Рыцарский турнир в школьном лагере. Рыцарский турнир в лагере дневного пребывания. конкурс «Развязывание узелков»

Конкурс “Рыцарский турнир”

Участники:

  1. Гусар и Марианна
  2. Д, Артаньян и Констанция
  3. Кот Леопольд и Муська
  4. Современный рыцарь Иван и Анжелика
  5. Жеглов и Манька – Облигация
  6. Тореадор и Кармен
  7. Пьеро и Мальвина
  8. Оруженосцы.

Медали:

  1. Рыцарь Доброго Сердца
  2. Рыцарь Благородства
  3. Рыцарь Печального образа
  4. Рыцарь Сильной воли
  5. Рыцарь Твердой руки
  6. Рыцарь Богатырской силы
  7. Рыцарь острого ума.

Оформление: приветственные плакаты.

Оборудование:

  • воздушные шары,
  • дротики,
  • игрушечная шпага,
  • рогатка,
  • игрушечный пистолет,
  • книга,
  • гитара.

Музыкальное оформление:

  • музыка на начало (для выхода рыцарей и дам),
  • музыка во время пауз или выполнения заданий,
  • музыка для танцевального конкурса (полька, вальс, современные ритмы и т.д.).

Состязания проводятся между рыцарями, помогают дамы и оруженосцы.

Домашнее задание:

  1. Придумать легенду, представление своего образа, дамы сердца, оруженосца.
  2. Подготовить серенаду, танец, соответственно своему образу.

Представление жюри.

(Рыцари выводят дам, оруженосцев).

На фоне музыки звучат стихи:

“Кто говорит, что умер Дон Кихот?”
Вы этому, пожалуйста, не верьте.
Он не подвластен времени и смерти,
Он в новый собирается поход.
Вся жизнь невзгодами полна,
Он носит раны словно ордена,
И ветряные мельницы скрипят.
У Санчо Пансо равнодушный взгляд,
Ему-то совершенно не с руки
Большие как медали синяки.
К тому ж спокойней дома чем в седле.
Но рыцари остались на земле”.

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы проводим рыцарский турнир – состязание на силу, ловкость, бескорыстие, интеллект. Надеемся, что наш конкурс станет настоящим праздником Благородства и Доброго сердца.

(Представляет участников, объявляет первый конкурс, рыцари рассказывают свои легенды, представляют дам сердца и оруженосцев).

Легенды рыцарей.

Ведущий: Какой же рыцарь без оружия, даже если этот человек далек от войны. У каждого нашего рыцаря есть свое собственное оружие. Рыцарь в любую минуту должен уметь защитить свою честь и честь своей дамы.

Конкурс владения личным оружием:

  • Гусар – песня
  • Д, Артаньян – шпага
  • Иван – компьютер
  • Кот Леопольд – рогатка
  • Жеглов – пистолет
  • Пьеро – книга
  • Тореадор – гитара.

Ведущий: Сила и ловкость – важные качества рыцаря, но не менее важным является их острый ум.

Интеллектуальный конкурс:

Ведущий предлагает каждому рыцарю по 2 произведения. Нужно назвать автора.

  1. “Дети капитана Гранта” (Ж.Верн).
    “Конек – горбунок” (П.Ершов).
  2. “Мальчик со шпагой” (В.Крапивин).
    “Стойкий оловянный солдатик” (Г.Андерсен).
  3. “Маленький принц” (А.Экзюпери).
    “Снежная королева” (Г.Андерсен).
  4. “Волшебник Изумрудного города” (В.Власов).
    “Приключения Буратино” (А.Толстой).
  5. “Три мушкетера” (А.Дюма).
    “Алиса в Зазеркалье” (Л.Кэрролл).
  6. “Два капитана” (В.Каверин).
    “Бременские музыканты” (Братья Гримм).
  7. “Голова профессора Доуэля” (А.Беляев).
    “Три толстяка” (Ю.Олеша).

Ведущий: А сейчас наши рыцари продемонстрируют свою реакцию и меткость.

Конкурс “Меткий стрелок”:

Условие: попасть дротиками в мишень – воздушный шар.

Ведущий: Когда древний мужчина не знал, что такое букет цветов, он приносил жене мясо, чтобы прокормить свою любимую. Когда он научился слагать стихи и писать музыку, он начал петь ей серенады.

Конкурс серенад:

Ведущий: Ребята, вы, наверно, из своего маленького опыта знаете, что место свидания назначает дама. Давайте на минуту отступим от правила, т.к. у нас турнир рыцарей и позволим сегодня им предложить своей даме место свидания.

Смысл конкурса:

Рыцари назначают свидание дамам, не говоря ни слова, мимикой и жестами. Дама должна отгадать место и время свидания.

  1. У фонтана в 13 00 .
  2. В саду в 16 00 .
  3. Под часами в 20 00 .
  4. В лодке в 21 00 .
  5. В квартире в 14 00 .
  6. В кафе в 19 00 .
  7. На железнодорожном вокзале в 18 00 .

Стихотворный конкурс.

Рыцарям предлагается написать стихотворения – объяснения в любви своим дамам, используя опорные слова: мечта, душа, вздыхать, тоска, любить, не жить, вместе, навсегда.

Чтение стихов:

Ведущий: У рыцарей, славных и доблестных, остался последний конкурс – танцевальный. Рыцарь долже5н быть не только мужественным, сильным и ловким, но и изящным, галантным. Он должен уметь танцевать.

(Каждая пара танцует танец, соответствующий образу).

Подведение итогов.

Вступление: Сегодня мы с вами встретились, чтобы скрестить свои шпаги в рыцарском турнире. Сейчас понятие «рыцарь» исчезло из нашей повседневной жизни. А кто знает, кого в прошлом называли рыцарями?

(Выслушать ответы детей)

Рыцарь в переводе с немецкого – всадник. В средние века рыцарями называли смелых и отважных воинов, которые дорожили дружбой, умели держать данное слово, преклонялись перед дамами сердца и посвящали им стихи. А сейчас мы посмотрим настоящие ли вы рыцари. Первый обязательный ритуал – рыцарская клятва: Мы, рыцари без страха и упрека клянемся быть честными и добрыми, быть сильными и смелыми, защищать слабых и держать данное слово! Клянемся!

Основная часть:

1. Представление жюри.

2. Разминка:

Изобразить как рыцарь скачет на коне, дерется на шпагах.

Объяснить смысл выражений:

Рыцарь без страха и упрека

Рыцарь плаща и кинжала

Рыцарь на час

3. Конкурс на силу и настойчивость: «Боевые петухи». По одному участнику от каждой команды стоят в кругу на одной ноге, руки за спиной. Их задача – вытолкнуть соперника из круга или заставить его встать на обе ноги.

4. Конкурс на ловкость «Силачи». Задача участников – дуть на теннисный мячик с разных сторон и перекатить его на территорию соперника.

5. Конкурс на выносливость: кто быстрее выпьет стакан газированной воды.

6. Приглашение дамы сердца на танец: галантно и вежливо пригласить девочку на танец.

7. Аукцион умений.

Подведение итогов:

Жюри подводит итоги, объявляет баллы каждой команды, называет победившую команду.

Все участники получают сладкие призы, затем следует церемония награждения победителей дипломами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Сценарий конкурса «А ну-ка, девочки»

Сегодня мы проведем с вами конкурс «А ну-ка, девочки».

Сначала участницы должны выйти на сцену и представиться, рассказать немного о себе. После того как все расскажут начнется первый конкурс «самая обаятельная». Девочки проходят по кругу, показывая свою походку, одежду, в общем внешний вид.

Второй конкурс определит самую заботливую из конкурсанток. Девочки должны запеленать куклу.

Третий конкурс на внимательность. Каждой участнице выдается разрезанный на части цветок, посмотрев несколько секунд на образец они по памяти должны его собрать.

Следующий конкурс определит старательность девочек: надо быстро и качественно пришить пуговицу.

Последний конкурс на звание «лучшей хозяюшки» состоит из двух частей.

Сначала девочки отгадывают загадки об овощах, затем виртуально готовят из них блюда, то есть выбирают бумажки с написанными на них овощами, нужные для заданного блюда.

Результаты своих трудов девочки отдают жюри, которое и определит Кто какое звание заслужил.

Девочкам-победительницам на шею вешаются медали с номинацией и дарятся подарки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Викторины

«Как ты знаешь сказки»

Мы из сказки, ты нас знаешь...
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь - ну так что ж?!
Сказку заново прочтешь!

1. Назовите одного из преступников, с которым боролся Илья Муромец? «Соловей Разбойник».

2. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну? «Добрыня Никитич».

3. Чудовище, которое живет на горе Сорочинской? «Змей-горрыныч».

4. Многодетная мать, у которой на детей произошло коварное покушение? «Коза».

5. Обитательница земли и воды, ставшая женой богатого наследника, после покушения на ее жизнь? «Царевна-лягушка».

6. Герой сказки, который по оригинальному рецепту приготовил вкусное блюдо, используя одно из орудий труда? «Солдат».

7. Кто воровал золотые яблоки из сада в сказке «Иван-царевич и серый волк»? «Жар-птица».

8. Сказочные похитители детей? «Гуси-лебеди».

9. Кругленький, умненький герой, убежавший от пенсионеров? «Колобок».

10. Домашняя птица, которая могла бы приносить отличный доход своим содержателям? «Курочка Ряба».

11. Непослушная девочка, заблудившаяся в лесу, которую спасло умение печь пирожки? «Маша».

12. Наивный герой, пострадавший зимой на водоеме от происков рыжей подружки? «Волк».

13. Млекопитающее, на спине у которого жили люди? «Чудо-юдо рыба-кит».

14. Как звали девочку, которая учинила беспорядок в доме у трех лесных обитателей? «Маша».

15. Героиня сказки, пережившая весь ужас пребывания в желудке у голодного волка? «Красная шапочка».

16. Чувствительная героиня сказки, подвергшаяся пыткам, которые она выдержала, но следы пыток остались на теле? «Принцесса на горошине».

17. Королева с холодным сердцем? «Снежная королева».

18. Кто из урода превратился в красавца? «Гадкий утенок».

19. Как звали невесту, которая убежала от слепого и жадного крота? «Дюймовочка».

20. Назовите имя сказочного героя, который умел прекрасно колоть орехи? «Щелкунчик».

21. Герой сказки, который в борьбе с 40-а бандитами вышел победителем? «Али-Баба».

22. Папа, который снимал со своего сына стружку? «Папа-Карло».

23. Весельчак живущий на крыше? «Карлсон».

24. Герой сказки, имевший только один недостаток - слишком большие уши? «Чебурашка».

25. Герой сказки, у которого вместо мозга была солома? «Страшило».

26. Ветеринар, посетивший Африку? «Айболит».

27. Чей хвост служил шнурком для звонка? «Ослик Иа».

28. Волчий воспитанник? «Маугли».

29. Самый образованный коротышка? «Знайка».

30. Чистюля? «Мойдодыр».

«Мульти-Пульти»

Герои любимых мультфильмов.

1. Селезень, спасающий мир? (Черный плащ).

2. Селезень - скряга? (Скрудж Макдак).

3. Пчела с косыми глазами? (Вилли).

4. Трое наследников огромного состояния? (Билли, Вилли, Дилли).

5. Два друга спешащие всем на помощь? (Чип и Дейл).

6. Наполовину девушка, наполовину рыба? (Русалочка).

7. Самое дружелюбное приведение? (Каспер).

8. На ком катался львенок? (Черепаха).

9. Домашний кот в тапочках и бабочке? (Леопольд).

10. То чем измеряли удава? (Слоненок, попугай, мартышка).

11. Блудный попугай? (Кеша).

12. Два кругленьких следователя? (Колобки).

13. Мальчик живший по волчьим законам? (Маугли).

14. Охотник, который ходит на охоту с фотоаппаратом? (Пес Шарик).

15. Кого нельзя утопить? (Буратино).

16. Кого нельзя задушить? (Колобка).

17. Веселый домовенок? (Кузя).

18. Маленький поросенок с воздушным шариком? (Пятачок).

19. Капитан, яхта которого победила в парусной регате? (Врунгель).

20. Первый кот-экономист? (Матроскин).

21. Дама приятной наружности, большой окружности? (Белладонна).

22. Порода кота умеющего улыбаться? (Чеширский).

23. Никому не нужный житель водных мест, мечтающий летать? (Водяной).

24. Кто любит ходить в гости? (Вини пух).

Перевертыши-сказки

1. «Утки-Селезни» (Гуси-лебеди).

2. «Знайка в Лунной деревне» (Незнайка в Солнечной стране).

3. «Что спело: «Гав?» (Кто сказал: «Мяу»?).

4. «Ваня и заяц» (Маша и медведи).

5. «Трусливый волк» (Храбрый заяц).

6. «Баба Жара и зима» (Дед Мороз и лето).

7. «Эй, убегай!» (Ну, погоди!).

8. «Тетушка Ку-ку» (Дядюшка Ау).

9. «Тетя Маня-карлик» (Дядя Степа-великан).

10. «Уродина и милашка» (Красавица и чудовище).

«У голубого экрана»

1. Территория на которой трудились лиса Алиса и кот Базилио? (Поле Чудес).

2. Время максимальной нагрузке в городском транспорте? (Час пик).

3. Песенный базар? (Угадай мелодию).

4. Смех настоящих мужчин? (Джентльмен шоу).

5. Тет-а-тет? (Один на один).

6. Ключ к романтическому путешествию? (Любовь с первого взгляда).

7. Музыкальная передача со сладким названием? (Джем).

8. Игра в тропиках? (Зов Джунглей).

9. Крутой урок? (Рок-урок).

10. Новости из областного центра? (Курьер).

11. Два полтинника? (50*50).

12. Передача с тремя нотами? (До-Ми-Соль).

13. Съедобная передача с музыкальным ведущим? (Смак).

14. Семейные интеллектуальные соревнования? (Счастливый случай).

15. Любимая передача Печкина? (Утренняя почта).

Викторина «Спорт»

1. Назовите авиационные виды спорта? (Вертолетный, самолетный, парашютный, планерный).

2. Аппарат для дыхания под водой? (Акваланг).

3. Почему альпинизм назван словом альпинизм? (От слова Альпы-горы)

4. Какая форма мяча в американском футболе? (Дыне образная).

5. Спортивная игра цель которой - забросить мяч в корзину? (Баскетбол).

6. Что такое бита? (Палка для игры в «Городки»).

7. Сколько человек должно быть в волейбольной команде? (шесть).

8. Литые металлические ручки с двумя чугунными шарами на концах? (Гантели).

9. Высшая оценка в художественной гимнастике? (10 баллов).

10. Что такое дельтаплан? (Аппарат для полетов).

11. Толстые веревки, использующиеся в спорте для лазанья и перетягивания? (канат).

12. Приспособления для увеличения скорости пловца? (Ласты).

13. какова должна быть длина лыж для бега по снегу? (Равна росту спортсмена с поднятой вверх рукой).

14. Предохранительная подстилка, которая смягчает силу удара при прыжке? (маты).

15. Символ Олимпиады-80? (Мишка).

16. Назовите стиль плавания: движения похожи на лягушку? (Брасс).

17. Назовите стиль плавания: руки пловца порхают под водой словно крылья? (Баттерфляй).

18. Самый быстрый способ плавания? (Кроль).

19. Регата. Что за вид соревнования? (По парусному спорту, гребле на байдарках).

20. Известный спортивный комментатор? (Озеров).

21. Комплексное спортивное сооружение для проведения соревнований? (Стадион).

22. Ручное оружие для метание стрел? (Лук).

23. Как называется площадка для игры в теннис? (Корт).

24. Специальное спортивное сооружение для безопасной стрельбы по мишеням? (Тир).

25. Игра двух команд, цель которых - забить мяч в ворота соперников? (Футбол).

26. Сколько человек в футбольной команде вместе с вратарем? (одиннадцать).

27. Кто такой Лев Яшин? (Знаменитый вратарь).

28. Продолжительность хоккейного матча? (60 минут, 3 тайма по 20минут).

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

В последний день смены в воздухе витает лёгкая грусть и предчувствие скорого расставания. В течении дня вожатые организовывают для детей различные маленькие игры, которые дают возможность и детям и взрослым отметить тех, кто за смену стал особенно дорог, выразить благодарность, проявить симпатию. Затем следует общелагерное закрытие смены, а вечером отряды собираются на прощальный огонёк у костра или в отрядной комнате, который является завершающим мероприятием лагерной смены. Сидя вокруг костра, дети вместе с вожатыми вспоминают самые яркие моменты смены, поют любимые песни, обмениваются пожеланиями, играют в игры.
Мероприятия в детском лагере .
В течении дня:
«Ленточки на память».
Простой способ выразить свои дружеские чувства и благодарность – повязать ленточки на руку. Приготовьте много ленточек одинаковой длины (примерно 25-30 см). Рассчитывайте так, чтобы на одного человека приходилось примерно 7 ленточек. В конце заключительного вечера раздайте ленточки всем присутствующим по 7 штук каждому. Скажите людям, что они могут подойти к любому человеку и в знак признательности повязать ему на руку одну ленточку, а также сказать теплые слова, поблагодарить, а может и обменяться адресами! Проследите за тем, чтобы у вас не осталось людей без ленточек,
«Обнималки».
Вожатые заранее готовят большие нити разных цветов (чем больше будет оттенков, тем лучше) на каждого ребёнка и вожатого. К каждой большой нити привязан пучок коротких нитей (отрезков) того же цвета. Длинная нить надевается на шею, а отрезки участники лагеря повязывают на длинные нити других, произнося при этом слова благодарности, пожелания, признания. В результате у каждого будет букет из разноцветных коротких нитей на шее. Ребята повязывают друг другу, вожатым и воспитателям ниточки, желая при этом что-то хорошее. После этого два человека обнимаются.
«Дерево желаний».
В последние дни каждый отряд приходит к дереву желаний, которое является символом обязательного исполнения желаний и оставляет на нём завязанную ленточку «на счастье».
«Кораблик»
Ребятам предлагается написать на листах бумаги свои мысли о друзьях, о лагере, о себе. Затем из этих листов сделать кораблики и оправить «флотилию» в путь по волнам моря в далекий путь, в страну детства.
«Роза и Камень».
Отдаём розу тому, кому хотим сказать спасибо, отмечая положительные черты характера, поступки, и ему же отдаём камень с указанием того, что этому человеку надо изменить в себе.
Огонёк:
«Слово вожатого».
Начиная огонёк, вожатый может высказать отношение к тому, что происходило в отряде. Каким для него стал отряд, каким он его видел, что ему понравилось, а что он бы посоветовали изменить, для того чтобы в будущем не совершались эти ошибки.
Впечатления о смене:
«Фото на память».
Заранее готовятся мини-кадры и нарисованные фотографии, которые обсуждаются на огоньке. На них написаны моменты совместной жизни в отряде:
первая встреча
кто как заехал (если заезжали не одновременно)
кто первый…
«За эту смену...»
Все стоят в кругу. У вожатого мячик. Он кидает его любому из отряда со словами: «Лови, (имя)». За эту смену мне больше всего понравилось...«и показывает это „нечто“ мимикой и жестами. Тот, у кого мячи, отгадывает и кидает следующему.
Впечатления об окружающих:
»Ромашка" или самый-самый-самый.
Делаете две ромашки с отрывающимися лепестками. Одну для мальчиков, вторую для девочек. На лепесточках пишете: самый сильный, самый умный. самый-самый-самый, мисс очарование, самая обаятельная, мисс улыбка и т.д. Можно и отрицательные качества, но не обидные: капризулька, растераяшка, непоседа и т.д. Мальчика просите оторвать лепесток с «девчоночьей» ромашки, и вручить любой девочке. Она потом оторвет лепесток с мальчишечьей и вручит мальчику. Хорошо бы иметь еще прозапас вожатскую ромашку - вдруг будут дети не получившие ни одного лепестка - вы ненавязчиво исправите положение.
«Зажигание звёзд»
Каждый берёт звезду (заренее вырезанную вожатыми) и как бы зажигает её для кого-то очень близкого. Это такое особое «спасибо» близкому человеку.
«Расскажи мне обо мне».
Каждый может сказать, что думает о каждом. Тот, о ком говорят, может попросить высказать; свое мнение о себе любых членов отряда. Вероятно, это будут сам уважаемые и авторитетные для него люди. Но нужно обязательно помнить, что если вы решили провести такой разговор в отряде, он не должен обернуться судилищем, сведением счетов. Во многом нужно руководствоваться и уровнем развития отряда. Во время «огонька» вожатый должен чутко реагировать на все реплики ребят, умело управлять разговором.
«Ассоциации»
Один человек выходит за дверь. Ребята загадвают одного человека из отряда. Задача водящего - задавать вопросы типа: «на какое животное (растение, сказку, героя мультика) похож этот человек. Задается 5 вопрсов, после чего водящий делает предположение.Если угадал - ведущий сменяется.
«Черный и золотой стул».
Ведущий говорит: «В центре стоит стул, на который может сесть любой участник игры. Все остальные садятся плотно вокруг него. Сидящий на стуле диктует условие: если он говорит, что стул «золотой», то все будут говорить о сидящем на нем только хорошее; если «черный», то все столь же искренне, от души будут говорить о его слабых сторонах и недостатках. Кто и на какой стул хочет попасть?» Выбранный член группы садится на стул. После того, как все высказались, сидящий на стуле говорит о своих впечатлениях по этому поводу. Замечание. Упражнение можно разнообразить. Например, стул может быть «цветным», и тогда можно характеризовать сидящего на нем разносторонне. Это не должна быть механическая сумма достоинств и недостатков человека, нужно стараться говорить, избегая оценок «хорошо» и «плохо».
«У меня появился друг»
Все садятся в круг. Первый человек говорит: «У меня появился друг...» далее описываются его внутренние качества (отзывчивый, добрый, активный, чудоковатый и т.д.) Остальные должны понять о ком идёт речь. Если возникли затруднения, описывается внешность человека. Когда ребята угадывают о ком идёт речь - право голоса передаётся ему. И т.д.
Пожелания:
«Подарки».
Материалы: каждому участнику набор листков в количестве, на единицу меньшем общего количества участников; карандаш. Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно данному участнику. Подарки не подписываются дарящим. Затем ведущий собирает подарки и складывает отдельными наборами, не передавая адресатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержание записок. Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. Выводы, догадки, соображения, связанные с характером подаренного друг другу, участники делают сами.
«Чемоданчик»
По отрядной комнате разкладываете сложенные в виде «чемоданов» и просто вдвое листы бумаги. Сверху подписана фамилия ребенка. у детей в руках фломастеры. Они свободно перемещаются по комнате и пишут пожелания в чемоданы друг другу. Такой же вариант, но более прикольно - листок А4, приколотый на спину каждому.
«Добрые ладошки».
Из листа бумаги А4 вырезается ладошка для каждого ребенка. Все члены отряда под красивую музыку, сидя в одной комнате, пишут друг другу адреса и пожелания. Можно так же сделать прощальный забор, где все ребята в любое время будут подходить, и оставлять свои пожелания, впечатления, рисунки и адреса.
«Круг пожеланий».
У каждого участника имеется чистый лист бумаги, он делится на три колонки: «что мне нравится в этом человеке», «что не нравится», «что я ему хочу пожелать», подписывается фамилия владельца. После этого каждый участник передает свой подписанный листок соседу слева (по часовой стрелке), тот заполняет колонки и передает следующему и т.д.
«Коридор»
Отряд делится на 2 части и становится друг на против друга, образуя таким образом коридор. Одному участнику завязывают глаза, и он начинает идти по коридору, подходя по очереди к каждому кто стоит в этом коридоре. А тот тем временем нашептывает этому человеку свои желания и пожелания… Пройдя полностью этот коридор, участник становится в конец, и глаза завязывают следующему, который повторяет всю эту процедуру… Это очень эмоциональное мероприятие, с морем слез и объятий.

Внеклассное мероприятие в школьном лагере «Рыцарский турнир вежливости».

В рыцарском турнире происходит состязание в знании правил вежливости, этикета, в умении общаться, правильно себя вести. Это мероприятие можно проводить как на классном часе, так и в школьном лагере.

Цель: воспитание гуманных отношений между девочками и мальчиками.

Задачи:

учить правилам общения, правилам культурного поведения;

дать знания об истории этикета.

Предварительная работа.

Ознакомление с правилами вежливого поведения. Для участия в турнире мальчики разбиваются на две команды, придумывают им названия, выбирают главных рыцарей (капитанов), готовят эмблемы, внешнее оформление (если возможно). Девочки выступают в роли судей и зрителей. Места для рыцарей в центре зала, стулья поставлены под углом, чтобы мальчики хорошо видели друг друга. Середина зала свободна.

Ход мероприятия.

Под звуки марша входят команды рыцарей, приветствуют собравшихся и садятся на отведенные места. Учитель - ведущий турнира - обращается к детям: - Когда-то очень давно, в средние века (V - XVII в.) проводились турниры - военные состязания рыцарей. Вы их видели в фильмах, знакомились на уроках истории. В тяжёлых доспехах (меч, щит, латы), верхом на лошадях рыцари состязались в быстроте, ловкости, меткости, совершали подвиги во имя собственной славы и прекрасной дамы. Мы тоже сегодня проводим турнир, но не военный, а турнир вежливости, где слово «рыцарь» используется в переносном смысле, в каком - вы скажете сами.

I тур - исторический «Что вы знаете о рыцарях?». Команды отвечают на вопросы, которые им поочерёдно задаются. Если команда не может ответить на заданный вопрос, то отвечают их противники. 1. Кого в средние века называли рыцарями? (Рыцарями в средние века называли феодала, тяжеловооружённого воина)

2. Кого сейчас называют рыцарями? В каком смысле сейчас употребляется это слово ? (Для рыцаря считались обязательными нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда возник переносный смысл этого слова: рыцарь - самоотверженный, благородный человек. Ещё говорят о рыцарском отношении к женщине, о рыцарском поведении.)

3. Чему учили рыцарей? (До 7 лет они воспитывались в семье. До 14 лет были пажами при дворе сеньора (вассалами). До 21 года были оруженосцами сеньора. Их обучали так называемым семи рыцарским добродетелям: верховой езде, фехтованию, плаванию, владению копьём, охоте, игре в шашки, сочинению и пению стихов в честь дамы сердца.)

4. Какие правила поведения существуют с рыцарских времён? (Правило снимать шапку, входя в дом, и обычай, здороваясь, снимать с правой руки перчатку)

Если дети на какие-то вопросы не могут ответить или отвечают неточно, неполно, ведущий учитель дополняет, в яркой форме рассказывая об истории возникновения обычаев и правил культурного поведения.

Ведущий: - В те далёкие времена люди постоянно были вооружёнными, так как ходить по дорогам, лесам опасно. Уезжая из дому в дальний путь, они надевали на себя кольчугу, тяжёлые латы, голову прятали под тяжёлый шлем.

Но вот на пути дом, где живет добрый человек. Переступив порог, странствующий рыцарь снимает с себя шлем и несёт его в руке, как бы говоря, что не опасается и доверяет этому человеку.

Суровые времена эти прошли,.. а обычай снимать при входе в дом шапку остался. Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь людей, живущих в этом доме.

Сняв перчатку, человек показывал встречному, что в его ладони не спрятано оружие. Да и, кроме того, в железной рыцарской перчатке не так-то легко было дружески пожать протянутую руку. А сейчас вы снимаете перчатку из внимания к товарищу .

II тур - экзамен на знание этикета (этикет - установленный порядок поведения где-либо)

На столе ведущего билеты, на которых записаны различные правила этикета. Команды должны объяснить, почему надо поступать так или иначе, чем это вызвано.

Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги. Если на улице идёт дождь или снег, отряхни шапку и пальто ещё на лестнице.

Не входи в комнату, не постучавшись.

Не сиди, развалившись, не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах.

Постарайся привыкнуть держать руки свободно - не подбоченивайся, не складывай их на груди.

Встречаясь со знакомыми, здоровайся первым. Не обижайся, если кто-нибудь по рассеянности не ответит на твой поклон.

Пробираясь к выходу из вагона, не расталкивай стоящих впереди людей и не подталкивай их в спину. Пользуйся не руками, а голосом.

Не следует выскакивать из-за стола, пока все не кончат есть.

Воспитанный человек будет есть каждое предложенное хозяином блюдо.

Ведущий делает вывод: каждое правило имеет свой смысл. Одни основаны на уважении к соседям по столу, другие - на уважении к хозяевам. Но каких бы правил мы ни коснулись, в главном они одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними.

III тур - экзамен на вежливость.

Посреди класса каждая команда разыгрывает различные жизненные ситуации (начало ситуации дается на карточках) и показывает, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Судьи и зрители оценивают соответствие поведения правилам вежливости и умение команд придумать интересное решение ситуации.

Ты звонишь по телефону своему другу. Трубку берет его мама…

Тебе подарили вещь, которая у тебя уже есть, или она тебе не нужна, или не нравится. Что ты скажешь тому, кто тебе сделал подарок?

Ты говоришь приятелю, что ваш класс в воскресенье едет на лыжах в лес, и просишь у него лыжи, поскольку у тебя одна сломалась. Что скажет друг, если он тоже собрался с родителями в воскресенье на лыжах.

Одни и те же ребята встречаются друг с другом в разное время дня: утром, днем и вечером. Как они будут приветствовать друг друга?

На перемене учитель разговаривает с кем-то из взрослых, тебе надо срочно к нему обратиться. Как ты поступишь, что скажешь?

Учитель поручил ученику взять книгу в библиотеке. Мальчик вошел в библиотеку и сказал…

Для того чтобы отдохнуть, можно поиграть в игры:

Игра «Пожалуйста»: по знаку ведущего ребята выполняют различные движения, но только по команде «пожалуйста».

Игра «Продолжение песен». Одна команда начинает, другая команда или зрители продолжают.

IV тур - творческий «Стихи в честь прекрасной дамы».

Ведущий. Рыцари умели сочинять стихи в честь дамы сердца. А как это сделают ребята? Представим, что завтра праздник или наших рыцарей пригласили на день рождения. Им нужно поздравить маму, бабушку, знакомую девочку, сестрёнку, учительницу. Перед ними лежат открытки, надо сделать на них поздравительную надпись, можно в стихах. На выполнение задания дается 5 - 7 минут.

Пока мальчики сочиняют поздравления, девочки тоже выполняют творческую работу - придумывают приветствие победившей команде.

V тур - «Исправьте ошибки».

Командам предлагаются различные ситуации, где описываются поступки ребят, совершивших ошибки в поведении. Надо обнаружить эти ошибки. Побеждает команда, которая найдет их больше.

- Сергей, что ты подаришь Кириллу на день рождения?

Да я еще не думал. Надо поискать что-нибудь дома, что самому не нужно.

- Вася, что мы сестренке подарим к Новому году? - Давай, мам, подарим ей футбольный мяч.

К нам в гости пришла тетя Клава. Она дала Денису шоколадных конфет и 2 апельсина. Денис быстро управился и с тем и с другим. - А что же ты маме - то ничего не оставил? - А она этого не любит.

Ура, мне наконец-то собаку купили!

Поздравляю. А кто ее кормит?

Мама.

Кто ее гулять водит?

Мама.

Кто за ней убирает?

Мама.

А что же делаешь ты?

Я с ней играю.

Все описанные ситуации можно инсценировать как задание одной команды другой. Тогда их надо готовить заранее. Ситуации могут быть и другие подобные.

VI тур «Танцевальный»

Звучит музыка. Мальчики должны правильно подойти и пригласить девочку на танец. (К этому конкурсу ребят заранее подготавливают, чтобы это не вызывало смеха и неудобства).

Подведение итогов, посвящение мальчиков в рыцари. Девочки поздравляют рыцарей, зачитывая придуманное ими приветствие, дарят подготовленные ордена настоящего рыцаря.

Приложение 1. Награждение рыцарей (победителей и участников)

Приложение 2. Приветствие девочек (титульный лист).

Рыцарский турнир

Добрый день, уважаемые прекрасные дамы и мужественные рыцари! Сегодня в этом классе состоится рыцарский турнир.

О достопочтимые рыцари, юные повелители душ!
Знатоки вежливости и любезности!
Турнир рыцарей ждет вас!
Доспехи ваши – вежливость и любезность, внимание и доброжелательность. Будьте трижды достойны рыцарского звания!
Да победит сильнейший!!!

Клянемся рыцарями быть
И рыцарство в борьбе добыть!
Долой и латы, и забрало!
Мы рыцари добра –
И в этом наша слава!

Перчатку вызова бросаю –
На честный бой вас вызываю!

Внимание! Турнир объявляется открытым!

Чтобы в рыцарском турнире победить.
Очень умным и любезным надо быть.
За щитами не скрываться,Шпаги острой не бояться!

Победить в турнире не легко,
Здесь сражаются за каждое очко.
Начинается сраженье по законам уваженья.

Кого в прошлом называли рыцарями?

Ответ. В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи (латы, кольчуги, шлемы), были вооружены копьем и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно пройти специальную подготовку. В 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть предупредительными и вежливыми, выручать друг друга в беде, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.

Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?

Ответ. В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг и самопожертвование во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, заступаться за младшего, слабого. Он готов бесстрашно броситься на помощь человеку, попавшему в беду, не струсит перед натиском хулигана! Рыцарь броситься в холодную воду, чтобы спасти тонущего. Он совершает много других прекрасных поступков, в его груди бьется благородное сердце.

Все вы знаете, что рукопожатие возникло в средние века, когда рыцари при встрече, проявляя свои миролюбивые намерения, снимали перчатку и протягивали руку вперед, обнажая ладонь, показывая тем самым, что там нет оружия. Также при встрече они снимали головной убор. Дамы никогда не была рыцарем, поэтому к ней эти правила не имели никакого отношения. Однако сеголня мы замечаем, что данное правило начинает относиться и к прекрасной половине человечества: женщины при рукопожатии снимают перчатку и не снимают лишь ту, которая очень тонка и плотно облегает руку; снимает они и головной убор, если снимается верхняя одежда.

Как вы объясните наличие таких правил? Есть ли в них смысл?

(Этический и гигиенический смысл в появившихся правилах поведения. При этом обратить внимание на то, что мальчики сначала снимают головной убор, вслед за этим – верхнее пальто, девочки – сначала пальто, затем головной убор.)

Как известно, правило идти впереди своей спутницы, поднимаясь по лестнице и спускаясь по ней, возникло во времена свечного освещения, когда впереди шел мужчина, держа свечу в руке, и освещал путь даме. В настоящее время освещение электрическое. Такая необходимость отпала. Но правило все-таки осталась. Почему? Может быть, его пора сменить?

(При соблюдении этого правила можно оказать помощь своей спутнице или спутнику, если он слабее тебя.)

Итак, начинаем рыцарский турнир.

Конкурс «Самый ловкий»
(гвозди, молоток, деревянный чурбан)

Каждому мальчику дается шанс проверить ловкость своих рук. Нужно с помощью молотка одним ударом забить гвоздь в деревянный чурбан.

Конкурс «Самый хозяйственный»
(ножи, картофелины, деревянные доски, миски для отходов)
Нужно очистить картошку и нарезать ее соломкой.

Конкурс «Самый выносливый»
(кассета с записью)

Включается запись пляски «яблочко». Танцуют все мальчики. Кто выдержит танец до конца?

Конкурс «Самый спокойный»
(мячи)

Мальчикам вручают по мячу, которым они спокойно бьют по полу. «Потерявший» мяч выбывает из конкурса.

Конкурс «Самый галантный»
(Кассета с записью)

Мальчики приглашают девочек на танец, танцуют и провожают своих партнерш на то место, где они сидели.

Конкурс «Самый бесстрашный и мудрый»
(карточки с заданиями)

Каждому мальчику вручается карточка с описанием ситуации, которую он разыгрывает, отвечая на поставленный вопрос.

Карточка 1.
Не заметив, что скамейка окрашена, вы на нее сели. Ваши действия?

Карточка 2.
На контрольной вам надо использовать шпаргалку, но вы никак не можете найти нужную. Что вы предпримете?

Карточка 3.
Вы пришли в магазин купить шоколадку. Продавец вам подал ее, а вы вдруг обнаруживаете, что у вас нет денег расплатится (хотя точно помните, что утром получили деньги на карманные расходы). Как поступить?

Карточка 4.
Вы идете по городу, к вам подходят трое и говорят: «Мелочь есть?»
Ваши действия?

Карточка 5.

Конкурс «Самый знающий»
(карандаши, листочки бумаги, ложки, 5 блюдечек с вареньем)

У каждого блюдца - порядковый номер.
Мальчики пробуют варенье и определяют, из чего оно сварено.

Конкурс «Самый умный»
(2 конверта, 20 карточек)

Каждый получает конверт, внутри которого лежат 10 карточек. На первых 5 – начало пословиц, на остальных – конец. Нужно «собрать» пословицы.
Кто сделает это быстро и правильно?

1 конверт.

1.За битого двух небитых дают,
2. хоть вовсе брось!
3. Корень учения горек,
4. товарища нет.
5. Готовь сани летом,
6. да не берут.
7. Авось и небось –
8. На вкус, на цвет
9. зато плод его сладок.
10. а телегу зимой.

2 конверт.

1. Беспечный пьет воду,
2. не поле перейти.
3. Не изведав горького,
4. а внимание.
5. Весна красна цветами,
6. а заботливый – мед.
7. Век прожить –
8. не узнаешь сладкого.
9. Дорог не подарок,
10. а осень – снопами.

За битого двух небитых дают, да не берут.
Корень учения горек, зато плод его сладок.
Готовь сани летом, а телегу зимой
Авось и небось – хоть вовсе брось!
На вкус, на цвет товарища нет.

Беспечный пьет воду, а заботливый – мед.
Не изведав горького, не узнаешь сладкого.
Весна красна цветами, а осень – снопами
Век прожить – не поле перейти.
Дорог не подарок, а внимание.

Вот и подошел к концу рыцарский турнир.
Прошу всех «рыцарей» построиться.

Мы вручаем каждому рыцарю подарок и указ.

Дорогие наши мальчики! Поздравляем вас с Днем защитника Отечества!
Надеемся, что прекрасная половина человечества всегда найдет в вашем лице доблестных рыцарей и защитников!

Подготовкой к празднику занимаются девочки. Для проведения конкурсов они разбиваются на пары. В конкурсах, по желанию, принимают участие все мальчики. Включают песню “Пора-пора-порадуемся” из фильма “Три мушкетера”. Затем выходит четыре переодетых в мушкетеров мальчика; пока длится песня, они фехтуют. Когда песня оканчивается, мальчики снимают шляпы и делают поклон присутствующим.

Ведущая №1 :
Здравствуйте, уважаемые дамы и рыцари! Сегодня у нас состоится рыцарский турнир. Но перед тем, как начнется состязание, вспомним некоторые правила, которые пришли к нам из глубины веков.

Ведущая №2 :
Известно, что рукопожатие появилось в средние века: при встрече рыцари показывали свои миролюбивые намерения, снимая перчатку, протягивая вперед руку и обнажая ладонь, чтобы показать, что в руке нет оружия. Еще при встрече они снимали шляпу. Дамы не могли стать рыцарями, поэтому к ним эти правила не относились. Но сегодня мы часто замечаем, что женщины снимают перчатку при рукопожатии, они также снимают головной убор. Как вы объясните такие правила? Какой в них смысл?

Дети ищут и находят достойный ответ.

Ведущая №1 :
Правило идти впереди спутницы, спускаясь или поднимаясь с ней по лестнице, появилось во времена свечного освещения: мужчина тогда шел впереди, держа в руке свечу, и освещал даме путь. Сейчас же освещение электрическое. Такой необходимости больше нет. Но правило осталось. Почему? Возможно, его пора отменить?

Дети стараются обосновывать правило.

Ведущая №2 :
А теперь начинается рыцарский турнир. Жюри просим занять свои места. А дамы приступают к проведению конкурсов.

Девочки объявляют названия конкурсов и проводят их парами.

Конкурс «Самый ловкий». Каждому мальчику дают молоток и гвоздь. Нужно постараться забить гвоздь в деревянный брусок одним ударом.

Конкурс «Самый хозяйственный». Одновременно в конкурсе принимают участие 3 или 4 мальчика. Перед ними кладут картофелины, ножи, миски для отходов, деревянные доски. Мальчики должны почистить и порезать картошку за определенное время.

Конкурс «Самый выносливый». Включают запись пляски “Яблочко”. Все мальчики танцуют. Победителем становится тот, кто до конца выдерживает танец.

Конкурс «Самый спокойный». Приглашаются 4 мальчика. Им дают в руки мячи, которыми они должны бить по полу. Тот, кто потеряет мяч, выбывает.

Конкурс «Самый галантный». В нем принимают участие 3-4 мальчика. Включают популярную мелодию, мальчики приглашают на танец девочек, танцуют с ними и провожают партнерш до мест, где они сидели прежде.

Конкурс «Самый мужественный». Участвуют 2 “рыцаря”. Им предлагают съесть горькое и сладкое одновременно (например, головку лука и банан).

Конкурс «Самый удачливый». Участвуют по очереди все мальчики. Им завязывают глаза, после чего каждый должен перерезать ножницами веревочку, на которой подвешена конфета.

Ведущая №1 :
Вот и окончился рыцарский турнир. Жюри уже подвело итоги. Осталось зачитать “Королевский указ”. Всех рыцарей прошу построиться!

Ведущая произносит «Королевский указ», перечисляя всех мальчиков и объявляя их звания, в зависимости от того, какой конкурс был выигран. Девочки вручают каждому “рыцарю” его собственный “Королевский указ” и надевают на шею ленту с шоколадной медалью.

Ведущая №2 :
Дорогие мальчики! Поздравляем вас с Днем защитника Родины! Надеемся, что вы всегда будете доблестными рыцарями и защитниками для прекрасной половины человечества!

Поделиться