Якутский must-have: История платья халадаай. Национальная одежда народов Якутии Якутские девушки в национальных одеждах

Республика Саха(Якутия)

Сунтарский улус(район)

МБОУ "Кемпендяйская СОШ им. В.И. Иванова"

Урок технологии, 10 класс

Тема беседы «Якутский национальный костюм»

учитель технологии и

изобразительного искусства

МБОУ «Кемпендяйская СОШ им. В.И.Иванова»

с. Кемпендяй

С каждым годом возрастает интерес к истории своей национальной культуры, уникальным ценностям духовного и материального наследия. Несомненно, ярким маркером культуры любого народа является народный костюм. Своей выразительной формой, функциональным назначением, приемами обработки материала одежда несет информацию о культуре и мировоззрении. Каждая эпоха формирует свою культуру, а любая культура вырабатывает свой идеал, отраженный в символике и семантике народного костюма, на основе которого создаются формы и типы современной национальной одежды.

В старину народная (традиционная) одежда якутов, являясь неотъемлемой частью материальной среды, одновременно была связана и с духовной культурой народа. В частности, с мифологическими и религиозными представлениями, отраженными в семантике одежды. Якутский костюм, который надевался для различных торжеств и обрядов, не только является целостным гармоничным ансамблем, наделенным, утилитарными и эстетическими функциями, но и выступает в качестве главного ритуального элемента в атрибутике всех обрядовых действий. Таким образом, костюм наделяется высоким семиотическим статусом.

Формирование одежды любого народа происходит под влиянием их традиционной культуры, которая отражается в культурно-художественных особенностях костюма. Народная одежда якутов, являясь важным историко-культурным источником, отражает эстетический идеал народа, его духовные взгляды и его мировоззрение. С этой точки зрения якутская одежда всегда привлекала внимание ранних исследователей материальной, духовной культуры этноса и продолжает представлять огромный интерес для современных этнографов, культурологов, искусствоведов.

По существующему у многих народов обычаю, на праздники люди приходили одетыми в свои лучшие наряды. Якутский праздник ысыах в старину был единственным праздником общения, на который в назначенное время собирались и стар и млад из отдаленных местностей, поэтому и состоятельные, и бедные старались одеваться в свои лучшие одеяния. Готовились к празднику задолго. Мастера мастерицы заботились о красочном убранстве коня и прочем снаряжении, старики изготавливали специальные кумысные сосуды, обрядовую утварь, женщины загодя шили себе и своей семье нарядные одежды.

Старинная одежда саха – одинакового покроя у мужчин, женщин и детей. Она отличалась только размерами, длиной подольной части, декоративным украшением. Важную роль при этом играли материал и техника изготовления, менявшаяся в зависимости от уровня развития производства. Особенностью традиционной одежды является её удобство, практичность и целесообразность в исполнении с точки зрения климатических условий, хозяйственно-бытовых особенностей образа жизни, а также простота в изготовлении.Следует отметить богатство сырья для различных видов одежды и атрибутов костюма у якутов (так, например, из бычьего пузыря шили летние шапочки, мешочки хаппар, перчатки; из коровьих потрохов после соответствующей выделки изготавливали аксессуары в виде кисета и т.д.).

В XVII в. У женщин, как и мужчин, не было нательной одежды, летом они носили кафтаноподобные пальто из тонко выделенной ровдуги, украшенные бисерными нашивками и аппликацией из прорезной кожи. Зимой надевали такие же кафтаны, утепленные меховымподкладом из шкурок белки, горностая, из лисьих, песцовых и волчьих брюшек и лапок. Только более зажиточные позволяли себе рубахи из китайской дабы или другой ткани.

Первые русские люди, прибывшие в 30-х годах XVII в.на территорию Якутии, застали в качестве нарядной шубы, такЭта нарядная безрукавка являлась исключительно свадебной одеждой невесты, которую шили очень долго. В древности, невестка, согласно обычаю, должна была показываться первые три года родственникам жениха, не иначе как в безрукавке таналай.


Комплекс одежды якутской невесты конца XVII – начала XVIII в. выглядел так:ровдужное платье поверх него меховая безрукавка тангалай. Эта свадебная шуба шилась из дорогих мехов соболя, бобра, богато украшалась бисером и металлическими бляшками. Атрибутом такой меховой безрукавки являются натазные украшения еттуксимэгэ. Они декорировались бисером, бусами, бляшками или кожаными нашивками и комплексом подвесок, состоящим из трубчатой игольницы, кошелька для небольших вещей (хаппар), трутницы с огнивицей (кыалык) и амулета оберега.

Для праздничной и зимней одежды используются дорогостоящие материалы – сукно, бархат, плис, парча, шелк. Она украшается более сложной орнаментикой и различными аксессуарами. Однако, изменение фактуры сказалось лишь на отделке, мужские камзолы и женские сангыяхи не утратили свой общий вид и фасон. Исчезли разрезы на камзолах и шубах, их заменила широкая плоская складка; старинные обрядовые шапки ураа шапки, шапки с рожками и султанами нуогайдаах шапка, шапка с рогами . На смену им пришли конусообразные шапки дьабака.

У богатых шубы нередко шьются мехом наружу из дорогих, лисьих, бобровых и рысьих мехов на суконной подкладке, обыкновенно очень яркого цвета.Различаются несколько видов меха рыси: пепельно-голубой, пятнистый и рыжевато-бурый. Дорогую нарядную шубу шили из пятнистой рыси, так как такой мех считался наиболее ценным. На спине шубы, около лопаток, всегда вышиваются серповидные вставки из меха речного бобра или выдры. Шубу эту якутка надевает не только зимою, но и летом, когда свадьба или пиршество случается в это время года.

Женский костюм, отличавшийся особой выразительностью, представлял собой единый ансамбль, состоящий из островерхого головного убора, верхней одежды свободного покроя и мягкой кожаной обуви с острым носком. Важную роль в оформлении играла декоративная отделка: яркие вставки из парчи и шелка, бисерная вышивка, металлические бляшки, золотое и серебряное шитье.

Нарядной поясной одеждой является набедренник бэлэпчи, который носили и мужчины, и женщины.



Традиционная одежда состоит из четырех составляющих: цвета, материала, формы и конструкции. Эти составляющие делятся также на четыре основных элемента: красный, желтый, зеленый, черный цвета, которые являются основными цветами, остальные оттенки получаются при их смешивании.

Примерно с рубежа XVIII -XIX вв. с приходом русских появляются мануфактуные ткани.Начинает распространяться нательная одежда. Якутский костюм дополняется украшениями и отделкой зеленым, красным, желтым, фиолетовым цветами и их сочетаниями. Являются новые виды женской и мужской одежды. Для праздничной зимней одежды используются дорогостоящие материалы- сукно, бархат, плис, парча, шёлк. Они крашаются более сложной орнаментикой и различными аксессуарами.

В конце XIX - начале XX в широкое употребление входят русские товары-хлопчато-бумажные и льняные ткани, сукно, ткани английского производства-ситец. Бязь, полотно. Зимние шубы стали покрывать сукном или бархатом. В отделке одежды все чаще используют разноцветной мишурой, вышивкойзолотили серебряной нитьюДля праздничной или выходной одежды использовались дорогостоящие ткани: сукно, бархат,плис, шелк, парча, китайка.

Появляются новые виды головных уборов(шляпы. кепки, кубанки).

Во второй половине XX века у якутов центральных улусов чаще всего иматериалом для одежды были лосинаяровдуга, беличий и лисий мех, у вилюйских-оленья ровдуга, лисий и песцовый меха.Современный национальный костюм -это второе «я» своего хозяина. По стилю, образу, уровню он полностью должен соответствовать индивидуальным качествам его обладателя и раскрывать его сущность.С началом XX века традиционная одежда полностью заменяется городской. Натуральное сырье(мех, шкуры) используются пои изготовке обуви, головных уборов. Несмотря на широкое распространение европейской одежды и обуви, ровдужная обувь практически не выходит из употребления. Охотничья и праздничная одежда все еще носит традиционный характер.

Заключение

В конце XX века национальная одежда начинает активно возрождаться. Появляется новое направление одежды: стилизованное, сценическое.Народнымимастерамиреконструируетсястаринные виды одежды, активно пропагандируется среди населения и за пределами республики. Из-за особого покроя и стилевых особенностей национальная одежда стала своего рода визитнойкарточкойреспублики/

Народный костюм сегодня существует в трех направлениях:

Традиционная одежда саха, предназначенная для обрядовых и праздничных случаев. Мастерицы этого направления придерживаются устойчивых традиций фасона. Декора и цветного решения. Преемственность традиций народного шитья продолжают в своих работах З.Понохова, В.Макарова,З.Заболоцкая и др.

Работа народной мастерицы В.Макаровой Пальто. «кытыылаах сон»


Работа В.Макаровой Наряд невесты


Второе направление связано с моделированием современной национальной одежды с использованием современной национальной одежды с использованием новых технологий. В этом направлении народные мастера сотрудничают с дизайнерами и модельерами. При этом наблюдается смешение фольклорных и профессиональных форм культуры.

Работа народной мастерицы З. Поноховой В. Национальная якутская одежда

Работа З. Поноховойсвадебная одежда

Третьенаправление формируется в профессиональной сценической среде. Оно возникает не на бытовойоснове путем развития локальных традиций.Это сценическая одежда, предназначенная для фольклорных, этнографических. Танцевальных и вокальных коллективов, а также для отдельных эстрадных исполнителей-артистов якутской эстрады


А.Филипповахудожник-дизайнер Авангардный костюм «Чолбон»

А.Филиппова художник-дизайнер Костюм «Айыы-Куо»



Национальная одежда стала полноправным компонентом современной культуры. Новое дыхание этот феномен культуры, когда уникальный жанр якутской традиционной культуры эпос-олонхо был признан ЮНЕСКО одним из мировых шедевров нематериального культурного наследия человечества. В связи с этим по всей республике стал проводиться всенародный праздник «ЫЬЫАХ», главной целью которого является возрождение прежде всего ритуально-обрядовой функции. В рамках такой массово-зрелищной деятельности одной из задач ставится пропаганда якутской национальной одежд

Использованная литература:

    Аммосова Е.Е. Народные истоки творчества. - Якутск: Изд-во «Бичик», 1994. 91с., 83 илл.

2. Гаврипъева P.C. Одежда народа саха конца 17-середины 18 века. - Новосибирск:

«Наука». Сибирское предприятие РАН, 1998. - 144 с.

3. Гарин Н.П. Дизайн для условий Крайнего Севера (принцип преемствования культуры

4. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). - Якутск:

Издание журнала «Илин», 1993. - 151 с.

5. Ермилова Д.Ю. Экологическое направление в дизайне одежды / Проблемы дизайна

костюма и пути их исследования: Сб. науч. тр. / Под общей редакцией к.т.н., доцента

Г.М.Гусейнова. - М.: Кафедра «Дизайн костюма», 1997.-С. 12-39

6. Калашникова Н.М. Народный костюм. - М.: «Сварог и К», 2002. - 374с.

7. Калашникова Н.М. Традиционный костюм народов России 19-20 вв. - СПб.: 1996. -134

8. Маак Р.К. Вилюйский округ. - 2-е изд., - М.: «Яна», 1994г. - 592 с.

9. Heyстроев Б.Ф. Саха орнаменнара. - Дьокуускай к.: «Полиграфист» ЯНЦСО АН СССР,

1989. 98с.

10. Носов М.М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца ХУП1 до 1920-х годов

/Сб. науч. ст. ЯКМ. - Якутск: Кн. изд-во, 1957. - Вып.2. - С. 116. -152

11. Осипова М. Якутская свадебная одежда. - Якутск: Якутский университет, 1974.-38 с.

12. Петров Н.Е. Из древней истории народа саха. - Якутск: НКИ «Бичик», 2003.-114 с.

13. Петрова С.И. Обрядовая одежда народа саха (этнография, этнология и антропология):

14. Петрова С.И. Свадебный наряд якутов: традиции и реконструкция - Новосибирск:

Наука, 2006. - 104 с.

15. Петрова С.И. 0бугэ танаЬауоннаитэгэлэ (Традиционная одежда и мировоззрение

наших предков). Учебно-методическое пособие. - Якутск: Бичик, 1999 - 80 е., ил.

16. Саввинов И.Е. ОбугэлэрбитолохтородьаЬахтара. - Якутск: Кн. изд., 1992.-40с.

Тема: «Якутская национальная одежда» Работу выполнила: Ученица 4Б класса Петрова Лиза. Руководитель: Калачева Л.В. Цель: изучить якутскую национальную одежду и научиться самой шить ее в будущем. Задачи: 1. Определить роль и место одежды в обрядовой культуре народа; 2. Изучить обычаи и традиции народа Саха; 3. Приобщение к национальной культуре. Актуальность. Тема актуальна тем, что мы проживаем в Якутии и я хочу познакомить сверстников с традициями и одеждой Якутов. Роль и место одежды в обрядовой культуре народа Одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию. Вся жизнь якутов была тесно связана с окружающей средой: еду, одежду, орудие труда они добывали у неё. Поэтому по их понятиям главной являлась Природа, затем Божества и только потом Человек Тотемизм У якутов, как и у многих народов был распространен тотемизм - обожествление животных. Так, у наших предков медведь, волк, лошадь, ворон, лев, лебедь, орел считались священными. Например, это можно заметить в шапке с рожками и волчьей мордой. Якутскую одежду по времени и по изменению образа жизни можно разделить на две группы: Традиционная якутская одежда (до середины 18 века). Традиционная якутская одежда (с середины 18 века до 20 века). Традиционная якутская одежда до середины 18 века. Это период рассвета национальной культуры. Велика связь одежды с религией: рогатые головные уборы, безрукавка тангалай и т.д. Одежда изготавливалась в основном из природных натуральных материалов - кожи, замши, меха домашних животных. Основным видом хозяйственной деятельности якутов было табунное коневодство и разведение крупного рогатого скота. Шкуры пушных зверей использовались для дополнительного утепления в зимних изделиях, в основном в качестве отделки. Женская верхняя одежда с бисерной отделкой (сукно). Мужской теплый камзол (сукно, мех, бисер) У многих народов в основе покроя изделий лежит прямолинейный крой. Традиционный якутский крой не является исключением. Так, повседневные изделия в основном имеют прямокроеный стан и рукав. Женская одежда такого покроя, в отличие от мужской, декорируется или нашивками из прорезной кожи по кокетке или бисерными и меховыми полосами по краям борта и подола. Безрукавка «Сон-тангалай» Эта одежда связана с культом лебедя. Это изделие небольшого объёма, выполненное из родвуги с меховой отделкой. Оно бережно хранилось и передавалось по наследству, как большая ценность. Одевала её только замужняя женщина. Эта одежда применялась и как погребальная по представлению якутов душа умершего человека проходила тернистый путь, поэтому одежда должна была быть прочной. Для этого тангалай сон спереди и сзади украшали медными и серебряными бляхами и бисером. Традиционная якутская одежда с середины 18 века до 20 века. Национальная одежда претерпевает большие изменения вследствие развития контактов, торговли с другими народами. Появляются элементы европейской одежды: воротник, карман, буфы и манжеты. Но еще сохраняется традиционная связь с верованием. Нарядное демисезонное пальто («кытыылаах сон») 2 половина 19 века. Выполнено из сукна с использованием отделки красной, черной цветов. По линиям швов нашиты металлические пластины. На уровне груди нашиты декоративные элементы в виде ромбиков из ткани. Длина изделия - до середины икры. Сложный покрой - обычно стан делают расширенным к низу, рукава имеют сборку по окату. Такой рукав формы «буф», якуты заимствовали его из русской городской одежды, также и отложные воротники. Бууктаах сон Шуба с меховой оторочкой. Её одевали невеста, женщины при различных ритуалах, благословитель на ысыахе. Этот подбитый мехом сон шился из красного, чёрного и зеленого сукна или цветной парчи Дьабака Дьабака - головной убор. Головные уборы тесно связаны с ритуальными обрядами, как рождение ребёнка, поклонение Байанаю - Хозяину тайги, с охотой. Орнамент Якутский орнамент чрезвычайно разнообразный по своему составу, включает в себя как простые геометрические, так и сложные растительные орнаментальные мотивы. Особенность его заключается в том, что он отражает основной род занятий народа - скотоводство. Особую группу якутских орнаментов составляют простые линии, кружочки и полу кружочки, дуги, ромбы, треугольники, квадраты, пунктиры, точки, кресты и сетки. К числу наиболее характерных мотивов следует отнести криволинейный орнамент. . Лировидный орнамент- рисунок широко распространен в местах, где развито коневодство. Потому и является главным рисунком в чепраках, кычыме. Название и внешний вид похожи на кумысную посуду «когер». Орнамент в виде солнца- это один из самых культовых орнаментов у якутов Он показывает преклонение якутов перед солнцем и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке «дьабака» и т.д. Украшения Металлические украшения - важная составная часть якутского костюма. В отличие от других народов большинство якутских украшений носилось поверх зимней меховой одежды (пояса, гривны, нагрудные и наспинные украшения). Металлические украшения делятся на съемные и нашивные (бляхи, подвески для оформления одежды). Особо украшается серебряными подвесками и бисером нательная одежда: ритуальные штаны, ноговицы, натазники, обрядовый пояс с колокольчиками, набедренная повязка с ниспадающими металлическими подвесками, украшения бисером. Значение цвета в одежде Весь уклад жизни и хозяйственная деятельность якутов были тесно связаны с Матушкой - Природой. Поэтому цвета их одежды отражают природную палитру - цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и красотой. ысыах Сегодня национальный костюм получил развитие и стал богатым… Приходить на ысыах в национальных костюмах становится модно и актуально. Заключение Национальная одежда, дошедшая до нас, рассказывает о времени и месте своего происхождения, отображает среду обитания, культуру и религию.

Якутия, Республика Саха - маленький, отдаленный и достаточно холодный регион Российской Федерации. Вот и все, что, как правило, знает поголовное большинство населения нашей страны об этой области. А между тем якуты - народ удивительный.

Коротко о регионе

Еще несколько столетий назад на территории современной Якутии располагался Якутский уезд, предшественник современного региона. Нынешняя же Республика Саха была образована в апреле 1922 года - поначалу как Автономная Советская Социалистическая Республика. В 1990 году ее преобразовали в Якутскую-Саха ССР, а современное наименование она получила год спустя.

Якутия входит в состав Дальневосточного федерального округа и занимает площадь более чем в три миллиона квадратных километров. При этом население всего округа едва доходит до миллиона. Главным городом Якутии считается Якутск, выросший из Якутского острога на правобережье Лены. Одна из особенностей региона заключается в том, что на его территории официально сосуществуют два государственных языка - русский и саха.

Откуда взялись якуты

О происхождении якутов ходят легенды. Одна из них, например, утверждает, что этот народ - первооснова всего человечества, поскольку Адам и Ева, от которых произошли все люди на Земле, были северянами. Другая версия гласит о существовании в древности некоего Тыгына, от которого якобы и берут начало якуты. Есть также мнение, что якуты - это татарские племена времен Орды, что они - потомки древних европейцев, что генетически им близки эвенки и много-много других. Тем не менее исследования археологов выявили, что на территории будущей Якутии люди стали жить уже во времена палеолита. В первом тысячелетии нашей эры сюда пришли предки эвенков и эвенов, тюркоязычные племена продолжали заселять площадь региона вплоть до пятнадцатого века. По утверждениям историков, якуты образовались в результате смешения тюркоязычных и местных племен. Также в крови якутов могут быть гены пришлых тунгусов.

Особенности якутов

По внешнему виду якута узнать просто. У них, как правило, овальное лицо с широким лбом, веки слегка скошенные, а глаза большие, черные. Большим является и рот, эмаль зубов желтоватая, нос обычно с горбинкой, но бывает и прямым. Цвет кожи отдает серовато-желтым или является смуглым. Волосы черные, жесткие, не вьются. Рост, как правило, небольшой. У якутов довольно высокая продолжительность жизни.

У этой народности хорошо развит слух, зрение, напротив, не очень. Они не отличаются быстротой движений, все делают неторопливо. Сверхсильных атлетов среди якутов тоже не встретить. Нация отличается высокой работоспособностью. Издавна их основными занятиями считались коневодство, разведение крупного рогатого скота, рыболовство, охота на пушного зверя. Также якуты обрабатывали дерево, выделывали шкуры, шили ковры, одежду, одеяла.

Религия занимает огромное место в жизни якутов. Сейчас они - православные, но с древних времен их быт был тесно связан с шаманством (кое-где это осталось и по сию пору).

Жилище якутов

Поскольку предки якутов были людьми кочевыми, то живут нынешние сахалары (это их самоназвание) в юртах (конечно, не все, к обитателям городов это не относится). Их поселения представляют собой собрание нескольких домов. Жилище якутов отличается от монгольских юрт тем, что возводится из круглых бревен, а не из войлока. Используют при этом лишь небольшие деревья. Рубить высокие, крупные для них грех - это одна из традиций и обычаев якутов.

Крышу делают конусообразную, а дверь располагают с востока. Помимо этого, якутские юрты имеют много маленьких окошек, вдоль которых стоят самые разнообразные лежаки - низкие и высокие, широкие и узкие, отгороженные друг от друга так, чтобы получались маленькие комнатки. Самый высокий лежак предназначается для хозяина, самый низкий находится возле входа в дом.

Как правило, юрты ставят в низинах, чтобы их не продували ветра. Часто дома делаются разборными - если племя ведет кочевой образ жизни. Выбор места для постройки жилища очень важен для якутов - оно должно приносить счастье.

Национальный костюм

Якутский костюм напрямую зависит от температурных условий - климат в Республике Саха нежаркий, именно поэтому одежда зачастую шьется с использованием конской или коровьей шкуры (а не только ткани). Для зимнего одеяния берут мех.

Сам костюм представляет собой кафтан с широкими рукавами и поясом в сочетании с кожаными штанами и меховыми носками. Кроме того, носят якуты и тканевые рубашки, подпоясанные ремешком. Материал, помимо меха и кожи, используют самый разнообразный - и шелк, и сукно, и ровдугу. В древности часто шили костюм из замши. Праздничный костюм более расклешенный книзу, с рукавами формы «буф» и отложными воротниками.

Якутская свадьба

Свадьба у якутов - явление особенное. Есть древняя священная традиция, согласно которой родители малышки практически с самого момента рождения должны найти ей будущего спутника жизни. Они выбирают мальчика и на протяжении долгих лет наблюдают за его жизнью, характером, привычками, манерой поведения - ведь очень важно не ошибиться в партии для своей дочки. Как правило, в первую очередь обращают внимание на тех мальчишек, чьи отцы обладают хорошим здоровьем, сильны, выносливы, умеют трудиться руками - делать юрты, добывать пропитание и так далее. Это означает, что все свои умения и навыки такой мужчина передаст сыну. В противном случае в качестве потенциального «жениха» мальчуган не рассматривается. Некоторые родители дочерей ухитряются выбрать будущего мужа своей малышке быстро, у некоторых этот процесс занимает довольно длительное время.

Сватовство также относится к традициям и обычаям якутов и проходит следующим образом. Девушке запрещено в этот день выходить из дома, а родители отправляются в дом кандидата на ее руку и сердце. Они беседуют не с самим парнем, а с его родителями, расписывая им в красках все достоинства дочки - здесь очень важно постараться, чтобы будущая невестка понравилась им заочно. Если родители парня не против, то они называют размер калыма - раньше калым отдавали оленями (это кое-где сохраняется и поныне), сейчас - деньгами. Когда родители ударяют по рукам, начинаются торжественные приготовления к свадьбе. Девушку к обряду готовит мать. Она же должна выдать дочери приданое, в которое непременно включаются богато украшенные наряды - это показывает, что невеста не из бедняков.

Свадебное одеяние якутов раньше шилось только из натуральных материалов, сейчас это не столь обязательно. Важно лишь одно: ослепительно белый цвет, он означает чистоту и непорочность. Также в наряде непременно наличие тугого пояса.

Время свадьбы выбирает девушка. Поначалу жених и невеста находятся в разных юртах. Шаман (вместо него может быть отец невесты или мать жениха) окуривает их берестяным дымом - считается, что это очищает молодоженов от различных наветов и всего дурного. Лишь после этого обряда им дозволено увидеть друг друга и совершить традиционный круг вокруг своего будущего дома (важно: до этого момента жених и невеста не встречаются с глазу на глаз, рядом с ними должен всегда кто-то находиться). Затем их объявляют законными мужем и женой и начинается трапеза, во время которой на девушке обязательно должны быть обереги - они защищают новоиспеченную семью от зла и болезней. Традиционные блюда на якутской свадьбе - оленина, говядина, рыба, жеребятина. Из напитков - кумыс и вино.

До свадьбы девушки-якутки могут ходить с непокрытой головой, выйдя замуж, молодая супруга отныне должна прятать свои волосы ото всех, кроме мужа.

Якутское искусство

Особенными являются и якутские песни. В первую очередь, речь идет об олонхо - местном эпическом фольклоре, который считается при этом видом поэзии. Исполняется он, как опера. Это древнейший вид якутского искусства, который нынче считается достоянием ЮНЕСКО.

Олонхо могут быть какого угодно размера - максимальные достигали тридцати шести тысяч (!) строк. В них входят все традиционные предания и сказания якутов. Исполнять якутские песни может далеко не каждый - для этого необходимо обладать ораторским даром и способностью к импровизации, а также уметь придавать своему голосу различные интонации и окраски. Олонхо рассказывают без перерыва - до семи ночей подряд, так что исполнитель должен обладать еще и хорошей памятью (впрочем, это - отличительная черта всех якутов).

Есть у якутов и свой национальный музыкальный инструмент. Он похож на варган, некоторые считают его именно разновидностью варгана. Называется этот инструмент хомус. Также к искусству якутов относится горловое пение, которым они очень славятся.

Традиции и обычаи

Издавна остаются неизменными некоторые традиции и обычаи якутов. Так, и поныне они очень почитают природу, веруя, что она живая. Они верят в существование добрых и злых духов и в то, что природа помогает бороться с последними. Так, например, молнии, гром, гроза, по их убеждениям, преследуют злых духов. Есть свои духи и у ветра - они охраняют покой на земле. Особо почитают якуты и воду, ей приносят подношения - лодочки из бересты. Нельзя опускать в воду что-либо острое - это может ранить ее. Огонь у якутов считается покровителем домашнего очага, раньше его не гасили, а переходя с места на место, забирали с собой в специальных горшках. Отдельное уважение якуты оказывают духу леса, который помогает им на промысле. Священное животное для этого народа - медведь, чьи когти они носят как амулеты и талисманы.

С традициями и обычаями якутов тесно связаны их многочисленные праздники. Например, Ысыах, который проходит в начале лета. Это семейный праздник, символизирующий дружбу народов, он считается у якутов самым главным. Другое его название - «Праздник кумыса». В его завершение непременно нужно исполнить особый танец-хоровод в честь солнца - таким образом светило благодарят за тепло.

К традициям и обычаям якутов относится и кровная месть. Также есть очень много родильных обрядов. А при смерти нужно позвать к себе кого-нибудь из молодежи и оставить ему все свои связи - рассказать как о друзьях, так и о врагах.

  1. Якутия - единственный регион в нашей стране, где действует сразу три часовых пояса (разница с Москвой 6, 7 и 8 часов).
  2. Почти половина территории Якутии расположена за Полярным кругом.
  3. У Якутии - первое место в РФ по общему количеству запасов всех природных ресурсов.
  4. Помимо двух государственных языков, в Республике Саха распространены эвенкийский, эвенский, долганский и юкагирские наречия.
  5. У якутов не растут волосы на теле.
  6. Почти в каждой якутской семье есть особые национальные ножи с асимметричным лезвием.
  7. Якутская легенда гласит, что камень Сат, который достают из желудков птиц и животных, считается волшебным, но он потеряет свою силу, если на него посмотрит женщина.
  8. Сахалар - это самоназвание якутов, а сахаляр - это человек, рожденный от брака якута и европейца.

Это далеко не все особенности и обычаи якутов. Такую интересную нацию нужно изучать долго и тщательно, чтобы полностью проникнуться их духом, - впрочем, как и любую другую народность на Земле.

В преддверии главного праздника народа саха — ысыаха— редакция сайт рассмотрела дорогой и бюджетный варианты якутского национального костюма для мужчины и женщины. В качестве примера мы выбрали прошлогодние наряды главы Якутии Айсена Николаева и его супруги Людмилы.

По словам этнографа, преподавателя СВФУ Капитолины Максимовой, главный элемент мужского костюма — это пальто. Однако у Ил Дархана, как и у большинства современников, оно больше похоже на сюртук. Это влияние городской жизни. Такие легкие пальто носила городская интеллигенция в конце 19 — начале 20 веков. Единственное отличие — отделка мехом. В целом костюм Николаева — это интерпретация традиционного пальто «кытыылах сон» с большими плечами и черным воротником. Раньше считалось, что чем больше плечи, тем состоятельнее человек. О социальной принадлежности хозяина говорил и воротник.

«В последние годы стало очень модно носить парные костюмы. Мужчины под влиянием современности предпочитают пальто светлых оттенков. Любят зеленый, темно-синий, голубой цвета. Все-таки ысыах — это летний праздник и хочется чего-то поярче. Серебряные орнаменты в виде ромбов тоже в тренде. Они выполняют роль оберега — „биэс харах“. Также у мужчин в моде серебряные пуговицы. Обычно в традиционном костюме под пальто надевают рубашку. Она такого же кроя, как и халадай, но только короче. Современный и деловой человек, тем более Айсен Сергеевич, вправе позволить себе и обычную рубашку с галстуком. Ведь он, наверно, переодевается в пиджак и встречает гостей.

Еще один обязательный элемент мужского костюма — ремень (кур). Сегодняшний шик — это серебряные пояса. Раньше очень часто путали орнаменты: вместо мужского наносили женские, растительные узоры. Сегодня ситуация исправилась, и мужчины носят настоящие мужские пояса с геометрическим и сдержанным орнаментом. Вообще, на поясе изображают практически все что угодно. Лично я видела Манчаары, гербы улусов, различных животных. И это нормально. Почему бы и нет? На традиционные пояса тоже наносили то, что видели. Например, на каком-то ремне был изображен барс. Оказалось, что где-то когда-то забежал барс из Амура. Все это, конечно же, делается из охранительных соображений. Такие ремни есть у многих народов Сибири. На пояс обязательно подвешивается нож, он показывает мужественность его хозяина. Также на ремне можно носить различные утилитарные предметы. Например, раньше это могло быть огниво. Мех летом носили для красоты, и чтобы показать свою состоятельность. Комаромахалка — дэйбиир — тоже обязательна. Особая роскошь — серебряная рукоятка, как у Айсена и Людмилы Николаевых.

Дополняют костюм головной убор из конского волоса и кожаные сапоги. По обуви определяли степень щегольства мужчины. Сегодня сапоги делаются на европейский манер. Это стилизованная обувь, при этом на носке сохранилась контрастная полоска. Если раньше она имела утилитарное значение, то сейчас используется в качестве декоративного элемента. Верхняя оторочка (билэ) мужской обуви имеет геометрические орнаменты, а иногда полоски», — подчеркнула этнограф.

Что касается костюма Людмилы Николаевой, по мнению Капитолины Максимовой, он тоже сделан под современный манер. Это интерпретация традиционного женского пальто «тангалай сон». Раньше безрукавки — рукава три четверти — носили только замужние женщины как символ того, что после замужества девушке обрубают крылья. Обычно такое пальто делали из ровдуги, обшивали бисером и мехом.

«Женский костюм — это, конечно же, халадай. Сейчас его шьют из современных и приятных телу материалов. Например, у Людмилы — шифон в несколько слоев. Раньше халадай был из простой материи, в обычной жизни его носили поверх друг друга. При этом у каждой уважающей себя женщины был парадный халадай. Поскольку ысыах был единственным праздником, когда люди наряжались, куда-то шли и встречали людей, они надевали все самое лучшее. Халадай без жилета (кэһиэччик) не носят. Платье обязательно должно быть длинным. Короткие платья, а также узкие в талии халадаи, как у казашек, считаются лишь стилизованными. Это далеко не халадай и не традиционное платье. Сейчас модно носить платья черного цвета, они отлично смотрятся с серебром. Однако раньше на праздник выбирали светлые цвета», — рассказала она.

В отличие от одежды, украшения обладают большей оберегательной силой, продолжает этнограф. В женских украшениях бессменны лировидные и растительные орнаменты. Они являются символом плодородия.

«Лировидные узоры и орнаменты наносятся не только на украшения, но и на одежду и обувь. Обычно что говорят про серьги с такими узорами? Сколько у тебя детей и внуков, столько и подвесок. Все это, мне кажется, мифотворчество последних лет. Если мы говорим про архаичные, то это серьги в виде знака вопроса. По поводу круглых блях, как у Людмилы. Ранее считалось, что их должно быть три (үс күннээх): на голове, илин кэбиһэр и на поясе. У них сильная охранительная функция. Как описывала Светлана Петрова, солнце (күн) символизирует невинность девушки и оберегает от злых духов.

Бастынга не выглядела как сейчас, когда-то это был кожаный обруч. Металлической она стала лет 50 назад. Вообще, замужние женщины не носили бастынга. Это было девичьим украшением. Особым шиком для женщин был шелковый платок, хотя это тоже влияние русской культуры. Если совсем уходить в этнографический период, то поверх бастынга надевали шапку дьабака. Если посмотреть фото с ысыаха конца 19 века, можно заметить, что все тепло одеты. Это потому, что каждый надевал все самое лучшее. Чем больше меха и серебра, тем влиятельнее считалась семья. Ысыах был местом сватовства.

В целом образ Ил Дархана и его жены — удачный пример сочетания новых тенденций и национальных традиций. Костюмы яркие и свежие. В отличие от аляпистых нарядов, они минималистичны, в них нет ничего лишнего», — подчеркнула этнограф.

Украшения, аксессуары и прочие детали якутского костюма семьи Николаевых в ювелирном магазине оценили следующим образом:

  • серьги — 5000;
  • нагрудное украшение (илин кэбиһэр) — 66 000;
  • бастынга с короной — 57 000;
  • пара браслетов (бөҕөх) — 48 000-50 000;
  • комаромахалка из белых конских волос с серебряной рукояткой (дэйбиир) — 52 000;
  • мужской пояс — 40 000-50 000;
  • якутский нож с серебряной ручкой — 50 000;
  • комаромахалка из черных конских волос с серебряной рукояткой (дэйбиир) — 52 000;
  • пуговица (1 шт) — 756;
  • большой пришивной оберег на камзол (1 шт) — 3780;
  • набор маленьких пришивных оберегов (10 шт) — 1600.

Как рассказала сайт одна из известных швей республики, в прошлом году ткань, которая использована в костюме Николаевых, стоила 4500 рублей за метр. Натуральная голубая норка стоит 5000-6000 рублей, в их костюмах использованы где-то 15 штук. На халадай потрачено около 7 метров ткани, которая обойдется приблизительно в 3500 рублей. За пошив женского костюма мастер запросила 5000-7000 рублей, за мужской — от 10 000 до 15 000.

Цена на сапоги из натуральной кожи без серебряных вставок в столичных магазинах в пределах 6000-8000 рублей. Цена на тюбетейку из конского волоса стартует от 1950 рублей и выше, цена зависит от работы мастера. Минимальная цена за шляпу из такого же материала — 6500 рублей.

Итак, если вы хотите полноценный образ, как у четы Николаевых, то будьте готовы отдать только за ювелирные изделия, аксессуары и другие детали для одежды 400 000 рублей. Сумма парного костюма с учетом работы мастера составит около 120 000 рублей. Всего — более полумиллиона рублей.

В поисках бюджетного варианта мы отправились на Столичный рынок. Мужская и женская стилизованная обувь там продается за 1500 рублей, большие илин кэбиһэр начинаются от 1000 рублей, бастынга — от 800. За серьги придется отдать 200 рублей, за мужской ремень и браслеты (бөҕөх) — по 500 рублей. Халадай и мужское летнее пальто стоят по 3500 рублей.

Жилетку (кэһиэччик), комаромахалку (дэйбиир), якутский нож и шапку из конского волоса на рынке мы не нашли. Возможно, они там есть, но не бросаются в глаза. Зато в магазинах в центре города недостающие товары представлены на любой бюджет, вкус, цвет и размер. Отметим, что цены в таблице, где мы сравнили стоимость вещей на Столичном рынке и в магазинах в центре города, указаны на крупные украшения и аксессуары.

Рынок «Столичный»

Магазины в центре Якутска

Халадай

3500

4500

Кэһ иэччик

2600

Камзол

3500

6500

Сапоги

1500

2800-3700 (кожзам)

6000-8000 (кожа)

Шапка из конских волос

1950 (тюбетейка)

6500 (шляпа)

Дэйбиир

5000

Мужской ремень

500

2900 (китайский)

Якутский нож

5200-7500

Серьги

200

200 (китайские)

Бастынга

800-1000

1500-1800 (китайская)

5850 (из мельхиора)

Нагрудное украшение (илин кэбиһ эр)

1000

1500-1800 (китайское)

5900 (из мельхиора)

Браслеты (боҕ ох)

500

300-400 (китайские)

3500-5000 (из мельхиора)

Стоит подчеркнуть, варианты бюджетного или дорогого костюма у каждого свои. Все зависит от суммы, которую человек готов потратить. В любом случае в магазинах выбора предостаточно. Как минимум, женщина может купить себе серебряные серьги, а мужчина — подвязаться кушаком, уверена этнограф Капитолина Максимова. Во всем этом изобилии товаров, фасонов одежды, главное — это придерживаться устоев современного традиционного костюма. К примеру, не носить слишком короткие платья, при этом углубляться в каноны также не стоит. Важно помнить, что национальный костюм является лицом народа.

Нравится 60

Национальная одежда формируется под влиянием нескольких факторов. Важен климат, быт, вера и прочие жизненные нюансы. Якутский костюм предусмотрен для холодного климата . Некоторые элементы национальной одежды были взяты у других народов, но от этого костюм не теряет своей самобытности.

Якуты проживают в Якутии и Краснодарском крае. Небольшие национальные общины обитают в Амурской области. Также якуты проживают на территории Магадана и Сахалина.

Первый национальный костюм появились в XVIII веке. Он представлял собой верхнюю одежду с натуральным мехом и некоторыми декоративными элементами (вышивка, металлические детали). Тогда использовались грубые ткани, меха, кожа, шёлк .

Якуты в основном занимались скотоводством, поэтому для гардероба использовали натуральную кожу, замшу и меха. Обычно «эксплуатировали» короткошёрстных животных, но для утепления применяли и мех длинношёрстых зверьков.

Важно! Длинношёрстый мех использовали в декоративных целях, украшая воротник, манжеты, общий периметр наряда.

Особенности фасонов

Национальный крой наряда якутов представляет собой прямой силуэт с аналогичными рукавами. Но существует несколько вариантов выполнения костюма. Предметы одежды якутов:

Для каждого фасона характерны яркие украшения. Так, таналай декорировался подвеской из металла, которую размещали на поясе. Для кроя кытыылаах в женском наряде доминировал красный цвет в вышивке. Мужской костюм обрабатывали более тусклыми оттенками.

Из чего состоит женский костюм?

Женские и мужские костюмы имели одинаковый крой. Они отличались только декоративной отделкой. Гардероб якутки обязательно включал аннах . Он представлял собой кусок ткани, которым дамы прикрывали лицо. Материалы для женских нарядов:

В женском гардеробе была грубая рубаха, панталоны из кожи (элемент защищал тазовый отдел), ноговицы, шуба, шапка и большое количество украшений. Ноговицы представляют собой кожаные гетры без ступни. Традиционная шапка якуток напоминала шлем (как на фото). Наибольшую ценность представляли украшения. Женщины обильно декорировали все части наряда . Популярность до сих пор пользуется бисерная отделка.

Мужской костюм: подробности

Наряд мужчин отличался скромностью, если его сравнивать с женским. Ежедневная одежда отделывалась мехом на манжетах и воротнике. Отделка была достаточно объёмной. Головной убор должен был быть практичным, закрывать уши от холода. Шапка напоминала шлем. Часто на национальных головных уборах можно увидеть ушки, которые ассоциируются с космической связью.

Детские костюмы

Детская одежда является мини-копией взрослых нарядов. Для её изготовления используют те же материалы и ткани: шкура, мех, богатый декор, расшивка бисером. Головной убор отделывается мехом.

Современный костюм якутов

Современный костюм изготавливается из разных материалов. Активно используют лёгкие ткани, такие как шифон, шёлк, атлас. Популярностью пользуется органза, парча, замша. Одежда обязательно подразумевает натуральный мех и богатый декор . Наряд украшают бисером, металлическими элементами, яркими стразами.

В современном мире есть множество технологий, которые помогают по-новому интерпретировать национальное одеяние. Роскошное убранство выглядит сказочно, так как используются интересные фасоны, яркая палитра красок. Это смотрится стильно, но не имеет никакой исторической подоплёки.

Важно! Дизайнеры в создании костюмов ориентируются на сказочных персонажей, поэтому одежда не имеет исторической точности.

Национальные костюмы надевают на праздники, церемонии, обряды. Некоторые элементы комбинируют с современными нарядами. Активно используют натуральные меха и расшивку бисером.

Поделиться