Татьяна Бердник, Амурская область: Почему я не участвую в конкурсе “Учитель года”

(Город Казань сайт, 26 февраля, Таисия Башаркина). Конкурс профессионального мастерства «Лучший учитель года» становится все более престижным и востребованным в педагогическом сообществе Казани. Конкурс помогает не только выявить лучших из лучших, но и позволяет распространить положительный педагогический опыт в профессиональном сообществе. Титул «Лучший учитель года» дает его обладателю хороший шанс заявить о себе не только в Казани, Татарстане, но и по всей России. О нововведениях в городском этапе конкурса нынешнего года, уровне подготовки его участников и основных критериях оценки жюри читателям сайт рассказала заместитель начальника Управления образования Казани Валентина Афонская.

МОЛОДЫМ УЧИТЕЛЯМ НЕ СТРАШНЫ КОНКУРСНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Валентина Александровна, расскажите об участниках профессионального конкурса этого года. Как вы оцениваете уровень их подготовки?

В.А.: В этом году в городском туре конкурса приняли участие 67 педагогов. Радует, что с каждым годом конкурсная активность учителей растет. Если в прошлом году в районных турах конкурса приняло участие 350 человек, то в этом году их стало уже 400. Причем средний возраст конкурсантов помолодел на целых 4 года: в прошлом году он составлял 39,5 года, а в этом году - 35,8 года. Самому молодому педагогу-участнику было 23 года, а самому возрастному - 44 года.

В конкурсе принимало участие немало молодых учителей, которые очень грамотно и убедительно, наравне с опытными педагогами представляли свою систему работы. И, безусловно, молодость - это еще один плюс для педагога: ученики в нем видят человека своего поколения, что способствует быстрому установлению доверительных отношений.

Как вы думаете, что стало причиной «омоложения» конкурсантов?

В.А.: Я думаю, что во многом этому способствуют гранты, которые успешно реализуются в нашей республике. Молодые люди, пройдя через такие программы, чувствуют себя более уверенно в конкурсах профессионального мастерства Их не страшат конкурсные процедуры.

К примеру, у нас есть республиканские гранты «Наш молодой учитель», в котором могут участвовать студенты и выпускники вузов, грант «Наш лучший учитель», который вручается учителям-профессионалам, имеющим опыт работы. Гранты, безусловно, позволяют молодому специалисту получить бесценный опыт, который он сможет применить для своего дальнейшего профессионального развития. Думаю, это очень важно.

УЧИТЕЛЯ ОБЖ ОТРАБОТАЛИ НА «5 С ПЛЮСОМ»

А какие новшества введены в конкурс этого года?

В.А.: Для начала скажу, что в Год математики у нас появились новая номинация - «Лучший учитель математики», в также один раз в два года проводилась номинация «Лучший учитель ОБЖ». Номинация «Лучший учитель ОБЖ» для нас не менее значима. Мы уверены, что учить детей жить в современном мире, не нарушая гармонии природы, вести себя безопасно нужно со школьной скамьи. Безусловно, эта номинация удалась: все 8 участников - преподавателей ОБЖ - отработали конкурсные задания на «пять с плюсом».

Для справки: Городской педагогический конкурс 2014 года проходил по 7 номинациям: «Лучший учитель-предметник гуманитарного цикла», «Лучший учитель-предметник естественнонаучного цикла», «Лучший учитель математики», «Лучший учитель татарского языка», «Лучший учитель ОБЖ», «Лучший классный руководитель», «Лучший воспитатель дошкольного образования».

УЧИТЕЛЯ СТАЛИ ЦИФРОВЫМИ АБОРИГЕНАМИ

А процедура самого конкурса претерпела какие-либо изменения?

В.А.: Нет, здесь особых изменений нет: учебное занятие, на котором учитель дает открытый урок с незнакомым классом, методический семинар, на котором презентует свой методический опыт, разговор с учащимися и разговор с родителями. Десятка финалистов дополнительно принимала участие в дискуссиях, проводила мастер-классы.

А что это за дискуссии и мастер-классы? Чем они интересны?

В.А.: Дискуссии велись на самые различные темы. Для каждой группы финалистов были предложены актуальные темы: «Свободное время школьников: приоритет школы или семьи?», «Учитель-ремесленник и учитель-мастер - кто нужнее школе?», «Виртуальная образовательная среда: плюсы и минусы. Взгляд учителя».

Например, дискуссия о роли учителя в современной школе. Учителя задумались, кто важнее: ремесленник, который день ото дня выполняет рутинную работу, но добивается высоких результатов, или мастер? В результате педагоги пришли к выводу, что школе нужны и учителя-ремесленники в хорошем смысле слова, и, безусловно, мастера, ведь без них развитие школы невозможно. С другой стороны, каждый ремесленник, набирая огромный багаж умений, обязательно превратится в мастера.

Начальник Управления образования Казани Ильсур Хадиуллин, который выступал модератором дискуссии о виртуальной образовательной среде, предложил участникам обсудить интересный вопрос: «Кто вы? Электронные аборигены или электронные мигранты?»

И кем же в большинстве своем являются наши учителя?

В.А.: Наверное, все-таки аборигенами. Сейчас учитель широко использует цифровые образовательные ресурсы и чувствует себя уверенно с той современной техникой, которая имеется в школе. Благодаря хорошему компьютерному оснащению школ и наличию системы электронного образования учитель постоянно «варится» в виртуальном образовательном пространстве. Конечно, это не то, что было 10-15 лет назад …

Кстати, в этом году наряду с дискуссиями был интересный мастер-класс: «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими». Участники конкурса не просто обсудили теоретические аспекты данного вопроса, но и показали на практическом примере, как творчество учителя на уроке может сделать сложный материал простым и доступным для понимания ребенка.

А какое у нас в этом году жюри конкурса?

B.А.: «Большое» жюри, которое занималось непосредственно оценкой финалистов конкурса, состояло из именитых и известных в научных и педагогических кругах людей. Жюри возглавил профессор КФУ Зямиль Нигматов, он, кстати, математик. В этом году - Году математики в РТ был сделан акцент на математическом образовании в школе.

По каким критериям оценивается лучший учитель года?

B.А.: Критерии были самые различные. Жюри, например, интересовала технологичность учебного занятия. Поясню, что это означает. Занятие технологично, если позволяет увидеть применяемую педагогом технологию (ее элементы) или техники и при желании каждый должен иметь возможность использовать эту технологию в своей практике.

Что еще было важно для оценки конкурсантов?

B.А.: Жюри оценивало, как учитель работает с электронными образовательными ресурсами. Оборудование, которым оснащены школы, должно постоянно находиться в работе. Конкурс еще раз доказал, что наши учителя в независимости от опыта в совершенстве используют все доступные электронные ресурсы.

Безусловно, учитель - это всегда образец культуры речи. Очень порадовало, что это продемонстрировали не только учителя гуманитарных дисциплин.

А в чем заключалась сложность испытаний «Разговор с учащимися» и «Разговор с родителями»?

B.А.: Дело в том, что в ходе первого испытания ученики сами определяли тему разговора. Участник конкурса должен был быстро сориентироваться и организовать такую дискуссию, которая бы вовлекла детей в разговор. Здесь от преподавателя требовалось умение расставлять акценты и быть интересным собеседником для незнакомого ему класса. Получается, работу учителя здесь оценивало не только жюри, но и сами ученики.

При разговоре с родителями педагогам необходимо было установить доверительные отношения с родителями. Здесь обсуждались очень серьезные темы, на которые родителям самим сложно порой найти ответы.

МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ-МУЖЧИНЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В ШКОЛУ

Несколько лет подряд в городском конкурсе побеждают молодые учителя-мужчины. Как вы оцениваете эту тенденцию?

В.А.: Тенденциям, как правило, свойственно быстро меняться. Конкурсантов оценивают с разных позиций несколько групп жюри - сначала районное, потом малое предметное, потом большое… И если мнения этих людей совпадают, то это говорит о том, что данный опыт ценен не только для конкретно этого человека, но и для всей системы образования Казани. И гендерный подход здесь не играет особой роли.

То, что в последние годы первые места в конкурсе занимали мужчины - важный показатель возвращения мужчин-специалистов в нашу профессию. Это не может не радовать. Ведь миссия учителя-мужчины в школе - это не только знания, но и создание определенной модели поведении, которая послужит примером для ребят. Герой Советского Союза Руслан Аушев говорил, что главная миссия мужчины сделать так, чтобы окружающие его люди - женщины, дети, пожилые люди были счастливы. Учитель-мужчина в школе, пожалуй, и является этим прототипом.

КОНКУРС УЧИТ ДОСТОЙНО ПРОИГРЫВАТЬ

Чему, по вашему мнению, учит этот конкурс, и какие стимулы он дает победителям?

В.А.: Я сама была призером конкурса «Лучший учитель года» и могу с уверенностью сказать, что человек, который входит в конкурс и выходит из него, это два совершенно разных человека. Это профессиональное соревнование дает возможность, во-первых, сравнить себя с другими и, во-вторых, сделать переоценку своих знаний, поставить новые цели.

Конечно же, конкурс учит достойно проигрывать. Возможно, в отношении профессионального конкурса так говорить нельзя. Ведь если человек приходит на конкурс с одной идеей, а уходит с 67 (количество идей равно количеству участников, прим.авт.), то проигрышем это вряд ли можно назвать.

Конкурс - прекрасная возможность предъявить профессиональному сообществу свои наработки и получить их экспертную оценку. В конце концов, понять: «Правильно ли ты двигаешься вперед?» Это, безусловно, очень важно.

Конечно, наши победители - это не только достойные учителя, они успешно продвигаются и по карьерной лестнице, растет их профессиональная категория. Это кадровый резерв будущих руководителей. Конкурс вообще дает возможность заявить профессиональному миру о себе. Главное, чтобы идеи педагога могли быть воплощены в действительности, а не сводились просто к эмоциональному рассуждению.

Отдельно хотелось бы отметить, что в этом году увеличилась количество организаций, которые стали партнерами и спонсорами конкурса. Отрадно, что все 67 педагогов получили памятные ценные подарки. Ведь каждый из них уже является победителем районного этапа.

КОНКУРС КАК СПОРТ ВЫСОКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

И все-таки, что нужно, чтобы стать лучшим учителем года? В чем секрет успеха на конкурсе?

В.А.: Конкурс предполагает огромную работу как самого участника, так и коллектива школы, отдела образования и методической службы. Но помимо этого всегда нужна определенная доля везения.

Конкурс - это как спорт высоких достижений: сначала учитель представляет школу, потом район, потом город на республиканском этапе и республику на федеральном. Мы очень надеемся, что в этом году победители городского этапа будут и в числе победителей республиканского.

«Об утверждении списка победителей конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями» наша учительница русского языка и литературы Светлана Алексеевна Селезнёва признана одним из финалистов конкурса «Учитель года Москвы 2008» . Мы гордимся достижениями Светланы Алексеевны и желаем ей новых успехов и ярких побед!

Конкурс «Учитель года Москвы» проводится с 1991 года. На несколько лет он прерывался, но сейчас вновь вошёл в перечень самых престижных педагогических соревнований. Ведь учитель - это самое драгоценное, что есть в системе московского образования. Кстати, столичный конкурс, пожалуй, самый демократичный из всех «учительских рингов»: здесь соревнуются как опытные учителя, так и преподаватели, совсем недавно выпорхнувшие из стен педагогических вузов. Ещё бы, ведь в Москве существует культ учительства. У каждого педагога есть свои тайны и секреты, однако, есть два главных признака, по которым определяется настоящий учитель - это любовь к профессии и любовь к тем, кого учишь. Эти качества сполна присутствовали у всех участников конкурса!

О конкурсе лучше всего расскажут впечатления самих участников...

Увидеть, узнать, стать богаче!

Ольга Коммиссарова, учитель русского языка и литературы

Центра образования № 324 «Жар-птица»

После того как я решилась принять участие в конкурсе «Учитель года», мне неоднократно приходилось отвечать на вопросы коллег: «Зачем ты согласилась на это?», «Стоит ли тратить свои силы и нервы ради конкурса?» И действительно, меня и саму одолевали сомнения: как можно оставить собственных учеников, для того чтобы давать открытые уроки в чужой школе и чужом классе; что нового я могу представить на суд коллегам и готова ли я к этому? Эти сомнения не оставляли меня на протяжении всего конкурса, но теперь после его завершения с уверенностью могу сказать, что нисколько не жалею о том, что в мою жизнь в этом учебном году вошел конкурс.

Участие в конкурсе открыло для меня уникальную, ни с чем не сравнимую возможность самообразования. Как известно, конкурсная программа построена на постепенном усложнении заданий от тура к туру. Успешное завершение каждого этапа - маленькая победа, дающая стимул к новому поиску. Работа в режиме конкурса требует от его участника каждый раз быть разным, при этом оставаясь самим собой. А ведь умение быть оригинальным, но не лицедействовать, умеющим удивлять, не сводя весь процесс обучения к развлечению и поверхностному рассмотрению отдельных научных фактов вне системы, быть немного загадочным для своих учеников - неотъемлемые качества современного учителя. Но значение конкурса не только в этом.

«Учитель года» - это еще замечательная площадка для обмена опытом. Имея достаточно большое количество учебных часов, мы редко получаем возможность увидеть уроки коллег - конкурс дает нам такой шанс. Уроки, представление педагогического опыта, мастер-классы педагогов других школ позволяют по-новому осмыслить и оценить собственную педагогическую концепцию, более критично отнестись к привычным, давно ставшим рутинными формам работы на собственном уроке.

Безусловно, участие в конкурсе требует напряжения всех сил, но лично я никогда не оставалась одна со своими проблемами и сомнениями. Огромную помощь мне оказывали администрация и учителя моей школы, окружной методический центр, Московский институт открытого образования. Добрые советы и конструктивная критика, методическая помощь и просто психологическая поддержка - когда я вспоминаю об этом, мне кажется, что в течение этого года я прошла самые эффективные за время работы в школе курсы повышения квалификации.

Отдельно хочется сказать несколько слов о финалах окружного и городского этапа конкурса, проходивших в Центре дополнительного профессионального образования «Поведники». Думаю, что участие в них само по себе стало наградой для каждого конкурсанта. Ведь работа в кругу единомышленников, в творческой атмосфере и обстановке доброжелательности и взаимопомощи - это настоящий праздник. Несмотря на всю сложность испытаний, неформальное знакомство, вечера с песнями под гитару, дружеские эпиграммы и шаржи будили в душе какие-то добрые детские воспоминания о школьных и студенческих лагерях актива. А новые встречи и знакомства! Участие в конкурсе не только дало мне, как и другим конкурсантам, бесценный педагогический и психологический опыт, но и подарило много новых знакомых и друзей, занимающихся тем же делом, что и я, и разделяющих мое представление о важности и значимости этого дела.

Если бы в начале года мне сказали, что я, пройдя все этапы конкурса, буду призывать других к участию в нем, я бы, наверное, не поверила. Тем не менее говорю коллегам-учителям: «Участвуйте в конкурсе „Учитель года“, потому что вы действительно испытаете незабываемые чувства и переживания, и вам с новой силой захочется заниматься любимым делом - учить детей!»

Не забывается такое никогда

Павел Васильев, учитель физики школы № 192

Погружение было полным. Два дня после приезда в Москву из Поведников, где проходил заключительный этап конкурса, были очень странными. Мысли постоянно возвращались то к одному, то к другому эпизоду конкурса. Повседневная жизнь школы оказалась самым действенным лекарством.

Почему в 2004 году я был так самонадеян и глуп, что не стал серьезно готовиться к городскому этапу конкурса? Почему я полагал, что умен и опытен, а уроки мои просто прекрасны? (Прав Михаил Жванецкий: «Запорожец» - тоже прекрасная машина, когда других не видел!) Никто тогда не сказал нужного слова вовремя, а жаль!

Первый день конкурса прошел в напряженном ученическом внимании. На второй день после своего выступления я стал воспринимать все происходящее, как бы с высоты. Стал обобщать увиденное, и возникло очень странное ощущение тревоги. На третий день я смог сформулировать для окружающих, что стал осознавать. Разбор полетов, который был точен и жесток, подтвердил направление мысли и позволил мне сфокусировать их. Первый пласт их таков. Урок - жесткая форма, отточенная веками. Это стройные ряды парт лицом к тебе. Ты - напротив них, они - напротив тебя. Они сидят, а ты стоишь, они молчат, а ты говоришь. Нас так учили. По-другому мы боимся, потому что не знаем как. Когда я смотрел на уроки коллег, то подспудно ждал, что кто-то выйдет из формы, кто-то покажет такое... Не случилось. Остались только тревожные вопросы:

  • Есть ли другие формы обучения?
  • Если парты поставить по-другому?
  • Как построить работу с группой так, чтобы в конце выйти вместе к нужному смыслу?
  • Как сочетать активность детей с плодотворной работой?
  • Как сделать так, чтобы хватало времени на обсуждение?

Эти вопросы ждут ответа. Думаю, пусть урок существует как промежуток времени, а формы его проведения станут многообразными.

Но все же соответствует ли традиционная форма урока современным задачам, которые ставит перед учащимися жизнь? Да, да! На самое святое покушаюсь? Возможно, но уж если дали свободу фантазии... Серьезные современные философы, которые пытаются понять и предугадать ход развития нашего общества, считают, что успешными в будущем станут те, кто научится договариваться. Для этого нужно иметь определенную (выясненную до конца) позицию по поводу переговоров или договора. Ее нужно научиться вырабатывать и отстаивать. Сможет ли учитель, ограниченный рамками традиционного урока, развить эту способность у учащихся? Сомневаюсь. Вторая способность, необходимая для человека договаривающегося, - это способность слушать и слышать участников переговоров. Современный человек должен уметь слушать членов своей команды, а также слышать оппонентов. Но сможет ли учитель на своем обычном уроке помочь выработать или развить эту способность? Сомневаюсь. Третья способность - говорить, говорить убедительно, приводя аргументы. Я тоже сомневаюсь, что на обычном уроке учитель может потратить время на то, чтобы выслушать аргументы учащегося до конца.

А как научить ставить цели и планировать работу? Снова вопросы, вопросы...

Сегодня со мной заводят разные разговоры о конкурсе, и я удивляюсь, сколько всего самого разного намешано и насобрано, того, что на самом деле к конкурсу не имеет никакого отношения. Теперь я понимаю, что мифы живучи и удобны, что развеять их - дело трудное и хлопотное. Другое дело - поискать в них правды.

Но ведь это правда! Каждый учитель, принимающий в нем участие, показывает свой опыт и свое умение. Жюри сидит и смотрит, а затем оценивает. Смотрим и мы, но мы учимся, примериваем на себя.

Как раз наоборот! Имеет и даже очень. К сожалению, там очень много «прозы жизни».

Почему же следует участвовать в конкурсе «Учитель года»? Каждый учитель с течением времени немного «бронзовеет» - становится «ходячим памятником». Конкурс позволяет учителю, не утратившему чувства юмора, скинуть немного панциря с плеч. Как и почему? Во-первых, он видит вокруг себя большое количество таких же «памятников», а также то, как они себя ведут. Во-вторых, посмотрев большое количество выступлений коллег, начинаешь различать, кто из них функция, а кто индивидуальность. В-третьих, и самых важных для меня, что начинаешь понимать, сколько в твоей работе ремесла, а сколько творчества. Начинаешь понимать, что ты можешь поменять, а что нет. Работа мысли рождает совсем неожиданные вопросы, я бы даже сказал, «крамольные»!

Если вы хотите запустить в вашей голове процесс обдумывания, то вам просто необходимо посмотреть на многое и себя показать, это значит, вам пора принять участие в конкурсе «Учитель года Москвы».

  • Информация о конкурсе «Учитель года Москвы 2008» на сайте Департамента образования г. Москвы
  • Приказ об утверждении списка победителей конкурса «Учитель года Москвы» - на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации и в «Учительской газете»

Что дает участие, каким должен быть учитель года и как поменялся конкурс со временем корреспонденту газеты «Шахтинские известия» рассказали жюри номинаций

«Учитель года - 2014» и «Педагогический дебют».

У каждой из номинаций конкурса свой состав жюри и каждый год он разный. Главное требование для кандидата - чтобы не было заявлено на конкурс его подопечного. Ведь жюри должно быть беспристрастным, - начали свое повествование Зоя Харламова , директор лицея №26, лауреат областного конкурса «Учитель года Дона - 2009» в номинации «Лидер в образовании», председатель жюри; Светлана Тырнова , учитель английского языка лицея №6, победитель областного конкурса «Учитель года Дона - 2009»; Людмила Вент , ведущий методист департамента образования администрации г. Шахты ; Оксана Синицина , учитель начальных классов гимназии №10,финалист муниципального этапа конкурса «Учитель года Дона-2011».
- Количество желающих принять участие в конкурсе как-то меняется с годами?
- С каждым годом их становится все больше и больше. Нынешний конкурс особенно отличился. Столько участников еще не было никогда. Некоторые школы даже по два участника выдвинули. А это огромная нагрузка для учебного заведения. Ведь за спиной каждого кандидата стоит образовательное учреждение, в котором он работает. Выставляя того или иного учителя, учебное заведение как бы говорит: «Это наш лучший педагог», поэтому ко всем конкурсным этапам учителя готовит весь коллектив.
- Сам конкурс со временем как-то меняется?
- Да. Наконец-то ушло шоу. Первенство приобрело деловой стиль. Раньше было больше концертных программ, сейчас все этапы конкурса направлены на то, чтобы раскрыть и показать мастерство педагога. Да и самих этапов было меньше, соответственно и стать победителем было проще.
- А что насчет уровня подготовки педагогов?
- Радует то, что появляется много молодых талантливых учителей. Если раньше победителями становились люди с большим опытом работы, то последние годы радует мастерство молодых только начинающих свой профессиональный путь педагогов.
- Что учителю дает участие в конкурсе?
- Карьерный рост, статус, это как курсы повышения квалификации. После конкурса у многих учителей меняется отношение к работе. Одна моя учительница после участия и победы в конкурсе сказала: «Я наконец-то поняла как надо вести урок». Вот это самое ценное для учителя, который не понимает методики,- рассказала Зоя Харламова .
- Тяжело судить кандидатов?
- Конечно. Жюри должно быть беспристрастным. Но все равно судить объективно сложно. Потому что образ учителя складывается из мелочей. На первом месте, конечно же, мастерство. Но оценивать педагога начинаешь с первых минут, как учитель вошел в кабинет, то есть с внешнего вида.
- Каким должен быть учитель года?
- Здесь главное - компетентность. Учитель должен уметь держаться на людях, общаться с людьми, с детьми прежде всего. Возраст не имеет значения, а вот здоровье - да. Ведь он должен суметь выдержать все этапы конкурса. Здесь очень важен эмоциональный самоконтроль.
- По итогам прошедших конкурсных занятий, вы смогли уже выделить самых сильных кандидатов?
- Есть учителя, которые удивили во время показательных уроков. Но первый этап еще не закончен. Так что говорить о тех, кто лучше, пока нет смысла.

Подробности

В этом учебном году я приняла участие в конкурсе «Учитель года Алтая – 2012». Принятие решения было самым трудным этапом. Я не отношусь к людям азартным, которые постоянно испытывают свои возможности, создают для себя трудности, затем их преодолевают, стремясь победить себя и других. Но, профессиональный статус современного учителя таков, что заставляет его делать многое, в том числе и участвовать в конкурсах, и не для того, чтобы стать знаменитым, а для того, чтобы достойно выглядеть в глазах учеников и коллег. А еще меркантильные интересы - увеличение зарплаты, прохождение аттестации и многое другое.

Конкурс «Учитель года» - это сложное испытание, и готовиться к нему нужно долго, целенаправленно. Мало иметь опыт работы, багаж знаний и умений, необходимо изучать опыт бывших участников, наблюдать, анализировать, находить ошибки и учиться.

Для меня любой конкурс – это стресс. Настроение менялось на всем протяжении конкурса: подъем, спад, опять подъем. В присутствии жюри и коллег я волновалась как на экзамене. Я поняла, что мне не хватает опыта публичных выступлений, иногда эмоции и волнение переполняли меня, не давая сосредоточиться. Но тем конкурс и хорош, что дает возможность понять, над чем еще надо работать и в каком направлении планировать свое дальнейшее развитие. Ошибки и неудачи дают возможность осмыслить свое участие, ведь отрицательный результат – это тоже результат.

И все-таки мне повезло, что я попала в краевой этап конкурса «Учитель года Алтая». Прежде всего потому, что участие в нем создало условия для переоценки моего профессионального мастерства, дало возможность, вернувшись в свой класс, в свою школу и в свое педагогическое сообщество, привнести новый, совершенно другой опыт работы.

Пройдя конкурсные испытания, я по-другому понимаю, что такое обобщение опыта, что значит сделать презентацию своей системы работы, что такое открытый урок, публичная лекция, словом, лучше представляю, какие знания, навыки должны быть в арсенале современного педагога.

Что я смогла показать на конкурсе? Первое - себя, свою личность учителя. Второе - продемонстрировать, как я умею работать с аудиторией, как я могу представлять свой педагогический опыт. В конкурсе пригодились все качества: умение находить контакт с окружающими, умение организовывать работу учащихся, проводить оценку собственной деятельности.

Что я приобрела? Чувство уверенности в себе, стремление и желание совершенствовать свои знания, работу с учениками и коллегами. Конкурс является открытым мероприятием. Поэтому я как участница могла видеть опыт других учителей. Каждый из них представлял свою школу и самого себя. Один урок или мероприятие, конечно, не передаст весь опыт, но он становится причиной, вдохновляющей на самостоятельное творчество. Учителя истории, математики или начальных классов вдохновляли меня не меньше, чем мой коллега – учитель географии.

А еще участие в конкурсе «Учитель года» позволило познакомиться и пообщаться с единомышленниками, интересными людьми, завязать не просто знакомство, но и настоящую дружбу. Самое ценное приобретение - роскошь общения на высоком профессиональном уровне с лучшими представителями сообщества учителей Алтайского края.

У конкурса «Учитель года» есть сторонники, последователи и активные участники, но есть и противники. К конкурсу, как и к любому мероприятию, можно относиться по-разному. Можно пожаловаться на высокое нервное напряжение, вызванное условиями конкурса, но мне хочется восхититься атмосферой праздника, которая нас сопровождала до самого момента расставания. За это мы все благодарны организаторам конкурса.

С каждым годом интерес к конкурсу «Учитель года» не угасает, он разрастается. Об этом говорит то, что количество участников растет и расширяется география, меняется возрастная категория. Совсем недавно это был конкурс молодых – сегодня большинство участников – это учителя с большим стажем работы. Интересен конкурс 2012 года еще и тем, что он меняет представления о сельских учителях, которых было большинство, и все они смогли показать высокое мастерство и достойно представить собственный опыт работы.

Что же касается меня, то я не являюсь ни победителем, ни лауреатом. Для меня конкурс стал скорее курсами или деловой игрой, а главным достижением - неоценимый опыт и статус участника конкурса «Учитель года Алтая».

Теперь уже все позади. Волнения, переживания, промахи со временем сгладятся, но навсегда останется чувство сопричастности к большому делу и признанию учительского труда обществом.

Учитель – это человек, который как никто другой всю жизнь учится, развивается, совершенствуется интеллектуально и профессионально. А любое развитие и движение вперед заслуживает признания и награды. Хочу пожелать всем бывшим и будущим участникам конкурса «Учитель года Алтая» успехов во всех начинаниях, личностного роста, самореализации и постоянного развития!

Бескоровайная Т.М.,

МБОУ «Романовская СОШ», с. Романово, Алтайский край

Что за конкурс «Учитель года-2017»? Этим вопросом задаются не только ученики и их родители, но зачастую и сами педагоги. Введенный сравнительно недавно, он еще не успел стать по-настоящему массовым и широко известным в народе. А потому в нашей статье мы постараемся рассказать об этом мероприятии: о том, как будет выбираться лучший учитель года в 2017 году, на каких условиях проводится конкурс и что надо сделать, чтобы победить.

Конкурс «Учитель года» 2017

Всероссийский конкурс «Учитель года» — это проводимое ежегодно мероприятие, в котором принимают участие лучшие преподаватели нашей страны. Победа в конкурсе повышает статус не только самого педагога, но и учебного заведения, в котором он работает, ведь получение заветного звания означает признание заслуг учителя, степень его мастерства и несомненного педагогического таланта.

Традиционно выбор лучшего учителя года проводится осенью – в сентябре-октябре, то есть в начале учебного года, когда и учителя, и учащиеся полны сил и возможностей.

Схема проведения конкурса

В 2017 году конкурс «Учитель года» будет проводиться в 28 раз, а число регионов, учителя которых будут принимать участие в мероприятии, возросло до 83-х. Схема проведения конкурса выглядит следующим образом:

  1. Школа. Первый этап конкурса подразумевает выявление лучших учителей на уровне учебного заведения. Участие могут принимать практически все учителя, желающие продемонстрировать свой талант.
  2. Город. На этом этапе соревнуются лучшие учителя школы из разных районов города. Победитель получает звание лучшего учителя на муниципальном уровне.
  3. Район. Этот этап проходи не во всех субъектах страны, однако упомянуть о нем стоит. Участие принимают победители населенных пунктов, входящих в единый округ/район.
  4. Регион. Обязательный этап соревнования, на котором выявляется лучший учитель субъекта РФ.
  5. Федерация. Заключительный этап конкурса, где определяется победитель – лучший учитель года в масштабах страны.

На каждом из этапов проводятся свои соревнования, у каждого есть своя программа, свои особенности и трудности.

Участники конкурса

Слухи о том, что участником конкурса может стать далеко не каждый учитель, ходят давно. Кто-то твердо уверен, что для участия необходим большой стаж, кто-то – что главное это наличие публикаций или собственных программных разработок, а кто-то и вовсе настаивает на возрастном ограничении. На самом деле все намного проще.

Официальная позиция Министерства образования такова: конкурс доступен каждому, а потому и ограничений, накладываемых на возможных участников, нет. Главное – работать учителем на момент подачи заявки не менее трех лет подряд. В остальном же – никаких препятствий.

  • При проведении первого этапа, в каждой школе за звание лучшего учителя могут бороться не менее трех педагогов – это условие обязательно для того, чтобы признать отборочный этап соревнования состоявшимся.
  • Для участия во втором — муниципальном – этапе от каждого учебного заведения делегируются один, максимум два участника из числа набравших максимальное количество баллов на первой ступени конкурса.
  • В третьем, региональном этапе, могут принимать участие уже большее количество педагогов – от двух до четырех от каждого муниципального округа (города, района).

Однако право регулировать количество участников государственный организатор конкурса «учитель года» оставляет за региональными организационными комитетами.

Кстати, как показывает статистика, заявки на участие чаще всего подают представители самой активной группы – педагоги в возрасте от 28 до 45 лет. Потому и победители предыдущих конкурсов чаще всего именно из этой возрастной категории.

Время проведения

Весь конкурс делиться на несколько этапов. В зависимости от формы субъекта их может быть три или четыре плюс финальный, где выбирается в итоге победитель в масштабах всей страны.

  • Школьный этап проводится до 23 декабря 2016 года;
  • Муниципальный (на уровне города или района) проходит до 24 февраля 2017 года;
  • Региональный этап длится до 28 апреля 2017 года.

Даты обозначены приблизительные, и каждый организационный комитет конкурса в отдельно взятом регионе вправе устанавливать свои временные рамки для каждого из этапов.



Конкурсные задания

Как будут соревноваться учителя? Каким образом они могут продемонстрировать свое мастерство? Для этого на каждом из этапов конкурса разработано несколько заданий – очных и заочных.

Заочные конкурсные задания:

  • «Я – учитель». Под этим заданием подразумевается написание эссе на выбранную оргкомитетом тему. Цель задания – рассказать о себе, о мотивах, подвигнувших на выбор столь сложной и одновременно почетной профессии, раскрыть свой взгляд на современные проблемы педагогики и показать пути их решения.
  • «Интернет-ресурс». Задача этого испытания – дать учителю возможность показать себя не только как педагогу, но и как человеку. Участник представляет собственный Интернет-ресурс (в формате блога, личной страницы или даже собственного сайта), где он публикует собственные материалы. В зависимости от насыщенности материалов, их подачи и уровня комфортности ресурса определяется победитель.

Очные конкурсные задания:

  • «Методический семинар». Как видно из названия, цель этого испытания – дать возможность учителю продемонстрировать уровень методической грамотности, умение объединять теорию и практику на уроке.
  • «Урок». Учитель, претендующий на почетное звание лучшего педагога, проводит открытый урок по своему предмету. Особенность такого занятия – урок проводится не в собственном учебном заведение и не со знакомыми учениками, а в школе, выбранной оргкомитетом, с новым, незнакомым классом. Цель задания- продемонстрировать непосредственно умение обучать, находить общий язык с детьми, показать уровень грамотности и правильную и одновременно интересную подачу материала.
  • «Мастер-класс». На этом испытании учитель демонстрирует собственные педагогические приемы, рассказывает о применяемых им методиках и способах подачи материала. С этой целью участник выступает перед журю, рассказывая, а затем и отвечая на вопросы комиссии.
  • «Педагогический совет». Это задание уже на умение профессионально контактировать с коллегами. Умение обсуждать проблемы и совместно искать пути их решения участники показывают в группе из 3-6 человек, а их таланты в дискуссии и аргументации оценивает комиссия.
  • «Образовательный проект». Это испытание на групповую работу. Участники составляют проект на заданную тему, определяют зону ответственности каждого педагога и презентуют свое детище комиссии.



Награды

Само участие в конкурсе «Учитель года» — уже почетно. Однако помимо гордости за собственные таланты участникам конкурса положены и награды.

За победу в первом, школьном этапе конкурса награждает и сама школа, и организационный комитет. Всем, кто сумел добраться до муниципального этапа, положены грамоты и дипломы участников. Победители муниципальных и региональных этапов получают призы от региональных Департаментов образования. А победитель регионального этапа награждается памятным призом и возможностью представлять область или субъект РФ на федеральном уровне. Главная же награда – звание «Учитель года» — подкрепляется чеком на круглую сумму от Министерства образования.

Поделиться