Лучшие цитаты из маленького принца. Дружба — это священное слово! Тема дружбы в рассказе маленький принц

Сочинение

Многие люди пытались научить своих собратьев, как надо жить на нашей планете. Но мало кто из них сумел это сделать так, как Антуан де Сент-Экзюпери, писатель и летчик, один из первых увидевший Землю с большой высоты, почувствовавший хрупкость и незащищенность не только человека, но и планеты Земля и всего живущего на ней. И содрогнувшийся от осознания того, что люди не понимают, не видят и не верят этой хрупкости; что драма Земли для них так же недоступна, как чувства слона, проглоченного удавом, или как чувства удава, проглотившего слона, - они видят не это, а лишь шляпу на рисунке мальчика.

В повести-сказке «Маленький принц» Экзюпери отстаивает доброту и человечность в человеке по отношению ко всему живому: Лису, Розе, Планете. Он выразил эту главную свою мысль фразой, ставшей почти лозунгом, послужившей названием для многих статей о «братьях наших меньших»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Экзюпери утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он даже учит его, как это сделать, учит его нежности и постепенности, верности и настойчивости, осторожности (потому что боишься спугнуть зарождающееся чувство того, кого приручаешь) и решительности. И принцу, и Лису эта дружба нужна в равной степени. И даже больше она нужна была Маленькому принцу, потому что именно Лис научил его любить. Научил тому, что «любовь не может быть абстрактна, любовь всегда конкретна», и объяснил это (ему и читателям) на примере любви самого Маленького принца к Розе.

Маленький принц любил именно Розу (с большой буквы - это имя, а не название, и дальше будет ясно, почему это так), свою Розу, она стала для него чем-то неповторимым. И когда он увидел много роз на земле, ему показалось, что ни одна из них не могла сравниться с его Розой. Она была взбалмошна и капризна, она привередничала и спорила, она даже обижала Маленького принца, вырастившего ее и самоотверженно ухаживающего за ней. Но она была его Розой, он знал ее привычки и глупости, ее обиды и радости. Он любовью своей сделал ее неповторимо прекрасной и единственной, И все другие розы для него - скучные, потому что их никто не любит, они стали бы для него прекрасны, лишь освещенные любовью человека, делающего живым все, что он полюбит истинной любовью. Все это понял Маленький принц благодаря дружбе Лиса, понял и почувствовал, и затосковал по своей Розе, и захотел вернуться к ней, чтобы больше никогда ее не покидать.

Так же, как Розу, принц любит и свою планету. Ему очень нравится на Земле, но он так тоскует по своей родной планете и по своей Розе, что готов к ним вернуться даже ценой смерти. Да, он боялся смертельного укуса змеи, боялся даже не физической боли, а чего-то неизвестного, что должно случиться с ним и чего он не знает. Змея объяснила ему, что тело слишком тяжелое, что вместе с телом ему никогда не попасть вновь на свою планету, которую тоже надо было бы писать с большой буквы, потому что она для него - единственная, возлюбленная, обихоженная его руками и нуждающаяся в нем, и только в нем. Он очень хотел жить и боялся умереть, но жить он мог и хотел только на своей планете, только рядом со своей Розой. Он не верил, что его желание может исполниться.

Лис тоже верил, что Маленький принц не может умереть, что он будет жить, и жить счастливо, на своей планете. И все-таки Экзюпери против их расставания, против расставания близких сердец. Он показывает глубокую грусть Лиса, когда тот прощается с принцем. Лис говорит принцу: «Я часто буду смотреть на звезды, и звезды будут напоминать мне твои волосы».

Экзюпери говорит: не надо расставаний, нужны только встречи близких сердец, нужны любовь и человечность на нашей такой большой и в то же время такой маленькой и хрупкой планете.

Другие сочинения по этому произведению

Мы в ответе за тех, кого приручили (по повести А. Сент-Экзюпери «Маленький принц») Раскрытие жизненных ценностей в сказке «Маленький принц» Сочинение по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" Характеристика образа Маленького принца Характеристика образа Лиса Нравственно-философские уроки сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Нравственно философское содержание сказки «Маленький принц» Зорко одно лишь сердце Самого главного глазами не увидишь Краткое содержание – Экзюпери «Маленький принц» «Маленький принц»: Земля и земляне, взрослые и дети - какие они "Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил" (По сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (2) Путешествия маленького принца (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (2) Сказка для детей и взрослых (по произведению А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (1) "Самого главного глазами не увидишь" (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (1) Нужно сохранить мир человечества (по сказке «Маленький принц») Сказка для детей и взрослых (по произведению А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (2) Нравственно-философское содержание сказки «Маленький принц» Сочинение-миниатюра по сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” Характеристика образа Розы Безумен ли фонарщик? (Сочинение-миниатюра по сказке Антуана де Сент-Экзюпери \ "Зорко одно лишь сердце" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") Сочинение по сказке Антуана де Сент-Экзюпери Антуан де Сент-Экзюпери и его «Маленький принц» Безумен ли фонарщик (Сочинение миниатюра по сказке Антуана де Сент Экзюпери "Маленький принц") Самого главного глазами не увидишь (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц») Антуан де Сент-Экзюпери («Маленький принц») Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» Сент-Экзюпери "МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ" Повесть (1943) «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») (План)

ІІ семестр

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР

УРОК № 66

Тема. Любовь и дружба в сказке-притче А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цель: продолжить чтение сказки, раскрыть понятия «любовь» и «дружба», сравнить, как их понимают герои сказки и ученики; пополнить «Копилку золотых изречений»; разгадывать загадки героев сказки; воспитывать уважение к настоящих жизненных ценностей.

Хорошо, если есть друг, даже если надо умереть.

А. де Сент-Экзюпери

Любить - это не значит смотреть друг на друга,

любить - значит смотреть в одном направлении.

Антуан де Сент-Экзюпери в душе навсегда остался ребенком. В своей жизни он совершил немало таких поступков, которые вызывают и удивление, и восхищение.

Когда его друг Гійоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил на своем самолете над мертвыми горными верхушками, достигая самого дна ледяных ущелий.

Лежа в снегу, я тебя видел, но ты меня не замечал,- говорил потом чудом спасенный Гійоме.

Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?

Кто бы еще отважился летать так низко в этих горах? - ответил Гійоме.

Сент-Экзюпери в своей жизни потерпел 15 аварий. Первая из них произошла, когда во время народного гуляния в Версале он выделывал головокружительные трюки. Машина начала разваливаться в воздухе. «Мне не спастись, и не падать же на праздничную толпу»,- успел подумать он и сумел дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.

Много лет без всякой надежды находился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Экзюпери выкупил Барка и помог ему вернуться на родину - до жены и детей.

Однажды в Южной Америке Экзюпери случайно встретил обедневшего старого француза, который отправился в Новый свет в поисках счастья и доживал свой век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль до Марселя и отдал ему последние деньги.

В Орконте Экзюпери увидел знакомую девочку Сесиль всю в слезах. Ей хотелось иметь зонтик, но мать убеждала дочь в том, что зонтиков для детей не бывает. На следующий день писатель пришел к Сесиль с маленьким зонтиком.

Возможно, именно про этот случай вспомнил Экзюпери, когда писал: «Маленькая девочка в слезах, ее надо утешить. Только тогда наступит в мире порядок».

Он научил трехлетнего мальчика пускать мыльные пузыри. Но, касаясь стены, пузырьки лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходов мрачный. Потом добавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри улетали от стенки, словно мячики; они стали ярче и долговечнее.

Какие черты характера присущи Экзюпери? (Мужество, смелость, ответственность, отзывчивость, доброта...)

Как вы думаете, был писатель настоящим другом, умел он любить? (Да, потому что он всегда стремился прийти на помощь другим людям, проявлял чуткость и доброту.)

II. Изучение нового материала

Какой смысл вы вкладываете в слова дружба, любовь? Что означает для вас дружить, любить?

Дружить - это... (помогать, делиться, поддерживать, интересоваться...) Любить - это... (заботиться,радоваться, сочувствовать...)

Объясните значение эпиграфов к уроку. Согласны ли вы с этими мыслями?

2. Работа с текстом

1) Чтение XVII, XX разделов с лицами

Что означают слова змеи: «Я могу отнести тебя дальше, чем любой корабль?» (Змея - небольшое существо, но мощная, потому что может лишить жизни кого угодно. Она жалеет Маленького принца, но предлагает ему свою «помощь» на тот случай, если она ему понадобится.)

Как вы понимаете слова змея: «Среди людей тоже одиноко»? (Можно чувствовать себя одиноко даже в толпе людей, если не имеешь друзей, единомышленников, близких по духу людей. Яркий пример - рассказчик, которому было одиноко в мире взрослых и который встретил духовно родственную душу в пустыне, за тысячи миль от человеческого жилья.)

Почему заплакал Маленький принц, увидев розы на Земле? (Только теперь он узнал, что его цветок - обычная роза, а не исключительная, загадочное растение, подобной которой нет во Вселенной.)

2) Чтение за лицами XXI раздела

Что значит «приручить»? Или вы кого-нибудь приручали? («Приручить» означает испытывать сильную привязанность к кому-то, нежность, любовь, чувство ответственности.)

Как изменится жизнь Лысая после приручения? («Если ты меня приручиш, моя жизнь словно солнцем осветится. Твои шаги я буду отличать от тысячи других. Услышав шаги людей, я всегда убегаю и прячусь. И твоя походка позовет меня, словно музыка, и я выйду из своего убежища.

И еще - смотри! Видишь, вон там, в полях колосится пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужно. Поля пшеницы мне ни о чем не говорят. И это печально. А ты имеешь золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручиш! Золотая пшеница будет напоминать мне о тебе. И я полюблю шелест колосьев на ветру...»)

В чем суть диалога Маленького принца и Лиса?

«Настало время прощания.

Я буду плакать по тебе,- вздохнул Лис.

Ты сам виноват,- сказал Маленький принц. - Я не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

Да, конечно,- сказал Лис.

Но ты будешь плакать!

Да, конечно.

Значит, тебе от этого плохо.

Нет, мне хорошо,- возразил Лис. - Вспомни, что я говорил про золотые колосья».

(Лис будет страдать от разлуки с Маленьким принцем. Но еще хуже для него было бы не иметь друга вообще. Лис будет вспоминать о Маленьком принце, глядя на золотые колосья пшеницы, и помнить, что когда-то у него был друг, который его приручил.)

Какие секреты открывает Лис Маленькому принцу? («Видит одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»; «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»)

Как вы понимаете эти слова? (Надо доверять своему сердцу, действовать так, как оно велит. Чувствовать ответственность за людей, которые стали тебе близкими, заботиться о них, поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Слово «навсегда» у Экзюпери подчеркивает невозможность измены, разрыва отношений между близкими людьми. Так должно быть, по мнению писателя. Так не всегда бывает, к сожалению. Не поэтому так много несчастных людей в мире?)

3) Работа с «Копилкой золотых высказываний»

Запишите секреты Лиса в «Копилку».

Мальчик понял слова Лиса? (Да, он возвращается домой, чтобы сохранить свой цветок, потому что она - единственная и неповторимая, хотя и очень похожа на все другие розы.

«Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть... Мне она одна дороже всех вас. Это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком... Я слушал, как она жаловалась и как хвасталась, я прислушивался к ней, даже когда она замолчала. Она - моя».)

В чем суть аллегорического образа Лиса? (Лис - друг)

III. Выводы

Что понял и чему научился Маленький принц во время пребывания на Земле? (Он понял, что такое настоящая дружба и любовь; начал ценить свою капризную, но прекрасную розу; нашел на Земле друзей - Лиса и летчика.)

Аргументы-цитаты из аллегорической повести «Маленький принц».

Когда говоришь взрослым: "Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби", - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: "Я видел дом за сто тысяч франков", - и тогда они восклицают: "Какая красота!"
Но я, к сожалению, не умею видеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых. Наверное, я старею.

Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. (эпиграф-посвящение)

Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать.

Взрослые <…> воображают, что занимают очень много места.

Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.

Одни только дети знают, что ищут. Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и, если ее у них отнимут, дети плачут…

Я знаю одну планету, там живет один господин с багровым лицом. Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!»- совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб.

Отношение к окружающему миру. Как нужно (следует) относиться (к людям, природе, братьям нашим меньшим).

Среди людей тоже одиноко.

Все дороги ведут к людям.

Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок- и сразу же приведи в порядок свою планету.

Роль смеха в жизни человека, для чего он необходим?

Смех, как родник в пустыне.

Роль памяти, истории, родины.

У людей нет корней, поэтому им очень тяжело живется.

И когда ты утешишься (в конце концов, всегда утешаешься), ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною. Иной раз ты вот так распахнешь окно, и тебе будет приятно… И твои друзья станут удивляться, что ты смеешься, глядя на небо. А ты им скажешь: «Да, да, я всегда смеюсь, глядя на звезды!» И они подумают, что ты сошел с ума. Вот какую злую шутку я с тобой сыграю.

Обман, ложь.

Глупо лгать, когда тебя так легко уличить!

Можно быть верным слову и всё-таки ленивым.

Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврёшь.

Что такое мудрость и для чего она нужна (кого можно назвать мудрым человеком?)

Если ты сумеешь правильно судить сам себя, значит ты действительно мудр.

Как увидеть прекрасное в простом, для чего это нужно человеку? Красота внешняя и внутренняя: в чем разница, что важнее? Как увидеть красоту окружающего мира?

Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом.

Вы красивые, но пустые,- продолжал Маленький принц.- Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она- моя.

Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники..

Будь то дом, звезда или пустыня- самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.

Когда он зажигает свой фонарь- как будто рождается еще одна звезда или цветок.

А когда он гасит фонарь- как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво.

Его полуоткрытые губы дрогнули в улыбке, и я сказал себе еще: трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который сияет в нем, словно пламя светильника, даже когда он спит… И я понял, что он еще более хрупок, чем кажется.

Что действительно важно, а что второстепенно в жизни человека? что самое главное в жизни человека? соотношение внешнего и внутреннего.

Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека.

Самое главное- то, чего не увидишь глазами…
Зорко одно лишь сердце – самого главного глазами не увидишь.

Для чего нужны друзья, роль дружбы и любви в жизни человека, что дает человеку дружба и любовь?Для чего нужна привязанность? Какова роль верности в жизни человека? Почему важно хранить верность близким?

- Если любишь цветок- единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…» Но если барашек его съест, это все равно, как если бы все звезды разом погасли!

Это очень печально- когда забывают друзей. Не у всякого был друг.

Ведь я не хотел чтобы тебе было больно, ты сам пожелал чтобы я тебя приручил.

Мой друг никогда мне ничего не объяснял. Может быть, он думал, что я такой же, как он.

Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.

Если любишь цветок- единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд,- этого довольно: смотришь на небо- и ты счастлив. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…»

Хорошо иметь друга, даже если тебе скоро помирать.

Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать.

Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом- смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…

Поиск смысла жизни (в чем смысл жизни?) Проблема поиска счастья (как найти счастье? для чего это нужно?)

Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, <…> Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою.

Прощайте,- сказал он.
не ответила.
- Прощайте,- повторил Маленький принц.
Она кашлянула. Но не от простуды.
- Я была глупая,- сказала она, наконец.- Прости меня. И постарайся быть счастливым.
И ни слова упрека. Маленький принц был очень удивлен. Он застыл, смущенный и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?
- Да, да, я люблю тебя,- услышал он.- Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.
- Но ветер…
- Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я- цветок.
- Но звери, насекомые…

Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками.
Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.
И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:
- Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти- так уходи.
Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок…

Если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдешь…

Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут,- сказал Маленький Принц.- Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую…

Люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут.

Какой должна быть власть? Как соотносятся власть и народ?

С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

Власть, прежде всего, должна быть разумной.

…короли смотрят на мир очень упрощённо: для них все люди- подданные.

Проблема понимания. Как понять друг друга?

Слова только мешают понимать друг друга.

Ответственность за поступки, как охарактеризовать человека? Что такое человек? По чему можно судить о человеке?

Знаешь… моя роза… я за нее в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира…

Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.

Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты- это твои действия, и нет другого тебя.

Что это ты делаешь?- спросил Маленький принц.
- Пью,- мрачно ответил пьяница.
- Зачем?
- Чтобы забыть.
- О чем забыть?- спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.
- Хочу забыть, что мне совестно,- признался пьяница и повесил голову.
- Отчего же тебе совестно?- спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.
- Совестно пить!- объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

Неужели, неужели я никогда больше не услышу, как он смеется? Этот смех для меня- точно родник в пустыне.
И тут он тоже замолчал, потому что заплакал…

Взгляните на небо. И спросите себя: «Жива ли та роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел?» И вы увидите: все станет по-другому… И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!

Это, по-моему, самое красивое и самое печальное место на свете. Этот же уголок пустыни нарисован и на предыдущей странице, но я нарисовал еще раз, чтобы вы получше его разглядели. Здесь Маленький принц впервые появился на Земле, а потом исчез. Всмотритесь внимательней, чтобы непременно узнать это место, если когда-нибудь вы попадете в Африку, в пустыню. Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой! И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы, уж конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда- очень прошу вас!- не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся…

Тема: «Дружба и вражда»

  1. И.А.Гончаров « Обломов»
  2. А.М.Горький «Детство»
  3. А.А.Фадеев «Молодая гвардия»
  4. А.Сент-Экзюпери « Маленький принц»

И.А.Гончаров « Обломов

Андрей Штольц и Илья Обломов - два главных героя романа И.А.Гончарова «Обломов». Во многом они различны и по характеру, и по взглядам, и по действиям. Однако героев тянет друг к другу, Штольц с радостью приезжает к Обломову, а тот с неменьшим удовольствием его встречает.

Ещё в школьные голы они много времени проводили вместе, были любознательными детьми, мечтали об активной и интересной жизни. «…их связывало детство и школа – две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении…»
Обломов постепенно угасал, желание и интерес пропадали в нём, а Штольц, наоборот, двигался вперёд, активно работал, стремился к чему-то.

Никто не смог вернуть Обломова к активной жизни. Даже такая деятельная, энергичная натура, как Штольц, не смог этого сделать. Он до конца хочет помочь другу: «Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет.

Что ты стал? Опомнись! Разве ты к этому быту готовил себя, чтоб спать, как крот в норе? Ты вспомни все…» . Но Обломов ничего не хочет менять в своей жизни. Даже дружба оказалась не всесильной, если сам человек не захотел измениться.

В жизни сам человек делает свой выбор. Надеяться на то, что кто-то кардинально изменит твою жизнь без собственных усилий нельзя. Да, друзья помогают человеку, поддерживают его. Но всё же именно человек сам должен делать решительные действия, двигаться вперёд. К такому выводу приходят читатели после прочтения романа.

А.М.Горький «Детство»

Алексей Пешков - главный герой повести А.М.Горького «Детство» - рано остался без родителей. Жизнь в доме его деда Каширина была сложной. «Странная жизнь» здесь стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением». Постоянная вражда окружала мальчика в доме. «Дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». Отношения и между взрослыми - дядьями Алёши- и между их детьми были далеко не родственными и дружескими. Дядья ждали свою долю наследства, вечно ссорились, да и дети не отставали от них. Постоянные жалобы, доносы, желание сделать другому больно, удовольствие, испытываемое от того, что кому-то плохо - вот та обстановка, в которой жил герой. Ни о какой дружбе с двоюродными братьями не было и речи.

Однако и здесь были люди, к которым тянется Алёша. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчил большое будущее (погиб Цыганок, когда нёс непосильный крест на могилу жены деда мальчика), и Хорошее Дело, приучивший его к чтению.

Настоящим другом стала для Алёши его бабушка, Акулина Ивановна, женщина добрая, умная, жизнерадостная, несмотря на тяжёлую жизнь, на то, что была вечно бита своим мужем. Её глаза горели «неугасимым, веселым и теплым светом». Он будто до нее спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

Много вокруг мальчика было вражды. Но много и доброты, понимания. Именно дружеские отношения с людьми не позволили очерстветь его душе. Алёша стал добрым, чутким, сострадающим человеком. Дружба способна помочь человеку в трудные минуты сохранить лучшие нравственные человеческие качества.

Всё начинается с детства. Так важно в этот период, чтобы детей окружали добрые, порядочные люди, ведь во многом от них зависит, каким вырастет ребёнок. К этому выводу подводит автор читателей.

А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Война. Это тяжелейшее испытание для людей, особенно для детей. Именно дети - главные герои произведения А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»

Причина любой войны - вражда. Именно она делает людей жестокими, бездушными, и именно на войне часто раскрываются многие нравственные качества человека, красота его души.

Главные герои повести- Кузьмины Колька и Сашка, братья, воспитанники детского дома. Их детский дом переселяют на Северный Кавказ, который был только что освобождён от немцев.Массовое переселение народов проводилось в годы войны, в 1943-1944 годах.

Читатель видит детскими глазами происходящее. Людей дети ценят по тому, отняли у них еду или нет; им непонятно, почему из проходящего мимо вагона дети протягивают руки и о чём- просят, а в их глазах- слёзы. Они не могут осознать того, почему так жестоки люди. Вспомним страшную картину, когда Колька увидел казнённого брата.

Нет для детей деления людей по национальностям. Добрый - значит свой, злой, жестокий- враг. Не случайно друзьями становятся Колька и одиннадцатилетний чеченский мальчик Алхузор. Оба они одиноки и несчастны, нашли душевную близость и поддержку друг у друга. И какое значение имеет то, что один - русский, а другой чеченец. Они стали друзьями. Горе сблизило их. В детприёмнике, где оказались дети, были крымский татарин Муса, и немка Лида Гросс «с большой реки», и ногаец Балбек. Всех их объединяла общая страшная судьба.Они были втянуты в водоворот проблем взрослых, свидетелями истребления народов, вражды между ними, именно они испытали на себе все ужасы этой борьбы взрослых.

Мир вражды страшен. Он разрушает судьбы людей. Необходимо прекратить враждовать, толерантно относиться к людям, не допускать уничтожения собственного народа - к этому призывает автор. «Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди», — скажет воспитательница Регина Петровна.

Детские души так чисты и невинны, словно « золотые тучки» , они способны понимать друг друга. Страшно, если эти «тучки» разобьются о вершину утёса - о равнодушие и жестокость людей.

Взрослые могли бы перенять у детей стремление жить в дружбе, понять, как страшна вражда. «Я думаю, что все люди - братья , - скажет Сашка, и они поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышали о войне, где брат убивает брата.

А.А.Фадеев «Молодая гвардия»
Роман А.Фадеева «Молодая гвардия» повествует о тяжёлых военных годах, об оккупации советской территории фашистами. Одним из городов, в котором пытались хозяйничать немцы, был Краснодон. Именно в нём прошло детство юных героев. Здесь они учились в школе, дружили, влюблялись, мечтали о будущем. Но война перечеркнула все планы, осталось главное на тот момент - отстоять свободу и независимость своей Родины.А.А.Фадеев «Молодая гвардия»

Прекрасны молодогвардейцы, комсомольцы, создавшие подпольную организацию для борьбы с фашистами - «Молодую гвардию». Олег Кошевой, Ульяна Громова, Люба Шевцова, Сергей Тюленин и другие - всех их объединяла вражда к врагам, посягнувшим на свободу страны. Ненависть, злоба на них помогала ребятам бороться с фашистами.

Молодогвардейцы были отчаянны, храбры, не боялись опасности. Несмотря на то, что шла война, они со свойственным им задором шутили, поддерживали друг друга, любили и дружили.

Предательство одного из них - Стахевича- привело к трагедии. Все члены организации были схвачены. Их пытали, а потом жестоко казнили. Цена предательства оказалась так велика.

«Ничто так не сближает людей, как пережитые вместе трудности ». В застенках фашистов ребята поддерживали друг друга, старались хоть как-то облегчить страдания друзей.

« Дружба! Сколько людей на свете произносят это слово, подразумевая под ним приятную беседу за бутылкой вина и снисхождение к слабостям друг друга! А какое отношение это имеет к дружбе? Нет, мы дрались по всякому поводу, мы совсем не щадили самолюбия друг друга, - да, если мы были не согласны, мы наносили друг другу «ножевые» раны! А дружба наша от этого только крепла, она мужала, она точно наливалась тяжестью …». Дружба ребят прошла проверку на прочность. Они выдержали, выстояли. Народ помнит подвиг молодых героев. На родине молодогвардейцев им установлен памятник, возле которого всегда живые цветы.
О многом заставляет задуматься роман А.Фадеева, о том, как надо любить Родину, народ, каким необходимо быть человеком, как нужно ценить дружбу, не предавать её, оставаться человеком в любых жизненных ситуациях.

А.Сент-Экзюпери « Маленький принц»

Сказку «Маленький принц Антуан де Сен-Экзюпери написал в годы Второй мировой войны, в 1943 году. Автор словно предупреждал человечество о последствиях непонимания, вражды между людьми, а значит, между народами и странами, отмечая, что спасти может только дружба, любовь, взаимопонимание, сочувствие мудрость людей.

Многие фразы произведения стали афоризмами. ««Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении».

Эти слова можно отнести и к дружбе. Настоящие друзья действительно стремятся понять друг друга, «смотреть в одном направлении», не конфликтовать, спокойно решать все возникающие проблемы.

Видеть мир глазами ребёнка – это так прекрасно. Ведь дети видят красоту природы, окружающих, понимают ложь и фальшь, замечают всё то, на что взрослые, порой за массой дел и проблем, уже давно перестали обращать внимание.

«Все мы родом из детства»,- пишет автор, то есть всё лучшее, что есть в нас,- это оттуда, из нашего далёкого детства.

Произведение философское, в нём столько размышлений о смысле жизни, о нравственных понятиях и принципах, о взаимоотношениях между людьми

Главному герою – Мальчику - открывается много истин. Одна из низ высказана Лисом, что люди могут быть равнодушны, бессердечны по отношению друг к другу, но могут быть и близки, дороги, нужны. Он понимает, что дружба - это составляющая счастья человека, жизнь «точно солнцем озарится », если что-то будет напоминать о друге. Самого главного нельзя увидеть глазами, нужно чувствовать всей душой, сердцем, тогда раскроется истинная красота таких человеческих отношений, как дружба. «Подлинные чудеса не шумны. И самые важные события очень просты».

« Создать узы»- вот что значит, по словам Лиса, приручить кого-то. «Мы все в ответе за тех, кого приручили». Сколько мудрости в этих словах: надо дорожить теми, кто близок тебе, доверился, надеется на тебя, надо беречь ценные человеческие отношения. Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей всю душу ,»- говорит Лис Мальчику»)

«Хорошо , если у тебя когда-то был друг, пусть даже надо умереть »,- к такому выводу приходят читатели, понимая, как высока цена дружбы.

«Зорко одно лишь сердце». Сердцем, всей душой нужно воспринимать жизнь, тогда будет надежда на то, что вражда не затмит разум людей, не приведёт к ужасным последствиям. Как же актуально звучало произведение в годы войны, как важно понять его сейчас, в наше довольно неспокойное время!

Сочинение «Дружба Маленького Принца и Лиса» школьники пишут в ходе изучения одного из гениальных произведений Экзюпери. Работы детей, как и сама сказка, изобилуют философскими размышлениями, аналогиями и маленькими открытиями, которые делают для себя ученики. Одна из них предлагается ниже.

Сочинение: дружба Маленького Принца и Лиса

«Маленький Принц и Лис: дружба» — сочинение. Начиная читать сказку «Маленький Принц» французского писателя Экзюпери, я был немного разочарован и даже расстроен. Ведь столько слышал об этом легендарном авторе, который был не только писателем, но и летчиком и героически погиб во время войны.

Сказка казалась слишком детской и непонятной. Однако, продолжая чтение, я втягивался все больше и постепенно понял, что «Маленький Принц» – не только детское произведение, а настоящий литературный шедевр. Это притча с глубоким смыслом, которую можно перечитывать сто раз всегда находить в ней новое для себя.

Главный герой произведения Экзюпери – мальчик, путешествующий по разным планетам и попавший на Землю. Его основная черта – любопытство. Этот герой все время в поиске – он хочет найти истину, понять, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что нет. Ему абсолютно чужды какие-либо стереотипы, свойственные большинству взрослых людей.

Душа Маленького Принца чиста как стеклышко, но он одинок. Для меня этот герой символизирует того ребенка, который живет в душе каждого человека, сколько бы лет ему ни было, и какой бы путь не лежал за плечами. Малыша пытливого, немного наивного, неиспорченного, верящего в чудо несмотря ни на что.

Этот ребенок и есть настоящая сущность человека. Люди вырастают и прячут его глубоко-глубоко в душе, прикрываясь мудростью, цинизмом и другими «масками». Однако он до самой смерти живет внутри нас. Смеется и плачет, радуется и расстраивается. Просто мы не всегда его слышим.

Маленький Принц, этот чистый и не запыленный человечек, искал истину. Одно из самых важных открытий помог ему сделать Лис, которого главный герой встретил на Земле. Этот персонаж олицетворяет в произведении дружбу. Именно ему принадлежит бессмертная фраза, ставшая афоризмом: «Мы в ответе за тех, кого приручаем».

Благодаря Лису Маленький Принц понял, почему так дорога ему Роза, выращенная им на родной планете, а все остальные – это просто цветы. Потому что в это живое существо была вложена забота. То, о чем заботятся люди, становится для них очень дорогим, единственным, неповторимым.

Здесь еще один вывод, который читатель делает вместе с героем: именно забота – это и есть любовь. Которая отнюдь не абстрактное возвышенное чувство, а теплота, подаренная другому живому существу.

Дружба Маленького Принца и Лиса – это очень трогательный и немного грустный эпизод. Лис хотел бы никогда не расставаться с новым другом, но сам говорил об ответственности. Поэтому понимает, что Маленькому Принцу нужно лететь к своей Розе, которая завянет без его заботы.

Герои расстаются. Лис рад, что в жизни его друга есть дорогое существо – и в этом проявляется подлинность его дружбы. Он не эгоистичен. Маленький Принц после долгих путешествий в поисках истины наконец понял, что на свете самое главное. От мысли, что на далекой планете его ждет хоть и колючая, но любимая Роза, на душе его стало тепло. Тогда одиночество отступило.

Поделиться