дети становятся обидчивыми, завистливыми и конфликтными. Учитель может сформировать у ребят также и завышенную самооценку. Они постепенно становятся заносчивыми, пренебрежительно относятся к окружающим, им ничего не стоит обидеть другого человека, их поведение становится вызывающим, хотя они ставят перед собой высокие цели и достигают их. Ученики, имеющие среднюю самооценку, неплохо учатся, не создают особых проблем ни учителям, ни окружающим, но и не ставят перед собой достойные своему уровню и способностям цели. Занимают позицию: “не выделяться”, “быть таким - как все”. Ни один из видов самооценки, перечисленных выше, не является оптимальным. Люди, имеющие уважение к себе, признающие свои способности и возможности, всегда оценивают себя хоть немного выше средней самооценки. Оптимальная самооценка всегда выше средней самооценки. Та разница от среднего значения, на которую человек оценивает себя, и будет стимулом его развития. Человек делает все необходимое, чтобы соответствовать этой самооценке. Оптимальная самооценка - это ожидание уважительного отношения со стороны окружающих, это результат неугасимой потребности в самоутверждении, саморазвитии.

Оптимальная продолжительность педагогического общения . Педагогу, по роду своей деятельности, всегда приходится устраивать личные беседы с учениками, родителями, коллегами . Одним из условий эффективности педагогического общения является продолжительность беседы. Оптимальная продолжительность общения лежит между двумя крайностями - слишком коротким (3-5 мин.) и слишком длинным (30-40 мин.). Оптимальная продолжительность общения составляет ориентировочно 15-20 минут. Этого времени достаточно сторонам для изложения своих позиций. Увеличение продолжительности общения неизбежно ведет к многократному повторению, чем страдают многие учителя.

Оптимальная дистанция общения . Традиционно выделяют следующие разновидности дистанции общения: персональная (короткая), официальная (средняя), публичная (дальняя). В зависимости от состава участников, формы и цели беседы конкретно для каждой ситуации выбирается оптимальная дистанция общения. Когда нарушается дистанция общения, люди испытывают дискомфорт, например, незнакомые люди, оказавшиеся очень близко друг к другу (в лифте). При желании установить хорошие отношения с незнакомыми людьми, человек входит в среднюю дистанцию. Когда отсутствует желание общения, то между людьми устанавливается дальняя дистанция. Можно привести примеры из жизни, когда из-за нарушения дистанции общения запланированная беседа не удается, иногда даже срывается.

Оптимальный стиль управления . В исследованиях по психологии управления выявлено три основных стиля: авторитарный, либеральный, демократичный. Авторитарный стиль управления отличается своей жесткостью. Авторитарный педагог единолично принимает решения; все находится под его контролем, малейшие отступления наказываются. При либеральном стиле все обстоит совершенно противоположно. Либеральный педагог особо не вмешивается в ход работы, он часто самоустраняется от руководства. Коллективом фактически руководят неформальные лидеры

Демократичный стиль управления является наиболее оптимальным, отличается от предыдущих сложностью, участием в процессе управления всех членов коллектива. Это скорее не управление, а соуправление. Педагог принимает решения, учитывая мнение учащихся, открывает перед ними возможности для развития самостоятельности и творчества.

Знание и умелое использование законов практической психологии поможет педагогу строить свою работу на надежной психологической основе и добиться высокой эффективности в учебно-воспитательной деятельности.

Кравченко Г.А.

(Россия, Лесосибирск)

Колесникова Т.А.

(Россия, Лесосибирск)

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Ключевые слова: критерии, компетентность, мотивации, педагогическая деятельность, профессионализм, педагогическая умелость, педагогическое мастерство, педагогическое новаторство, социальное мышление.

В статье рассматриваются критерии эффективности профессиональной деятельности педагога, которая зависит от формирования его личностных и профессиональных качеств, повышения уровня компетентности, педагогического мышления в связи с ускорением темпов развития современного общества. Представлены основные требования, предъявляемые к педагогу способствующие достижению высокого уровня профессионализма.

Kravchenko G.A.

(Russia, Lesosibirsk)

Kolesnikova T. A.

(Russia, Lesosibirsk)

EFFECTIVENESS CRITERIA FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY IN MODERN SCHOOL

Key words: criteria of competence, motivation, teaching activities, professional, pedagogical, skillfulness, pedagogical skills, pedagogical innovation, social thinking.

The article discusses criteria for the formation of personal and professional qualities of the teacher, increasing its competence, pedagogical thinking in connection with the acceleration of the pace of development of modern society. The basic requirements for the teacher to contribute to the achievement of a high level of professionalism throughout the development of the history of education.

Современная школа – это сложная система, которая состоит из отдельных звеньев. Все эти звенья тесно переплетены и комплексно взаимодействуют между собой. Но ключевым звеном в этой школе является педагог и его профессиональная деятельность. Для того чтобы определить каковы критерии педагогической деятельности необходимо знать что же такое педагогическая деятельность. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что деятельность это – систематическое применение своих сил в какой–нибудь области.

Также деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, несет продуктивный характер. Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. За передачу практического опыта отвечает педагог. И от него в первую очередь будет зависеть эффективность педагогического процесса как воспитательного, так и учебного. Поэтому необходимо определить критерии эффективности педагогического процесса.

Педагог и его деятельность – основа, определяющая успешность школьного образования, обучения и воспитания. Именно от квалификации педагога, его профессионализма, активности, энтузиазма зависит то, какими людьми выйдут из школы ученики, насколько целостно и правильно будет сформирована личность каждого из них, какими знаниями, умениями и навыками они будут обладать, правильность их профессиональной ориентации и выбор дальнейшего направления обучения.

Просматривая научную литературу мы обратили внимание на книгу «Учитель: Статьи. Документы. Поэтический поиск. Воспоминание. Страницы литературы» и обнаружили там статью «Мерила оценки педагога». Она написана Н.К. Крупской и участвовала в 1932 году в конкурсе на лучшую образцовую школу . В ней представлены мерила (требования) к личности педагога того времени:

    педагог должен быть общественником, близко принимать к сердцу задачи соцстроительста;

    должен знать свой предмет и его педагогическую специфику;

    уметь сочетать учебную работу с воспитательной;

    должен знать уровень знаний детей, каждого ребенка индивидуально, его жизнь вне школы;

    уметь владеть методикой обучения: уметь просто, живо, образно

рассказывать о том или ином факте или событии и т.д.;

    умение выделять самое существенное, беря второстепенное лишь для иллюстрации;

    умение организовать внешкольную работу учащихся по предмету, постоянные и временные кружки; (сейчас это наиболее актуально в связи с введение стандарта) и т.д.

Как видим, некоторые мерила (требования) актуальны и на сегодняшний день. Возникает вопрос. Каковы критерии профессиональной деятельности педагогов в современной школе.

Для эффективности педагогической деятельности необходимо выполнение ряда условий: в школе на наш взгляд должно быть подходящее помещение – это класс, на сегодняшний день он должен быть оснащен необходимым оборудованием (мультимедийный комплекс); наглядный и раздаточный материал хорошего качества, особенно в начальной школе; профессионализм педагога. От последнего больше всего зависит на сколько эффективным и успешным будет педагогическая деятельность и педагогический процесс.

Профессионализм – степень овладения индивидом профессионального навыка. Профессионал – индивид, основное занятие которого является его профессией, специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию .

Существуют уровни профессионализма педагога. Уровень профессионализма педагога может быть разным. В этом направлении выделяется несколько уровней: педагогическая умелость, педагогическое мастерство, педагогическое творчество и педагогическое новаторство.

Педагогическая умелость – необходимая база любого педагога. Не достигнув этого уровня, просто нельзя осуществлять педагогическую практику. Педагогическая умелость подразумевает достаточные теоретические и практические знания, которые приобретаются в процессе обучения и развиваются и совершенствуются в процессе практической деятельности учителя в совокупности с наличием профессиональной пригодности.

Педагогическое мастерство – доведенная до высокого уровня педагогическая умелость. Совершенное владение методами учебно-воспитательной деятельности, дающее максимальный эффект их применения. Для достижения педагогического мастерства, человек, безусловно, должен не только обладать природными способностями, но и желанием добиться успеха в своей профессиональной деятельности, вести постоянную, активную работу в этом направлении, иметь значительный опыт учительской практики и уметь правильно использовать его результаты.

Важнейшим условием формирование личности педагога является повышение уровня его компетентностью. Компетентность характеризуется развитием определенных качеств: педагогического такта, мышления, интуиции и рефлексии.

Педагогическое творчество связано с внесением новизны в практическую деятельность учителя. Однако, в данном случае, новизна эта связана не с принципиально новыми методами или подходами к учебно-воспитательной работе, а с некоторыми видоизменениями уже известных, применительно к конкретной ситуации.

Педагогическое новаторство – высшая ступень профессиональной педагогической деятельности. Педагог – новатор вносит принципиально новые способы, методики, идеи, принципы и приемы в учебно-воспитательную деятельность, основываясь на собственной практике и практике своих коллег, проводя анализ, исследования и обобщение результатов и соответствующих выводов. Педагогическое новаторство требует высокого уровня педагогического мастерства, затраты значительных усилий и массы времени, способностей не только к педагогической, но и к исследовательской научной деятельности и активное стремление к занятиям такого рода. Вот почему педагогов – новаторов совсем немного.

Немаловажную роль играет и развитие у педагога особого свойства сознания – социального мышления. Не овладев социальным мышлением, педагог затрудняется в выделении реальных профессиональных проблем.

Педагогическую деятельность учителя можно рассматривать как одну из значимых форм профессионального становления педагога:

    владением теоретическим содержанием предметной области,

соответствующей терминологией: способами освоения учебного материала, вовлекать детей в учебный процесс;

    профессионализм педагога заключается в знание психологических закономерностей и механизмов построения учебной деятельности;

    освоение инновационных технологий позволяет педагогу гораздо

глубже затронуть ту или иную тему. На сегодняшний день это актуально;

    педагогу необходимо организовать рефлексию собственной

деятельности, т.е. адекватно оценивать свою работу и причины ее удачи или неудачи, предварительный анализ собственной практики, выявляет сильные и слабые стороны. Педагог должен находить выход из любой ситуации;

    педагогу необходимо быть творческой личностью. Творческая

направленность педагога позволяет максимально адаптировать выбранный им метод к среде обучения, настроению в классе, индивидуальным особенностям учеников и т. д.;

    говоря о педагогической профессии, важно упомянуть о профессиональной пригодности. Каждый человек может учиться стать педагогом, но не каждый может стать им в действительности, так как педагог – не просто профессия, это призвание, обусловленное совокупностью необходимых личностных и психофизических качеств;

    педагог должен обладать физическим и психическим здоровьем,

высоконравственными личностными качествами, иметь хорошие речевые способности.

    кроме этого, учитель должен иметь склонности к работе с людьми и с детьми в особенности, т.е. взаимоотношение и понимания между педагогом и детьми это одно из главных условий эффективности учебного процесса.

    педагог должен быть внимателен, наблюдателен, активен, требователен к себе, иметь организаторские способности, быть крайне тактичным и терпеливым.

Важным фактором высокого профессионализма педагога является его работа по самосовершенствованию своих профессиональных и личностных качеств, от того, на сколько он ответственно относится к своей работе, какие цели в этом направлении ставит перед собой. Перечисленные выше критерии позволяют проанализировать профессиональную педагогическую деятельность.

В.А. Сухомлинский писал: «Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми, но педагогический труд - повседневное общение с детьми - углубляет любовь к человеку, веру в него». Эта любовь порождается стремлением воплотить себя в ученике, раскрыть для него путь к истине, к знанию: «через ученика учитель постигает себя и самореализуется» .

Обобщая все выше сказанное можно говорить о том, что нами выделены следующие основные критерии эффективности профессиональной деятельности педагога в современной школе: создание ряда условий для профессиональной деятельности педагога; формирование профессиональной компетентности педагога; овладение основами теории и практики инновационных технологий, в которой предстоит работать; способность осуществлять инновационную педагогическую деятельность. Любая деятельность будет успешной только тогда, когда есть желание и готовность ее выполнять.

Список литературы:

    Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность: учебное

пособие для студентов высших педаг. учебных заведений./ А.С. Роботова, Т.В. Лебедева, И.Г. Шапошникова и др. – М.: Издат.центр «Академия», 2000 – 208с

    Сухомлинский В.А. О воспитании/ В.А. Сухомлинский. – М.:

Политическая литература, 1982. – 270 с

    Толковый словарь русского языка. Том 3, Под редакцией Д.Н.

Ушакова, - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000, С.720

    Учитель: Статьи. Документы. Поэтический поиск. Воспоминание.

Страницы литературы/ Ред.-сост. Д.Л. Брудный. – М. Политиздат, 1991. – 350 с.

Еще два десятка лет назад в книге «Оптимизация учебновоспитательного процесса» академик Ю.К. Бабанский делал попытку выявить эффективность различных форм занятий, для чего ввел в книгу одноименный раздел. Однако конкретной математической оценки разных форм обучения в книге не приводится. В наши дни, когда учитель получил полную свободу в педагогическом творчестве, необходимость в оценке эффективности различных форм педагогической деятельности стала весьма актуальной. Попытка сформулировать коэффициент эффективности учебного процесса была сделана нами на второй ЮжноРоссийской конференции по витагенной педагогике.
Эффективность обучения зависит, по мнению В.П. Беспалько, от вида используемых информационных потоков, которые могут быть разделены по основным характеристикам на три группы (табл. 1).
Первая характеристика - цикличность. По цикличности информационные потоки бывают разомкнутые и циклические. Разомкнутый поток-информация передается в одном направлении.
Циклические потоки: информация идет и в одном, и в другом направлении. При рассеянном потоке информация подается на весь класс, без учета индивидуальных особенностей учеников. Направленный поток учитывает индивидуальные осо-

Характер информационных потоков
по В.П. Беспалько


Цикличность

Направленность
потока

Управление

Дидактическая
система


системы

Р - разомкнутый поток

Тотальный

Личностное

РТЛ (классическая)

1

Программное

РТП (лекция + ТСО)

2

Направленный

Личностное

РНЛ (плохой репетитор-консультант)

3

Программное

РНП (учебник)

4

Ц - циклический

Тотальный

Личностное

ЦТЛ (малые группы, 7-8 ч)

5

Программное

ЦТЛ класс (автомати- зир.)

6

Направленный

Личностное

ЦНЛ (хороший репетитор)

7

Программное

ЦНЛ (программное обучение)

8

бенности учеников. Это вторая характеристика - направленность потока.
Средства управления: личностное управление - учебная информация передается интонацией, мимикой, голосом преподавателя. Программное управление - информация передается посредством любого технического устройства (видеозапись, магнитофонная запись, зрительные устройства).
Эффективнее всегда личностное управление, поэтому технические средства нужно использовать лишь в случае, когда мы не можем чего-то достигнуть «живым» способом.
Исходя из указанных характеристик информационных потоков, можно выделить 8 основных способов обучения (монодидактических систем). Начиная с 5-го уровня можно говорить о творческом развитии ребенка.
Уровень воспроизведения - с учебника и выше (в крайнем случае с первой системы). Уровень умений - с практических занятий, малыми группами - 5-я система, а уровень творчества возможен только при индивидуальном обучении - 7-я и я системы.
В педагогической практике используется различное сочетание дидактических систем: дидахография - 1-4; современная система обучения - 1-2-4;
система малых групп - 5-7; программированное обучение - 1-2-7-8.
Возможности различных дидактических систем представлены в табл. 2.
Таким образом, независимо от типа образовательного учреждения цели образования мы можем достигнуть не ниже чем в 5-й дидактической системе.
Рассмотрим эффективность двух форм занятий, используя их хронокарты (табл. 3). Анализируя хронокарты различных форм занятий, можно выбрать наиболее предпочтительные варианты.
В педагогической практике коэффициент эффективности позволяет проектировать урок, вводя те или иные формы общения.
Обычно коэффициент эффективности колеблется в пределах 10-30%, 25-35% - достижения высококвалифицированных педагогов, а у начинающих коэффициент падает до 3%.
Уместно вспомнить и другие математические критерии качества обучения. При современных формах проведения уроков, когда в опрос вовлекается почти весь класс или группа, важно объективно оценить знания учащихся. Коэффициент объективности оценки знаний вычисляется по формуле:
О = Ч / D,
где Ч - общее число заданных на уроке вопросов,
D - число получивших оценку учащихся (не менее 3).
Таблица 2
Возможности различных дидактических систем

Хронокарты двух учебных занятий


Этапы урока

г| . 2.1 1 S 8.5
СО ш

Дидактические системы 1 2 3 4 5 6 7 8

Комбинированный урок

Оргмомент (в том числе перекличка)

5

30
чел.








Повторение пройденного материала (проверка домашнего задания)

8


2


18

10




Объяснение нового материала

20


25




5



Закрепление материала

4


15


10




5

Выдача домашнего задания

3

30








Т общ= 30x40= 1200ч. м

Т эффект =8x10+5x20+5 х 4 = 200 ч. м

К эффект = 200 х 100/1200 = 16,6%

Урок-экскурсия по биологии

Оргмомент

5

30








Время на переход

10

30








Этапы урока

Затраты
времени
мин.

Дидактические системы

1

2

3

4

5

6

7

8

Общая информация

3

30








Экскурсионная
информация

15


10


10




10

Выполнение творческого задания

15




5




25

Подведение итогов

12


30







Т общ= 30 х 60= 1800 ч. м

Т эффект = 10 х 15 + 25 х 15 = 525 ч. м

К эффект = 525 х 100/1800= 29,2%

Важно также представлять экономическую эффективность применяемых технических средств обучения (ТСО).
Э = Зсов / 3 (1+ К эффект),
где Зсо1 - затраты одного учащегося при использовании современных ТСО в рублях, в год; 3 - затраты на одного ученика в условиях, комбинированного урока.
Исходя из того, что темпы роста затрат на ТСО должны быть не выше темпов роста соответствующей отдачи, в современных условиях Э должно быть не выше 1,5.

Поделиться