Невесты казашки. Предсвадебная подготовка: приданое, смотрины и калым. Подготовка к свадьбе

Сватовство у казахов - это довольно сложный, но очень интересный процесс, включающий в себя несколько этапов: сговор (кыз айттыру), смотрины (кыз кору), сватовство (куда тусу) и окончательный договор (бата аяк). Невесту для сына родители начинали высматривать заранее, задолго до его совершенолетия. Искали подходящую семью, узнавали нет ли в семье наследственно больных. Существовал древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода, а также, согласно правилам, женщина не должна была быть старше мужчины больше, чем на 8 лет, а мужчина старше женщины больше, чем на 25 лет. Специально ездили к достоным людям поговорить о будущем своих детей, выражали желание стать сватами.

Существоали различные виды сговора (кыз айттыру) между родителями будущих жениха и невесты. Если семьи, хорошо знающие друг друга, связанные крепко дружбой, договаривались стать сватами еще до рождения детей, то такое сватовство называлось бел куда. Если же сватали детей с колыбели - то бесик куда. Иногда, человек, женивший сына на дочери свата, мог выдать свою дочь за сына своего свата, тогда их так и называли карсы куда, что означает взаимный сват.

Сватовство у казахов не ограничивалось только сговором. Проходили, так называемые, смотрины (кыз кору). Собирались дети знатных родителей или прославленные жигиты (выбирать себе пару могли не все молодые люди, а только дети знатных родителей или прославленные жигиты) и устраивали смотрины девушек для женидьбы. Казахская народна пословица "кызды ким кормейди, кымызды ким ишпейди", в переводе означающая "как нет запрета пить кумыз, так нет запрета смотреть на девушек", открывала все дороги для жигитов. Таких жигитов встречали с почетом, им не было запрета на смотрины девушек. Девушки же в свою очередь, высказывали свою волю словами "кыз коретин жигитти биз корелик", что означает "такие смотрины и мы хотим устроить", и устраивали состязания в различных видах искусства, оценивая жигитов и открыто высказывая свое мнение. На подобтных встречах часто затевались айтысы между девушками и жигитами. Понравившиеся друг другу девушка и жигит, объяснялись в чувствах, и жигит отправлял сватов.

К отцу девушки приходил доверенный посланец жениха (жаушы), чтобы договориться о свадьбе. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносили друг другу подарки. Со стороны жениха это был каргыбау (каргы - уздечка, бау - поводья) - на деле скакун, а отец девушки накидывал на плечи жаушы прздничный чапан, называемый шеге шапан. Увидев на жаушы новый чапан, встречающие осыпали его монетами, сладостями и конфетами (шашу).

Женидьба взрослых детей осуществлялась после куда тусу (сватовства) - издревне существующей, незабытой и обязательной традицией казахской свадьбы. Процесс сватовства у казахов был довольно непростым, но очень интресным. Отец невесты, заранее извещенный о приезде сватов, приглашал родных и близких. Отец юноши с близкими родственниками приезжали в дом невесты. Сватов торжественно принимали. Самого главного представителя сватов называли бас куда. (бас куда по традиции опекал девушку и после свадьбы, будучи невесткой, девушка всю жизнь почитала его). Затем приближенные жениха преподносили невесте и ее родителям подарки, полагающиеся по традиции сватовства у казахов. Отцов жениха и невесты называли бауыздау куда, то есть самыми близкими. Сватающие стороны ели из одной посуды. Сторона невесты приподносила обрядовое угощение из печени и курдючного сала - киирык бацыр. Это налагало на родителей сторон определенные права и обязанности, уже нельзя было отступать от свадебного договора, в противном случае виновная сторона вынуждена заплатить "неустойку" и возвратить полученный калым.

При отъезде сватов им преподносили подарки (киит): животных, одежду, золотые и серебрянные украшения, головные уборы и др. Самый ценный киит получал отец жениха, а другие сваты получали киит по степени родства. Между состоятельными и знатными людьми при сватовстве дарились ценные подарки: бак жаксы - верблюд с верблюженком, кобыла с жеребенком, слиток золота или серебра, орта жаксы - ценны верблюд или лошадь, аяк жаксы - лошадь, корова, баран.

Окончательный договор между сватами назывался бата аяк (в некоторых местах сырга тагар или баталасу). Отец жениха ехал к будущему свату и обговаривал срок свадьбы, количество калыма, каде-жора(подарок) Существовало два вида бата - кесимди бата и кесимсиз бата. Кесимди бата - это когда точно назначалась дата свадьбы, объем затрат, количество скота. Кесимсиз бата - это когда назначалась дата свадьбы, а объем затрат и количество скота определялось позднее, с учетом обстоятельств и времени.

Казахская свадьба – момент волнующий и оттого требующий заблаговременной подготовки. Потому что женитьба молодого мужчины всегда волновала не только его родителей, но и других родственников. Будущую невестку выбирают все семьей, зачастую даже раньше, чем отпрыск законодательно получит возможность жениться. Ищут не только умную и красивую девушку, обязательно оценивают ее семью, по благосостоянию и реноме. В том случае, если на семейном совете кандидатура невесты была одобрена – сваты едут в гости к ее родителям, чтобы поговорить о возможном браке и договориться о мелочах.

Традиции сватовства: историческое достояние и традиционность казахских обрядов

Существует несколько разновидностей казахского сватовства «кыз айттыру». Иногда решение о будущем бракосочетании принимают родители детей, которые еще даже не родились. Такие договорные браки свидетельствуют о давней дружбе семей и их хороших взаимоотношениях. Сватанье до рождения носит название «бел куда». Если дети уже родились и их сватают прям с колыбели, то это традиция «бесик куда». Часто бывает так, что люди, выдавшие замуж свою дочь за сына сватов, женят и своего сына на дочери сватов. Это двойное сватовство принято называть «карсы куда». Когда женятся уже взрослые дети, осознанно выбирая себе пару – сватовство «куда тусу» носит больше формальный, нежели обрядовый характер.

Традиции казахской свадьбы запрещают браки между женщинами и мужчинами, которые представляют один род. Родственные связи в казахской семье учитывают вплоть до седьмого предка. Так же у казахов запрещены неравные браки – жених может быть женщины только на 25 лет, а невеста может быть старше мужчины всего на 8 лет. Если возраст брачующихся выходит за эти рамки – разрешение на брак попросту не выдается.

Договорное «кыз айттыру», в условиях казахского жизненного уклада, это своеобразная гарантия счастливой и образцовой семьи.

Церемониальные смотрины у казахов называются «кыз кору». Этот обычай предусматривает возможность выбора невесты одним мужчиной среди нескольких претенденток. Особенно этот ритуал практикуется в зажиточных и богатых семьях. На специфическом «кастинге» девушек принято встречать почтительно. Те девушки, которые добровольно соглашались на участие, должны были выразить свое согласие и устроить между собой соревнования, состязаясь в различных искусствах. В тоже время, в ходе смотрин девушки тоже имели шанс по достоинству оценить будущих женихов. Если во время встречи молодые люди понимали, что понравились друг другу – мужчина посылал сватов в дом к избраннице. Но не всем разрешалось выбрать себе пару по своему вкусу, такую привилегию имели только дети из влиятельных семейств.


Современное сватовство у казахов уже не столь категорично, все же современность накладывает свой отпечаток. Договорные браки и «базарный» выбор невест уходят в прошлое, уступая место настоящей любви.

Сватовство по казахским обычаям подразумевает обмен подарками в знак уважения одной семьи к другой. Называется такой подарок «шеге шапан». После обоюдного договора и уточнения нюансов бракосочетания, сваты преподносят его будущим родственникам. Со стороны родителей парня – это «каргыбау», который может выражаться во всем, что связано с лошадьми, от уздечки и поводьев, до породистого скакуна. Отец невесты накидывает торжественный шапан на плечи доверенному лицу, представляющему самого жениха. Когда посланец возвращается в дом жениха в новом шапане – встречающие благодарят его и осыпают деньгами и сладостями.

«Куда тусу», незыблемое и обязательное сватовство у казахов. Традиция настолько древняя, что нынешние свадьбы просто не могут быть проведены без предварительных мероприятий. Когда решение о женитьбе принято двумя взрослыми молодыми людьми, то ритуал сватанья происходит немного иначе, чем при договорном браке. Отец жениха и его самые близкие родственники едут в дом к девушке. То, что происходит во время таких посещений – весьма интересно, а действия людей многоступенчаты и ритуально обоснованы. Приезд сватов со стороны юноши называется «куда тусер». Отец невесты приглашает на этот день в гости все свое многочисленное семейство. Сватов принимают с помпой и торжественностью, и после официального согласия на начало церемонии – обмениваются подарками и приветствиями. Самый главный сват «бас куда», а отцы будущих молодоженов «бауыздау куда».


Предсвадебная подготовка: приданое, смотрины и калым

Свадебные обряды у казахов предписывают «бас куда» опекать невесту как до, так после свадьбы. Теперь она будет обращаться к нему не иначе как «агаеке», а он, в свою очередь, отныне обязан проявлять постоянную заботу об этой девушке. Уже будучи женой, молодая всегда будет почитать и уважать главного свата. «Куда тусу» — самая высокочтимая, особая и значительная традиция, несущая в своем обряде национальный казахский колорит.

Подготовка к свадьбе у казахов начинается с «бата аяк», окончательного соглашения между двумя делегациями сватов. Получив приглашение, отец молодожена едет в дом девушки и уточняет с ее родителями дату торжества, размер калыма и свадебный подарок «каде жора». В современном обряде существует два типа «бата яак»:

  • Бата кесимиз – точное количество калымного добра и полный объем затрат на свадьбу не подсчитуются. Они будут определены позже, с учетом всех текущих обстоятельств.
  • Бата кесимиди – окончательный договор, по которому принимается решение о точной дате бракосочетания, количеству калыма и затратам не проведение торжества.

В качестве выкупа на казахской свадьбе могут быть предоставлены различные дары: «бак жаксы» — золотые или серебряные слитки, верблюдицы и кобылы с потомством; «орта жаксы» — лучшие представители племенного поголовья; «аяк жаксы» — баран, корова, лошадь и прочий скот.

Свадебный обряд у казахов включает в себя еще один обычай, который касается сватовства. Во время дружеского обеда между семьями молодые женщины селения могу устраивать сватам различные козни, как-то подкидывание на ковре, поднятие вверх тормашками за ногу, обливание водой из колодца, пришивание частей одежды свата к кошме и другие каверзы. По традиции сваты должны откупиться от этих девушек небольшими подношениями, но могу и отказать. Обижаться на проделки нельзя, в противном случае сторона невесты будет обижена. Таким образом сватовство превращается в веселое ролевое мероприятие.

Приданое невесты у казахов не уступает по своему объему и разнообразию наполнения калыму, выплаченному женихом. То есть, материальная ценность калыма и приданного должна быть примерно одинаковой. Это делается для того, чтоб девушка, вошедшая в чужой дом, не чувствовала себя в нем ущемленной или обделенной. А муж и его родственники не могли бы упрекнуть невестку или ее семью в бедности.

После того, как смотрины невесты перед свадьбой окончены, сваты покидают ее дом. Отец невесты дарит им напутственные «кииты», причем самый ценный из них должен предназначаться отцу жениха, в независимости от того, был ли он в числе приезжавших. Со своей стороны, родственники жениха так же одаривают посетивших их сватов со стороны невесты «киитами», но эти подарки имеют меньшую материальную ценность, так как существует еще и необходимость уплаты калыма.

Что бы провести казахскую свадьбу в России необязательно выплачивать «калын мал», но обычай дарить «кииты» нерушим. Да и все остальные традиционные характеристики национального торжества сохранились. Вплоть до приготовления ритуального угощения из курдючного сала и печени – «куйрык бауыр». Именно его совместное поедание свидетельствует о принятии договоренности и налагает на обе стороны особые обязательства. После такого застолья пути назад уже нет, в противном случае – отступивших ждет общественное порицание и выплата неустойки.

Свадебный антураж и обряд прощания с родными

Свадебная одежда у казахов является важным декоративным элементом торжества. А «саукеле», традиционно главный атрибут костюма невесты. Это самый дорогой элемент праздничного убранства, который символизирует начало новой жизни. На обряд одевания под названием «саукеле кигизу» приглашаются сваты, которые должны дать сове благословение будущей жене. Этот головной убор может быть украшен рубинами, кораллами, жемчугом, изумрудами и другими драгоценными камнями. Шьется «саукеле» из очень дорогих тканей, расшивается бисером ручной работы, бахромой, золотыми или серебряными монетами. Дополняет образ невесты красивое платье, сложного кроя, декорированное отделкой.


«Куйеу киими» — наряд жениха, он обязательно должен быть украшен казахскими свадебными узорами. Будущий муж выглядит торжественно и величаво, чтоб окружающие смогли безошибочно определить кто главный на этом празднике. По давно заведенному обычаю – одежда жениха должна радикально отличаться от сопровождающих его мужчин. На головной убор прикрепляются перья филина, одеваются сапоги на высоком каблуке и красный чапан. В обязанности дружка на казахской свадьбе входит словесный спор с теми, кто пытается нарочито высмеять пестрый наряд жениха.

Девушка непосредственно перед замужеством в сопровождении женге обходит по кругу своих близких и родственников, как бы прощаясь с ними. Дружка на казахской свадьбе играет далеко не последнюю роль, ведь именно она сопровождает невесту во время всего торжества. Принимая вместе с ней поздравления и отвечая на колкости и замечания в адрес новобрачной.

Казахский обряд кыз узату заключается в символических проводах девушки. В этот день в ее семье принято грустить и радоваться одновременно. Сваты небольшой группой в 5-7 мужчин приезжают, чтобы забрать невесту. Обычно это происходит вечером, и как только они переступили порог дома – начинаются веселье, танцы, песнопения и гуляния. Танец на казахской свадьбе имеет большое значение, невеста и ее подружки выражают через движение все свое сожаление о прощании с отчим домом, и надежу на лучшую жизнь в семье мужа.

На ранней заре девушку отправляют из дому вместе с прибывшей делегацией. Сватам вручаются «подарки провожатых». Согласно приметам казахской свадьбы – чем яснее и ярче утро, тем полноценнее и счастливее будет жизнь молодой жены.

Нет похожих статей.

Сватовство . Издревле существующая, незабытая, обязательная традиция казахского народа.

В назначенный день, по предварительной договорённости, родственники жениха это отец юноши с близкими родственниками (иногда и без отца юноши) приезжают на сватовство в дом к невесте. Там их ждёт богато накрытый Дастархан с традиционными казахскими угощениями: Бешбармак и Куйрык-бауыр , подарки по случаю сговора родителей. Жених на Куда Тусу не должен присутствовать, также невеста отсутствует на время в доме. Сговор родителей проходит без участия молодых.

Приезд сватов носит название «куда тусер ». Отец девушки, извещенный заранее о приезде сватов, приглашает своих родных и близких. Сватов торжественно принимают. Во время угощения, за дастарханом, главный сват со стороны жениха степенно заводит разговор, с шутками и прибаутками на тему: «у вас есть товар, у нас есть купец ».

После того, как отец дает «добро», обе стороны преподносят друг другу подарки, полагающиеся по традиции: куда аттанар, куда тарту, ат байлар, куйрык-бауыр и т.д. самого главного представителя сватов называют «бас куда » (бас – главный), отцов жениха и невесты – бауыздау куда, т.е. самыми близкими.

Бас куда (главный сват ) по традиции опекает девушку и после свадьбы. Она будет звать его «агаеке » (дядя ), а он будет обязан всегда заботиться о ней. Будучи невесткой, она всю жизнь почитает его.

«Куда тусу » - самый высокочтимый, значительный той, несущий в себе особый национальный колорит.

В современное время на сватовстве проводится сговор о проведении свадебных мероприятий, по поводу расходов, условия проведения Кыз Узату, Жигиттер Тойы. Сколько и от кого планируется свадебных расходов на проведение казахских свадебных обычаев.

Калым .
Калым за невесту в современном мире, утратил своё значение. Значение калыма перенял договор о помощи молодым в создании их семейного гнездышка. Каждая из сторон обговаривает, что дарится молодым на свадьбу и какую денежную помощь, для молодоженов, может оказать. Это может быть, в самом лучшем варианте, квартира, машина, дача, мебель, деньги на первоначальный взнос на ипотечное кредитование. Современный мир диктует свои правила подношения подарков молодым. Как правило, кухонная утварь, посуда, постельные принадлежности, и прочие бытовые мелочи - идут как приданное от родственников невесты.
После официальной части сватовства, по обычаю казахов, сторона жениха должна была уплатить «калын мал », который выплачивался в старину в основном скотом.
Сейчас же обычай выплаты калыма «калын мал » - превратился в красивый и остроумный современный обычай - класть в Коржын 47 мелких подарочков . В старину это был бы Калым Мал - 47 голов скота. В ответ родственники невесты также одаривают Кудалар жениха подарками - Киит .

Киит по старинному обычаю
Перед отъездом сватов отец девушки наделяет их по традиции «киитами » - подарками . Самый ценный «киит » получает отец жениха, даже в том случае, если его нет в числе сватов. Другие сваты получают «киит » по степени родства. В зажиточных семьях «киит » отцу жениха – это целый табун лошадей, большое количество чапанов и в обязательном порядке верховая лошадь; соответственно одаривались и другие сваты. Приехавшие со стороны невесты сваты тоже в свою очередь, получают «киит », однако он несколько меньше, чем «киит » представителям отца невесты, что обуславливается необходимостью выплаты доли калыма.
Как известно всем наше время «калын мал » не платится, но обычай давать «киит » и прочие традиции сватовства сохранились.

Куйрык-бауыр
«Куйрык-бауыр » - обрядовое угощение из печени и курдючного сала . Это ритуальное блюдо подтверждает факт сватовства и принимается в случае споров как вещественное доказательство состоявшегося сватовства. Оно налагает на родителей сторон известные обстоятельства. После этого обряда уже нельзя отступать, в противном случае виновная сторона платит «неустойку» и возвращает полученный калым.

«Куйрык-бауыр» - залог верности и нерушимости договора.

Казахская свадьба: обычаи и поведение

Свадьба с многочисленными обрядами и традициями занимает видное место в культуре каждого народа. Соединение двух любящих сердец законными узами - это не только религиозное, но и социальное явление, в которое вовлечены родители молодых, родственники, друзья. Какова же традиционная казахская свадьба? Что на ней можно, а что возбраняется, и чем современные свадебные обряды в Казахстане отличаются от старинных?

Новое - хорошо забытое старое

Современный свадебный обряд казахов серьезно претерпел изменения, стал более европеизированным. А если старинные законы свадеб в Казахстане и соблюдаются, то по большей части в деревнях - и то, для программного разнообразия.

Жених с невестой больше не надевают саукеле (национальную одежду), а вот церемония снятия фаты и покрытие головы новобрачной платком сохранилась. Нерушим обряд одарения – родителей, молодых, родни. Модернизировались (но не исчезли) калым и приданое.



Фото: kz.vremenno.com

Когда свадьба?

Если раньше казахская жена не могла быть старше мужа более 8 лет (а муж - более 25), сегодня возрастные критерии брака определены конституцией - жениться можно с 18 лет.

Впрочем, свадебный вопрос «с какого возраста?» все же крепко держится за традиции: жениться на несовершеннолетней можно с позволения имама. По статистике Минюста РК, за последние 10 лет в Казахстане было оформлено более 30 тысяч ранних браков.

Выходить замуж в 14-15 лет для Казахстана всегда было нормой. Правда, казашки сегодня далеко не такие, как были сто-двести лет назад: они учатся в университетах, водят авто, руководят крупными фирмами, а потому замужество в столь юном возрасте им не особо интересно.



Фото: d2.files.namba.kg

О двух сторонах одной медали

Еще одна важная брачная традиция - многоженство - кануло в Лету. Теперь заключить официальный брак можно лишь с одной женщиной. При наличии штампа в паспорте зарегистрировать второй брак не позволит закон Республики Казахстан «О браке и семье». Вместе с тем многоженство или двоеженство – не повод для юридического преследования и подсудным деянием не считается, гласит УК страны.

Многоженцы (с одной официальной супругой и второй или несколькими «гражданскими») реже встречаются в городах, и больше - в деревнях.



Фото: islamdag.ru

Обряды

Казахская свадьба прекрасна своими обрядами, сопровождаемыми песнями, танцами на свадьбах, угощениями, дарами. Сговор (кыз айттыру), сватовство (бел куда), смотрины (кыз кору) не обходились без помпезности и церемониала, при которых особая роль уделялась старшим членам семей (мужчинам), от решения которых зависело быть браку или не быть.

Все же большинство обрядов свершалось в день самой свадьбы, которая начиналась с облачения, проводов невесты, а заканчивалась постелью для новобрачных (которую по традиции готовила старшая невестка семьи жениха, обязательно имеющая детей). Свадьба длилась несколько дней, и каждый из них имел свое значение.

Кухня

В целом свадебный (и предсвадебный) стол казахов был богатым и сытным. А еще - со значением. Так, со стороны невесты во время сватовства преподносили «Куйрык бауыр» («киирык бацыр») – обрядовое угощение, отведав которое стороны не имели право «передумать», а если свадебный договор и будет нарушен, то «виновник неторжества» обязан вернуть калым.

Готовили много мясных блюд, конечно же - плов, лепешки и сладости… Молодых посыпали орехами и конфетами. А первый месяц они усиленно питались медом.

Главное, чтобы костюмчик сидел

Важной свадебной традицией был и наряд молодых. Жених облачался в шапку-борик (с перьями филина), чапан (накидку). Подвенечное убранство невесты должно было быть дорогим, нарядным, ярким - оно символизировало будущее материальное положение семьи. Запрещались темные тона, а также наряды с открытыми участками тела. Никто из гостей не имел права быть одетым наряднее и дороже, чем новобрачные.



Фото: kazakhstanlive.ru

«Ах, эта свадьба пела, пела…»

Все-таки самым главным на свадьбе считается момент заключение брака (нике кию). У казахов он проходил на второй день торжества – в мечети. Действующие лица: жених, невеста, мулла и два свидетеля (миссия которых заключалась в том, чтобы подносить молодым пиалы с водой и монетами, из которых те трижды отпивали, а потом ложкой вылавливали «денежки»).

Казахская свадьба сопровождалась также играми - курес (борьба), байга (скачки), сайыс (единоборство всадников), и песнями. Во время посещения родни невеста пела «Сынсу», молодежь исполняла «Аушадияр» и «Жар-жар». Голову новобрачной покрывали платком под «Беташар».

Подарки

Традиционный подарок на старинной казахской свадьбе - верблюды с верблюжатами, кобылы с жеребятами, бараны, слитки золота и серебра, украшения, ткани.

Калым («выплата» со стороны жениха, которую тот отдавал семье невесты) - отдельная статья расходов: все, что входило в калым, имело свое символическое значение и не могло быть вручено с нарушением церемониала. Например, скот (келин тили) считался «языком невестки». Если келин тили для снохи свекор «жадничал», считалось, что в будущем она может «потерять дар речи».

Вместе с тем, свое приданое (жисау) должна была иметь и невеста. Например - юрту! Стоимость жасау часто превышала «размах» калыма. В приданое входили также драгоценности, ковры, дорогая одежда, посуда, предметы быта.



Фото: shutterstock

Уходи - без оглядки

Во время ключевых моментов свадьбы невесте запрещалось оборачиваться – особенно, когда ее увозили из родительского дома. Запрещалось отказывать в милостыне или подарках встреченным прохожим.

Также был запрет на посещение родительского дома после бракосочетания: дочь в течение года не могла появиться на «малой родине» - в родительском доме (считалось, что так она быстрее привыкает к новой обстановке).

Гости должны были сидеть по старшинству и родству. Младшим запрещалось провозглашать тосты перед старшими. Сами свадьбы не гуляли в январе (в наиболее холодный месяц года). А еще нельзя было обижаться на проделки и шутки. За нарушение правил со стороны гостей, с праздника могли просто выгнать.

Свадебные традиции Казахстана

Много удивительных и мудрых традиций сохранила земля казахская. С малых лет кочевники берегли хрупкую человеческую жизнь, руководствуясь знаками Великой Степи. Каждое поколение казахов, вне зависимости от эпохи и условий, в которых оно жило, свято выполняло наказ далеких предков, четко выраженный в пословице: «Алты жыл аш болсаң да, атаңның салтын ұмытпа» (Хоть шесть лет голодай, но обычай отцов не забывай).

Смотрины казахов перед свадьбой. Кыз Керу

Смотрины. "Кыз керу" иногда называли и "кыз тандау". По обычаю дети знаменитых людей или просто искусные джигиты устраивали смотрины девушек для женитьбы. Прослышав, что в дальнем ауле есть хорошая, красивая девушка на выданье, джигиты со своими друзьями отправлялись выбирать суженую.
Казахская народная пословица "кызды кiм кермейдi, кымызды кiм iшпейдi" - "Как нет запрета пить кумыс, так и на девушек смотреть" открывает все дороги для жигитов. Таким жигитам не было запрета на смотрины девушек. Их старались встретить с почетом. Гордые, свободолюбивые девушки аула выражали свою волю словами "кыз коретш жiriттi бiз керелiк" - "такие смотрины и мы хотим устроить" и начинали состязания в разных видах искусства.

1. Куда Тусу (сватовство)
Сватовство. Издревле существующая, незабытая, обязательная традиция казахского народа.
Отец юноши с близкими родственниками едут (иногда и без отца юноши) сватать девушку. Процесс сватовства был довольно непростым и интересным.
Приезд сватов носит название "куда тусер". Отец девушки, извещенный заранее о приезде сватов, приглашает своих родных и близких. Сватов торжественно принимают. После того как отец девушки дает "добро", обе стороны преподносят друг другу презенты, полагающиеся по традиции: куда аттанар, куда тарту, ат байлар, куйрык-бауыр и т.д.
Самого главного представителя сватов называют "бас куда" (бас - главный), отцов жениха и невесты - бауыздау куда, т.е. самыми близкими. "Бас куда" (главный сват) по традиции опекает девушку и после свадьбы.

Она будет называть его "агаеке" (дядя), а он будет обязан всегда заботиться о ней. Будучи невесткой, она всю жизнь почитает его. "Куда тусу" - самый высокочтимый, значительный той, несущий в себе особый национальный колорит.

Сторона жениха перед свадьбой дарит отцу невесты «киит». В него входят: лошадь, халат, сделанный в национальном стиле и другие всевозможные подарки.
Так же в этот день в доме невесты устраиваются гулянья, на которых забивают барана, приглашаются близкие и родные. Но ни жених, ни невеста не должны присутствовать в доме, за них обо всем договариваются их семьи. Сговор родителей молодоженов проходит витиевато и несколько помпезно. Во время угощения за дастарханом главный сват со стороны жениха степенно заводит разговор, с шутками и прибаутками на тему: «у вас есть товар, у нас есть купец».




2. Калым

Жених и его семья должны выплатить калым. Раньше калым выплачивался скотом (лошадьми).

Размер калыма зависит от финансового положения жениха. Но в нашем современном обществе калым за невесту, утратил своё первоначальное значение. Все это переросло в договор о помощи молодым в создании их семейного быта. Каждая из сторон договаривается, что будет дарить молодым на свадьбу. Это может быть квартира, машина, дача, мебель, деньги. Обычай выплаты калыма — превратился больше в красивый современный обычай.

В Коржын (маленькие сундучки) кладут 47 мелких подарочков. Все это заменило, старинный ритуал Калым Мал, в котором дарилось 47 голов скота - для жениха со среднем достатком (если жених был богат, то 77 голов, а если беден -17). После этого ритуала можно и назначить день свадьбы. Обычно она назначается через 15-30 дней.






3. «Жертыс-той»

Предсвадебное мероприятие, организованное семьей жениха. На этом празднике разбирают подарки, предназначенные для жениха. Гости в этот день дарят различные предметы, которые могут пригодиться в быту, в первое время семейной жизни.



4. Сторона жениха отправляется к невесте.

Взяв с собой, свадебные подарки - «джартыс». В этот день семья невесты готовит богатый праздничный стол. В честь будущего зятя пекут различные традиционные казахские сладости (баурсак, курт). После встречи жених проходит в юрту, где продолжает веселиться с друзьями, но без невесты. Но в эту ночь родственница, со стороны невесты приводите её к жениху. Ночь они должны провести вместе. Таким образом будет положении начало супружеской жизни.






5. Кыз Узату (проводы невесты из отчего дома) и Жигиттен Той (свадьба)

Молодые едут в мечеть, где мулла читает молитву Благославения от Аллаха, для соединения жениха и невесты. К слову, сам свадебный обряд у казахов, в отличие от других мусульманских народов, не требует освящения муллой. Достаточно, чтобы половины жениха и невесты, а также все присутствующие пропели свадебную песню.

Свадебная песня казахов. Аушадияр

"Аушадияр" - свадебная песня (жыр). Традиционная свадебная песня (жыр) поется на определенный мотив и имеет особое воспитательное значение. "Аушадияр" является украшением и особо торжественным моментом тоя. Это как правило, образец искусства. К сожалению, в наше время в Казахстане "аушадияр" совсем забыта. "Аушадияр" посвящается молодой чете, которая переступает порог новой жизни. "Аушадияр" несет в себе добрые советы, примеры воспитания в
национальных традициях

Аушадияр - скажем раз,
Нечестивец не радует нас.
Уважающего предков,
Ждет почет потомков.
Аушадияр - скажем два,
у возлюбленных воля своя.
у красавицы такой
Стройный стан, коса длинной...
Аушадияр - четыре,
Молодежь красива в паре.
Быть им верным данной клятве
После это обряда жених с невестой уже считаются мужем и женой. Родители жениха, в знак того, что принимают невесту сына в свою семью, надевают невесте сережки — Сыргалар. На свадьбе девушка может исполнить песню - прощание с беззаботной девичьей жизнью. После этого расстилается Ак Жол, что означает белая дорога. Эта дорога ведет от невесты к Мужу, в новую семью, в новую жизнь…

Девушка прощаясь с родственниками, низко кланяется родителям и родственникам. Она должна пройти по этой дорожке, не оглянувшись, иначе её жизнь не будет такой счастливой и удачной. После этого невесту, жених увозит в свою семью. Там они живут до проведения свадьбы — Той. Во время свадьбы, все тосты молодые должны слушать, стоя. Склоняя головы, слушая, напутствия в семейную жизнь. Любопытно, но на протяжении всей свадьбы жених с невестой не должны разговаривать.









6.Беташар — открывание лица.

Невесту покрывают белым платком, или накидкой. С двух сторон за локти её держат Женгелер — жены братьев. Не должно быть видно лица невесты, поэтому ткань должна быть непрозрачной. Тамада, или специально приглашенный Акын, поёт песню восхваляющую красоту, статность и достоинства невесты. Так же в песне звучат строчки о том, что она должна почитать родственников жениха и быть примерной женой и образцовой хозяйкой. Музыкальным сопровождением является игра на домре.
После окончания импровизированной песни, Акын или тамада кончиком домры открывает лицо невесты — Беташар. При этом невесту осыпают сладостями, монетами и лепестками роз — Шашу. Сладости и монеты разбирают дети и взрослые — считается, что эти сладости и монеты «на удачу».















7. Саукеле

Особым украшением казахской свадьбы, несомненно, являются национальные подвенечные наряды жениха и невесты. Самым дорогим и красивым считается головной убор девушки -«саукеле».
Саукеле - казахский свадебный женский головнойубор. Саукеле представляет собой конусообразную шапку высотой около 70 сантиметров. Каркас головного убора делается из плотного войлока. Сверху он обтягивается бархатом, велюром, шелком или атласом и украшается мехом, золотом, серебром, драгоценными камнями или жемчугом. Верхушку саукеле венчают пушистые перья филина- "укы", а по бокам прикрепляются длинные подвески. . В декоре головного убора также присутствует ценный бисер и непременный мех норки или горностая.Также к саукеле пришивается белая вуаль, которой закрывают лицо невесты
Свадебное платье обязательно украшено ручной вышивкой, несущей в себе магические символы казахского народа. Поверх платья надевают жилет, расшитый золотом, лицо обязательно прикрыто вуалью.

В старину казахи делали саукеле для своих дочерей задолго до того, как они вступали в брак. Этот головной убор был одним из обязательных предметов приданого невесты. Он являлся символом начала новой, семейной жизни и передавался из поколения в поколение. После свадьбы девушка могла надевать саукеле по праздникам до рождения первого ребенка .


Создание нового очага в нов ой семье казахов. Отау котеру.



Создание нового очага. У казахского народа есть понятие "отау кетеру", что означает женитьбу, создание новой семьи. По обычаю родители как для сына, так и для дочери, готовят дом. В приданое девушки "жасау" входит юрта - "отау".
Новый дом должен принести счастье молодой семье, поэтому юрту украшали, старались, чтобы в ней было уютно. В этом принимали участие родные и близкие, родственники со стороны матери (нагашы), соседи. Аулчане принимают активное участие в интересном и обязательном обряде" отау кетеру".
Шанырак (купол юрты) поднимают, обвязав бакан (шест) белой тканью. Шанырак поручают поднимать уважаемому человеку.

Поделиться