Что входит в заработную плату учителя. Из чего складывается зарплата учителя? Сколько на самом деле получают учителя

Как известно, школьный учитель – это довольно широкое понятие, объединяющее несколько специальностей. Поэтому педагоги получают разные заработные платы, зависящие от многих условий начиная от конкретной должности и заканчивая спецификой региона и статусом школы. Однако порядок расчета окладов и надбавок сотрудников российских государственных школ является общим, поэтому его можно применять, в частности, осуществляя расчет зарплаты учителя начальных классов.

Жалование учителей состоит из:

  • базовой части;
  • компенсационной;
  • стимулирующих выплат;
  • премий.

В обычных школах, где нет классов коррекции и прочих особых условий, расчет заработной платы учителя зависит от количества проведенных уроков и числа учеников. Здесь же учитывается внеклассная нагрузка, например, проверка домашней работы, выполнение обязанностей классного руководителя и так далее. Также существуют коэффициенты, зависящие от стажа педагога и категории его квалификации.

Компенсационные выплаты предусматриваются, если педагог работает ночью, в опасных условиях, в частности, с химическими реактивами. Стимулирующие выплаты входят в премии и предназначены для поощрения педагога за хорошие показатели учеников при сдаче экзаменов, победы обучающихся на олимпиадах, внедрение новых дидактических учебных материалов и прочие успехи в работе. Однако такая премия не может превышать 60% оклада. Премирование педагогов происходит по принципу остальных бюджетных учреждений: выплачиваются квартальные и годовые премии, а также определенная сумма начисляется к праздничным датам.

Зарплаты преподавателей обязательно проходят ежегодную индексацию, составившую, например, в 2016 г. – 7%.

Как рассчитывается зарплата учителя средней статистической школы

Сегодня в Интернете существует несколько электронных онлайн-программ по расчету заработной платы педагогов. Эти программы, конечно, требуют проверки данных, но в среднем способны подсказать, как посчитать зарплату учителя. Также расчеты можно провести вручную.

Вначале необходимо взять базовую ставку (20 часов в неделю для начальной школы) оклада, составляющую сегодня 3000-3500 рублей. К базовой ставке могут применяться повышающие коэффициенты, если педагог:

  • преподает в селе (0.25);
  • в коррекционном учреждении (0.2);
  • в интернате для сирот (0.2);
  • в интернате (0.15);
  • обладает навыками преподавания местных наречий, например, чеченского языка (0.15).

К ней прибавляются имеющиеся коэффициенты:

  • за наличие у учителя высшего образования;
  • квалификационную категорию;
  • почетное звание (до 0.2);
  • стаж работы;
  • наличие ученой степени (10% за кандидатскую и 20% за докторскую диссертации);
  • статус учебного заведения (лицей или гимназия), который дает надбавку 0.15.

Руководство учебного заведения вправе устанавливать коэффициенты за сложность преподаваемой дисциплины. Данные выплаты осуществляются из средств самой школы, поэтому государство их не регламентирует.

К базовой ставке добавляются остальные виды выплат. Так как рассчитать зарплату учителя начальных классов?

Приблизительный расчет реальных доходов учителя начальной школы со средней квалификацией

Чтобы человеку было понятно, чего ему ожидать от работы в начальных классах, можно провести приблизительный расчет. Полученные данные актуальны на начало 2017 г. Для определения оклада возьмем следующие данные:

  • усредненный стаж работы (от 5 до 10 лет), который дает + 10% к окладу;
  • первую категорию (коэффициент 1.5);
  • полное высшее педагогическое образование, за которое полагается надбавка в размере трети базовой ставки;
  • предполагаемый преподаватель предположительно работает в обычной школе и не имеет дополнительных заслуг в виде почетных званий и ученой степени;
  • в школах устанавливаются коэффициенты за сложность предметов, однако для обычного учителя начальной школы такой надбавки не существует;
  • за классное руководство в начальной школе выплачивается 15% оклада;
  • еще 10% полагается в счет компенсации затраченного времени на проверку тетрадей;
  • ровно столько же выплачивается заведующему учебным кабинетом, он обычно имеется у учителя начальных классов.

В результате проведенного расчета получилась сумма 10115.88 рублей . Именно на такой доход стоит ориентироваться человеку, желающему работать в начальной школе.

Средняя ЗП учителей

Как видно, базовая заработная плата в школе до сих пор не дотягивает до средних показателей в регионах. Тем не менее в наше время реализуются региональные стимулирующие программы, в рамках которых учителям выплачиваются премиальные. Это позволяет существенно приблизить размеры учительских зарплат к среднестатистическим показателям. К тому же нельзя оставлять за рамками внимания регулярные обязательные премии, которые в целом служат хорошим дополнением к основному окладу.


Зарплаты учителей в Москве за последние два года выросли почти наполовину - по крайней мере так сообщает столичный департамент образования. «Московские новости» спросили педагогов, правда ли это и из чего складывается их зарплата. Учителя согласились разговаривать только на условиях полной анонимности.

По данным департамента образования, с 2010 года средняя зарплата учителя в Москве выросла на 47% - с 39,2 тыс. до 57, 6 тыс. рублей в 2012 году, но учителя этих денег в большинстве случаев не видят

Что такое средняя зарплата

По данным департамента образования, с 2010 года средняя зарплата учителя в Москве выросла на 47% - с 39,2 до 57,6 тыс. руб. в 2012 году. К концу I квартала текущего года она составила уже 64 тыс. руб. В среднем же по городу, по данным департамента экономической политики и развития Москвы, жители столицы в январе-феврале получали лишь 51,9 тыс. руб. ежемесячно.

Понимать под средней зарплатой среднемесячную, однако, неправильно. Бывший замруководителя департамента образования (с 25 июня 2013 года замминистра образования РФ) Вениамин Каганов еще до своего перехода на новую должность пояснял «МН», что средняя годовая зарплата - это все доходы, которые учитель получил в школе с учетом так называемых стимулирующих надбавок за качество, которые начисляются учителю в дополнение к окладу ежеквартально или в конце года. В основном среднюю зарплату, по его словам, получают те педагоги, которые работают на полторы ставки - ведут не базовые 18 часов в неделю, а 27. Впрочем, по мнению замглавы департамента, это нормально. «Я работаю 72 часа в неделю», - отметил чиновник.

Из чего складывается зарплата учителя

Три года назад в московских школах начался переход на новую систему оплаты труда (НСОТ). Новая система заменила единую тарифную сетку и позволила директорам школ самим распоряжаться фондом заработной платы и поощрять лучших работников.

Зарплату учителя поделили на две части - базовую и стимулирующую. Базовая в свою очередь была разделена на общую и специальную. Общая часть зависит от количества учеников в классе и количества часов, которые отрабатывает учитель (это называется ученико-час). Каждая школа рассчитывает стоимость ученико-часа самостоятельно. В опрошенных «МН» школах стоимость ученико-часа варьировалась от 13 до 30 руб.

Лужковские надбавки за звания заслуженного и народного учителя для молодых специалистов и учителей иностранного языка теперь выплачивает не государство, а сама школа

Специальная часть должна идти на оплату всего, что учитель делает помимо уроков, - ведение педагогом проектов, занятия с одаренными детьми, заведование кабинетом, классное руководство, методические разработки, а также на компенсацию за деление классов на группы, меньшую наполняемость в коррекционных классах и т.д. Решение о том, какие именно надбавки и доплаты установить, решает не государство, а само учреждение.

Человек - максимальное количество учеников в классе по санитарным нормам
часов в неделю - одна полная ставка учителям Лужковские надбавки за звание заслуженного и народного учителя для молодых специалистов и учителей иностранного языка теперь выплачивает не государство, а сама школа, исходя из решения руководства и своих возможностей. Также больше не играет роли стаж педагога.

Доля стимулирующих выплат в фонде оплаты труда может варьироваться от 20 до 40% - каждая школа также определяет это самостоятельно. Предполагается, что их платят за «качество подготовки» учеников, которое определяется с помощью баллов. Как правило, стимулирующие выплаты начисляют два раза в год. Ежемесячная премия - скорее исключение, чем правило. Сейчас НСОТ используется в 1340 школах столицы из почти 1,5 тыс. участников пилотного проекта по развитию общего образования.

Наталья , учитель гимназии из числа лучших школ Москвы, входящих в первую сотню по рейтингу департамента образования за 2012/13 год

«У нас трое учителей ушли из-за того, что очень мало получают. За последние два года зарплата очень резко понизилась, у некоторых даже на 20 тыс. Официально средняя зарплата у нас 70 тыс. руб., реально - 50 тыс. для учителей высшей квалификации, как я, у молодых ниже. Есть люди, которые получают 25 тыс. руб., работая на полную ставку. Моя коллега работает 28 часов в неделю, получает 50 тыс. руб. На то, чтобы подготовить один урок с хорошей компьютерной презентацией, уходит не менее трех часов. Это должен быть не просто текст, который читаешь со слайдов, - мне, например, надо ограничиваться двумя-тремя строчками на каждом слайде, а все остальное проговаривать. А у нас каждый день по шесть-семь уроков в разных параллелях.

Раз в год бывает начисление стимулирующих выплат, но совершенно непонятно, каким образом оно происходит: баллы сильно занижены. В среднем надбавки составляют от 500 до 20 тыс. руб. Для заслуженных учителей должна действовать надбавка в 50% от ставки, но у нас ее нет: директор этим пренебрегает. За ученика, набравшего на ЕГЭ 100 баллов, его учитель получает 10 баллов - умножьте на 100 руб., 1000 руб. за одного стобалльника. За классное руководство в месяц платят 4 тыс. руб. Мы были бы рады, если бы нашу школу объединили с какой-то другой - возможно, была бы централизованная бухгалтерия, которая меньше зависела бы от директора. Но с нашим директором никто не хочет объединяться из-за ее авторитарности».



Елена , еще учитель одной из первой сотни лучших школ

«Два года назад, когда мы перешли на НСОТ, моя ставка возросла процентов на 40. Но исчезли все надбавки, которые я получала как завкабинетом, за то, что школа была экспериментальной площадкой. В итоге совокупная зарплата раньше у меня была больше, чем после такого «повышения». Сейчас при работе на полную ставку, 18 часов в неделю, педагог получает зарплату на 20% меньше, чем размер средней, который указывается на сайте школы. Из стимулирующего фонда я последний раз получила 6 тыс. руб., то есть моя среднемесячная зарплата увеличилась на 1 тыс. и стала 45 тыс. руб. до вычета налогов. Сейчас единственная государственная доплата, которая у нас осталась, - за педагогическую литературу: 100 руб. в месяц, минус 13% подоходный налог - итого 87 руб. на руки».


Принцип распределения надбавок, по словам Елены, при этом остается неясным. Теоретически методика их начисления должна быть прописана в положении о стимулирующих выплатах, которое утверждает управляющий совет школы. За повышение качества преподавания учитель получает определенное количество баллов. Однако для некоторых работников такие формулировки, как «методическое обеспечение образовательного процесса», оставляют широкое поле для имитации деятельности.

Если ученик получил, к примеру, 100 баллов на ЕГЭ, его учитель получит около 1 тыс. руб.

Наиболее четкими можно считать разве что критерии, по которым начисляются надбавки за особые успехи детей. Как пояснила «МН» Анна К., учитель еще одной школы, входящей в число лучших по городу, за подготовку детей к олимпиаде надбавку начислить нельзя. А вот если дети занимают призовые места, учитель должен поощряться. «Если ученик получил, к примеру, 100 баллов на ЕГЭ, его учитель получит 1,5–2 балла - около 1 тыс. руб.».

«Особенно высоко оцениваются олимпиады и конкурсы, которые приносят школе баллы в общемосковском рейтинге: Всероссийская олимпиада школьников не ниже городского уровня, олимпиада МГУ им. М.В. Ломоносова и прочие. У меня с учетом этих моментов зарплата увеличилась тысяч на десять», - рассказала Ирина У., учитель экономики одной из школ Южного округа.

При нагрузке 28 часов за обычные и профильные биологические классы (в среднем в классе 25 человек) доплате за заведование кабинетом и выплаты за победителей олимпиад и конкурсов зарплата Ирины составляет больше 64 тыс. руб. Впрочем, что будет в следующем году, Ирина пока не знает. «Буквально два дня назад мы все подписывали уведомления о том, что информированы о процессе слияния и согласны работать в объединенном комплексе, так что впечатления от объединения и новая зарплата впереди. Но, вероятно, она уменьшится, так как четыре часа отдаю», - рассуждает учитель.

Одна школа - хорошо, а две в одной - лучше?

По мнению мэра Москвы Сергея Собянина, публикуемый департаментом рост средних зарплат учителей связан с объединением школ в образовательные комплексы. Как пояснили «МН» в самом департаменте, учителям в комплексе гарантирована полная нагрузка, в том числе для преподавателей малочасовых предметов. Рост зарплаты особенно заметен в крупных комплексах, в большинстве из них она примерно на 10% выше, чем заработная плата в других учреждениях образования, поясняют чиновники.

Опыт самих педагогов, однако, говорит о другом.

Евгений , учитель одной из лучших школ Москвы, входящих в первую сотню по рейтингу департамента образования за 2012/13 год

«Средняя зарплата учителя - это показатель работы директора, который старается ее вытянуть так, как нужно. Делается это очень просто: при расчете средней не учитывается зарплата определенной части педагогического коллектива, у которой она небольшая, - совместителей, работников с небольшим стажем, невысокой квалификацией, малым количеством часов и др. У нас средняя зарплата по начальной школе - 70 тыс. руб., по старшей - 50 тыс. Сейчас нас объединяют - наверное, получится 60 тыс. руб., если какие-то ставки уберут. Я сам работаю в школе три часа в неделю, получаю 9 тыс. руб. в месяц без учета стимулирующих выплат. Ни у кого из моих коллег, работающих полную ставку, тоже нет зарплаты, равной средней по школе.

Стимулирующие надбавки у нас довольно большие, у меня они составляют примерно 35 тыс. каждое полугодие, а у кого-то доходят до 100–150 тыс. Баллы для их начисления складываются из внеклассной работы - за учеников, победивших на олимпиадах, за методическую работу, авторские курсы, выступления на конференциях, научные публикации и т.д. С одной стороны, это хорошо, с другой - в некоторых школах ради получения этих надбавок учителя литературы могут выдавать бессмысленные методические статьи вроде «Образ родины в творчестве Лермонтова: литературная игра для 8-х классов». И школа будет за это платить.

Административные ставки формально не включаются в расчет средней зарплаты педагогов. Но так происходит, если директор или другой сотрудник администрации по совместительству еще преподает. Кстати, зимой департамент образования принял внутреннее распоряжение о том, что зарплата директора школы должна быть не менее чем в три раза больше средней (в департаменте «МН» подтвердили существование такого документа. - «МН» ), то есть если средняя по школе - 64 тыс., директор должен получать не менее 210 тыс. руб. В нашей школе директор до сих пор просто отдает часть зарплаты своим сотрудникам.

При этом, поскольку зарплата считается по ученико-часам, руководство школы вынуждено формировать большие классы. Грубо говоря, количество учеников умножается на количество часов и на стоимость ученико-часа. Это основа формулы. А кроме этого есть еще коэффициенты, связанные с квалификационной категорией, и некоторые другие. В итоге сейчас у меня в классе 30 человек. Да, по СанПиНу должно быть всего 25, но нас вынудили сделать это».




Всеволод Луховицкий , учитель русского языка в школе «Интеллектуал», член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»

«В больших школах средние зарплаты выросли, Собянин прав. Учителя зарабатывают по 65–75 тыс. Это произошло благодаря четырем факторам. Во-первых, финансирование многих школ реально увеличилось, московский норматив хорош. Во-вторых, при подушевом финансировании в классах стало по 25–30 человек, что тоже увеличило стоимость часа в таких больших классах. В-третьих, учителя берут по 1,5–2 ставки, и высокая зарплата - это стоимость двойной работы. Наконец, требования высокой средней зарплаты вынуждают директоров прибегать ко всяким хитростям - например, увольнять совместителей и навязывать их часы основным работникам или просто не оформлять человека на работу официально, а его часы записывать на другого.

Многие педагоги гонятся за баллами, не думая о сути работы

От себя добавлю, что второе и третье объективно приводят к снижению качества преподавания. Нельзя качественно вести больше 20–22 часов (говорю на своем опыте: у меня 24 часа, и я сам понимаю, что приходится халтурить при подготовке уроков, не всегда удается вовремя проверить тетради и т.п.). Идеальное количество учеников в классе - 20 человек, с 30 можно только лекции читать и проводить письменные опросы.

Распределение стимулирующих надбавок стало сейчас самым важным делом. Многие педагоги гонятся за баллами, не думая о сути работы. Благодаря таким выплатам зарплаты стали отличаться в несколько раз. Есть и немало школ, в которых умные директора постарались уменьшить роль надбавок, поднимая базовую часть.

Квалификационная категория влияет на зарплату незначительно. Учитывать ли стаж, решает школа, но сейчас появилась тенденция постепенно выдавливать из школы пожилых учителей. Учителя связывают это с позицией департамента: нужны молодые учителя. Требования учета особенности предмета реально работают только применительно к иностранному языку, иногда к физкультуре и информатике (там маленькие группы).

Что касается управляющего совета, то большинство учителей не знает, кто в него входит, или прямо говорит о том, что там директорские любимчики. Но есть педагоги, которые в полной мере используют возможности управляющего совета, например при угрозе слияния школ, хотя чаще советом занимаются родители».

Дополнительное финансирование школ сопровождается повсеместным переходом на новые системы оплаты труда (НСОТ).

Их принципы отработаны пилотными регионами в рамках комплексных проектов модернизации образования в 2007-2009 годах.

В регионах сложились три модели новых систем оплаты труда. Эти модели построены на общих принципах, но имеют существенные различия.

Ключевые принципы новой системы оплаты труда, лежащие в основании моделей НСОТ:

  • фонд оплаты труда (ФОТ) каждой школы формируется на основании подушевого норматива. Школа получает деньги по госзаданию на обучение каждого ребенка – по числу детей, а не на основании того, нравится или не нравится образовательное учреждение местному начальству. Школа стремится создать привлекательные условия для каждого ученика и сама решает, какие кадры ей для этого нужны. ФОТ = N х У, где N – величина норматива на одного ученика, установленная в субъекте РФ, У – количество учащихся в общеобразовательном учреждении;
  • школа самостоятельно формирует свое штатное расписание в объеме доведенных до нее средств. Школа стремится сформировать оптимальное штатное расписание в соответствии с приоритетами, особенностями её образовательной программы, увеличивая оплату труда в первую очередь штатным сотрудникам;
  • фонд оплаты труда школы делится на базовую и стимулирующую части. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает работникам выплаты постоянной части их зарплаты (за выполнение должностных обязанностей, с учетом объемов выполняемой работы и условий труда). Стимулирующую часть фонда оплаты труда распределяют с участием Советов школ по утвержденным показателям качества труда работников школы (не за увеличение объемов выполняемой работы);
  • в зарплате учителя учитываются не только учебные часы, но и другие виды деятельности, которые он осуществляет: заведование кабинетом, проверка тетрадей, изготовление наглядных пособий и раздаточных материалов, консультации с родителями и др.;
  • зарплата директора пропорциональна средней зарплате учителей, мотивируя его не раздувать штаты сверх необходимости, но обеспечить приемлемый уровень оплаты труда учителей.

Существенное различие трех моделей - способ формирования постоянной части зарплаты учителя

Модель 1. Базовый оклад +

Модель, основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах, позволяет при расчете постоянной части зарплаты работников школы опираться на утвержденные на региональном уровне базовые оклады (у работников, занимающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый). В зависимости от особенностей нагрузки учителя (количество учебных часов, объем осуществляемых неурочных видов деятельности и др) к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты. Разное количество учащихся у разных учителей при реализации этой модели НСОТ тоже может учитываться при начислении зарплаты через специальный коэффициент.


Модель 2. Все включено

Модель, основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю, отличается от двух предыдущих тем, что все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Внутри этих 36 часов могут быть и учебные часы, и неучебные часы (например, часы на проверку тетрадей или на проведение родительских собраний и др.). Доля учебных и неучебных часов конкретного учителя определяется трудовым договором между учителем и работодателем. Стоимость учебного и неучебного часа работы учителя может утверждаться на уровне школы, муниципалитета или региона в целом.




Модель 3. Ученико-час

Модель, основанная на «ученико-часе», позволяет при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количество учеников с которыми работают учителя. Каждая школа в объеме фонда оплаты труда самостоятельно рассчитывает величину ученико-часа (стоимость работы учителя с одним учеником в течении одного академического часа). Для каждого учителя определяется количество ученико-часов нагрузки. Таким образом, в постоянной части зарплаты труда учителя учитывается интенсивность его труда.



Хорошо, что возник вопрос, однако, информацию, которая бы позволила на него ответить, Вы не предоставили. Условия труда регулируются такими важнейшими актами как трудовой договор, коллективный договор, отраслевой договор, положение об оплате труда и иные документы.

Вместе с тем в литературе сформировалась следующая позиция.

Заработная плата работников образовательного учреждения (включая размер должностного оклада (ставки), компенсационных и стимулирующих выплат) устанавливается трудовым договором в порядке, определенном коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами ОУ в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления (статья144 ТК РФ). Порядок, условия оплаты и стимулирования труда работников ОУ закреплены соответствующим Положением, к которому и необходимо обратиться. Должностные оклады (ставки заработной платы) работников образования, как правило, определяются на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н.В зависимости от условий труда учителю причитаются компенсационные и стимулирующие выплаты. Надбавка за квалификационную категорию является одной из компенсационных выплат. Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.133 ТК РФ).

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, фактически не содержит указаний на верхний предел учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников. Ее объем устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в общеобразовательном учреждении. Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника (п.66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196). За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере (Примечание 2 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 N 191). Начисление надбавки за квалификационную категорию на часы, отработанные сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, возможно, если это условие оговорено в коллективном договоре, соглашении или ином локальном нормативном акте ОУ. Если этот вопрос не урегулирован, то надбавка за квалификационную категорию на часы, отработанные сверх ставки, не начисляется, а данные часы оплачиваются на основании ставки заработной платы учителя за норму часов педагогической работы.

Если у Вас имеются сомнения, то следует обратиться в соответствующий профсоюз либо в трудовую инспекцию.

Поделиться