Труд и близкие родственники: анализ проблемы и споры по ней (Антонов К.). Родственники, свояки и друзья: семья или коллектив? В каких случаях запрещается совместная работа родственников

ВОПРОС

Правомерно ли, если организация (ООО) ввела в действие локальный акт, устанавливающий запрет на "родственные связи" при назначении на должность? В локальном акте указано, что родственники не могут находится в прямом подчинении друг у друга. В случае, если обнаруживается такой факт, работник, не сообщивший работодателю о таком факте, обязуется выплатить штраф.

ОТВЕТ

В ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Одним из способов борьбы с коррупцией является законодательное закрепление запрета совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или ее обособленном подразделении , если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции").

Таким образом, считаем, что работодатель не вправе отказать соискателю в трудоустройстве по причине наличия родственных связей с одним из сотрудников коммерческой организации, в том числе на должность, предусматривающую прямое подчинение одного из них другому.

Близкие родственники на работе не должны иметь ни преимуществ, ни ущемлений. Работники должны приниматься на работу и получать вознаграждение в зависимости от их квалификации и производительности труда. Аналогичная позиция содержится в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ.

Анастасия. добрый вечер.

Вышестоящее руководство (Управление) настаивает на запрете на совместную деятельность.
Есть ли какие-то нормативные акты на уровне РФ и ЯНАО, которые бы запрещали совместную работу в одной организации в прямом подчинении.

Помимо указанных коллегами имеется также следующий нормативный акт:

Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 (ред. от 15.02.2017) «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом „О противодействии коррупции“ и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»

В его п.1,3 указывается, что

1. Установить, что на работников, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования,иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов , организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее - фонды и иные организации), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности в фондах и иных организациях, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов (далее - работник), распространяются следующие ограничения, запреты и обязанности...

3. Установить, что работники, замещающие должности, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящего постановления, и граждане, указанные в пункте 2 настоящего постановления, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры , а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому , за исключением работников, замещающих должности (кроме предусмотренных пунктом 4 настоящего постановления) в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждан, претендующих на замещение указанных должностей.

В Уставе Вашей организации должно быть прописано, на основании чего она создана. Скорее всего, на основании постановления главы администрации соответствующего муниципального образования (т.е. не на основании федерального закона), муниципальным служащим Вы не являетесь. Какого -либо перечня, указанного в п.1 Постановления, куда были бы внесены муниципальные бюджетные учреждения, я также не нашёл. Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, полагаю, что нормативные акты, запрещающие совместную работу в Вашей ситуации, отсутствуют.

С уважением, адвокат Сергей Нестеров.

Я думаю, Вы ошибаетесь. Библиотека является юридическим лицом. Обязанности в сфере противодействия коррупции возложены, в числе прочих субъектов, на все организации (юридических лиц).
Статья 13.3 Закона устанавливает, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

А по моему вопросу нашла такую информацию от 04.04.2017г.:

Запрещена или нет на законодательном уровне совместная работа близких родственников?

Моя супруга работает заместителем начальника муниципального учреждения, но не является при этом муниципальным служащим. В учреждении есть вакантная должность специалиста, которая также не относится к муниципальной служб. На имя начальника учреждения я подал заявление о приеме на работу и получил отказ в трудоустройстве. Аргументирован отказ тем, что я буду находиться в прямом подчинении своей супруги, а это запрещено действующим законодательством, так как провоцирует возникновение конфликта интересов.

Я знаю, что совместная работа близких родственников ограничена для чиновников, но почему эти ограничения применяют к обычным работникам?
Работодатель не прав, совместная работа близких родственников ограничена федеральными законами для определенных категорий работников. Распространять данные ограничения на всех работников подряд неправомерно.

Статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) устанавливает, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах в зависимости от семейного положения. Ограничения трудовых прав допускаются исключительно в интересах государства и устанавливаются ТК РФ или федеральными законами. Отказ работнику в трудоустройстве связан не с его деловыми качествами, а с его семейным положением. Сам факт прямого подчинения на работе супругов не может быть препятствием для их трудоустройства. Данное обстоятельство должно быть прямо предусмотрено действующим законодательством.
Например, совместная работа близких родственников ограничена:
государственным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”);
муниципальным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”).
Мнение о том, что совместная работа близких родственников в одном учреждении запрещена, очень распространено и часто становится причиной отказа соискателям в трудоустройстве. Полагаем, что работодатели неверно трактуют действующее законодательство и проводят аналогии закона, а это неправильно. Но для построения объективной картины необходимо сказать, что возможно такие ограничения рано или поздно придут в государственные и муниципальные учреждения.
Еще в январе 2015 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен проект федерального закона, предлагающий внесение изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции». Закон предлагалось дополнить статьей о запрете совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или его обособленном подразделении. Изменения предполагали запретить работу физических лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Данный законопроект второй год находится на рассмотрении, будут или нет приняты изменения, покажет время. Но даже в случае их принятия будут действовать исключения из правил.
Совместная работа близких родственников будет возможна в учреждениях социальной направленности (образование, медицина, культура), расположенных в сельской местности. Связано это, видимо, из-за скудности кадров на селе.

Здравствуйте, Елена! В советском трудовом праве такой запрет, действительно, был. Сейчас, если Ваш садик находится в муниципальном подчинении (не частный), Вам может помочь Закон о противодействии коррупции. В нем нет запрета на работу в подчинении родственнику, но есть ссылка на злоупотребления в интересах третьих лиц - в Вашем случае - родственников. Коррупцией признается использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также будет являться совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Ниже я привожу ст.ст. 10 и 11 указанного Закона, но, повторяю, он применим, если детсад - не ООО. не ЗАО, а находится в муниципальном подчинении.

Федеральный закон Российской Федерации

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

1. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

2. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

1. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации .

6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации .

К сожалению, это все, что можно применить к Вашему случаю. Вы не одна становитесь объектом "выдавливания" семейными кланами. Есть еще одна маленькая зацепка, но трудно осуществимая, наличие регистрации, гражданство, если не РФ, наличие разрешения на работу, наличие медицинской книжки.

Поделиться