Когда не учатся школьники в мае. Почему школьникам необходимы уроки медитации

Школьников с 1-го по 9-й классы необходимо перевести на пятидневку в школах в 2016-2017 учебном году. Такое новшество предложено парламентариями от партии «Справедливая Россия», со ссылкой на Минздрав, который считает, что школьники перегружены уроками и это плохо отражается на здоровье. Парламентариями уже внесен соответствующий законопроект в Государственную Думу.

Предложение нашло поддержку и среди родителей, например, в Московской области. Там на областном родительском собрании 8 декабря 2015 года, прошедшем по поручению Губернатора области А. Ю. Воробьева, обсудили переход общеобразовательных школ региона на пятидневную учебную неделю с внесением необходимых изменений в СанПин 2.4.2.2821-10, которые вступят в силу со 2 января 2016 года. С тех пор в общеобразовательных школах проходят заинтересованные обсуждения этого вопроса и ни в одной из них родители не высказались против пятидневки.

Эта идея по душе и маме первоклашки Ольге: пусть дети, как и взрослые, имеют два выходных дня. Сегодня ее сын в субботу посещает школу из-за одного факультатива, на который ходят желающие. Но когда суббота станет настоящим учебным днем с началом уроков в 8 часов утра и послеобеденной подготовкой того, что задано на дом, ребенок будет отдыхать только по воскресеньям. Всякие поездки, посещение секций и кружков станут недоступны из-за нехватки времени. Да и родителям не мешает поспать в субботнее утро, а не вставать на заре, чтобы подготовить и пойти с ребенком в школьный класс.

Размышления визави Diplom.161.ru в целом поддерживают и депутаты партии «Справедливая Россия»: С. Миронов, Н. Левичев, О. Оганян, А. Озеров, А. Руденко, М. Сердюк, А. Тарнавский, А. Чепа и В. Шудегов.

Как поясняет пресс-служба партии «Справедливой России», ссылаясь на данные Минздрава, школьники стали часто пропускать занятия из-за всевозможных заболеваний хронического и простудного характера, а также отклонений в опорно-двигательном аппарате. По мнению справороссов, возможной причиной этого негативного и нежелательного процесса является чрезмерная загруженность учеников школьными занятиями.


Чтобы выправить данную ситуацию, депутаты хотят оперативно подправить пункты закона «Об образовании» введением пятидневки для учеников 1-9-х классов.

Причем инициаторами проекта подчеркивается, что уроки шестого дня не должны раскидываться по другим учебным дням. Сделать субботу выходным они предлагают, тщательно пересмотрев, и системно откорректировав учебную нагрузку, которая слишком перегружена второстепенными неактуальными темами.

По сообщению пресс-служба партии, чтобы с пользой усваивать содержание общеобразовательных программ школьниками, требуется корректировка нынешних учебных нагрузок в сторону сокращения, что подарит детям второй день отдыха за 7 дней.

Учителя в сомнениях

Но учителями инициатива парламентариев комментируется с некоторыми сомнениями. Как ученикам 9-х и 11-х классов положительно выдержать ЕГЭ, убрав из недельной нагрузки 5-6 занятий, недоумевают педагоги.

Руководителем математической школы № 92 из Ростова-на-Дону Т. Князевой подчеркивается объем сегодняшней учебной программы, которую при продолжительности учебной недели в 5 дней, не освоить, особенно в школах с упором на изучение одного предмета. Нельзя ведь, чтобы в математической школе в течение одного дня было 3 урока алгебры или геометрии.

Говоря о втором выходном дне, нельзя забывать, что ученики 9-х и 11-х классов должны освоить всю предусмотренную программу. Разгружая субботу сегодня, мы автоматически переносим больше нагрузки на аттестацию и на подготовку к ней.

В текущем учебном году из слов директора ясно, что пятидневка практикуется только у первоклашек – этого требуют санитарные нормы. Остальные классы в средней школе по субботам занимаются 5-6 и даже больше часов.


В заключении Т. Князева говорит, что в ее математической школе по субботам максимум нагрузки составляет шесть 6 уроков, на которых изучаются самые легкие в понимании предметы. Но перенести их по какой-то системе с понедельника по пятницу никак не получается по санитарным нормам.

Некоторое время назад законопроект с предложением перевести общеобразовательную школу на пятидневку, был предложен Госдуме на рассмотрение. Дадут ли российским школьникам два дня отдыха или все останется как есть – шестидневка, будут решать законотворцы в ближайшее время. Эту законодательную инициативу планируется рассмотреть на одном из заседаний Государственной Думы.

Как стало известно, Госдума предложение о переходе на пятидневную учебную неделю в школах России отклонила большинством голосов.

В России пятидневка в школах в период 2017–2018 может стать полноценной заменой понедельному шестидневному графику учебного процесса. Вполне возможно. В то же время у руководства учебного заведения останется право решать самостоятельно, внедрять ли такую систему в свою программу, распланированную заблаговременно на целый год, или нет. Вопрос пятидневки в школах живо дискутируется в обществе и существует даже несколько петиций президенту по данному вопросу. Ну а теперь давайте обо всем по порядку.

Пятидневка в школах России в период 2017–2018

Для начала заметим: учиться при любых обстоятельствах нужно. Это прописная истина, осознают которую не все дети и, что значительно хуже, родители. И если уж приходится делать это 6 дней в неделю, то стоит принять такое течение жизни как данное. В то же время не стоит упускать из виду реальные варианты, которые предполагают ходить в школу 5 дней в неделю на законных основаниях. Думается, все с этим согласны. Переходим непосредственно к теме нашей заметки.

Плюсы шестидневки: есть ли таковые вообще?

Во-первых, разговоры о том, что шестидневка полностью уступит пятидневке, ведутся давным-давно. Естественно, есть люди, которые выступают за ее (пятидневки) внедрение - преимущественно школьники (оно и понятно: мало кто хочет в выходной день идти учиться, к тому же когда на улице хорошая погодка). Есть и те, кто выступает против изменения давно прижившихся традиций. Собственно, вторую группу представляют в основном руководители учебных заведений. Не совсем понятно, по какой причине, но им хочется, чтобы ученики чуть ли не каждый день приходили в школу, усаживались за парты и проводили за ними все свое свободное время. Создается впечатление, что они (руководители школ) сами никогда не были учениками - будто бы сразу родились руководителями.

С одной стороны, шестидневка - это хорошо. Хотя бы потому, что система 5+1 позволяет получить больше знаний в течение одной недели, а нагрузка распределяется более равномерно. «Правда?» Более того, такой подход, если, конечно, руководство учебного заведения не против, дает шанс либо уйти на каникулы раньше, либо зимой больше отдыхать. «Действительно?» Но все же, на практике, это редкое явление, если оно вообще может быть обнаружено в действительности.

В основном система 5+1 позволяет учителям с легкостью отвести намного больше времени на разбор вместе с учениками новых тем из запланированной программы. К примеру, благодаря этому школьники могут чуть более углубленно изучить новый раздел математики, те же пределы, логарифмы, понять, в чем отличие катета, биссектрисы и вершины, и т. д. Ну а еще: язык подтянуть (как свой родной, так и иностранный), себя привести в форму и пр.

Позитивные моменты пятидневной учебной недели

В общем, как видите, у такого подхода к учебному процессу есть свои плюсы. Но все же и 5 дней в неделю, которые школьники тратят на поход в учебное заведение (просыпаясь при этом рано утром) и отсиживание там за партами несколько часов (порой возвращаясь домой поздним вечером), приносят плоды не меньшие. Здесь вопрос заключается в другом: кто хочет - учится, следовательно, получает необходимые знания еще за школьной партой, кто не хочет - не учится, в смысле, как положено, а значит, либо получает двойки-тройки, либо, что хуже, вовсе прогуливает занятия.

Учение - свет, а неученье - тьма. Будешь учиться - заручишься поддержкой необходимых знаний, которые помогут тебе в будущем. Собственно, так легче добиться успеха в жизни. Зачем протирать штаны, поглядывая при этом на лица недоброжелательных учителей? К слову, таковыми они воспринимаются теми, кто относится к учебе свысока. Вот и оставим их, пускай сами решают, что для них хорошо, а что плохо.

Вот очевидные плюсы пятидневки в школе:

  • дети смогут проводить больше времени в кругу семьи;
  • за два выходных отдых будет более полноценным, а, значит, в понедельник, ученики будут приходить в школу с большей тягой и восприимчивостью к знаниям;
  • при шестидневной учебной неделе у ребенка совершенно нет свободного времени на занятия, спорт и хобби. При подготовке к сдаче ОГЭ или ЕГЭ нехватка времени ощущается особенно остро.
  • базовый объем изучаемых школьных дисциплин остается неизменным, при том, что режим в остальные пять дней, между которыми распределены субботние уроки, меняется незначительно;
  • учителя также будут отдыхать больше, что позитивно скажется на учебном процессе.

Законопроект, который был отвергнут

Отметим, что не так давно Госдума пыталась рассмотреть законопроект, составленный «Справедливой Россией», согласно которому во всех школах, функционирующих на территории РФ, в скором времени будет внедрена обязательная пятидневная учебная неделя. Стоит ли говорить, что депутаты, чтобы не вызвать негодования со стороны тех или иных категорий людей, решили отклонить такие нововведения. Им показалось, что так будет лучше.

Спросите сами себя: лучше учиться 5 дней в неделю, но на совесть, либо отдаться учебе всецело на 6 дней из 7, но лишь создавая видимость? Кажется, третьего не дано. Наверное, лучше выбрать первый вариант, но у каждого из родителей своя точка зрения. Но к этому надо стремиться. Пока же нужно немного потерпеть и попытаться научиться получать удовольствие от учебы. Во всяком случае, вреда от этого не будет. Главное - это умело распределять время между решением домашнего задания и отдыхом. Тогда все должно быть в порядке: и нервы ученика, и нервы учителя.


Также пятидневка, если бы она была введена, могла забрать уроки у субботы и перенести их на каждый день недели. Это, конечно, дополнительная нагрузка для школьника в будни, но не такая уж и большая. Если учесть, что учеников и так загружают слишком сильно, по мнению большинства родителей. И все-таки: благодаря такому подходу, как пятидневная учебная неделя, у него (у школьника) было бы в распоряжении целых два выходных дня. Как и у его родителей.

Свобода. Самостоятельность. Выбор

На сегодняшний день остается все так, как было раньше. Руководство учебного заведения оставляет за собой право выбирать самостоятельно, сколько дней в неделю обучаться школьникам, которых родители отправили добывать знания в данное место. Как говорится, на заметку.

5 или 6 учебных дней в неделю? Сколько выбрать во благо? С одной стороны, у школьника тоже есть выбор: предпочесть то учебное заведение, которое установило пятидневку. С другой стороны, шестидневка находится где-то рядом. Хорошо это или плохо? Мы, с вашего позволения, сохраним нейтралитет. Вам же остается самостоятельно решить, чему отдать предпочтение.

В школах США всё чаще появляются комнаты для медитации учеников. И вот почему.

Поставить школьника в угол, выгнать из класса или посадить за отдельную парту - универсальное решение всех конфликтов на уроке. Учителю важно привести ребёнка в чувства и эти способы подходят как нельзя лучше.

Считается, что провинившийся должен осознать свою вину. А как он её осознает? Только в угнетении и одиночестве. Нашкодил - марш в угол или за дверь.

Что происходит в этот момент с ребенком? Он обижен, злится, ругает про себя учителя и уж точно не думает о своём проступке. Как только наказание снимут, он притворится, что осознал свою вину и скажет дежурное «извиитебольшенебуду». Но вот беда, уже через несколько дней этого ученика опять поймают на шкодничестве.

В чём же дело? Неужели воспитательные меры не подействовали? Неужели они вызвали лишь новую волну агрессии?

Про медитацию вместо привычных наказаний

В одной из начальных школ города Балтимор (Baltimore"s Robert W. Coleman Elementary, США, Мэриленд) типичные наказания заменили медитацией.

Дети, которые дерутся, грубят, мешают вести урок, отправляются в специальную комнату для медитации.

Там они успокаиваются и приходят в равновесие с помощью дыхательных упражнений и йоги, а затем некоторое время обсуждают свои «ошибки» со «смотрителем комнаты». Обычно это психолог или тьютор.

В организации такой комнаты школе помог фонда Holistic Life Foundation (HLF) - некоммерческая организация, которая пропагандирует здоровый образ жизни среди детей и взрослых.

«У некоторых детей есть проблемы с управлением гневом. И в последнее время их всё больше», - говорит один из основателей фонда Карлиллиан Томпсон, - «Программа, которую мы распространяем в школах, учит детей расслабляться. И вместо того, чтобы злиться и выпускать пар в классе, они медитируют и перенаправляют свой гнев в мирное русло».

Эксперимент с комнатой удался. Она работает больше года, и в школе в разы уменьшились конфликты между учениками, учителями.

Дети стали меньше драться, больше учиться. У них повысились способности к самоорганизации и концентрации.

Удачный опыт решили перенять другие школы Балтимора. В городе появляются всё новые комнаты для медитации, так как фонд Holistic Life Foundation не собирается останавливаться на достигнутом.


Про три правила осознанности

Чтобы родителям было проще принять и понять идею медитации, преподаватели фонда поделились с ними тремя важными правилами осознанности, которые помогут добиться хороших результатов в управлении своими эмоциями и временем:

  1. Учитесь делать перерывы. Поощряйте ребёнка, когда он делает паузу во время выполнения домашней работы или в другой стрессовой ситуации.

Нужно сделать глубокий вход и успокоиться в течение трёх-пяти минут. Для этого важно сосредоточиться на дыхании и послушать его пару минут.

Через небольшое время можно браться за работу с новыми силами!

    Практикуйте осознанность во время повседневных занятий. Таких как прогулка, приём пищи, занятия в художественной студии… Учите детей находиться в настоящем моменте.

    Практикуйте осознанность сами и рассказывайте о своих ощущениях ребёнку.

Несколько раз в день закройте глаза, услышьте своё дыхание, мысли и тело. Делайте это с уважением, добротой и желанием понять себя. Расскажите об этом ребёнку.

Такие ежедневные короткие, но регулярные практики помогут ребёнку с лёгкостью выходить из школьных конфликтов, адаптироваться в новых ситуациях. Проверено начальной школой в Балтиморе (Baltimore"s Robert W. Coleman Elementary school).

Фото: Instagram @holisticlifefoundation.

Пятидневка в школах России 2017 – Путин так и не принял закон, а дети продолжают учиться с увеличенной нагрузкой. Уже несколько лет идет обсуждение закона об обязательном переходе всех школ России на пятидневку. В этом году в Подмосковье, Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах школы перешли на новый график самовольно, а вот в том же Краснодаре, где с подачи мистера Ипотеки выросло много новостроек, но не было построено ни одной новой школы, о такой реформе и мечтать не могут. Министр образования тоже за последние недели на этот счет не делал никаких заявлений. Очередное 1 сентября, а многолетняя проблема так и осталась не решенной.

В российских школах при высокой нагрузке, крайне неэффективное обучение. Особенно страдают ученики специальных школ, например, православных гимназий, где у детей вообще нет выходных. В субботу они учатся, а в воскресение их заставляют идти на воскресную службу в храм. Детей не только лишают детства, у них элементарно падает иммунитет. Да и в обычных школах ребенок, вместо того, чтобы нормально выспаться в субботу и погулять, должен идти на уроки. Мало времени остается на секции и другие занятия – вместо ученых, музыкантов, писателей, растет новое поколение рабов, которые и знаний не получают нормальных, и творчески не могут развиваться.

Недостатки пятидневки в школах России:

Недостаток № 1: Ребенок не высыпается.

Недосып особенно проявляется у детей, которые учатся в первую смену. От недосыпания снижается иммунитет.

Недостаток № 2: Ребенок не успевает отдохнуть от учебы.

По факту у ребенка нет свободного дня, который бы он мог полностью оторваться от уроков и книжек, побегать на улице или провести с семьей. Ведь в воскресение он вынужден садиться за уроки. От этого не только падает интерес к учебе, но и появляется настоящее отвращение к школе.

Недостаток № 3: Родители не видят ребенка.

Большая часть российских родителей, впахивающих за копейки всю неделю, не могут из-за школьной шестидневки побыть с детьми, сходить куда-то всей семьей. Из-за такой скотской жизни даже дети перестают спасать семейное счастье. Семьи рушатся, люди – несчастны.

Недостаток № 4: Нет отдыха и учителям.

Учителю тоже надо отдыхать, у него должны быть два выходных дня. У преподавателей тоже есть свои семьи, а ведь еще нужно проверять тетрадки, готовиться к урокам.

Недостаток №5: Экономические факторы.

Пятидневка нужна даже с точки зрения экономии бюджета. 4 дополнительных рабочих дня в месяц дорого обходятся школе. Ведь столовая, медпункт, гардероб, уборщицы и так далее тоже должны работать. Плюс коммунальные услуги.

Российская система образования, разработанная еще при Ильиче, крайне неэффективна – это видно по отсутствию технологий, знания иностранных языков и базового набора знаний у выпускников. В Европе, где базовая школа длится полноценных 12 лет, у школьников нет таких высоких нагрузок, а в последние 2 года школьникам вычитывается базовый уровень из программы, аналогичной 1-2 курсам наших ВУЗов. То есть, они изучают высшую математику, психологию, естествознание и другие предметы, находясь после окончания школы на уровне гораздо более высоком, чем российские абитуриенты. Потом 3 года в университете – и человек получает высшее профильное образование, а если хочет – может получить диплом магистра.

Так что о пятидневке в школах России в 2017 году закон пока не был принят, а Путин, похоже, не собирается реформировать систему образования. Его правительству нужны квалифицированные военные, тупые спортсмены и простые рабы. А полноценные образованные люди, способные поднять страну и оторвать ее от нефтяной трубы, должны жить дедами, ходить строем и не высыпаться еще с детства.

Поделиться