Муниципальная научно-практическая конференция. Как привить уважение к учителям.

На недавнюю нашу встречу выпускников мы впервые решили пригласить классного руководителя – прекрасную женщину, которая целых семь лет была связана с нашим классом. В тот вечер мы общались на всевозможные темы, и мне почему-то запомнился ее ответ на вопрос об отличиях нынешних учеников и учеников нашего времени. Она ответила, что дети очень изменились, и уже нет к учителю «того отношения и уважения».

Не могу не вспомнить фильм «Ирония судьбы или С легким паром». Помните, главные герои в нем – доктор и учитель? Я не отрицаю важность и значимость остальных специальностей, но именно эти две я уважаю больше всего. «Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счете обходятся людям не менее дорого».

Вспоминая прошлое

Когда я училась в школе, все было совершенно иначе. Учителя были для нас авторитетом, и никому даже в голову не приходило открыто хамить, дерзить и угрожать им. Максимум, на что мы были способны – это придумывать смешные прозвища, да обсудить некоторые моменты между собой.

Огромной заслугой нашего классного руководителя было то, что практически в каждом ученике она воспитала стремление к знаниям. В нашем классе авторитетом был не тот, у кого джинсы круче, а тот, кто умудрился получить пятерку по физике (вот это действительно было из области фантастики!).

Возможно, нам просто повезло с учителями, но ни об одном из них сейчас я не могу сказать ничего плохого. Сейчас дочка учится в той же школе, и многих из них я регулярно вижу. Ничего кроме уважения и безмерной благодарности я не испытываю.

Современные дети

За последнее время подход к воспитанию детей несколько изменился. Ребенка нынче принято считать центром внимания, полноценным членом общества, который имеет свою точку зрения, права и свободу. Так-то оно так, но фанатизм в этом направлении чреват нехорошими последствиями.

Я не вижу ничего хорошего во вседозволенности и отсутствии границ. Если я могла молча ковырять землю сандаликом пока взрослые разговаривают, то сейчас считается нормальным, когда ребенок бесцеремонно влезает в беседу, высказывает свою точку зрения и привлекает все внимание к себе.

Завоевать авторитет и уважение у нынешних детей очень сложно. И с дошкольниками в этом плане немного проще (они ведь пока только начинают осваиваться в коллективе под присмотром чужого взрослого), а в школе ситуации могут возникнуть самые разные.

На встрече выпускников наша учительница рассказала, что угрозы и хамство среди школьников – обычное дело. Дети стали более агрессивными и жестокими. Угрожают учителям законом, родителями и связями. Со старшеклассниками еще сложнее, поэтому многие учителя даже отказываются от курирования старших классов.

Причины

Очевидно, что причины кроются в воспитании. Как говорится, «чем удобряли, то и выросло». Например, когда 15-20 лет назад на собрании учитель жаловался на поведение ученика, у родителей обычно даже мысли не было опровергать информацию и не прислушиваться к словам учителя. Для моих родителей учителя были оплотом доверия, а их мнение – аксиомой. Потому что было уважение к этой профессии.

Сейчас же почему-то у многих родителей принято относиться к учителю как к обслуживающему персоналу, который обязан заискивать и всячески ублажать их чадо. Но ведь учитель должен лишь давать определенный объем знаний! А терпеть за это хамство и грубость (особенно, учитывая нынешнюю зарплату работников сферы образования) – это просто невероятная преданность своей профессии.

Отношение детей к учителю во многом зависит от родителей. Поэтому не стоит нелестно отзываться о педагогах в присутствии ребенка, ведь и его отношение в дальнейшем будет таким же.

Безусловно, учителя бывают разными. Есть профессионалы и фанаты своего дела, а есть и такие, кто учит по принципу «и так сойдет». Между учеником и учителем должна быть определенная дистанция. Например, на одном из кружков у дочери преподает девушка-студентка. И мне кажется, что именно ее вина в том, что на ее уроках этой дистанции нет – дети обращаются к ней на ты и часто балуются. Мне все-таки кажется, что педагог должен быть более строгим.

Мои выводы

Вывод здесь у меня может быть только один – уважать учителя надо. И взращивать это уважение в ребенке нужно с дошкольного возраста. И одним из непременных составляющих в этом процессе должен быть личный пример. А как считаете вы?

Доклад 6 класс.

В замечательном рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» из его автобиографической книги «Последний поклон» одним из главных героев является учитель, Евгений Ни­колаевич.

Писатель с раннего детства и до конца своих лет сохранил ог­ромное уважение к учителям, понимание значения их благород­ного труда, понимание серьезной ответственности этого труда, т.к. они имеют дело с живыми человеческими душами.

В словарях - Толковом словаре русского языка, в Этимологи­ческом словаре русского языка находим значение слова «учи­тель». Сама семантика (значение) и этимология (происхождение, история) этого слова - «учитель», «педагог» говорит об огром­ной роли учителя в жизни человека.

Профессия учителя, педагога - одна из древнейших профес­сий на земле. Она возникла как необходимость сохранения рода и его ценностей - трудовых, нравственных, культурных, а для этого необходимо было учить детей всему, что знали старшие, старейшины. Со временем сельскохозяйственное и ремесленное производство усложнялось, обогащались и расширялись знания людей об окружающем мире. Все это обусловило необходимость специального обучения и воспитания молодого поколения, подготовки его к жизни. Первые учителя появились тогда, когда на­чался процесс совершенствования орудий труда; это были самые мудрые и уважаемые люди.

Сначала появилось слово «педагог»; оно произошло от греч. «ггейдагогос» («пейда» - ребенок, «гогос» - вести) и обозначало «деговодитель: в прямом смысле таковы первоначально были функции педагога - в Древней Греции это были рабы, которые должны были присматривать за детьми, водить их в школу, на прогулки. И только позднее основными функциями педагога стали воспитание и обучение детей.

Слово «учитель» появилось ноше, когда человечество осоз­нало, что знания есть ценность сама по себе (Платон) и что нужна специальная, тщательно продуманная организация дея­тельности детей, направленная на приобретение знаний и уме­ний, т. е. обучение. Учитель - это тот, кто наставляет, обучает, преподает. Как правило, учителями всегда становились самые умные, знающие, уважаемые люди. В Древнем Вавилоне, Си­рии, Египте это были жрецы, в Древней Греции - наиболее та­лантливые вольнонаемные граждане; в Древнем Риме учителя назначались от имени самого императора: это были люди, хо­рошо знающие науки, много путешествующие, а потому знаю­щие языки, культуру, традиции и обычаи разных народов. В Древнем Китае на должность учителя могли претендовать муд­рейшие представители общества (интересно, что в этой стране еще в XX в. до новой эры существовало министерство, зани­мающееся вопросами просвещения народа).

В России роль учителя была велика с самого начала; в Киев­ской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями ро­дителя и государя. Учителей в Древней Руси называли масте­рами, подчеркивая тем самым уважение к людям, которым доверено воспитание молодого поколения.

Такое традиционно - уважительное отношение к учителю было в нашей стране и в те далекие годы, о которых повествует В. Астафьев в своем рассказе.

В своем рассказе «Фотография, на которой меня нет», ис­пользуя крайне лаконичные художественные детали, писатель рассказывает о своем герое, учителе начальной сельской школы, Евгении Николаевиче, и его жене, тоже учительнице. Он описы­вает условия, в которых проживает семья учителя. А они очень скромные: Евгений Николаевич с семьей занимает одну полови­ну «дряхленького домишка», как пишет автор; часто нет дров, а в семье маленький ребенок, который часто болеет. Писатель не дает гголного портрета учителя, подчеркивает только отдельные штрихи его внешности: «лицо малоприметное», но особенно за­поминались глаза -- «немного печальные и отлог о необыкновенно добрые», приветливая улыбка, «да уши торчали, как у Сань­ки» - обыкновенный молодой человек - оказывается, и лет ему было совсем немного - двадцать пять.

Особенно, хотя и немногословно, писатель подчеркивает отно­шение учителя к сельчанам, уважительный стиль общения учителя и его жены-учительницы с людьми, и взрослыми, и маленькими детьми: «здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых»; «учитель прошел в середнюю, еще раз поздоровался и справился обо мне», уходя, «поклонился дому, бабушке».

И односельчане очень уважительно, с почтением и заботой относятся к учителям: ненавязчиво, «тишком» деревенские ба­бы приносят им молоко, творог, сметану (у них - маленький ребенок!), ягоду; ребеночка «доглядят», полечат, если надо, привозят тайком, чтобы не отправили назад, дрова и т.д.; ба­бушка Вити, когда учитель пришел к заболевшему внуку и принес ему фотографию, встретила его радостно, уважительно, как дорогого гостя, повесила его одежду не в кутью, накрыла стол праздничной скатертью, понаставила всякой снеди, чтобы угостить гостя, а затем хвасталась всему селу, что их дом посе­тил учитель... И как вывод звучит фраза писателя: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое».

Почему же односельчане с таким уважением и любовью от­носились к Евгению Николаевичу и ею семье? В.Г. Астафьев подчеркивает искреннюю любовь учителя и учительницы к сво­им ученикам, стремление помочь им в тяжелейшие годы того времени, когда не хватало учебников, тетрадей, пишущих ру­чек; автор показывает жизнерадостность, оптимизм учителей, несмотря на нелегкие условия жизни («Учителя были заводи­лами в деревенском клубе...»), особенно подчеркивает их вни­мание к каждому ученику, заботу о своих подопечных, настоя­щее уважение к личности каждого ребенка.

Как важнейшую особенность образа учителя и его жены писа­тель показывает их самоотверженность, преданность своему делу.

Они живут в нищенских условиях с маленьким ребенком; условий для работы также не было никаких: школа как тако­вая практически отсутствовала -- вместо школы был «старый деревенский дом с угарными печами», где не было ни парт, ни скамеек, даже учебников, тетрадей, карандашей. Учителям приходилось исхитряться и самим «добывать» нее необходи­мое для обучения (учебники, тетрадки, карандаши, договари­ваться с мужиками за «магарыч» из своей зарплаты, что­бы они сделали столы и скамейки); когда к весне кончились тетрадки, краски, карандаши, выменянные учителем на утиль­сырье. он стал проводить уроки в лесу, на природе: учитель рассказывал ребятам много интересного и полезного. Учитель же договорился с городским фотографом сделать фотографии школьникам на намять.

Впио особенно привлекают такие личностные качества учи­теля Евгения Николаевича, как доброта, внимательность, уважи­тельное отношение к людям, в том числе и к маленьким своим ученикам - слушал учеников внимательно, «хвалил, блат одарил даже за го. что рассказывали многое, неизвестное ему, город­скому жителю, не стеснялся учиться у своих маленьких учени­ков; подкупали также знания учителя: «Как мною он знал!» - восклицает Витя. А еще его подкупала трус тая и ласковая улыбка учителя. Полому и Витя, и остальные ученики Ягнения Николаевича относились к нему с любовью и уважением: Витя «изо всей мочи старался не обляпаться, не пролит т. из блюдца чай», когда учитель навестил сто, больною; ребята отыскали в камнях кепку учителя, когда был закончен бой со змеей, и кори­ли себя, что не они «обороняли» учителя, первый раз видевшею змею и потому не знающего, как се убить, а он - их).

В образе учителя Евгения Николаевича выразились все те чувства, которые испытывал писатель к учителю: «...фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учи­тель»! И каждый человек, мечтающим стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб растворить­ся в памяти народа, с которым и для которою они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».

Республиканская конференция-фестиваль творчества обучающихся «EXCELSIOR - 2010»

Русская литература

Учитель – ученик- Общество

Положение учителя в дореволюционное время

Учитель в послереволюционный период

Образ учителя в рассказе В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»,

в повести В. Распутина «Уроки французского» и повести А. Алексина «Безумная Евдокия».

Учитель в перестроечное время

Современный учитель

3. Социологическое исследование

4. Заключение

5. Библиография

6. Приложение

Введение

Все мы в настоящем или прошлом - ученики. Среди множества профессий учитель всегда стоял и стоит на особом месте. С ним имеют дело все, кем бы потом они ни стали. Тема учитель – ученик на протяжении всей истории была в центре внимания общества и писателей. В XX веке к этой теме обращались многие авторы: «Уроки французского», А. Алексин «Безумная Евдокия, «Фотография, на которой меня нет» и другие. Свое исследование я построила на сопоставлении образа учителя в литературе и жизни.

Актуальность : данное исследование позволяет понять эволюцию взаимоотношений между учителем и учеником, выработать их оптимальный вариант. Все изменения, касающиеся учителя и его взаимоотношений с учениками в реальной действительности, отразились в литературе ХХ века.

Предметом моего исследования является образ учителя в современной школе и в творчестве русских писателей.

Цель работы – ознакомиться с произведениями авторов, и дать анализ образа учителя в произведениях и в действительной жизни

Задача: проанализировать образ учителя. Дать ему оценку.

Для исследования было проведено анкетирование учащихся разных классов, прочитаны и проанализированы произведения художественной литературы, выработаны рекомендации для учеников и учителей.

Учитель в художественной литературе и жизни

Как складывались отношения между учителем и обществом и учителем и учеником?

Беспрекословное подчинение ученика учителю, бе­зусловная правота педагога стали возводиться в ранг школьного закона в первой половине XIX в. В этот момент стала формироваться государственная система об­разования. Должность учителя представляла собой низкий чин. Любой вышестоящий мог проверить деятельность педагога, неверно ее оценить, и учитель не мог за себя постоять: возражения не принимались. В таких условиях у педагога не оставалось времени на творчество. Творческое начало было сведено к соблюдению дисциплины учащихся. Следствием этого стало формирование стереотипа «учитель всегда прав, даже если он не прав».

Следует отметить, что особенности личности учителя данного периода определялись следующими явлениями: низкой престижностью положения, привычкой подчиняться, невозможностью высказать свое мнение, страхом, вызванным постоянными проверками, и при этом уверенностью в своей власти над учениками.

В первые послереволюционные годы отношения между учителями и учениками сильно изменились по сравнению с дореволюционным временем.

Свободное общение и диспуты, совместная работа учкомов и администрации – всё это способствовало демократизации школьной жизни.

В «Основных принципах единой трудовой школы» (1918), подготовкой которых руководили Луначарский и Крупская, особый упор был сделан на необходимости уважать личность учащегося, учитывая его интересы.

Тем не менее главный стереотип дореволюционной школы – «учитель всегда прав» окончательно укрепился к 30-м годам. Причиной этого стала политическая ситуация 30-х годов, которая нашла отражение в школьной деятельности.

Теперь положение учителя изменяется. Если до революции отношение учеников к педагогу было скорее негативным, то в 30-е годы оно становится иным: взгляды школьников меняются под воздействием педагогов. Теперь отношение учителя к работе нельзя назвать формальным: он по-настоящему заинтересован в будущих поколениях и делает все, чтобы вырастить достойных людей.

Таким образом , взаимоотношения учителя и других людей, прежде всего учеников, изменяются. Они характеризуются взаимоуважением, доверием, пониманием. Такой ситуация остается до современного этапа.

Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Автор подчеркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): «Он был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах». В годы, описанные, учитель имел очень большой авторитет . Вероятно, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение.

В отношениях с ребятами к учителю было применимо выражение «вторая мама», «второй папа» или «старший друг». Внутренний облик учителя раскрывался в заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника. Взрослые люди также разделяли эти чувства: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость , за то, что они здороваются со всеми наряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных…».

Так происходит и в рассказе В. Распутина «Уроки французского», где с разных точек зрения оценивается поступок Лидии Михайловны, преподавателя французского языка .

В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, т. е. выполнила основную задачу. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. воспринимает его как недоразумение, случайность: «Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь, - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, - она потрепала меня по голове и ушла. И больше я её никогда не видел».

Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому.

Следовательно, образ педагога в доперестроечное время характеризуется положительно. Соответственно отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность. Хотя в 70-80 годах 20 века появились произведения, в которых уже проявлялись проблемы в общении учителя и ученика, но в этом конфликте писатель на стороне учителя.

Например, в рассказе А. Алексина «Безумная Евдокия» в центре повествования – образ классной руководительницы 9 «Б» класса Евдокии Савельевны. Ей 54 года, она называет себя «предпенсионеркой», но выглядит и на 50 и на 39; «она была, как говорят, женщиной без возраста». Повествователь не без иронии пишет о внешности и манерах Евдокии Савельевны, когда на одном из родительских собраний она объясняла, как важно прививать детям чувство прекрасного. «А у самой при этом поверх модных брюк была какая-то непомерно широкая юбка и в неё заправлена мужская ковбойка… Она могла ранней весной выйти на улицу в белой панаме, хотя все ещё ходили в пальто». Борясь за коллективизм , Евдокия Савельевна «очень любила, чтобы все были вместе. И с ней во главе». Рассказчик, Олин папа, добавляет: «Я был уверен, что в искусстве ей ближе всего хор и кордебалет». Разумеется, Евдокия Савельевна не выносила какого-либо проявления индивидуального, не похожего на других, характера. «В классе она прежде всего замечала незаметных и выделяла тех, кто ничем не выделялся». Её любимыми словами были: «все», «со всеми», «для всех»… Поэтому она с самого начала повела методичную борьбу против ошибочных, по её мнению, воспитательных методов Олиных родителей. Девятиклассница Оля, талантливая, своенравная, с усмешкой относится ко многим коллективным мероприятиям «безумной Евдокии», ко всякого рода встречам нынешних учеников Евдокии Савельевны с её бывшими: «Их отрывает от дела. Нас отрывает». Родители Оли не поддерживали авторитет учительницы, а внушали дочери, что она должна быть снисходительна к «безумной Евдокии» (так, кстати, прозвала учительницу именно Оля). В своей работе «безумная Евдокия», как рассказывает Олин отец, старательно вытравляла в учениках всё неповторимое, своеобразное, она стремилась к тому, чтобы каждый был «как все» – в кино и на выставке, на экскурсии и в походе… Ей важно было пробудить в каждом ученике чувство причастности к классу, к коллективу… У Оли это вызывало внутреннее противодействие. Когда завуч школы предложила организовать выставку Олиных рисунков и скульптур, «безумная Евдокия» предпочла устроить выставку произведений всех, кто умел держать в руке кисточку или карандаш, а у Оли взяла только два рисунка, «чтобы было не больше, чем у других».В спектакле по шекспировской пьесе «Двенадцатая ночь», которую школьники играли на английском языке , Евдокия Савельевна поручила Оле третьестепенную роль, хотя всем было известно, что Оля владела английским лучше других «Главные роли исполняли любимые Евдокией посредственности», - рассказывала Оля родителям. Тем злополучным воскресным утром, когда, собственно, и происходит действие повести, явившись на квартиру Олиных родителей, Евдокия Савельевна объявляет, что накануне, в субботу, во время классного похода по местам боевой славы, Оля пропала, ушла из отряда неизвестно куда… И не вернулась. А ведь прошла целая ночь! Где же Оля?… С Олиной матерью стало плохо: нервный приступ, душевное расстройство, потеря рассудка… И хотя через два-три часа девочка появляется в квартире – беспечная, весёлая, с цветами в руках – На душе лучше не стало, и её увозят в психиатрическую больницу. По дороге из больницы происходит диалог между рассказчиком, Олиным отцом, и учителем. Она доказывает, что поступок Оли безнравственен: желая быть первой, раньше всех достичь цели похода, она ушла вечером из отряда и не сказала никому ни слова. Девочка даже не подумала о том, какое беспокойство принесёт её честолюбивый поступок всему классу и ответственной за поход Евдокии Савельевне. Учительница говорит, что главное в людях всё-таки – талант человечности. Постепенно мы замечаем, как много привлекательного и даже прекрасного в «безумной Евдокии». Она с горечью говорит, что во многом сама виновата: ворвалась утром в дом Оли с известием, что та пропала, и это довело Олину мать до безумия. Но разве могла она поступить иначе? Ведь не будь Оля воинствующей эгоцентристкой, она, даже удрав из лагеря, пришла бы домой. В финале Евдокия Савельевна спешит к ребятам, идущим по улице чуть впереди: она боится, что Оля возьмёт на себя всю вину за трагедию матери и что эта ноша окажется для неё непосильной. И тут мы понимаем, что на протяжении почти всей повести смотрели на «безумную Евдокию» глазами Олиного отца, а, стало быть, глазами самой Оли. Понимаем, что составили для себя искажённый портрет прекрасной воспитательницы, умной и справедливой… Нет, не стремилась она выстраивать в один общий ряд всех учеников, - она лишь Олю хотела вернуть в коллектив, а точнее сказать, к людям, от которых она в упоении своими успехами оторвалась. Одиночество было ей наказанием… «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество», - говорит Евдокия Савельевна. И мы с ней соглашаемся. Наконец – мы видим её такой, какая она есть на самом деле, видим своими собственными глазами: несуразно одетую, но мудрую, прозорливую, всю жизнь отдавшую своим питомцам.

В перестроечное время у людей меняются взгляды. На первый план выходят материальные ценности: деньги, власть. Наравне с традиционным, положительным образом педагога появляется новый тип учителя - стремящегося сделать карьеру и занятого личными делами. Вследствие подобных изменений отношения ученика и учителя тоже меняются. На первый план выходят не общественные, а личные интересы Люди во всем ищут способ заработка, и учителя не становятся исключением. Деньги становятся основным интересом. Следующее место в этом рейтинге занимает карьера. В таких условиях нет возможности сохранить прежние положительные отношения ученика и учителя.

Со стороны учеников намечается протест, и стереотип «учитель всегда прав» начинает расшатываться. Другой причиной снижения авторитета педагога становится чрезмерная свобода учащихся. Ученик имеет теперь права наравне с учителем и активно ими пользуется. Свобода действий и слова приводит к негативным последствиям – частичному или полному отсутствию границ между нравственностью и безнравственностью.

Примером таких отношений может служить скандальный сериал, идущий сейчас по первому каналу телевидения «Школа». Большинство негативно оценивают то, что показывается там. Но такой сериал не мог появиться на пустом месте, видимо, проблема взаимоотношений назрела. Хотя я думаю, таких школ мало, даже если они есть. В современной школе много проблем, но чтобы ученики пили пиво на переменах и курили на школьной лестнице – этого, по крайней мере, в нашей школе нет.

Следует отметить, что любое изменение в настроении общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с учениками.

Социологическое исследование

Каждый день дети ходят в школу, каждый день встречают одних и тех же учителей. Одних из них любят, других – не очень, одних уважают, других – побаиваются. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Поэтому встает вопрос: «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современном ученику?» и для родителей, которые сейчас имеют неограниченные возможности выбирать учебное заведение для своего ребенка, а главное, этот вопрос важен для учеников: «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?» Как известно, в разное время представление об учителе было разное. Поэтому нам интересно было узнать, каково представление современного школьника об учителе, для этого нами было проведено исследование «Учитель глазами современного школьника».

Такое исследование уже проводилось в 1925 году, предлагалось 2 вопроса:

1) Какой учитель хороший и почему?

2) Какой учитель плохой и почему?

Мы решили провести свое исследование в нашей школе и сравнить данные с исследованием 1925 года. Изменилось ли отношение к учителю за столько лет? И какие качества личности учителя ценят современные ученики?

Суть нашего исследования заключалась в том, что ученикам с 5 по 11 класс предлагалось ответить на вопрос:« Учитель в школе будущего… Какой он?» Вопрос был сформулирован таким образом, чтобы, получился образ идеального учителя. В результате анализа ответов учеников 9 класса учитель должен быть:

Приветливый (отзывчивый),

Внимательный,

Интересующийся проблемами детей,

Любящий детей,

Всегда готовый помочь;

Понимающий;

Всесторонне образованный;

Терпеливый,

Сдержанный, не должен оскорблять учеников,

Интеллигентный.

Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.

Интересно сравнить данные нашего исследования с данными, полученными в 1925 году. По мнению учащихся, главная задача учителя – учить, а воспитание на втором месте. Т. е. цель школы эти ребята видели именно в подготовке к жизни со стороны знаний. По-видимому, школа, как и раньше, с точки зрения учеников, видится именно в подготовке к жизни со стороны знаний.

Анализируя полученные мной данные, отображающие уровень требований современных учеников к строгости, требовательности, объективности и справедливости учителя, мы видим, что эти качества наиболее актуальны в %), менее актуальны в 5 и%) классах и совсем неактуальны в 9 классе.

Среди значимых качеств идеального учителя современные ученики отмечали чувство юмора, которое наиболее ценно оказалось среди учеников 7-8 классов (23-24%). Интересно отметить, что в различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль учителя, ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый», «современно одет», «улыбчивый, обаятельный». Так для 8-классников это качество оказалось наиболее актуальным (23%).

Можно сделать вывод, что ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя.

Среди отрицательных качеств учителя ученики назвали:

1. неумение владеть собой, своим настроением,

2. черствость и бездушие,

3. подавление инициативы,

4. неумение понять ученика.

Любопытно также, что в параллели 10-х классов 21% учеников предложили вместо учителя компьютер, в то время как 5-классники и 11-классники, наоборот, не хотят видеть вместо учителя компьютер. Следовательно, можно сделать вывод, что именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, ибо особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель. А это еще раз подчеркивает актуальность настоящего исследования.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать выводы. Представление об учителе в обществе претерпели незначительные изменения. Учитель, как и 80 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. Т. е. в идеальном сознании образ учителя – это образ какого-то универсального человека. В наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.

Исходя из всего сказанного я разработала правила общения для учеников и учителей:

1. Уважать чувство собственного достоинства друг друга

2. Учитель должен быть требовательным, но доброжелательным, а ученики должны воспитывать требовательность к себе.

3. Справедливость в оценке поступков учащихся – один из важнейших регуляторов нравственных отношений.

4. Помощь детям в трудные моменты – одна из моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учениками.

5. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не «активизировать» окликом или угрозой.

7. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых.

Библиография

1.. История России от древнейших времен до начала XX в. М., «Просвещение», 1998. – 356 с.

2.Астафьев, на которой меня нет. М. 1989.

3.Анатолий Алексин Повести. Ижевск. 1984.

«ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Образ учителя в литературе

Руководитель: Артемова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «СОШ» №24.

Введение ……………………………………………………………

3

1. Образ учителя в литературе в советское время………………..

5

2. Образ учителя в литературе в перестроечное время…………

8

Выводы…………………………………………………………..

10

Заключение ………………………………………………………

11

Литература ………………………………………………………..

12

Введение

«Вам, памятник, учителя,

Я высек бы

Из красного гранита

Установил бы на просторе

Большое человеческое сердце…»

(А. Дусенбиев).

В многообразном мире профессий, профессия учителя занимает одно из самых первых мест. «Родители создают тело, учителя создают души»,- утверждает монгольская пословица. Учитель… Школа… Начало начал. Закончился 2010 год. Год Учителя. Учитель не обычный человек. На него возложена большая миссия: Воспитать Человека! Меняются эпохи, меняются времена, меняется учитель. Каким учитель был вчера? Каким он должен быть сегодня? Каким он будет завтра?

Тема нашей исследовательской работы «Образ учителя в литературе»

Цель нашей работы: изучить образ учителя в литературе

Объект исследования – образ учителя, а предмет – образ учителя в литературе.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

1.Отобрать произведения, в которых присутствует образ учителя

2. Провести анализ данных произведений

3. Сделать выводы об изменении образа учителя в разные исторические периоды

4. Продумать причины данных изменений.

Мы предположили, что исторические изменения должны найти свое отражение в художественной литературе.

Поэтому гипотеза нашей работы – «Образ учителя в литературе будет изменяться в основные исторические периоды». Мы взяли 2 исторических периода:

1.Советское время

2.Перестрочное время

Структура и объем работы: Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 10 страниц.

1. Образ учителя в литературе в советское время

Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, является рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Это произведение рисует жизнь и события далеких тридцатых годов.

Перечитывая страницы рассказа, мы видим, каким уважением и любовью пользуется учитель. Его оберегают, заботятся о нем и о его семье. «Когда на сносях была учительница, не позволяли ей бабы воду таскать….Один раз пришел учитель в школу в подшитых через край катанках. Умыкнули бабы катанки – и к сапожнику Жеребцовую снесли. Шкалик поставили, чтоб с учителя, ни боже мой, копейки не взял Жеребцов и чтоб к утру в школе все было готово».

Учителя есть за что уважать. На собственные деньги он заказал мебель для школы, организовал сбор «утильсырья», в результате чего в школе появились карандаши, тетради, краски. Дети впервые попробовали сладких петушков на палочках, сельчане получили необходимые вещи. Учитель никогда не отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен « Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми наряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных…». Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню: «Учителя были заводилами в деревенском клубе. Играм, танцам учили, ставили смешные пьесы и не гнушались представлять в них попов и буржуев; на свадьбах бывали почетными гостями, но блюли себя и приучили несговорчивый в гулянке народ выпивкой их не неволить».

В рассказе А. Платонова «Ещё мама» мы видим замечательный пример того, как настоящий учитель должен относиться к детям. Внутренний облик учителя, его духовный мир прежде всего определяются безграничной любовью к ребёнку. Героиня рассказа, добрая и заботливая учительница начальных классов, неслучайно воспринимается как «Вторая мама»

В известном рассказе В.Распутна «Уроки французского» Лидия Михаиловна, преподаватель иностранного языка, описывается как умная, тонкая, отзывчивая и чуткая женщина. Видя бедственное положение мальчика и вместе с тем – его способности, тягу к знаниям, она постоянно предпринимает попытки помочь ему. То пытается усадить своего ученика за стол и досыта накормить, то посылает ему посылки с едой. Но все ее хитрости и старания пропадают даром. Тогда она поступает «непедагогично»: предлагает ученику играть на деньги, чтобы у него появились средства на пропитание. О ее «преступлении» становится известно директору Василию Андреевичу, и ей приходится уехать на Кубань. И все же внимание, доброжелательное отношение, способность пожертвовать собственным престижем ради помощи своему воспитаннику мальчик не сможет забыть никогда и через всю свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки – уроки человечности и добра.

Учитель в понимании обывателей всегда был «сверхчеловеком». Можно вспомнить реакцию главного героя на приглашение Лидии Михайловны за стол. «Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой – нибудь манной небесной, – настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, не похожим на всех остальных».

Еще один яркий образ учителя предстает в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном Ф. Искандером. У педагога- математика есть своя методика, свой способ общения с учениками. На его уроках была строгая дисциплина. «Он сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. Тишина стояла такая жуткая, что иногда директор испуганно распахивал дверь, потому что не мог понять, на месте мы или сбежали на стадион…..Все же директор наш напрасно боялся, что мы можем сбежать с урока математики. Это было немыслимо. Это было все равно что подойти к директору на перемене и молча скинуть с него шляпу….» В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным», если его поведение отклонялось от нормы. Он учил с помощью юмора.«Правда, иногда он нас заставлял смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим, же учителем». Делая ученика смешным, подвергая недостатки осмеянию, педагог учил детей бороться со своими слабостью и ленью.

Проанализировав основные черты учителей довоенной, военной и послевоенной поры, приходим к выводу о том, что образ педагога в советское время наделен всеми положительными качествами.

Учитель пример для подражания, пользующимся всеобщим уважением.

2. Образ учителя в литературе в перестроечное время

В перестроечное время у людей меняются взгляды, ломаются привычные представления. Отношение к учителю, да и сам учитель так же меняются.

В повести В. Железникова «Чучело» учитель, классный руководитель Маргарита Ивановна озабочена своими проблемами, своей личной жизнью и не замечает ничего вокруг. Важные события в жизни класса она легкомысленно игнорирует, классные проблемы кажутся незначительными на фоне её собственных. «В тот момент, когда мы смеялись над Рыжим, вбежала веселая Маргарита. В одной руке она держала классный журнал, а в другой сверток в цветном полиэтиленовом мешочке.

«А, новенькая! - Она увидела меня. - Куда же тебя посадить?»

Она пошарила глазами по рядам парт… и забыла про меня, потому что девчонки обступили ее и спросили, правда ли, что она выходит замуж. Маргарита ответила, что правда, засияла от счастья, торопливо разорвала мешочек, вытащила коробку конфет, открыла и поставила на стол.»

Учитель не является авторитетом, он сравнивается с учениками, становится с ними на одну ступень.

«А Маргарита как крикнула:

«На места!»

«А что вы так кричите? - с вызовом спросила у Маргариты Миронова. И потом осадила ее так, как только она одна умела: - Мы же люди, а не служебные собаки».

Однако есть и неравнодушные учителя, но окружающие относятся и к ним без былого уважения. Так в произведении А.Просекина «Милочка» мы видим молодую добрую, увлеченную своим делом учительницу Людмилу Ильиничну. Но и она совершает педагогическую ошибку: «подставляет ученику свою руку таким образом, чтобы в нее непременно плюнули». И сразу же получает ответ – плевок. Возможно ли такое отношение к Харлампию Диогеновичу, Лидии Михайловне и др. учителям в советское время?

Профессия учителя перестает быть уважаемой, появляются учителя, которые идут в школу не по призванию, а от безысходности. Такого учителя мы видим в произведении А.Просекина «С глазу на глаз». Это учитель трудов. «Он лет двадцать где–то в ЖЭКе работал, в столярной мастерской, а два года назад с ним несчастье случилось, ему три пальца какой-то пилой отрезало….Его жена к нам устроила, где-то ведь работать надо было. Вот он и работает», – рассказывает о нем его коллега. Этот учитель толкает учеников на преступление. Просит троих учеников сходить на стройку за досками, а если поймает сторож, то можно сказать, что учитель разрешил. Когда же детей ловят, он отказывается от своих слов. Пораженный таким предательством учителя, один из учеников, набрасывается на него с кулаками.

Подводя итог нашим размышлениям, следует отметить, что отношения ученика и учителя в период перестройки характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения. Учитель в основном сосредоточен лишь на собственных проблемах и желаниях, а это вызывает соответствующую реакцию у учеников.

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам :

  1. Отмечается различное отношение к учителю в советское и перестроечное время.
  2. В перестроечное время, в период ломки многих общественных устоев, профессия учитель не пользуется ни авторитетом, ни уважением. Ученики позволяют по отношению к педагогу оскорбительные поступки: плюнуть в руку, наброситься с кулаками, нахамить. Это можно объяснить тем, что в данное время ценность образования резко падает. Потому, что появляются примеры, заманчивые для нестойких детских умов, когда люди, не имея достойного образования, наживали богатство, и наоборот, образованные люди жили в нищете. Учителя вынуждены выживать, а нищий учитель, тем более, если он беден духовно, не может стать идеалом, примером для подражания, не заслуживает он и уважения.

Заключение

Настоящая работа ставила своей целью изучить образ учителя в литературе. Данная цель была достигнута через решение ряда практических задач: были отобраны произведения, в которых присутствует образ учителя, произведен анализ данных произведений, сделаны выводы об изменении образа учителя в разные исторические периоды и продуманы причины данных изменений. Было рассмотрено 2 исторических периода: советское время и перестроечное время.

Анализ произведений показал, что в вышеуказанные исторические периоды отмечается различное отношение к учителю.

В советское время учитель пользовался непререкаемым авторитетом и уважением. Это можно объяснить тем, что до революции простой люд не мог получить образование. Оно было доступно не для всех. Поэтому грамотные люди очень ценились. С приходом советской власти образование стало общедоступным, но почитание учителя так и осталось.

В перестроечное время, профессия учитель не пользуется ни авторитетом, ни уважением. Ученики позволяют по отношению к педагогу оскорбительные поступки: плюнуть в руку, наброситься с кулаками, нахамить. Это можно объяснить тем, что в данное время ценность образования резко падает. Потому, что появляются примеры, заманчивые для нестойких детских умов, когда люди, не имея достойного образования, наживали богатство, и наоборот, образованные люди жили в нищете. Учителя вынуждены выживать.

В данной исследовательской работе поставленные цели достигнуты и задачи реализованы в полном объеме. В процессе работы я улучшила свои навыки работы с литературой (поисковые, аналитические и др.), данные навыки пригодятся мне в дальнейшем.

Литература

1.Распутин В. Уроки французского: Рассказ. – Иркутск: Вост. – Сиб. кн. изд-во., 1981

2. Мой учитель: Рассказы/ Худож. П. Пинкесевч. – М.: Дет. лит., 1989

3. Северина Г.И. Легенда об учителе: Повесть/Художник И. Дунаева. – 2-е изд. – М.: Дет.лит., 1989

4. Просекин А.И. Добрый мир: Рассказы. Повесть.- М.: Современник, 1990.

5. http://wiki-linki.ru/ Железников Владимир Карпович,«Чучело»

Аннотация

Данная работа посвящена изучению образа учителя в литературе. Проведен анализ литературных произведений советского и перестроечного исторических периодов, в которых присутствует описание учителя.

Сделаны выводы об изменении образа учителя в данные исторические периоды и продуманы причины данных изменений.

Отзыв

Тема: Образ учителя в литературе

Вялая Ксения к данной работе отнеслась ответственно. Работала увлеченно и с энтузиазмом, проявила себя как добросовестный исследователь.

Ксения в основном была самостоятельна, активно участвовала в подборе литературных произведений, показала высокий уровень поисковых и аналитических способностей, хорошее владение навыками пользователя ПК.

Полагаю, что в дальнейшем учащейся пригодятся навыки исследовательской работы, полученные при написании данного исследования.

Для учителей русского языка

Обучение сочинению-рассуждению с использованием современных информационных технологий на уроках русского языка

Тип урока : Комбинированный урок - обучение сочинению-рассуждению с использованием современных информационных технологий.

  • развитие языковой и коммуникативной компетенции учащихся;
  • формирование умений и навыков работы с текстом;
  • развитие умений анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
  • формирование умений и навыков, способствующих развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности учащихся.
  • ознакомление учащихся с требованиями к сочинению;
  • составление плана-схемы сочинения в соответствии с критериями оценивания;
  • разведение понятий: тема, идея, проблема;
  • поэтапный разбор каждого содержательного компонента: проблема текста, комментарий, позиция автора и аргументация собственной позиции, композиция сочинения;
  • знакомство с исходными текстами и примерными сочинениями по ним.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран, слайды, составленные учителем для показа на мультимедиа;
  • записи на доске;
  • памятки “Композиция сочинения”;
  • тексты на каждой парте;
  • Словарь русского языка С.И. Ожегова.

План урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

II.Актуализация знаний.

IV. Коррекция.

V. Закрепление.

VI. Взаимопроверка.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

Ход урока

Слова учителя:

Сочинение-рассуждение – это особый жанр, которому надо учить. Оно имеет своеобразную композицию. Учащимся необходимо увидеть в предлагаемом тексте проблему, сформулировать ее, понять позицию автора текста по поднятой проблеме, высказать свою аргументированную точку зрения и все это оформить в виде связного высказывания, содержащего не менее 150 слов.

I. Мотивация к учебной деятельности

Ключевые вопросы урока (выведены на экран):

Что такое проблема? Как выявить и сформулировать проблему текста?

Что такое комментарий? Каковы типы комментирования текста?

Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Что такое аргументация? Каковы основные виды аргументов?

Слова учителя:

Обратившись к толковому словарю, получаем ответ на первый вопрос. Проблема-это то, о чем текст заставляет задуматься; это вопрос, требующий исследования.

Необходимо различать: тема – то, о чем текст; идея – то самое важное, что хочет сказать автор текста, его мнение; проблема – то, о чем текст заставляет задуматься.

Философские проблемы - связаны с особенностями развития природы, общества, мышления.

Социальные проблемы – в центре внимания жизнь общества.

Политические проблемы – рассматривают деятельность государственной власти.

Нравственные (этические) проблемы - связаны с внутренними духовными качествами, определенными правилами поведения.

Особое внимание обращаем на два способа формулирования проблемы текста (записи в форме таблицы на каждой парте);

В виде вопроса В виде словосочетания слова “проблема” с существительным в форме родительного падежа
Влияет ли наука на жизнь и привычки человека? Проблема влияния науки на жизнь человека
Как связано образование с духовным развитием человека? Проблема связи образования с духовным развитием человека
Какое влияние может оказать человек на ход истории? Каким должен быть человек, способный повлиять на ход истории? Проблема роли личности в истории
Что можно назвать истинными жизненными ценностями? Проблема истинных и ложных ценностей

Формулировка в виде вопроса дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно. Например, “Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества?”.

Проблема какая: “Автор размышляет над проблемой воспитания”, “В тексте поднимается проблема взаимоотношений в семье”.

Пример (слайд) - текст:

(1) Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

- (3) Сам посуди. (4) Нас учили добру, уму, логике - развивали сознание. (5) Главное – сознание. (6) Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить ее? (7) С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8) Тому же учили меня книги, какие я прочел, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9) Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10) Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11) Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?

(12) Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

- (13) Я скажу тебе правду.

(14)Брат доверчиво положил холодную руку на мое плечо.

- (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16) Я не могу понять, и это ужасно. (17) Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18) Ты был на войне, ты видел – объясни мне.

- (19)Какой ты, брат, чудак! (20) Пусти-ка еще горячей водицы.

(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть все знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22) Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеется и шалит. (23) И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24) А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своем становится близок безумию войны. (25) Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, все то, что я видел там.

- (26) Мне надо вылезать из ванны, - легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребенку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжелые мысли.

(27) Брат позвал слугу, и вдвоем они вынули меня и одели. (28) Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29) Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30) Как много во всем этом ума и чувства красоты.

(По Л. Андрееву)

Какие проблемы, на ваш взгляд, поднимаются автором текста? Выберите подходящий вариант (на экране):

1. Проблема сострадания.

2. Проблема чести и чувства собственного достоинства.

3. Проблема оценки войны.

К какому разряду можно отнести данную проблему? (на экране)

1. Философская

2. Социальная

3. Политическая

4. Нравственная

Суммируя ответы учащихся, приходим к определенному выводу:

Что такое война? Этот вопрос и рассматривает в своем рассказе Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) - прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы.

Он поднимает важную для всех времен и народов проблему нравственной оценки войны.

Вновь обращаемся к Толковому словарю.

Получаем ответ на второй вопрос.

Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема.

Возможны два типа комментария:

1. Текстуальный – следование за автором в раскрытии проблемы.

2. Концепционный – в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, значимость, столкновение различных мнений по данному вопросу.

Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Комментарий необходимо отличить от пересказа.

Пересказ-это рассказ о том, что делают герои.

Комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Обратимся к тексту Л. Н. Андреева.

Актуальность проблемы в том, что до сих пор есть военные и религиозные конфликты, в которых люди убивают друг друга, страдают и участники войн, и мирные жители. Эмоциональное повествование Л. Андреева заставляет по-новому посмотреть на войны прошлые и настоящие.

Рассматриваем третий вопрос – позиция автора.

Позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Существуют различные способы формулирования авторской позиции:

Позиция автора такова…

Автор считает, что…

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Автор убеждает нас в том, что…

Не путать понятия “автор” и “рассказчик”.

Работаем с текстом Л. Андреева (слайд)

После ответов учащихся учитель подводит итог.

Позиция автора выражена в монологе младшего брата главного героя: “Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой мозг отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. Миллионы людей убивают друг друга, и все одинаково несчастны”. Он считает войну сумасшествием.

Сформулировав позицию автора, учащийся должен выразить свое отношениe к его точке зрения на данную проблему. Недостаточно сказать о согласии или несогласии с автором, необходимо привести не менее двух аргументов (доказательств) в соответствии с правилами построения текста-рассуждения.

Типы аргументов (карточки с записями на каждой парте):

1. Естественные доказательства - показания свидетелей, документы, данные экспертизы, примеры из художественной литературы.

2. Логические доказательства: рассуждение с дефиницией, силлогизм, аналогия.

Учитель говорит детально о каждом типе аргументов (на экране)

Дефиниция – краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления. Обычно рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия.

Например: Кто такой художник? Это человек, который рисует? Нет. Рисовать умеет каждый человек. Может быть, это человек, который красиво рисует? Нет. Красиво рисовать, если постараться, могут все люди. Художник - созидает, художественно отражает особенности эпохи.

Силлогизм - дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений следует третье.

Например: Каждый человек испытывает чувство любви к своей стране. Страна для любого человека-это его малая родина; место, где он родился; дом, где живут его дети, друзья. Следовательно, любовь к своему дому и месту, где живут близкие люди, - это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм - любовь к своему Отечеству.

Аналогия – умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса. Аналогия нуждается принципиально в похожем примере.

Например: Иной раз, выбрав неверную дорогу, человек может заблудиться. Не меньшую опасность таит в себе ошибка при выборе профессии: можно бесцельно потратить всю жизнь, не найдя достойного применения своим способностям.

3. Чувственные аргументы - построение речи таким образом, чтобы вызвать у адресата определенные эмоции и сформировать определенное отношение к предмету:

  • аргументы к обещанию: сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, долг, благородство.
  • аргументы к угрозе: социальные пороки (коррупция, бюрократия, расизм);
  • уродливые неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство).

Учитель обращает внимание учащихся на текст Л.Андреева. (слайд)

Мы сформулировали позицию автора текста: война-это безумие.

С такой точкой зрения трудно не согласиться.

Приводим ряд аргументов (чувственные).

Вспомним одинокого безумного старика из рассказа В.Быкова “Крутой берег реки”. Двадцать пять лет он ждет сыновей с войны: приходит ежедневно на берег реки и до сумерек вглядывается в дорогу на другом берегу. Потом разводит костер, помня наказ детей: “Когда уйдут немцы, разведи костер”. Время для этого отца остановилось. Он живет надеждой на встречу с сыновьями.

Вспомним бабу Дуню из рассказа Б. Екимова “Ночь исцеления”. Много лет она кричит и плачет по ночам, вновь и вновь видя во сне, как во время войны потеряла продуктовые карточки и как добиралась в госпиталь к мужу.

Вспомним памятник русской письменности “Слово о полку Игореве”. Его автор – великий гуманист. Он пишет о бесчисленных бедах, которые несет война. В “Слове…” к миру взывает природа, а поэтический плач Ярославны выражает вечное стремление женщин к миру.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого ведущая мысль – мысль о преступности войны вообще и о ценности человеческой жизни, любой. В конце описания Бородинского сражения тучи закрыли небо, стал накрапывать дождик на убитых и раненых, испуганных и измученных людей. Как будто он говорил: “Люди, довольно…Перестаньте…Опомнитесь…Что вы делаете?”

Вспомним произведения Б. Васильева, В. Богомолова, К. Воробьева, В.Астафьева. Осуждение кровопролития звучит еще пронзительнее. Эти писатели в годы Великой Отечественной войны были молоды, хотели любить и быть любимыми, а пришлось стать солдатами: убивать и выживать под пулями, получать увечья, терять друзей и родных. Личный опыт, переживания и страдания лежат в основе их повестей и рассказов.

Таким образом, можно утверждать: война - это безумие, страшное зло, и об этом всегда говорила русская литература.

II. Актуализация знаний

Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения.

Коллективная работа в парах. На каждой парте лежит одинаковый текст.

Вид работы – составление рабочих материалов с использованием речевых клише:

1. Вступление. Формулировка проблемы исходного текста.

2. Комментарий сформулированной проблемы.

3. Позиция автора.

4. Собственное аргументированное мнение.

5. Заключение – это ответ на поставленный во вступлении вопрос: следовательно, можно утверждать, таким образом.

Предложенный для анализа текст В. П.Астафьева (слайд)

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку – скрипку. (3) На ней играл Вася-поляк. (4)О чем же рассказала мне музыка? (5) О чем-то очень большом.(6) На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8) Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9) Вася, не переставая играть, говорил: “(10) Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (12) Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и гаснет тоска по родине. (13) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14) Написал на границе, прощаясь с родиной.(15) Он посылал ей последний привет. (16) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор”.(17)”Спасибо вам, дяденька”, - прошептал я. (18) “За что, мальчик?” - (19) “За то, что я не сирота”. (20) Восторженными слезами благодарил я Васю, тот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21) В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24) Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, - это была моя родина.

(25)…Прошло много лет. (26) И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27) Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та ее часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далекую ночь, хватала за горло, но не выжимала слез, не прорастала жалостью. (33) Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

(По В.П.Астафьеву)

III. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Проверка с комментариями

Проверяем по эталону – правильному ответу на слайде.

На что способна музыка? Этот вопрос рассматривает в своем рассказе писатель В.П. Астафьев.

Он поднимает важную для молодого поколения проблему благотворного влияния классической музыки на развитие человека. Актуальность проблемы состоит в том, что современная молодежь не знает классической музыки, увлекается эстрадной музыкой и роком, не задумываясь о ее разрушительном воздействии на психику. Многие слушают ритмичную электронную музыку, не вызывающую размышлений, и не знают, что классическая музыка, наоборот, стимулирует деятельность мозга, концентрирует внимание и укрепляет память. Эмоциональное повествование В.П. Астафьева заставляет по-новому посмотреть на свои музыкальные увлечения, понять позицию автора и его чувства. Он полагает, что полонез Огинского – это “музыка о неистребимой любви к Родине”. С ней человек никогда не останется сиротой. Она имеет чудесную силу: музыка “гневалась”, “жаловалась”, “разбередила воспоминания”, “преломилась во мне и закаменела”, “властвовала”. Помогает жить: “Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах…”. (33)

Я согласна с позицией автора и считаю, что в звучании именно струнных и клавишных инструментов музыка способна вызывать особые эмоции и даже потрясения. Сила воздействия струнной музыки нашла отражение в легендах о Садко и Орфее, умевших из струн извлекать божественные звуки, творившие чудеса, способные вызвать милость владык подводного и подземного царств. Общеизвестно, что “Лунная соната” Бетховена снимает раздражительность, вальсы Штрауса успокаивают нервы, музыка Дебюсси и Равеля избавляет от бессонницы. Звучание струнных и клавишных инструментов особым образом влияет на мозг человека, рост растений и даже на воду, структура которой приобретает красивую лучистую форму. Именно поэтому католическое богослужение идет в сопровождении органа.Вспомним, как восприняла сонату Бетховена Вера Шеина из рассказа А.И.Куприна “Гранатовый браслет”, когда вернулась домой после прощания с убившим себя из-за безнадежной любви к ней чиновником Желтковым. Она плачет очищающими душу слезами и слышит в музыке молитву прощания и прощения, заканчивающуюся словами: “Да святится имя Твое!”.

Следовательно, можно утверждать: людям, имеющим эстетическое чутье, музыка помогает жить.

IV. Коррекция –внесение необходимых дополнений в способ действия в случае расхождения с эталоном.

Помощь учителя в устранении причины ошибок. Вниманию ученика предложен алгоритм действий по написанию сочинения в виде карточки (слайд).

V. Закрепление. Тренинг – создание собственного сочинения, его редактирование.

Учитель каждому ученику выдает карточку с текстом.

VI. Взаимопроверка. Учащиеся выступают в роли экспертов и оценивают работы друг друга.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание (карточки каждому ученику с текстом для анализа). Написать сочинение-рассуждение по исходному тексту.

(1) Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое.

(2) Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми, не разбирая ни бедных, ни богатых. (3) Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу.

(4) Учителя были заводилами в деревенском клубе, играм и танцам учили, ставили смешные пьесы; на свадьбах бывали почетными гостями, но блюли себя и приучили несговорчивый в гулянке народ выпивкой их не неволить.

(5) А в какой школе начали работу наши учителя!

(6) В деревенском доме с угарными печами. (7) Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. (8) Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. (9) Принесли ребята из дома табуретки, скамейки, сидели кружком, слушали учителя, затем он давал нам аккуратно заточенный красный карандаш, и мы, пристроившись на подоконнике, поочередно писали палочки. (10) Счету учились на спичках и палочках, собственноручно выструганных из лучины.

(11) Учитель как-то уехал в город и вернулся с тремя подводами. (12) На одной из них были весы, на двух других ящики со всевозможным добром. (13) На школьном дворе из плах соорудили временный ларек “Утильсырье”. (14) Вверх дном перевернули школьники дерево. (15) Чердаки, сараи, амбары очистили от веками скапливаемого добра – старых самоваров, плугов, костей, тряпья.

(16) В школе появились карандаши, тетради, краски вроде пуговиц, приклеенные к картонкам, переводные картинки. (17) Мы попробовали сладких петушков на палочках, женщины разжились иголками, нитками, пуговицами.

(18) Учитель еще и еще ездил в город на сельсоветской кляче, выхлопотал и привез учебники.

(19) Учитель пригласил фотографа к нам приехать, и тот заснял ребят и школу. (20) Это ли не радость! (21) Это ли не достижение!

(22) К весне тетрадки, выменянные на утильсырье, исписались,краски искрасились, карандаши исстрогались, и учитель стал водить нас по лесу и рассказывать про деревья, про цветы, про травы, про речки и про небо.

(23) Как он много знал! (24) И что кольца у дерева – это годы его жизни, и что сера сосновая идет на канифоль, и что хвоей лечатся от нервов, и что из березы делают фанеру; из хвойных пород изготавливают бумагу, что леса сохраняют влагу в почве, стало быть, и жизнь речек.

(25) Но и мы тоже знали лес, пусть по-своему, по-деревенски, но знали то, чего учитель не знал, и он слушал нас внимательно, хвалил и даже благодарил.

(26) Прошли годы, много их минуло. (27) А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь. (28) Звали наших учителей Евгений Николаевич и Евгения Николаевна. (29) Мои земляки уверяют, что не только именем-отчеством, но и лицом они походили друг на друга. (30) Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей, а вот фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не может. (31) Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “учитель”! (32) И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я.

(По В.П. Астафьеву)

Поделиться