Принципы воспитания в семье. Положительная и отрицательная роль семьи в воспитании ребенка Плюсы такого воспитания

Преимущества и недостатки воспитания в ДОУ и в семье.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка. После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества - общества нового типа. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование, прежде всего, гражданина советского государства. Показательно в связи с этим отношение руководителей дошкольного воспитания к концепции «свободного воспитания», согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Например, Д. А. Лазуркина призывала к борьбе со «свободным воспитанием», а воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать, как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со «старой семьей», которая рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания. Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества». В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания детей дошкольного возраста. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них. Приведем схему, разработанную Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания.

Недостатки и положительные

стороны общественного и семейного воспитания

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый изсоциальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т.д. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания. Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Целью педагогического всеобуча было повышение педагогической культуры родителей. Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке. Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам. В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями само ценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду. Со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами». Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель. В 90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.

Консультация на тему «Преимущества и недостатки воспитания в ДОУ и в семье»

Подготовила воспитатель: Гапоненко Е.В.

Положительная и отрицательная роль семьи в воспитанииребенка

Семья – самый первый и самый важный коллектив, в которыйребенок попадает сразу после появления на свет. Именно в семье он получаетнавыки, привычки, черты характера, которые остаются у него на всю жизнь ивлияют на его судьбу. То, что приобретено в раннем детстве, изменить оченьтрудно. Почему? А потому что в семье человек растет и находится как минимум до16 – 25 лет. В окружении членов семьи ребенок растет, ходит в школу, получаеткакое-то образование. В семье у него идет формирование личности! И с какимбагажом за плечамичеловек вступает вовзрослую жизнь, зависит от того, что вложила в него семья.

Только взрослые члены семьи могут научить ребенка любить,заботиться о близких, привитьтрудолюбие, навыки к самообслуживанию, развить у ребенка активность, лидерскиекачества, способность проявлять инициативу, самодисциплину, способностьсопереживать и, при необходимости, проявлять твердость и настойчивость и многиедругие нужные и полезные в жизни качества характера и души.

Почему семья, часто, не может дать детям всего вышеперечисленного?

Дело в том, что семья может заложить в ребенка только то,что имеет сама. Полезные навыки, полезные традиции, полезные привычки – еслисемья этого ребенку не дала, то, скорее, она выступит в качестве отрицательногофактора, и у ребенка будет трудная судьба.

Порочный круг заключается в том, что и родители, и бабушки сдедушками вышли из своих семей и вынесли оттуда все, что успелавложить в них их семья, где они родились ивыросли. Весь этот багаж, плюс жизненный опыт, они передали своим детям, а дети– внукам.

Но в каждую семью, как известно, время от времени вливаютсяновые люди, из других семей, (кто-то женится, или выходит замуж), в которыхбыли иные традиции, царили совершенно другие привычки и навыки. То есть появляютсяновые члены семьи, которые могут изменять или даже нарушать старые устои. Эточасто является причиной семейных конфликтов, в которые непременно вовлекаются идети.

Почему? Ну а как же иначе? Представьте себе, мать из однойсемьи, где, к примеру, царил матриархат, а отец из другой, где хозяином былотец, где мужчина – глава семьи. У них могут быть абсолютно разными подходы квоспитанию детей. В такой семье и мать иотец будут постоянно бороться за власть, и прежде всего, за власть над своимидетьми. Ведь в детях, не смотря на любовь между супругами, каждый из них хочетвидеть именно свое продолжение. Каково ребенку в таких условиях, особенно, еслион вовлекается в эти «разборки»?

Но, предположим, мама уступает первенство своему мужу. Врезультате у нее развивается повышенная тревожность, раздражительность… Аполучивший власть, несдержанный и честолюбивый отец начинает «лепить» своечадо. В результате, он никогда не получит того, чего хотел. Он получитнервозного, несдержанного ребенка с ярко выраженным чувством вины и комплексомнеполноценности.

Вы знаете, когда я спрашиваю родителей, каких свойствхарактера им не хватает для правильного воспитания своих детей, большинствоотвечают: «твердости характера, строгости, уверенности». На вопрос, каким быони хотели видеть своего ребенка, я, в большинстве случаев, получаю такиеответы: «Ребенок должен быть спокойным, послушным, добрым, искренним,трудолюбивым…»

То есть родителям требуются недостающие им черты характерадля подавления воли своего ребенка, а ребенок должен быть спокойным,послушным…, то есть удобным, не приносящим лишних хлопот, незаметнымчеловечком!!!

Так не бывает! Ребенок, в первую очередь реагирует наотношения между родителями и на отношение родителей к нему самому. Глядя насвоих родителей, ребенок учится всему, что видит. Если родители между собойдопускают грубость, ложь или лицемерие, ребенок, не анализируя, хорошо это илиплохо, учится вести себя так же, то есть становится грубым, лживым илицемерным.

Родителям это, разумеется, не нравится! Они пытаютсяисправить свое чадо замечаниями, нотациями или, даже, наказаниями, но у нихничего не получается! А не получается потому, что слова родителей расходятся сделами. Дети слова, в таких случаях, воспринимают как «в одно ухо влетело, вдругое вылетело», «как об стенку горох», он неосознанно повторяет действиясвоих родителей! Наказания и нотации вызывают только чувство протеста иозлобленности, уверенности в том, что его родители просто не любят!

А родителям в такой ситуации не до любви! Они же ребенкамогут похвалить и выразить ему свою любовь могут только в том случае, еслиребенок не доставляет им хлопот, «не треплет нервы»! Они всем своим видомпоказывают ребенку, что не довольны им! Какая уж тут любовь!

Ребенок же, чувствуя постоянное недовольство со стороныродителей, все больше отдаляется от них, становится чужим, неуправляемым,жестоким. Или, если сломлена его воля и достоинство, ребенок превращается в«серую мышку» в образе которой и проживет свою жизнь!

Что же делать?

Если у родителей возник такой вопрос, значит, они готовычто-то изменить в себе, в своем поведении, в своем отношении к воспитаниюребенка. Правильно? Иначе для чегоинтересоваться «что делать?»

В этой статье я могу подсказать лишь направление вашихдействий.

Итак, самое первое, что нужно сделать, это увидеть иуслышать друг друга. Сделать это нужно для того, чтобы понять, откуда, у Васлично, появилось убеждение в том, что ребенка надо воспитывать именно так, какэто представляете себе Вы? Наверняка это идет из семьи Ваших родителей.

Второе, что нужно сделать, это восстановить воспоминания освоем детстве и подумать, даже почувствовать, чего Вам не хватало в детстве,как к Вам относились Ваши родители, и хотели бы что-то изменить, если это былобы в ваших силах?

Третье – поставить себя на место своего ребенка ипочувствовать, чего он хочет от вас?

Хотите ли Вы критики, нотаций, наказаний и оскорблений? Яуверена, что Вам захочется любви и внимания, доверия и защищенности.

Ответьте себе на мой вопрос: почему дети упрямятся, лгут,капризничают, замыкаются в себе…?

ОНИ ЗАЩИЩАЮТСЯ ОТ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ!!!

Возможно ли похудеть подростку без диет? И почему именно без диет? В подростковом возрасте организм ребенка как никогда нуждается не только в достаточном количестве витаминов и микроэлементов, а также калорий. Это интенсивная фаза роста и физического формирования. И конечно же, подразумевает прохождение периода полового созревания. Поэтому жесткие и изнурительные диеты не то, что не желательны, но и крайне противопоказаны в юношеском возрасте.

Если ребенку все дозволено и нет никаких запретов, постепенно он превратится в маленького дьяволенка. А если постоянно за что-то отчитывать или запрещать – вы вырастите закомплексованное существо с отсутствием воли. Поэтому в воспитании детей придерживайтесь золотой середины.

У ребенка самый близкий и родной человек - это мама. Папы играют, так сказать, «вторую роль» в жизни малыша. Именно отец может направить своего сына или дочку на правильный путь. У родителей разные функции в воспитании ребенка, которые дополняют друг друга. Другими словами папа может дать в воспитании малыша то, чего не сможет мама и наоборот.

Как часто радость от рождения ребёнка сменяется раздражением и гневом по мере взросления нового члена семьи. Накапливается тяжёлый груз обид, претензий, непонимания. Незаметно отчуждение превращается в непреодолимую пропасть.

Позади сложные периоды младенчества, когда вы не спали, наблюдая развитие ребенка по месяцам, позади детский сад, впереди поступление в 1 класс, увлекательная ученическая жизнь. Задача родителей заключается в том, чтобы дошкольная подготовка к школе обеспечила ему комфортное обучение, вступление в ученический коллектив.

Педагогическая наука заявляет, что именно от родителей и их стиля воспитания зависит то, каким вырастет их ребенок. Его поведение, отношение к окружающему миру и обществу, становление его, как личности в основном зависит от обстановки в семье. В данном случае мы рассмотрим один стиль - это авторитарное воспитание. Как оно влияет на формирование личности ребенка и к каким приводит результатам.

Определение термина

Авторитарное воспитание - действий, направленных на полное и беспрекословное подчинение воспитанника (ребенка, ученика, студента) воспитателю (родителю, няне, преподавателю и т. д.). У этого стиля есть и плюсы, и минусы.

Происходит понятие от латинского слова auctoritas - авторитет, уважение, власть или влияние. Течение зародилось еще в античную эпоху.

То есть авторитарное воспитание - это такой метод влияния, с помощью которого взрослый подчиняет полностью себе ребенка. Он развивает в нем безынициативность, подавляет его самостоятельность, препятствует выражению индивидуальности.

Теория авторитарного воспитания

Под таким стилем подразумевается полная диктатура. Ребенка держат под очень строгим контролем, так сказать "в ежовых рукавицах", запрещая практически все, что может приносить ему радость.

Если представить себе то, в данном стиле авторитарного воспитания пряника нет вообще, только кнут. Фактически, единственное, чем родители берут, это наказаниями, которых ребенок страшно боится.

Этот метод всегда вызывал среди деятелей педагогики жаркие споры, деля ученных на два лагеря. В первом доказывали, что это приносит положительные результаты, развивая в отпрысках послушание, добропорядочность и организованность. Вторые же напротив, высказывались категорически против авторитарного типа воспитания, объясняя это тем, что такие дети вырастают с некими психическими отклонениями и полностью подавленной волей.

Так какие же на самом деле можно выделить положительные и отрицательные стороны такого метода?

Плюсы такого воспитания

Безусловно, первым положительным итогом такого стиля станет дисциплинированность и ответственность за свои действия. Такие дети вырастают послушными. Так сказать, роботы, которым дали команду, и они ее выполняют без всяких пререканий.

Второй плюс выражается в том, что такие дети в совсем раннем возрасте не станут искать решения по какому-либо поводу, что не позволит произойти нервному срыву.

Минусы авторитарного воспитания

Отрицательные стороны такого метода заключаются в том, что:

  1. У малыша развиваются комплексы - это заниженная самооценка, малодушие, неактивность и неуверенность.
  2. Личность ребенка практически не развивается. Он автоматически слушается приказов и советов родителей даже во взрослом возрасте. И порой совсем не замечает, что эти действия идут вразрез с его собственными желаниями.
  3. Развивается огромный комплекс неполноценности. Страдает психика ребенка, если он постоянно боится наказания.
  4. Немаловажным фактором считается то, что в более зрелом возрасте он может просто сорваться и пойти во все тяжкие, наверстывая все то, что ему запрещали.

Положительный результат

А теперь можно рассмотреть, каким в итоге станет ребенок, который получил авторитарное семейное воспитание.

В лучшем случае человек вырастет таким.

  1. Робким, спокойным, очень послушным.
  2. Не думая о последствиях, он исполнит любое пожелание, исходящее от родителей или тех, кто старше его.
  3. Он будет стараться очень хорошо учиться, и, возможно, закончит школу с отличием.
  4. Он может стать хорошим работником, который всегда и вовремя выполняет поставленную перед ним задачу.
  5. С мужской точки зрения, девочки, воспитанные таким образом, становятся хорошими женами.

Отрицательный результат

  1. Деспотом, который спроецирует свое тяжелое детство на окружающих и близких.
  2. Во взрослом периоде ребенок потеряет уважение к родителям. На его место придет ненависть и их пониженный авторитет.
  3. Человек станет агрессивным, циничным и конфликтным. Все проблемы будет решать силовым методом.
  4. Практически нереально будет найти работу под чьим-нибудь начальством и в коллективе, так как он со всеми будет вступать в споры.
  5. Всю свою жизнь он будет бороться за что-либо, против чего-либо и с кем-либо. Главной целью станет борьба.

Поведение родителей

Если говорить простыми словами, то поведение родителей можно разделить на 2 варианта:

  1. Я так сказал, значит так оно и будет.
  2. Я родитель, я взрослый, значит, я прав.

То есть родители не идут на компромиссы, заставляя ребенка выполнять свои требования от и до. Их частые фразы: "ты должен", "ты идиот", "ты обязан", "ты лентяй, тупой, дурак" и т. д.

Как правило, такие родители наказывают ребенка за каждый проступок, чаще всего прибегая к физическому наказанию. Любое проявление Желания и просьбы не слышатся и полностью игнорируются.

Реальные примеры

Наиболее ярким примером ребенка, получившим авторитарное воспитание, является сам Адольф Гитлер. Его отец, уйдя в отставку со службы таможенника, оставил о себе нелестные отзывы, его характеризуют, как очень конфликтного и высокомерного человека.

Его тиранические наклонности заставили старшего сына, брата Гитлера, сбежать из дома. Сам же Адольф закончил с отличием школу в Ламбахе.

После бегства сына отец Адольфа стал муштровать его, что привело Гитлера к тем же мыслям о побеге, как и брата, но он не стал этого делать.

Однако свою ярость и борцовские черты он направил на формирования себя, как лидера. Уже в школе он сильно отличался от одноклассников, что видно даже по фотографиям. И, как говорил один из них, Гитлер был спокойным фанатиком.

Тиранический метод воспитания сказался на дальнейшей судьбе немецкого подростка, который в дальнейшем стал одним из самых ярких мировых диктаторов, погубившим миллионы человеческих жизней.

Еще одним мальчиком, который воспитывался в таком режиме, стал опять-таки немец. Это был Ганс Мюллер. Несмотря на то, что он был единственным ребенком в семье, держали его родители в строгой дисциплине. Любое нарушение правил каралось физически.

По приказу родителей Ганс вступил в вооруженные силы нацисткой Германии и в национальную-социалистическую партию. В возрасте 25 лет его приняли в специальное подразделение, которое отвечало за охрану концлагерей "Мертвая голова".

Когда советская армия освободила Освенцим, к ним в руки попала вся документация, где были подробно описаны все злодеяния и ужасы, которые вытворял с пленными Г. Мюллер.

Заключительные выводы

Метод такого воспитания может привести к необратимым, пагубным последствиям для ребенка. То насилие и давление, которое родители оказывают на свое чадо, возможно навсегда лишат их спокойной старости. И, к сожалению, кружку воды подать будет некому.

Поэтому выбирая, как воспитывать ребенка, стоит сохранять равновесие и одинаково часто и хвалить, и воспитывать в нем дисциплину. Малыш должен чувствовать поддержку и любовь родителей, тогда только из него получится успешный и добрый человек.

C каждым годом обучение на дому становится популярнее на только за рубежом, но и в России. Однако, прежде чем перевести ребенка на домашнее обучение, лучше тщательно взвесить все положительные и отрицательные моменты этого вида образования.

ПОЧЕМУ«ДА»:

Свобода выбора

В данном случае можно выбрать предметы и количество часов, которые необходимо затратить на их изучение. Здесь ни в коме случае не говорится о том, что ребенок не будет изучать основные общеобразовательные предметы. Просто появится возможность ориентироваться на возможности и на уникальные учебные способности ребенка, а значит выбирать, какие предметы в каком возрасте и в каком объеме можно будет изучать.

Физическая свобода

После того, как удалось справиться с некоторой прострацией после добровольного ухода из школы, многие родители детей, обучающихся дома, испытывают подлинное чувство свободы. Жизнь семьи больше не строится вокруг школьного расписания, заданий на дом и дополнительных школьных мероприятий. Эти семьи теперь могут планировать внесезонные отпуска, посещать парки и музеи в будние дни, и жить в режиме, который является наболее удобным для них.

Эмоциональная свобода

Нельзя забывать, что, к сожалению, давление со стороны сверстников, конкуренция и скука - неотъемлемая часть типичного школьного дня. Это, конечно же, может обернуться огромной проблемой для ребенка, в особенности для девочки. Исследования показали, что уровень самооценки девочек, которые обучаются дома значительно выше уровня самооценки девочек из общеобразовательных школ. Дети, обучающиеся дома, могут одеваться, вести себя и думать так, как они хотят, не опасаясь насмешек сверстников и необходимости «вписаться». Эти дети живут в реальном мире, где ничего не диктуется очередными подростковыми тенденциями.

Религиозная свобода

Во многих семьях религиозная жизнь является неотъемлемой частью жизни повседневной и школа вносит некоторый диссонанс. И домашнее обучение предоставляет возможность интеграции их убеждений в каждодневную жизнь.

Более тесные семейные узы

Каждая семья, которая прошла через опыт домашнего обучения, может без сомнений отметить то, что этот вид обучения способствует укреплению связей между всеми членами семьи. Подростки и их родители остаются в огромном выигрыше, ведь как только начинается домашнее образование, мятежное и разрушительное поведение подростка заметно уменьшается.

Хорошо отдохнувшие дети

Все больше и больше исследований показывают, что сон имеет жизненно важное значение для эмоционального и физического благополучия детей, особенно тинэйджеров и детей предподросткового возраста. Последствия ранних утренних занятий могут быть разрушительными для многих детей, особенно для тех, биологические часы которых не активны утром.

Работа не в спешке

Дети, обучающиеся дома могут выполнить за несколько часов то, что типичные школьники в общеобразовательных школах выполняют неделями. Причиной этому является тот факт, что дома дети не обязаны следовать определенным схемам, и могут изучать предмет именно тем способом, которым они хотят. Неудивительно, что в общеобразовательных школах у детей такое огромное количество домашнего задания, большую часть которого они просто не успевают выполнять, дома же у ребенка нет формального «домашнего задания», результатом чего является более эффективное и размеренное изучение предмета

Огромный спектр предметов

Выбрав систему домашнего образования, вы не должны работать с заранее установленным расписанием. Есть много вещей, которым можно научиться, и которых нет в программе общеобразовательных школ - латынь, садоводство, шитье, живопись, музыка, дизайн… список можно продолжать и продолжать. Каждый год можно найти что-то новое и очень интересное для вас и вашего чада.

Эффективный график обучения

Домашнее образование - это отличный шанс подстроиться под биологические часы ребенка. Можно определить пик его активности и составить такое расписание, при котором обучение будет проходить максимально эффективно.

ПОЧЕМУ «НЕТ»:

Ограничения во времени

С этим не поспоришь - обучение за пределами типичной школы будет занимать много времени. Некоторые думают, что большая часть домашнего обучения протекает просто за учебниками. Но на деле подготовка каждого урока требует много усилий - нужно найти материал, создать расписание и составить план занятий. И чтобы учеба на дому протекала интересно и эффективно, следует посещать множество мероприятий, совершать культпоходы, и это, несомненно, будет занимать практически все ваше время.

Финансовые ограничения

Зачастую, чтобы обучать дома детей, одному из родителей приходится жертвовать своей карьерой. Это может оказаться очень сложным для семей, которые пытаются сбалансировать свой бюджет. Но удивительно, что большинство семей, которые все-таки решились обучать своих детей дома, считают, что такие жертвы стоят конечной цели - учебы и развития их детей в свободе.

Социальные ограничения

Это очевидно, что выбрав путь домашнего образования, родители резко ограничивают социальные связи своего ребенка. Ведь именно в школе ребенок учится тому, как устроено наше общество и знакомится с элементарной социальной иерархией. И даже, если вы сумеете вовлечь свое чадо в различные кружки и клубы, этого не всегда будет достаточно - ребенок должен проводить большую часть своего времени со сверстниками, чтобы учиться тому, как вести себя.

Личные ограничения

Может получиться так, что все свое время вы будете проводить со своим ребенком, будете уставать, и у вас совсем не остается времени на самого себя. Через такое проходят почти все родители. Поэтому не стоит забывать о своих потребностях, и выходные нужны в любом деле, даже в образовании своих детей.

Тот факт, что нужно находиться рядом с детьми 24 часа в сутки, 7 дней в неделю

Не стоит отрицать того, что если вы все-таки выберете путь домашнего образования, вам придется проводить много времени со своим ребенком. И если вам это не по душе - то домашнее образование не для вас. И хотя временами это может казаться просто невыносимым, большинство родителей, которые обучают своих детей дома, считают, что их повседневные взаимоотношения с детьми, положительные и отрицательные, дают огромную возможность как для личного, так и для семейного роста.

Жизнь за рамками «нормы»

Как и любая деятельность, бросающая вызов «нормальному» образу мышления, домашнее образование может быть воспринято как странность в лучшем случае, и большинство людей не смогут согласиться с тем, что обычный родитель может преуспеть в том, в чем обученные профессионалы не добиваются успехов. Если вы не готовы переходить границы «нормы», то домашнее образование не для вас.

Вся ответственность за вашего ребенка лежит на вас

И это очень большая ответственность. Если когда ваш ребенок посещал обычную школу, вы всегда могли обвинить учителя в том, что он не достаточно понятно объяснил предмет, то теперь винить будет некого, кроме самого себя. Если ваш ребенок не сможет читать, писать или говорить правильно, то это будет только вашей виной и будет свидетельством того, что вы не являетесь хорошим педагогом и родителем.

Стандартизированные тесты

Ребенок, обучавшийся дома обычно не очень хорошо проходит стандартизированные тесты, а они являются очень важными при поступлении в ВУЗ. Конечно, можно внедрить школьную систему оценок в ваш метод домашнего обучения и проходить много тестов, но в большинстве случаев это не помогает. Так что, будьте готовы к тому, что даже если ваш ребенок будет владеть предметом очень хорошо, он не сможет показать всех своих знаний при прохождении стандартизированных тестов.

Сложная обратная адаптация

Само собой вашему ребенку, так или иначе, придется вернуться обратно в систему образования, будь то последние годы школы, или университет. И поверьте, это будет совсем не просто - период адаптации может занять от недели до целого года, и на протяжении всего этого времени, ребенок будет чувствовать себя не в своей тарелке.

И если после ознакомления со всеми положительными и отрицательными сторонами домашнего образования вы хотите его попробовать - дерзайте, ведь нет ничего лучше самоличного формирования того, кем будет ваш ребенок в будущем.

По материалам сайта «Планета школ»

Поделиться