Занятия на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Конспект занятия по коррекции эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. I. Вступление

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «Страна Эмоций»

Автор : Болдарева Светлана Александровна, практический психолог, Шахтёрское дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №9 "Восход"
Описание : Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «Страна Эмоций». Данная разработка будет интересна педагогам ДОУ, психологам.

Тема : Страна эмоций

Цель :
- Учить детей самостоятельно создавать на песке разные города;
- Познакомить детей со способами избавления от страха;
- Закрепить знания детей об эмоциях, снизить агрессивность, тревожность, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике;
- Развивать эмоциональную сферу, кинестетическую чувствительность, творческое воображение, умение фантазировать, размышлять, самостоятельно делать выводы, развивать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи;
- Воспитывать доброжелательное отношение к другим.

Оборудование и материалы:
оформление музыкального зала - деревья, цветы, озеро, река, туннель, ковер, сухой душ, капельки дождя с изображением эмоций, аквариум с замком из песка, цветки добра, гимнастическая скамейка, стаканчики с водой, семена, лотки с цветным песком, игрушки, тёмные воздушные шарики, музыка: релаксационная, звуки водопада, мультимедийная презентация, клубок ниток, корректурные таблицы, подарки - игрушки «Веселунчики».
Количество участников: 6 человек.

Возраст детей: 5 лет

Методические приемы:
Словесный - беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово.
Наглядный : слайды, корректурные таблицы
Стимулирования - создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.
Игровой : игра с препятствиями.
Музыкальное сопровождение: звуки природы.

Ход занятия:

Психолог :
В детском саду - новый день,
Всем мы скажем: «Добрый день».
Добрый день тебе и мне,
Всем мы скажем на Земле.
Психолог :
- Дети, а какое у вас сегодня настроение? Очень хорошо, что настроение у вас радостное - посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте поделимся с ними частичкой хорошего настроения. (Дети дуют на ладошки). А каким еще бывает настроение?
- Давайте вспомним, как меняется выражение лица, покажем:
Когда нам грустно - мы делаем так.
Когда мы удивлены - делаем вот так.
Когда мы напуганы - мы вот такие.
Когда мы злимся - мы уже такие.
А когда радуемся - то вот такие.
- Молодцы, все справились с заданием, а сможете отгадать настроение с помощью глаз?
- А что нам может испортить настроение? (Болезни, плохая погода, страх, обида.)
- А нужно ли бороться с плохим настроением? А как это можно сделать? (Всем вместе, потому что вместе веселее, а одному трудно.)
- Как объединиться? (Взяться за руки, встать рядом.)
- Я хочу вам кое-что предложить. У меня есть волшебный клубочек. Он поможет нам объединиться.
Тот, кому он в руки попадет
Доброе слово всем пусть назовет.

Упражнение «Волшебный клубочек»
Цель : формирование эмпатии, визуализации невидимого связи между людьми.

(Дети садятся в круг, передают друг другу клубочек, поочередно называя доброе слово и наматывая ниточку на палец.)
- Эта ниточка связала нас в одно целое. Каждый из нас нужен в этом мире. Посмотрите, у нас получилась цепочка добрых, искренних слов. А изменилось от этих слов ваше настроение? Например, у меня на сердце стало приятно и тепло. А у вас?
- Давайте смотаем наш добрый клубочек и будем хранить его в группе. А если кому-то вдруг станет грустно или будут нужны хорошие слова, нужно подержать клубочек в руках – он сразу напомнит все добрые и искренние слова.

Дети, но, несмотря на то, что мы друг другу говорили только хорошие слова, есть в Стране Эмоций - королевство Злости, в котором правит колдунья Злорада. Именно она и ее помощники пытаются сделать наши сердца каменными. Они посылают нам страхи, обиды, плохое настроение, безразличие. Поэтому я приглашаю вас в путешествие в Королевство Злорады. В нашем мире всегда есть люди, которые способны победить Злораду, разрушить ее королевство Злости. Сегодня это можем сделать только мы и никто другой. Дорога к этому королевства непростая. Нам нужно выдержать немало препятствий, но мы будем друг другу помогать. А путешествовать мы будем на ковре, который умеет летать.
Упражнение «Летучий ковер»
Цель : развивать чувство единства группы, уверенности в ситуации физического сближения.


- Дети, становится на ковер, возьмитесь за руки или обнимите друг друга, чтобы не упасть во время полета (звучит релаксационная музыка).
- Закрывайте глаза, и представьте, как мы летим высоко в небе, над лесами и морями, реками и горами. Мы поднимаемся все выше и выше, летим над облаками. Поддерживайте товарищей. Вот мы и приземлились в королевстве Злости. Открывайте глаза.
- Нам нужно дойти до ее замка. Но прежде чем продолжать наше путешествие нужно проверить не приготовила или она какие-либо неприятные сюрпризы для нас и замаскироваться, чтобы Злорада нас не заметила.
- Как вы думаете, в кого нам нужно превратиться, чтобы нас не заметили? (В дерево, животных, цветы.)
- Давайте попробуем замаскироваться. (Дети маскируются, а один ребенок угадывает).
Упражнение «Превращение»
Цель : развитие воображения, внимания, умений превращаться.
- Молодцы, Злорада нас не заметила. Но что это за письмо на нашем пути? Давайте его попробуем прочитать. Як вы думаете, что это может означать? Итак, чтобы продолжить путешествие нужно выполнить задание.
Упражнение «Корректурная таблица»
Цель: развивать психические процессы, самостоятельно делать умозаключения, формировать знания об окружающем мире. Психолог раздаёт детям таблицы и все вместе выполняют задания.


(Звучит музыка водопада)
- А сейчас нам нужно пройти через этот водопад, давайте подойдем к этому цветного водопада.
Упражнение «Сухой душ»
Цель : снять мышечное напряжение, учить детей согласовывать свои действия со сверстниками, формировать эмоциональный позитив, эмпатии.


- Какого цвета струи воды? Выходя из-под водопада, вы будете говорить, какое у вас настроение и что вы чувствовали под струями воды. (Дети рассказывают про свои чувства, впечатления).
- Дети, а что это у водопада? (водяные капельки). Давайте соберем капельки.
Упражнение «Капелька дождя»
Цель : развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображением.
- Что чувствует твоя капелька?
- Ой, дети, кажется водопад этот не простой, а клеевой. И вместо водички из него льется... .. (клей). Мы все склеились. (Дети держат друг друга за руку). Но у нас нет времени ждать, пока клей высохнет, нам надо спешить. Что же нам делать?


(Надо двигаться вместе.)
Дети переходят через препятствия не разрывая рук: проходят озеро, перепрыгивают через ручей, переступают через камни, перелезают через туннель.
- Ну, вот пока мы шли клей уже застыл и мы отклеились друг от друга.
(Звучит «страшная» музыка)
- Дети посмотрите, мы с вами пришли к какой-то пещеры. Давайте посмотрим, что же там находится. Что вы чувствуете? Посмотрите, здесь что-то лежит. (Воздушные шары тёмного цвета) Как вы думаете что это? (Ответы детей)
- Злая колдунья прячет у себя в пещере детские страхи, посмотрите как их много, возможно здесь и ваш страх. Что же нам с ними делать? Возьмите шарик, представьте, чего вы боитесь больше всего и лопните шарик.
Упражнение «Преодолей страх»
Цель : преодолеть страхи, стать увереннее и решительным.


- Дети, мы уничтожили наши страхи. И помогли многим детям и себе. Ведь мы теперь не боимся Злораду. А нам нужно отправляться дальше (Дети идут за психологом, психолог обращает внимание на рассыпанные семена под ногами)
- Друзья посмотрите, Злорада разбросала семена злости. Что из них вырастет, если мы их не соберем? (Цветы печали, деревья злости, обиды.)
- Так эти деревья превратятся в страшный лес и навсегда останутся в нашем мире. Собирать их можно только парами держась за руки.
Упражнение «Собери семена»
Цель : развитие умения действовать вместе. (Дети собирают семена).
- Дети держите эти семена крепко - крепко в кулачке, чтобы не рассыпать. Хотела Злорада вырастить лес злости, но у нее ничего не получилось.
- А вот и замок Злорады.
(Психолог с детьми подходит к «замку - аквариуму», замок построен из песка, в него ведет мостик через ров - гимнастическая скамья; в начале мостика столик на котором стоят стаканчики с разноцветной жидкостью)
- Нам осталось пройти последнее препятствие, перейти по этому мостику через ров. Пусть каждый из вас высыплет семена злости в стаканчик с волшебной жидкостью. Злость превратится в добро и будет направлена против колдуньи. Возьмите стаканчики и пройдите по мостику, чтобы не разлить волшебную жидкость. Вылейте эту жидкость на стены Замка, чтобы уничтожить Злораду.
Упражнение «Не пролей воду»
Цель : формирование уверенности в собственных силах, развитие координации движения.
- Мы разрушили замок Злорады. А на его месте вырос цветок добра, тепла, дружбы, любви. Я предлагаю вам построить волшебный город, где царит любовь и добро. Но сначала предлагаю вам его представить.
Упражнение - релаксация «Волшебный город на земле»


- Присядьте на пеньки, закройте глаза и попробуйте расслабиться, снять напряжение. Сядьте так, будто вам хочется немного отдохнуть. Почувствуйте, как вам становится теплее. Тепло опускается в руки. Руки расслабляются, становятся тяжелые и теплые. Дыхание свободное и равномерное. Вам дышится легко и приятно. Почувствуйте, как расслабляется спина, шея, голова, щеки, подбородок, губы. Глаза становятся тяжелые, слипаются. Попробуйте представить себе город, где вам очень хорошо! Город, который вы когда - ни будь видели или город, какой рисует ваше воображение. Рассмотрите его. Какой он? Рассмотрите, где вы находится? Какие ощущения вызывает у вас этот город?
- Запомните его цвет, аромат. Возьмите с собой его тепло. Вы всегда можете вернуться. Сожмите руки в кулаки, сильно потянитесь вперед, вверх. И медленно открывайте глаза. Поверните голову вправо, влево, улыбнитесь.
- Как вы себя чувствуете? (ответы детей по желанию)
- Вы побывали в волшебном городе, там, где вам было приятно, хорошо, уютно. Давайте построим волшебный город, который вы представили.
Упражнение «Поздравления с песком»
- Выберите лоток с песком, который нравится вам по цвету.

Цель : снижение психоэмоционального напряжения, развитие творческого воображения.
Психолог :
Дорогие дети, улыбнитесь,
И на песочек посмотрите.
В песочке мы снова будем играть
И волшебный город изображать.
Поэтому к песочку подойдите,
И в него руки опустите.
Поздороваемся с песком,
Нашим дорогим дружком.
Но печальный наш дружок,
Потому что очень одинок.
Давайте мы его повеселим,
Пощекочем, рассмешим.
Засмеялся наш дружок.
Покатился вновь его клубок,
Как веселый ручеёк.
В сказку нам дорожку он покажет -
Про волшебный город всё расскажет!
(Дети строят из песка «волшебный город», психолог поддерживает, ободряет детей, выражает свою заинтересованность)

Психолог :
Хорошо, друзья, мы поработали,
И волшебный город все построили.
Будем теперь мы дружно жить
И только добро всем людям дарить.
Обсуждение :
- Какое у вас настроение? Кто хочет рассказать о своем волшебный город?

Цели:

— формировать адекватную самооценку;

— повышать саморегуляцию и самоконтроль.

Задачи:

— расширять представления детей об эмоциях;

— развивать ориентацию на позитивную оценку качеств сверстников;

— повышать уверенность в себе;

— развивать чувство общности в группе, коммуникативные навыки.

Материалы : аудиокассета, альбомный лист, цветные карандаши, гуашь, фломастеры.

Вводная часть

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят друг на друга и доброжелательно улыбаются.

Педагог. Поговорим о настроении. Какое оно у тебя? С чем его можно сравнить? Настроение может быть разным: грустным, веселым, спокойным... Его можно сравнить с цветом, животным, нарисовать, выразить в движении. Итак, «Аукцион идей: как справиться с плохим настроением».

Дети перебрасывают друг другу мяч и подают идеи. Можно послушать музыку, посмотреть телевизор, поваляться на диване, почитать книжку, рассмотреть в ней картинки, достать раскраску, что-то рисовать, посмотреть в окно, пойти погулять на улицу, поиграть на улице с другими детьми, позвонить другу, скорчить рожицу в зеркале, улыбнуться своему отражению в зеркале, сказать: «Все у меня будет хорошо, у меня все получится!» и др.

Основная часть

Педаго г. Закройте глаза. Попробуйте представить себя взрослыми. Как вы будете выглядеть, во что одеты. А теперь откройте глаза. Давайте побудем в роли взрослых. Тот, кого я позову, должен представиться как взрослый, походить по комнате как взрослый.

Дети выполняют.

Давайте выполним упражнение «Я могу, я умею».

♦ Такие мысли помогают мне: у меня все получится, я научусь, я справлюсь и т.п.

♦ Такие мысли мне мешают: я плохой, я не умею, я не справлюсь, я боюсь и др.

Дети, давайте выполним задание «Слушай команду» на развитие произвольности.

Педагог показывает определенную команду, например, хлопнуть в ладоши над головой и повернуться вокруг себя. Затем включается музыкальная игрушка, пока она звучит, дети свободно двигаются по игровой комнате. Но когда музыка прекратится, все дети должны остановиться и выполнить ранее показанную команду (вариант: не показывать, а произносить определенную команду).

Заключительная часть

Педагог . Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Дети образуют маленький кружок, сжимают руки в кулачки. Затем они ставят свои кулачки в единый «столбик» («башню») и громко произносят: «Всем-всем до свидания!»

Цель: гармонизировать личность ребенка.

Задачи:

— устанавливать доброжелательную атмосферу в группе;

— формировать позитивное отношение ребенка к своему «я»;

— повышать степень самопринятия;

— расширять представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях;

— развивать креативное мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук.

Материалы: цветной клубочек шерстяных ниток, колокольчик, схематичные маски-лица, листы бумаги, карандаши, фломастеры, аудиокассета.

Вводная часть

Педагог. Дети, давайте выполним упражнение «Имя — движение». Пусть каждый назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и сделаю вот так: два шага вперед (можно также похлопать в ладоши, выполнить некоторые движения руками и т.п.).

Дети выполняют.

Замечательно! А теперь выполним игровое упражнение «Ворота».

Дети стоят в кругу, руки опущены. Ведущий называет имя какого- нибудь ребенка, тот хлопает в ладоши над головой, поворачивается вокруг себя и приседает, а дети, стоящие слева и справа от него, берутся за руки и поднимают их вверх, чтобы над присевшим получились высокие ворота. Затем называется имя другого ребенка и т.д.

Основная часть

Педагог. Я придумаю, загадаю про тебя (по очереди, про каждого ребенка) хорошее слово, а каждый по губам отгадает — какое.

Дети выполняют упражнение «Хорошее слово».

Педагог хвалит ребенка, но не говорит вслух, а произносит только губами. Похвала может быть за результаты реальные и предполагаемые, за внешность, качества личности. Например: «Ты добрый...», «Ты сообразительный...».

Молодцы! А теперь упражнение (в кругу с мячом) «Что ты умеешь делать лучше, чем взрослый». Например: «Я думаю, что бегаю лучше, чем мама», «Я умею громко смеяться, фомче папы!», «Могу прыгать на одной ножке, а бабуля — нет».

Дети выполняют.

Затем педагог называет слово-ситуацию, а ребенок должен назвать настроение, чувство.

А теперь проведем аутотренинг «Солнечный зайчик». Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь легонько голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя. А ты погладь его и подружись с ним.

Дети выполняют упражнение «Нарисуй домик для солнечного зайчика». Предлагается нарисовать какой-нибудь (графически самый простой) домик с открытыми и закрытыми глазами.

Что вы чувствовали?

Дети отвечают.

В каком случае вам было легче?

Дети отвечают.

Заключительная часть

Педагог . Стоя или сидя в кругу, всем взяться за руки и пожать их, посмотреть по очереди на каждого и улыбнуться.

Дети выполняют.

Вероника Балашова
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Эмоции и чувства»

"Эмоции и чувства "

Цель : выявить имеющийся у детей запас знаний об эмоциях и чувствах

Образовательные задачи :

познакомить детей с миром эмоций и чувств ;

познакомить детей с отличительными особенностями эмоций

учить детей различать эмоции по схематическим изображениям;

учить детей передавать заданное эмоциональное состояние , используя

различные выразительные средства (мимика, жесты, цвета) .

Коррекционно-развивающие задачи :

развивать словарный запас детей ;

развивать высшие психические функции детей (внимание, мышление) ;

развивать общую и мелкую моторику;

развивать правильное речевое дыхание;

развивать мимические движения ;

развивать выразительность речи.

Воспитательные задачи :

воспитывать интерес к достижению результата в выполняемой работе;

формировать групповую сплоченность.

Оборудование : карточки с изображением эмоциональных состояний (злость, радость, удивление, страх, грусть) ; картинка (Красная Шапочка) ; картонные заготовки (дорога, круги, домики) ; ткань; разрезная картинка (удивление) .

Лексико-грамматический материал : стихотворение («Чувства » ); загадка («Красная Шапочка» ); физкультминутка («Отдых» ); релаксация («Лентяи» ).

Музыкальный материал : спокойная музыка; М. Меерович «Песенка про Африку» ; И. Кореневская «Осенью» .

Ход занятия

A. Организационный этап

Здравствуйте, ребята, я рада встрече с вами. Сейчас мы сядем в кружок и возьмемся за руки. Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие ко мне не вернется по кругу, но уже слева. (Проводится игра «Приветствие» ).

B. Основной этап

1. Введение в тему занятия

Ребята, вы любите путешествовать? (да) . Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в одну Сказочную страну. А в какую страну, вы узнаете чуть-чуть попозже. Но чтобы мы не сбились с пути и познакомились со всеми красотами и со всеми жителями этой страны, нас будет сопровождать один сказочный герой. Угадайте, кто он?

В гости к бабушке пошла

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил.

Обманул и проглотил (Красная Шапочка) .

Правильно, это Красная Шапочка. (Показывается картинка с изображение Красной Шапочки) . Сегодня она будет нашей проводницей в Сказочную страну. А теперь самое время узнать, по какой же Сказочной стране мы с вами будем путешествовать на занятии .

2. Сообщение темы занятия

Послушайте внимательно стихотворение :

Бывают чувства у зверей ,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения, на всех

Нас настроение.

Кто веселится!

Кто грустит?

Кто испугался!

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

О чем говорится в этом стихотворении? (об эмоциях , о настроении) . Про какие эмоции говориться в стихотворении? Давайте, мы их назовем (веселье, грусть, испуг, сердитость) . Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии , в какую страну мы отправимся вместе с Красной Шапочкой? (мы отправимся в страну «Эмоций » ). Правильно, ребята.

3. Актуализация знаний по теме занятия

Ребята, а вы знаете, что же такое эмоции ? (ответы детей ) . Эмоции – это выражение нашего отношения (чувства ) к происходящему вокруг нас или внутри нас. Но прежде чем отправиться в путешествие, Красная Шапочка предлагает нам набраться сил и поиграть в одну очень увлекательную игру, которая называется .

4. Игра «Раз, два, три, настроение, замри»

Сейчас я вам буду показывать картинки с изображениями различных эмоций человека (грусть, обида, радость, злость и т. д) . А ваша задача изобразить на своем лице настроение, которое будет показано. Сделать это необходимо по команде : «Раз, два, три, настроение, замри» . (Проводится игра «Раз, два, три, настроение замри» ).

5. «Путешествие в Сказочную страну»

А теперь мы с вами можем отправимся в путешествие в Сказочную страну «Эмоций » . Это удивительная страна. Там есть реки, горы, темные дремучие леса и залитые солнцем луга, есть топкие коварные болота. (Выгладывается три дороги из картонных заготовок) . В эту страну ведут три дороги. Одна из них похожа на реку : тихая, спокойная, помогает быстро достичь страны, но самая длинная, но она не дает большой силы в Сказочной стране «Эмоций » . (Выкладывается ткань, имитируя реку) . Вторая дорога проходит через топкие болота. Она короче первой, но более сложная и опасная, она дает больше силы, чем первая дорога. (Выкладываются картонные круги, имитирующие кочки в болоте) . Третья дорога самая короткая, но и самая опасная. По ней в Сказочную страну «Эмоций » отправляются самые смелые путешественники. Она дает больше всего сил в Сказочной стране. Давайте и мы выберем, по какой дороге в страну «Эмоций » отправиться каждый из нас. Мы с Красной шапочкой отправимся по третьей дороге. А вы? Выберите себе дорожку и пройдите по ней пальчиками. (Дети самостоятельно выбирают дорожку) . Вот мы пришли в Сказочную страну «Эмоций » . (Выкладываются домики) . Красная Шапочка говорит, что жители Сказочной страны «Эмоций » любят общаться и играть с путешественниками, гостями своей страны. Давайте скорее с ними познакомимся. Веди Красная Шапочка нас к первому жителю. (Имитируется стук в дверь) .

6. Радость

Здравствуйте, меня зовут Радость! (Показывается картинка с изображением радости) . Я так люблю смеяться, веселиться, танцевать, слушать музыку… Когда я появляюсь, все вокруг расцветает, становится ярким, красочным, весенним. Воздух наполняется пением птиц, запахом цветов… Ребята, давайте проверим, правду ли нам рассказывает про себя Радость. Красная Шапочка приготовила для вас вот такую интересную игру. Она предлагает вам превратиться в обезьянок и потанцевать под музыку. (Провидится игра «Веселые обезьянки» под музыку : М. Меерович «Песенка про Африку» ). Ребята, вам было весело? Значит, правду нам Радость рассказала про себя? Красная Шапочка, пойдем дальше, познакомь нас с другими жителями этой чудесной Сказочной страны. (Имитируется скук в дверь) .

Ох, ах, ох, ах… Меня зовут Грусть. (Показывается картинка с изображение грусти) . Мой приход сопровождается дождиком, слякотью, лужами, ветром, который свищет по садам. Светлая, печальная, кружусь, скучаю, слезы роняю, о тоске напоминаю… Ребята, а у нас, наверно, тоже бывает грустное настроение. Расскажите. Сейчас мы будем передавать из рук в руки друг другу мяч, и рассказывать свои грустные истории. (Проводится игра «Грустная история» под музыку : И. Кореневская «Осенью» ). Например, Красная Шапочка говорит, мне было грустно, когда заболела бабушка; мне грустно, когда я сижу дома одна… Молодцы, ребята. Давайте мы не будем грустить, а всегда будем радоваться. Итак, отправляемся дальше. Красная Шапочка, куда нам дальше идти?

8. Физкультминутка

А Красная Шапочка предлагает нам чуть-чуть отдохнуть. (Проводится физкультминутка «Отдых наш» ).

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

9. Интерес

Молодцы, ребята. Вот мы с вами отдохнули и нам пора идти дальше. Так, а кто это тут ходит? Что это вы тут делаете?

Легкокрылый, вездесущий,

Слушаю, наблюдаю, познаю,

И к снежным вершинам,

И к тайным глубинам

Вас приведу.

Кто я? Догадались? Я Интерес. (Показывается картинка с изображение интереса) . Мне все интересно, где бы я ни был, чтобы я ни делал. Вам интересно путешествовать по нашей Сказочной стране эмоций . И мне интересно на вас посмотреть, поиграть с вами. Мне все интересно. Ребята, поиграем вместе с Интересом? Красная Шапочка, во что же мы поиграем в этот раз? А поиграем мы в игру на внимание. Встаньте со своих мест. Сейчас я буду произносить слова «воздух» , «земля» , «огонь» , «вода» в разном порядке. Как только я скажу слово «воздух» , вы должны поднять руки вверх. Если услышите слово «земля» , то опустите руки вниз. На слово «огонь» вращайте руками вперед-назад, на слово «вода» выставите руки вперед. Кто ошибется – садиться на стул. Выигрывает самый внимательный. (Проводится игра «Воздух, земля, огонь, вода» ). Интересно вам было играть в эту игру? Хорошо, пора нам отправляться дальше. К кому же мы пойдем дальше, Красная Шапочка? Да, а куда вы пойдете , – воскликнул Интерес, – мне же тоже интересно.

10. Злость

Кто это тут ходит? Никто мне не нужен, уходите все. Так тебе и надо, всех побью, будете знать , как со мной спорить. Ой, ребята, кто это? Кто это тут злиться? Это же Злость. (Показывается картинка с изображение злости) . Красная Шапочка, пойдем скорее дальше, пока Злость нас не испортила. Идем дальше. (Имитируется стук в дверь) .

11. Удивление

Ой, это вы ко мне пришли. Я совсем не ожидала. И Красная Шапочка здесь? Добрый день, ребята, я Удивление. (Показывается картинка с изображение удивления) . Вы, наверно, и поиграть со мной хотите? По этому случаю, я придумала игру. Но сначала, помогите мне, пожалуйста, собрать мой портрет из рассыпанных частей. (Проводится игра «Собери картинку» ). А теперь представьте, что вы находитесь на улице, и там идет сильный дождь, и вдруг выглядывает солнышко. Покажите, как вы удивились тому, что неожиданно выглянуло солнце. (Дети показывают удивление на своем лице) . Молодцы, ребята. Отправляемся дальше. Давайте, скорее, постучим в дверь и узнаем, кто же там живет. (Имитируется стук в дверь) .

Кто там? Я боюсь открывать дверь, мне очень-очень страшно. Ребята, догадайтесь, кто живет в этом домике (страх) . Правильно, это страх. (Показывается картинка с изображение страха) . Страх открывай нам дверь, это Красная Шапочка пришла вместе с ребятами. Точно? Вы меня не обманываете? Ребята, вы меня извините, что я вам сказу не открыл. Порой я взрываюсь как змея, как тигр. А порой могу подкрасться внезапно, незаметно, застать врасплох, могу стремительно взлететь – как гроза… От моего появления всем становится не по себе. На лбу может выступить пот, по спине ползут мурашки, руки становятся липкими и скользкими, а ноги наливаются тяжестью… Отовсюду лезут разные звуки : [С], [Ш], [Х]. Слышны фразы «сейчас съем» , «утащу к себе» , «страшно» . Ребята, а вам было когда-нибудь страшно? Красная Шапочка предлагает поиграть вместе со Страхом в игру . Встаньте со своих мест, сделайте кружок. Сейчас вы будете ходить по кругу , и говорить такие слова : «А я страха не боюсь в кого хочешь превращусь» . Как только я назову какого-либо страшного сказочного героя (например, Кощей, волк, Баба Яга, лев, Соловей разбойник, великан, вы должны быстро превратиться в него и замереть. А я потом выберу самого страшного героя, и он станет водящим. (Проводится игра «А я страха не боюсь, в кого хочешь превращусь» ). А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх (дети широко разводят руки в стороны ) . У всех, кто боится, от страха большие глаза (изображают большие круглые глаза при помощи рук) . Но теперь страх уменьшается (дети сдвигают руки) . А затем и вовсе исчезает (пожимают плечами и в недоумении разводят руками ) . Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз, и никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

13. Выход из сказки

Вот Красная Шапочка и познакомила нас с некоторыми жителями Сказочной страны «Эмоций » . Но еще далеко не со всеми. Наше путешествие подходит к концу. Жители страны прощаются с нами и приглашают еще раз в гости, познакомится с ними поближе, поиграть, повеселиться. Пойдем к ним еще раз в гости? На следующих занятиях мы продолжим путешествие по этой чудесной стране, и узнаем все тайны жителей Сказочной страны «Эмоций » .

14. Релаксация

Сегодня все дети много занимались, играли и, наверное, устали. Красная Шапочка предлагает вам немного полениться. (Включается спокойная музыка) . Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте себе, что вы – лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги. Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросите с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Один…два…три… Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

C. Заключительный этап

Вот и подошло наше занятие к концу . Красной Шапочке пора возвращаться в сказку, а вам в группу. Вы все большие молодцы, вы хорошо поработали. Скажите, что было интересным на занятии ? Давайте подарим друг другу на прощание улыбку и скажем «До свидания, до скорой встречи» .

Цели:

· Осознание ребенком эмоциональных состояний других;

· Умение понимать и принимать других людей;

· Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.

Задачи:

· Развитие умения передавать свои эмоции с помощью цвета;

· Развитие воображения и фантазии;

· Создание мотивации на познание себя;

· Совершенствование механизмов саморегуляции;

· Развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;

· Стабилизация психических процессов, снятие напряжения;

· Развить умение определять экспрессию лица человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Родничок»

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

« Страна эмоций»

Провела педагог-психолог

Усова Ирина Викторовна

г.о. Новокуйбышевск, 2014

«Страна эмоций»

Цели:

  • Осознание ребенком эмоциональных состояний других;
  • Умение понимать и принимать других людей;
  • Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.

Задачи:

  • Развитие умения передавать свои эмоции с помощью цвета;
  • Развитие воображения и фантазии;
  • Создание мотивации на познание себя;
  • Совершенствование механизмов саморегуляции;
  • Развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;
  • Стабилизация психических процессов, снятие напряжения;
  • Развить умение определять экспрессию лица человека.

Необходимые материалы:

  • Запись спокойной музыки;
  • Карточки с изображением различных эмоций из серии « Волшебный сундучок» Марии Лебедевой;
  • Бланки с нарисованной фигурой человека;
  • Карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ход занятия:

1. Приветствие. Создание эмоционального настроя.

Педагог-психолог: « Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем « Доброе утро»! Молодцы! Скажите, пожалуйста, в каком мире мы с вами были в прошлый раз? На прошлом занятии мы с вами побывали в волшебной стране Чувств.

Сегодня я хочу предложить вам отправиться в новое путешествие, в страну Эмоций. Жители мира Эмоций, обращаясь друг к другу, говорят свое имя ласково. Давайте и мы попробуем так.

Упражнение « Ласковое имя»

Педагог-психолог спрашивает имя ребенка, остальных просит хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, психолог помогает.

Перед тем, как отправится в новое путешествие, мы ответим жителям мира Эмоций, какое у нас сегодня настроение.

Упражнение « Мешочек настроений»

Педагог-психолог предлагает детям определить, какое настроение у них сегодня на занятии, с чем его можно сравнить. Например; «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко, а твое?» Участники по кругу говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Затем психолог обобщает – какое же сегодня настроение у всей группы: грустное, веселое, смешное и т.д. и показывает детям мешочек и говорит, что он волшебный и что в него можно сложить все ненужные чувства, например обиду, злость, страх и т.д. Если у ребенка плохое настроение, то ему предлагается сделать это, имитируя движения складывания. Затем психолог завязывает мешочек и предлагает детям выбросить свое плохое настроение в мусорный ящик.

2. Основная часть занятия.

Педагог-психолог: «Ребята, жителям этого мира очень интересно увидеть вас. А чтобы помочь вам представить их, они передали карточки с изображением жителей мира эмоций. Всегда ли мы умеем понимать другого человека? Можно ли по лицу человека понять, какое у него настроение? Давайте сейчас попробуем угадать, какое настроение на этих лицах».

Игра « Угадай настроение»

Психолог показывает детям карточки с нарисованными изображениями различных эмоциональных состояний лица человека. « Здесь изображены лица людей с разным настроением. Как вы думаете, какие настроения здесь изображены? Что происходит с бровями, когда мы сердимся или радуемся? Когда чего-то боимся, удивляемся, гневаемся? А что можно сказать о губах? Как выражает рот наши эмоции, наше настроение? Проводится беседа.

« Молодцы, ребята, вы действительно можете угадать, какое настроение у другого человека по его лицу. А теперь давайте попробуем применить «волшебные» средства понимания, с которыми мы уже познакомились».

Игра « Повторюшки»

Жители мира Эмоций играют в увлекательную игру, в которую предлагают и вам поиграть. Детям раздаются карточки с различными эмоциями и спрашивают у ребенка, кто на ней изображен, и какую эмоцию этот персонаж испытывает. Просят ребенка показать на лице эту эмоцию.

А теперь нам необходимо отдохнуть. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха….»

Релаксационное упражнение « Улыбка»

Педагог-психолог: « Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза. Теперь вдохни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка. Повтори это еще раз. Теперь снова вдохни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы и как напрягаются мышцы щек. Сделай это еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Представить себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой дружеской улыбке.

Важно увидеть улыбку на лицах всех детей. Когда ты снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Дыши и улыбайся…и ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка. Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как твоя улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнца под подошвами ног. Ощути улыбку во всем своем теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела. Ты любишь и принимаешь себя. Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате.

Упражнение « Исследуем свое настроение»

Педагог-психолог: Ребята, в волшебной стране Эмоций, живут Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Жители волшебной страны любят ходить друг к другу в гости, рассказывать различные истории, заниматься совместными делами. Они предлагают вам пофантазировать и попробовать научиться исследовать самого себя.

Для этого закройте глазки и почувствуйте, где у вас живут чувства: радость, гнев, злость, обида и т.д. На готовых бланках с изображением человечка

детям предлагается исследовать самого себя и закрасить цветными карандашами, где какие живут Чувства, с кем они соседствуют? Дети выполняют задание. Рефлексия. Трудно или легко вам было выполнять задание? Что было трудно? Что легко? Понравилось ли тебе исследовать себя? Было ли это приятно или нет? Проводится коллективное обсуждение, в ходе которой, дети делятся своими впечатлениями.

Заключительный этап. Подведение итогов.

Педагог-психолог. Ребята, наше путешествие заканчивается. Давайте подарим на память жителям страны Эмоций общую фотографию с нашими улыбками.

Упражнение « Пожелания в круг»

Детям предлагается высказать свои пожелания на будущее занятие, а также рассказать о том, что понравилось и что не понравилось участникам на занятии. Мы с вами побывали в разных волшебных мирах, познакомились с удивительными жителями. А теперь давайте улыбнемся, поблагодарим друг друга за работу и попрощаемся до следующей встречи.


Поделиться