Игры в школьном лагере помощь вожатому. Методическая копилка вожатого. Сборник игр

«Солнышко за тучкой»

Мелом на асфальте рисуют небольшую окружность. Вокруг нее рисуют круг большей величины. Наружную окружность делят на секторы по количеству участников минус один (ведущий). Секторы нумеруют по порядку от одного и до …

Ведущий выбирается считалкой. Он становится в центральный круг. Остальные участники занимают секторы наружного круга. Ведущий закрывает глаза и повторяет: «Побежали, побежали…» Игроки бегут по наружному кругу, занимая чужие сектора. Через несколько секунд ведущий говорит: «Стоп!». Все замирает на тех местах, на которых их застало это слово. Не открывая глаз, ведущий называет номер сектора.

Игрок, который занимает этот сектор, срывается с места и бежит, пока ведущий опять не скажет «Стоп!» Ведущий наконец, открывает глаза. Его задача определить на глазок расстояние до убежавшего игрока. Метрическая система стандартная: нормальные шаги, гигантские (гуливерские), курячие (лилипутские) и прыжки. Ведущий называет предположительное количество шагов. Если он угадал и, прошагав названное количество шагов, может дотронуться до игрока, то покидает свое место в центре круга. Если не угадал, то возвращается на место и игра продолжается.

«Снежный ком»

Ведущий называет свое имя. Второй игрок называет имя ведущего и свое имя. Третий называет имена предыдущих игроков и свое и т. д. Труднее всего придется последнему игроку - он должен без ошибок произнести имена всех участников игры и не забыть сказать свое. Для удобства, можно одновременно передавать по кругу какой-нибудь предмет как эстафетную палочку.
В конце игры необходимо всех поздравить со знакомством и обязательно поаплодировать друг другу.

«Граница»

Чертится граница, вожатый предлагает перейти на одну сторону тем, кто объединен каким-то общим признаком.

Вожатый устанавливает простые критерии объединения, например, перейти на другую сторону границы можно тем:

    кто любит мороженое;

    у кого есть дома собака (кошка);

    кто любит смотреть мультики и т.д.

В то же время, в ходе игры, вожатый может выяснить:

    кто любит петь;

    кто любит танцевать;

    кому сколько лет;

    кто первый раз в лагере.

и множество другой полезной информации, задавая эти вопросы вперемешку с теми простыми, которые написаны выше.

«Светофор».

На площадке двумя линиями рисуется условная дорога шириной в несколько метров. Все играющие, кроме «светофора» становятся у одной стороны дороги. «Светофор» же - на самой дороге спиной к остальным. Он называет любой пришедший ему на ум цвет. Те, у кого такой цвет присутствует в одежде, получают право спокойно перейти дорогу. Остальные должны успеть быстро перебежать дорогу, пока «Светофор» не обернулся и не поймал их. Пойманный становится «Светофором»

«Жираф - слон – птица» .

Все стоят в кругу. Водящий неожиданно на кого-нибудь показывает и говорит одно из трех слов (жираф, слон, птица). Если произнесено слово «жираф», то этот игрок поднимает обе руки вверх, а его два соседа – справа и слева должны присесть на корточки. Так они изобразили жирафа. Если «слон»: игрок делает из рук хобот, а игроки справа и слева делают уши к нему. Если «птица» – сам игрок делает клюв из рук, а соседи подгибают одну ногу, дальнюю от игрока, и отводят в сторону руку.

Игрок, который замешкался выбывает из игры.

Часть 2. Игротека.

«Откроем сердца друг другу»

Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет свое имя. Ведущий идет со шляпой по кругу. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков - достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину.

«Как можно здороваться»

Все ходят хаотично. Водящий говорит, как нужно здороваться и все начинают таким образом здороваться, узнавая имена друг у друга. Через несколько секунд задание меняется. Здороваться можно: коленками, мизинцами, ушами, спинами и т.д.

«Водяной» .

Водящий сидит в круге с закрытыми глазами. Игроки двигаются по кругу со словами:

«Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку».

Круг останавливается. «Водяной» встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. «Водяной» может трогать игрока руками, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, он меняется ролями, и теперь тот, чье имя было названо, становится водящим.

"Путаница"

Все стоят в кругу, взявшись за руки. Водящий отходит, а в это время круг «запутывается» (нельзя перешагивать через ноги). Затем водящий пытается распутать всех

«Цвета»

Все присутствующие встают в круг. Ведущий командует: "Коснитесь желтого, раз, два, три!"
Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто не успел, не нашел ничего подходящего или не добежал - выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает тот, кто нашел все цвета.

«Изображение из веток» .

Весь отряд должен за ограниченное время (1- 2 минуты) выложить на полу из веток изображение, например, слона. Задание необходимо выполнять в полной тишине.

«В тесноте, да не в обиде» .

Чертится квадрат со стороной, равной одному метру. Задание команде: занять его, не заступая за его границы.

    Вариант №1: «Талия отряда» как можно компактнее встает вместе, а вожатый веревкой измеряет «талию». Можно измерить в начале смены, а потом в конце и сравнить.

    Вариант №2: «Титаник» (лавочка). Вожатый измеряет расстояние, на котором должны все уместиться и так простоять 5 секунд, не касаясь земли. После выполнения лавочка укорачивается, задание усложняется. Так можно укоротить несколько раз. Главное, чтобы задание было сложным, но выполнимым.

« Лягушка и бананы»

Вызывается несколько участников, которые будут выступать в роли лягушек. «Лягушки» должны допрыгать до конца помещения. Там будут лежать бананы (по кол-ву участников). «Лягушки» должны съесть их, громко крикнуть: «Ква!» и допрыгать обратно, но задом наперед.

«Зеркало» .

Все разбиваются по парам и становятся лицом друг к другу на расстояние вытянутой руки. Один в каждой паре играет роль зеркала. Ему нужно копировать, как можно точнее все движения партнера, который может хмуриться или удивляться, улыбаться, подмигивать – в общем, как фантазия подскажет. Потом игроки меняются местами.

«Хвост дракона»

Группа стоит колонной, крепко держась за талию друг друга. Задача первого – поймать последнего, а задача того – увернуться.

«Весёлые мартышки»

Ведущий говорит слова:
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках,
И друг другу даже язычки покажем,
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску,
Оттопырим хвостик, ушки на макушке
Шире рот откроем, гримасы все состроим.
Как скажу я цифру - 3.Все с гримасами замри!
Игроки повторяют все за ведущим.

«Енотовы круги»

Вся группа с завязанными глазами держится за веревочное кольцо. По команде нужно изобразить определенную фигуру – треугольник, квадрат и т.д

«Подскоки»

Ведущий стоит в кругу, а остальные за пределами круга. Они - то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Водящий может ловить только тех, кто в кругу, коснувшись их рукой.

«Кого нет и как одет?»

Водящему закрывают глаза. Один из участников выходит из комнаты. Задача водящего – когда снимут повязку, угадать, кого нет в комнате, и описать подробно, во что он был одет.

«Брито – стрижено».

Ведущий должен будет выйти и показать какое-либо физическое упражнение, а вам нужно будет делать все наоборот. Если ведущий поднимет руку, вы должны ее опустить; если он разведет ладони – вы сложите. Кто ошибается – будет ведущим.

«Хохотушки»

Все участники, если это свободная площадка, образуют большой круг. В центре – водящий с платочком в руках. Он кидает платочек вверх, и, пока он летит до земли, все громко смеются, а как только платочек оказывается на земле, все утихают. Именно в этот момент очень хочется рассмеяться. С самых смешливых берется фант – это стих, песня, танец и т.д.

«Берегись, Буратино!»

Колпаком Буратино назначается шапка, панамка или кепка. У одного из участников на голове «колпак» Буратино. Цель водящего – догнать и запятнать участника с «колпаком». Но сделать это не так легко, так как участники игры на бегу передают этот «колпак» друг другу. Тот, кого запятнает водящий, сам становится водящим.

«Зоопарк»

Участники становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и закрывают глаза. Руководитель подходит к каждому участнику по отдельности и на ухо шепчет название какого-либо животного. Животных должно быть не более шести, в зависимости от количества участников. После того, как руководитель назвал животных всем участникам игры, играющие должны начать громко кричать на языке того животного, которое им назвали. Кричать самому и прислушиваться к тому, что кричат другие. Осторожно двигаясь с закрытыми глазами, дети должны найти участников своей команды и сбиться в «стаи».

«Горелки»

Выбирают водящего. Участники распределяются парами и встают, взявшись за руки. Они становятся перед водящего «столбцом», т. е. выстраиваются в колонну в затылок друг другу. Начинают играть по команде водящего, например: «Галка, рыба, хлеб, мочало… Сзади пара - побежала!» и т. д. Итак, последняя пара бежит вперед, оббегая колонну с разных сторон. Задача пары - встать впереди колонны и вновь взяться за руки. Водящий пытается помешать этому, и если ему удается поймать одного из игроков, он становится вместе с пойманным во главе колонны. Игрок, оставшийся без пары, идет водить.

«Здравствуй»

Участники игры становятся в круг плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игрока. Тут же оба разбегаются в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, игроки пожимают друг другу руки - «Здравствуй» (можно и имя называть). Затем бегут дальше, пытаясь занять свободное место. Тот, кто остался без места, становится водящим.

«Зайцы в огороде »

В игре принимают участие не менее 3-х человек. Для игры требуется площадка, на которой чертятся два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга может быть 3-4 м, а внутреннего – 1-2 м. Водящий- «сторож» находится во внутреннем круге (огороде), остальные игроки – «зайцы» во внешнем. Зайцы прыгают на двух ногах – то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловит зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывают из игры. Когда все зайцы будут пойманы, выбирается новый сторож и игра начинается снова.

«Курица»

Необходимо написать, как курица – «лапой». Участникам к ногам крепятся фломастеры, кто быстрее и понятнее написал заданное – победил в игре.

«Это я»

Участники игры становятся в круг. Ведущий в центре круга и называет два имени из присутствующих. Чьи имена назвали, кричат: «Это - я» - и меняются местами. Ведущий должен скорее занять освободившееся место. Кто остался без места - становится ведущим.

«Платочек »

Для игры требуется платочек или небольшой предмет (шапка, мячик).

Все, за исключением водящего, становятся в тесный круг, руки кладут за спину. Водящий с платочком в руках ходит за кругом и, выбрав себе игрока, кладет ему в руки платочек, после чего бежит по кругу. Получивший платочек бежит за ним, стараясь догнать его и дотронуться до него платочком. Если догонит, то водящий берет у него платочек и продолжает водить. Если не догонит, они меняются ролями.

«Большой мяч»

Все игроки, взявшись за руки, встают в круг, а водящий внутри круга с мячом. Его задача выкатить мяч за пределы круга ногами.
Тот, между чьими ногами проскочил мяч, становится водящим, только уже за кругом. Все игроки поворачиваются спиной к центру круга, а водящий старается вкатить мяч в круг. Затем все повторяется.
В течении всей игры запрещено брать мяч в руки и он не должен подниматься выше колен играющих.

«Ха-ха-ха».

Дети встают в круг. Один из них говорит «ха». Второй должен сказать «ха-ха», третий - «ха-ха-ха» и так далее по кругу. Это необходимо произносить без улыбки и смеха. Тот, кто засмеялся, выбывает из игры.

В игре может участвовать любое количество игроков. Сначала выбирается водящий. Он становится лицом к стенке или просто спиной к остальным игрокам, которые располагаются в 10-15 шагах за ним. Ведущий произносит фразу «Тише едешь – дальше будешь» и быстро оборачивается, внимательно оглядывая игроков. Игроки могут двигаться, только пока водящий произносит фразу. Когда он поворачивается, все должны быть полностью неподвижными. Если игрок хоть немного пошевелится или даже просто улыбнется, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто сможет вплотную приблизиться к водящему и коснется его рукой, когда он отвернется.

«Север, юг, запад, восток»

Играют 10-15 человек, построенные в две шеренги и разомкнувшиеся на один шаг. По компасу или по солнцу руководитель указывает играющим стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Затем громко называет какую-либо сторону горизонта, например север, а все играющие должны быстро и четко сделать поворот, став лицом к северу. Кто ошибается, получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.

«Себе - соседу»

«Наблюдатели»

Во время прогулки отряд делает привал в таком месте, откуда в одну сторону открывается широкая панорама и видны разнообразные местные предметы (столбы, дома, кусты и т. д.). В течение минуты ребята внимательно рассматривают ландшафт, стараясь запомнить все детали, а потом поворачиваются к нему спиной. Руководитель задает им различные вопросы относительно того, что они сейчас наблюдали. За каждый правильный ответ - очко.

«Мигалки»

Дети встают в два круга - внутренний и внешний, лицом в центр круга. Так образуются пары: один - из внутреннего круга - стоит спиной к напарнику и смотрит на водящего; другой - из внешнего круга - стоит за ним на расстоянии в полшага, смотрит ему на пятки, руки держит за спиной. Водящий находится в центре внутреннего круга (без пары), он подмигивает кому- либо из внутреннего круга. Увидев, что ему подмигнули, игрок внутреннего круга старается убежать. Если напарник успевает его удержать, водящий подмигивает другому игроку, а если нет, то убежавший встает за спину водящего, а игрок, упустивший напарника, становится водящим.

«Себе - соседу»

Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед, вверх открытой ладошкой, правую - вниз ладошкой щепоткой (будто что-то в ней держат). На слово «себе» дети правой рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слово «соседу» - правой рукой «вкладывают» что-то в левую руку соседа справа. Все. одновременно выполняют движения и произносят: «Себе - соседу». На самом деле по кругу передается небольшой предмет (монетка или камешек.). Ведущий (в центре круга) должен заметить, у кого монетка. Когда это ему удается, он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.

«Печатная машинка»

По очереди игроки называют по букве алфавита, запоминая доставшиеся им буквы. Ведущий предлагает напечатать телеграмму с определенным текстом. Например: «Еду. Встречай. Гном». Перед началом и в конце фразы вся группа должна хлопнуть в ладоши два раза. Затем один раз хлопает, «печатая букву», тот, кому досталась первая буква телеграммы, за ним тот, у кого вторая буква, и т. д. После того, как слово «напечатано», вся группа делает один хлопок, отделяя таким образом слова друг от друга.

Игра продолжается, пока группа не передаст всю телеграмму «Печатная машинка» проводится молча.

«Импульс»

Игра на время. Стоя в кругу и держась за руки, игроки (10-50 человек) пытаются как можно быстрее передать «импульс», сжимая руку соседу справа. Попробуйте провести игру вначале с открытыми глазами, а затем - с закрытыми. Сравните время. А теперь попросите одного из участников послать «импульс» в двух направлениях. Посмотрите, могут ли «импульсы» пересечься и продолжить свой ход дальше. Аналогично импульсу можно передавать все что угодно, например, звук или какое-нибудь слово.

«Гражданская оборона »

Все участники прогуливаются по комнате, ведущий выкрикивает фразу, сообщающую об опасности.

Например:

Внимание! На вас напали пещерные львы (хулиганы, римские легионы, вирусы гриппа, маленькие зелененькие человечки, угрызения совести, зевота и т. п.)

После сигнала опасности участники игры должны собраться в тесную группу, держа друг друга, а затем произнести фразу: «Дадим отпор… (пещерным львам и т. п.).

Вожатый, играя роль этой опасности, пытается вытащить из группы любого ребенка. Задача ребят держаться очень крепко.

Потом группа опять разбредается по комнате и игра продолжается.

«Квадрат »

Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться.
Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь,
например:
- Квадрат пошел влево - квадрат идет влево.
- Квадрат садится - квадрат с криками и воплями пытается сесть.
- Квадрат прыгает - квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает. И так далее...

«Раз - коленка, два - коленка »

Все садятся на стулья в тесный круг.
Каждый должен положить руку на правое колено соседу слева.
Теперь начиная с вожатого, по часовой стрелке по всем коленкам по очереди должен пройти лёгкий хлопок рукой.
Сначала – правая рука вожатого, затем левая рука его соседа справа, затем правая рука соседа слева, затем левая рука вожатого и т.д.
Первый круг проводится для того, чтобы ребята поняли, как надо действовать.
После этого начинается игра.
Тот, кто ошибся в процессе игры, убирает руку, которая либо задержалась со своим хлопком, либо произвела его раньше.
Если игрок убрал обе руки, он выходит из круга, а игра продолжается.
Для усложнения задачи вожатый всё быстрее и быстрее даёт счет, под который должен быть произведён хлопок.
Выигрывают три игрока, оставшиеся последними.

«Птичка, пискни». Все садятся в круг, а один участник встает внутри круга с завязанными глазами. Он идет по кругу и садится к кому-нибудь на колени. Тот, к которому сели на колени, должен произнести звук (пискнуть), а севший на колени - угадать, кто это.

«Опоздал - шаг назад»

На земле проводятся параллельные линии на расстоянии одного шага. На первой линии выстраиваются члены отряда по росту. По команде «Разойдись» играющие разбегаются по площадке, после чего подается команда «Становись». Кто встает последним, тот делает шаг назад на другую линию. Затем игру повторяют. Выигрывает тот, кто остается на первой линии после проведения игры 5-7 раз.

«Первооткрыватель»

Сначала участникам предлагается «открыть» новую планету – надуть как можно быстрее воздушные шары, а затем «Заселить» эту планету жителями – быстро нарисовать на шаре фигурки человечков фломастерами. У кого «жителей» на планете окажется больше – победитель....

«Заколдованный замок».

В качестве заколдованного замка выбирается стена или дерево. Дети делятся на две команды, одни из которых пытаются добраться до заколдованного замка, а другие защищают его. Защитникам замка завязываются глаза, и они свободно передвигаются по всей площадке, пытаясь поймать или хотя бы дотронуться до игроков второй команды, задача которых незаметно подобраться к заколдованному замку и дотронуться до него.

«Светофор»

На красный -- молчим, на желтый - хлопаем, на зеленый - топаем. Ведущий старается запутать участников, называя цвета в произвольном порядке.

«Интервью по кругу». Вожатый бросает мяч одному из участников, называя его имя. Поймавший мяч должен ответить на вопрос вожатого и бросить мяч другому игроку, назвав его имя и задав уже свой вопрос. Вопросы должны быть короткими и доброжелательными. Если кто-то не хочет отвечать на вопрос, он говорит: «Нет ответа», и группа задает ему другой вопрос. Важно, чтобы в роли отвечающего побывали все участники

«11 вопросов»

Ведущий загадывает одного знаменитого человека. Играющие могут задать 11 вопросов. На них ведущий может давать ответы «да» или «нет». После этого с трех попыток должны угадать загаданного человека.

«Белки, орехи, шишки» .

Все игроки встают, взявшись за руки, по три человека, образуя «беличье гнездо». Между собой они договариваются, кто будет «белкой», кто – «орехом», кто – «шишкой». Водящий один, гнезда у него нет. Если водящий называет «белки», то все «белки» оставляют свои гнезда и перебегают в другое. Водящий должен занять освободившееся место. Тот, кому не хватило места, становится водящим. То же самое происходит и при командах «орехи» и «шишки».

«Поезда» .У каждого игрока есть депо – начерченный небольшой круг. В середине площадки стоит водящий – паровоз, у которого нет своего «депо». Ведущий идет от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим – паровозом

«У медведя во бору». На площадке чертятся две линии на расстоянии 6 – 8 метров друг от друга. За одной линией стоит водящий – «медведь», а за другой – дом, в котором живут дети. Дети выходят из «дома» в «лес», собирать грибы и ягоды. Они подходят к медвежьей берлоге со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
Все на нас глядит.

На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей. Осаленный игрок становится «медведем».

" Сантики – сантики – лим – по – по"

Игроки стоят в кругу. Водящий отходит на несколько секунд от круга. В это время дети, находящиеся в кругу, договариваются, за кем все будут повторять движения (хлопки в ладоши, притоптывание ногой, поглаживание по голове). Водящий возвращается в круг. Его задача – определить, кто показывает все движения. На протяжении всей игры хором произносятся слова: «Сантики – сантики – лим – по – по». Задача «показывающего» незаметно менять движения, а все должны мгновенно его перенять. Три попытки для угадывания. Если угадал, то меняются местами.

«Займи место». Участники сидят на стульях, расставленных по кругу - один свободный. Водящий находится в центре круга. Сидящий слева от пустого стула, ударяет правой рукой по нему и называет имя одного из игроков. Тот, кого назвали, как можно быстрее бежит к пустому стулу. Игрок, оказавшийся теперь около освободившегося места, должен успеть ударить по стулу и назвать имя следующего участника. Задача водящего - занять это место быстрее. Кто из них не успеет, становится водящим

«Атомы – молекулы» .

Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.

«Из дома в дом в поисках жилья»

Чертятся круги (10 – 12) – домики. Игроки находятся в этих домах. Между ними находится водящий, ему нельзя заходить в домик. Играющим нельзя долго находиться в одном домике, они должны как можно чаще менять место жительства. Водящий должен задеть играющего, в тот момент, когда тот не находится в домике. Игрок, которого задели - становится водящим. Если количество играющих большое, можно чтоб водящих было двое и увеличить количество домиков.

«Марафон»

Отряд делится на небольшие команды по 3-5 человек. Вожатые всем заранее раздают заготовленные листочки с заданиями и устанавливают сроки их выполнения, например «до ужина» и т.п. Команда должна выполнять задания-инструкции, написанные на листочке, и вернуться в «штаб» (к вожатым). Команда, которая вернулась первой и выполнила все задания правильно считается победившей. По истечению срока соревнования, все команды должны вернуться, независимо от выполненных заданий. Задания могут быть следующего характера: выяснить у вожатой такого-то отряда Марьи Ивановны, какое ее любимое блюдо, посчитать количество окон в здании столовой и т.д.

«Девочки-Мальчики»

Правила игры

  1. Девочки и мальчики садятся напротив друг друга.

    Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек.

    Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе.

    После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.

Примечание
Рассказы детей не должны быть очень длинными или очень короткими. Чтобы маленький авто портрет получился, ведущий должен помочь детям.

«Прыг-скок»
Участники конкурса становятся в одну линию. При слове ведущего «суша» все прыгают вперед, при слове «вода» - назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова «вода» произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова «суша» - берег, земля, остров. Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок - самый внимательный.

«Караси и щука»

По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.

Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет восемь-девять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. "Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей".

Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. "Щука", Находящаяся у выхода из верши, ловит их.

Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки".

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Все "караси" обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. 3. Стоящие не имеют права задерживать их. 4. Игроки, образующие корзину, могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и выбирается новая "щука".

Основной период лагере. Мероприятия. Планирование

Общелагерные мероприятия в летнем лагере

Основной период смены - период личностной самореализации ребенка. Главный мотив этого временного отрезка - поиск видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал ребенка.

Особенности деятельности вожатого в основной период

Основной вид деятельности вожатого: работа с группами ребят по организации отрядных и межотрядных дел. Необходимо отладить систему детского самоуправления, созданного в оргпериод, чтобы процесс организации деятельности в отряде был быстрым и простым. Предоставить ребятам больше самостоятельности в организации своей жизни в лагере, развивать и укреплять общественное мнение и традиции коллектива.

Основными формами работы, которые соотносятся непосредственно с задачами основного периода, являются:

1. Индивидуальные и групповые виды деятельности различной направленности (трудовые, спортивные, познавательные, досуговые, прикладные, патриотические, образовательные).

2. Отрядные дела, огоньки, беседы, рефлексия.

3. Для корректировки межличностных отношений нужно проводить мероприятия, влияющие на отношения между мальчиками и девочками: «А ну-ка, мальчики», «Любовь с первого взгляда»; а также влияющие на отношения между взрослыми ребятами и малышами: организация шефской группы (можно в рамках ЧТП).

4. Мероприятия, в которых ребенок может реализоваться.

5. Организация мероприятий между отрядами.

Перед вечерними делами отряды могут вручать друг другу приготовленные заранее в оригинальной форме песни, стихи, открытки, плакаты и т. д. Можно провести мероприятие «ОГО» (отряд в гостях у отряда), каждый отряд может оформить приглашения в гости для других отрядов. К этому моменту в отрядах уже готовы отрядные уголки, каждая комната имеет свое оригинальное название и оформление. Обычно схема движения отрядов такова: каждый отряд принимает у себя младший по возрасту отряд, а потом идет в гости к отряду на ступеньку старше себя.

В основе организации основного периода рекомендуется использовать тематический подход. Примеры сценариев см. в разделе III.

Ниже приведен образец тематической программы, расчитанной на три дня.

Звездный дождь

Это творческая программа, сконструированная на основе телевизионной игры «Фабрика звезд» и направленная на раскрепощение, развитие творческих способностей участников. Предполагает раскрытие духовных, творческих,психологических, физических и личностных потенциалов ребенка. Организуется так, чтобы творческая деятельность детей была, насколько возможно, самостоятельной, а деятельность вожатого сводилась к роли, скорее, направляющей, чем регламентирующей. Развивает и выявляет максимально возможное количество умений и навыков, относящихся к тому, что мы называем «творчество».

Затратное время : три дня.

Участники:

250 человек (возраст от 6 до 15 лет);

Временные детские коллективы по 35-40 человек, объединенные в одну возрастную группу;

Микрогруппы по 2-3 человека;

Индивидуальное участие.

Идея программы: выявление творческих потенциалов ребенка (в современных условиях его недостаточной вовлеченности во внеклассную и внешкольную работу кружков, студий и секций) через участие в творческих конкурсах первого дня, развитие этих талантов в ходе работы мастер-классов второго дня и демонстрация приобретенных навыков - третий день периода.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Открытие фабрики звезд - старт всего тематического периода. Первый этап этого дня проходит как отборочный тур «Фабрики звезд». Начало - это представление творческих конкурсов и их ведущих, которое проходит на центральной сценической площадке. Ведущие конкурсов - звезды отечественной поп-музыки, шоу-бизнеса, художники, актеры и т. д. После представления они расходятся по заранее приготовленным местам и предлагают детям различные творческие задания. Дети принимают участие в конкурсах произвольно. Фамилии победителей фиксируются ведущими и объявляются в заключение вечера открытия. Участие в этих конкурсах позволяет детям определиться, каким видом творчества им бы хотелось заниматься и где они могли бы добиться максимального успеха.

Предлагаемые конкурсы

«Давай споем». Название этого конкурса говорит само за себя. Дети исполняют свои любимые песни.

«Икебана». Дети демонстрируют свое искусство составлять букеты.

«Буриме». В этом конкурсе ведущий предлагает детям рифмы, а они должны сочинить небольшое стихотворение.

«Угадай и спой». В этом конкурсе принимают участие 5-6 человек, которым ведущий предлагает какую-либо тему песни. Например, времена года, растения, животные, города, музыкальные инструменты, имена и т. д. Участники по очереди исполняют по одному куплету песни на заданную тему. Победитель тот, кто вспомнил и спел наибольшее количество песен.

«Театр моды». Здесь дети демонстрируют придуманные и сконструированные модели одежды с оригинальными комментариями.

«Изостудия». Дети заранее готовят рисунки к этому конкурсу.

«Частушка». Этот конкурс предполагает исполнение детьми различных частушек. Здесь оценивается и смысл, и оригинальная манера исполнения, и вокал.

«Анекдот». Предполагает оценку смысла и умение рассказывать.

«Перевертыши». Ведущий этого конкурса предлагает участникам строки из известных стихотворений и песен наоборот.

«Конкурс скороговорок». Необходимо правильно и быстро произнести скороговорку.

«Оживление картин». Участникам предлагаются названия семи известных картин, которые они должны расшифровать последующими событиями.

«Оригинальный жанр». Второе название этого конкурса «Слабо», его участники демонстрируют свои неординарные способности и умения. Например, шевелить ушами.

«Художественный свист». Исполнение известных композиций, имитация голосов птиц посредством свиста.

«Дружеский шарж». Дети рисуют шарж на любого вожатого.

«Танцклуб». Конкурс танцев, в котором дети демонстрируют свои таланты в этом виде творчества.

«Конкурс прикладного искусства». Выставка детских поделок из природного материала, бумаги, ниток и т. д.

«Сценический имидж». Дети воспроизводят сценический имидж знаменитостей: героев Чарли Чаплина, графа Дракулы, Мальвины, Чипполино, Буратино и т. д., словом, того персонажа, который наиболее близок по духу.

Итогом отборочного тура становится первый отчетный концерт «Фабрики звезд», в котором принимают участие победители творческих конкурсов, а также распределение детей по мастер-классам, в которых они будут заниматься во второй день работы «Фабрики».

Действие отчетного концерта развивается по следующей схеме. Вначале ведущий объявляет номинацию и номинантов. Затем представляет гостя, который объявит победителя. Это тот человек, который накануне проводил для детей данный творческий конкурс. Победитель принимает подарки и поздравления, исполняет свой номер и занимает место в зале. В качестве гостей могут быть известные люди и даже сказочные герои. Главное не в том, кто именно объявит имя победителя, а в том, что присутствие гостей придает шоу больше яркости, праздничности, нарядности, что особенно нравится детям.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Во второй день свою работу начинают мастер-классы. Их тематика совпадает с проводившимися накануне творческими конкурсами.

План проведения

Первый этап - социально-психологические тренинги. Их упражнения нацелены на то, чтобы помочь детям почувствовать себя более раскрепощенными на сцене, снять внутреннюю зажатость, барьер, сковывающий ребенка, его мысли, желания, движения и тем самым возможности проявления себя.

Приблизительный набор упражнений

1. «Движение» (упражнение выполняется группой). Один человек делает разнообразные движения. Задача другого человека (других) - повторить их как можно точнее.

2. «Походка». Руководитель дает задания участникам - представьте себе, что вы идете:

По своей квартире;

Домой после ссоры с лучшим другом;

Домой с пятеркой по экзамену;

По улице и встречаете любимую девушку (юношу);

По плацу, на вас смотрят для отбора в роту почетного караула.

3. «Внешность» (упражнение выполняется группой). По команде руководителя идет перестройка играющих слева направо, справа налево. Команды строятся:

По росту;

По цвету волос (от самых светлых к самым темным);

По цвету обуви (темная - светлая);

По длине волос и т. д.

С помощью этого упражнения снимается зажим, зацикленный на свою внешность. Внимание переключается с содержания внешнего вида на его форму.

4. «На память физического действия» (упражнение выполняется в группе). Участнику необходимо произвести действие с воображаемым предметом. Например:

Индивидуальные задания:

Одеть куклу, ребенка;

Забить гвоздь;

Покрасить окно;

Парные задания:

Пронести бревно;

Поиграть в мяч;

Помочь перепрыгнуть через лужу.

5. «На оправдание позы» (упражнение с группой).

Все участники движутся хаотично, свободно, размахивая руками, двигая другими частями тела. По хлопку ведущего останавливаются и замирают в своей позе. Цель остальных участников - оправдать позу (почему этот человек так стоит). Темы спорта и танец исключаются.

Второй этап - мастер-класс - это занятия непосредственно по овладению техникой актерского мастерства, пения, танцев, создания сценического имиджа и т. д.

Мастер-класс по вокалу

Первая серия упражнений направлена на подготовку речевого аппарата к пению.

1. «Разминка». Движение губами, щеками, челюстью в произвольном порядке, вверх, вниз, вправо, влево.

2. «Вишенка, яблочко, арбузик». Касаемся языком щеки с внутренней стороны сначала чуть-чуть, как будто за щекой вишенка, затем сильнее, как будто за щекой яблоко, затем максимально, насколько это возможно, отодвигаем щеку языком.

Далее руководитель мастер-класса объясняет детям, как правильно работать с речевым аппаратом для того, чтобы формировался красивый насыщенный звук. Для этого нужно широко открыть рот, как бы улыбаясь, положить язык таким образом, чтобы между ним и небом образовалась шарообразная сфера. Звук ни в коем случае нельзя подавать в нос. Зафиксировав это положение, дети смотрят на себя в зеркало произносят различные звуки.

Вторая серия упражнений - на постановку дыхания.

1. Становимся ровно, расправляем плечи, кладем руки на ребра. Начинаем петь. При каждом вдохе мы должны почувствовать, как грудная клетка наполняется воздухом, ребра расширяются.

2. Притом что вдох должен быть глубоким и полным, он должен быть неслышным, то есть вдыхать мы должны носом, аккуратно, как будто нюхаем цветок.

Варианты распевов:

Андрей-воробей, не гоняй голубей,

Гоняй галочек из-под палочек.

До - воробышка гнездо,

Ре - деревья во дворе,

Ми - котенка покорми,

Фа - в лесу кричит сова,

Соль - играет детвора,

Ля - запела вся земля,

Си - поем мы для того,

Чтобы вновь вернуться в до.

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Следующее упражнение - на тренировку чувства ритма. Дети получают карточки с изображением овощей и фруктов: виноград, земляника, лук, арбуз. Руководитель простукивает их названия, дети должны угадать и поднять соответствующую карточку. Далее задание можно усложнить, простукивать по два и три названия. Потом предлагаем детям простучать самим.

После этих вводных упражнений можно перейти к разучиванию песни. Это тоже происходит в несколько этапов.

Сначала песня прослушивается, затем поется всеми по напечатанным текстам. Далее начинаем ее разучивать по одной музыкальной фразе. Этот этап позволяет детям запомнить как мелодию, гак и слова. После того как песня начинает звучать, переходим к ее постановке. Это предполагает расположение детей на сцене, сопровождение песни движениями и т. д.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Вокально-танцевальная программа «Я - звезда» представляет собой чередование вокальных, танцевальных, музыкально-интеллектуальных конкурсов. Для участия в них весь детский коллектив Планеты Гравик разбивается на три команды, включающие по два временных детских коллектива разных возрастов. Каждая команда предоставляет по два певца, команду танцоров из 10-15 человек, шесть знатоков музыки.

Как уже указывалось выше, подготовка к участию в этих конкурсах происходила во время работы мастер-классов.

Вокальный конкурс оценивается жюри по нескольким критериям (вокал, умение держаться на сцене, контакт с залом, манера исполнения), и за него получают от одного до пяти баллов.

Танцевальный конкурс проходит по правилам «Стартинейджера». Это динамичный, эмоциональный и красочный танцевальный марафон, который не требует соблюдения четких, отработанных схем, основан на импровизации и предполагает общее взаимопонимание всех членов команды. Для участия в конкурсе необходимо:

Придумать яркий единый отличительный элемент в одежде;

Разучить несколько оригинальных движений;

Научиться перестраиваться в фигуры, соответствующие логике исполняемых движений.

Перед началом конкурса танцевальные команды занимают отведенные им заранее сектора и с первыми звуками музыки начинают двигаться. Далее ведущий предлагает участникам выполнять то или иное задание. Например, исполнить:

Спортивные танцы;

Танцы народов мира;

Танцы животных;

Танцы ритуальные;

Танцы, которые исполняют представители различных профессий;

Жанровые танцы и т. д.

В этом конкурсе жюри оценивает оригинальность движений, слаженность исполнения, эмоциональность.

Для знатоков музыки приготовлено два конкурса. Первый - интеллектуальный. В нем участвуют по одному представителю от каждого города. Всем участникам выдаются карточки разного цвета. Ведущий задает вопрос. Первый поднявший карточку получает право ответа. Возможные варианты вопросов:

1. Как называется коллектив из семи участников? (Септет.)

2. Кого мы называем королем вальса? (И. Штрауса.)

3. Как называется самая популярная на сегодняшний день песня? (Хит или шлягер.)

4. В названии какого растения присутствуют две ноты? (Фасоль.)

5. Назовите четыре группы инструментов, например струнные. (Клавишные, духовые, ударные.)

6. Цент - это одна сотая доля доллара. А что такое цент в музыке? (Одна сотая доля тона.)

7. Как называется пение без аккомпанемента? (А капелла.)

Второй конкурс для знатоков музыки называется «Угадай мелодию». Для его участников звучит вступление популярных песен. Право первого ответа также получает первый поднявший карточку. И в том и в другом конкурсе каждый правильный ответ оценивается жюри в один балл.

Для того чтобы дать участникам программы отдохнуть и придать ей остроту, в нее можно включить одну-две спортивные эстафеты. В них также могут участвовать по одному представителю от корабля. Победа в эстафете приносит по одному баллу в общий зачет.

Еще раз оговоримся, что вокально-танцевальная программа «Я - звезда» представляет собой чередование предложенных выше конкурсов. Возможный вариант:

1. Конкурс. Разминка для танцевальных команд.

2. Конкурсный номер одного из вокалистов.

3. Интеллектуальный конкурс.

4. Задание для танцевальных команд.

5. Выступление второго вокалиста.

6. Спортивная эстафета.

7. Вокальный номер третьего участника этого конкурса.

8. Танцевальный конкурс.

9. «Угадай мелодию».

10. Спортивная эстафета.

11. Выступление четвертого участника вокального конкурса.

В заключение вечера подводятся итоги, награждаются участники и победители. Вокально-танцевальная программа «Я - звезда» является завершением всего тематического периода и, как правило, оставляет у детей ощущение праздника, чувства радости и даже восторга, чувства гордости за себя и своих друзей.

Тематический огонек в летнем лагере

В течение основного периода необходимо провести несколько тематических огоньков (1-2).

Тематический огонек является отрядным делом, и к нему готовятся предварительно. Вожатые предлагают тему, и каждому предлагают подготовиться к общему разговору. Инициативным группам предлагается подготовить отдельные сюжеты огонька.

Задача этих огоньков: организация разговора по актуальной для отряда теме. При проведении таких огоньков важно использовать необычную обстановку.

Примерная тематика огоньков

1. Мои любимые строки (поэтический).

2. Музыка вокруг нас (музыкальный).

4. Встреча с Ассоль... (тема «Алых парусов» в стихах, песнях и нашей жизни).

5. «Помните. Через века, через года...» (вечер памяти военных событий).

С песней по жизни

Дети сидят вокруг костра. У кого-то должна быть гитара.

У вожатого в конверте карточки, на которых написаны несколько строк из известной песни. Каждый, вытягивая карточку из конверта, должен отгадать песню. Затем он начинает ее петь, а другие подпевают.

Когда карточки закончатся, вожатый называет имя или фамилию исполнителя, а дети должны как можно быстрее спеть самую известную его песню хором.

Вечерний огонек в летнем лагере

Наряду с ежедневной рефлексией, которую в отряде проводят с первых дней смены, необходимо проведение вечерних огоньков.

Их задачи: укрепление взаимоотношений, анализ (рефлексия) деятельности отряда. Обычно продолжительность огонька-анализа небольшая - 15-20 минут. В ситуации кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов огонек может быть более продолжительным. Важно, чтобы сбор на огонек всегда был неформальным.

Необязательно, чтобы в основной период присутствовали такие символы огонька, как свеча или костер, их необходимо беречь для особых случаев. Непринужденный разговор должен перейти в общую беседу. Вожатый, используя паузы, обращает внимание на собравшихся и персонально обращается к кому-либо, чтобы пригласили остальных. Очень важно суметь плавно перейти от рассказа и песни к анализу дня. Стандартные формы организации вечернего общения очень часто вызывают у подростков пренебрежение, если же общение будет всегда необычным и непринужденным, то такое общение станет потребностью всех членов отряда.

Каждый день вожатый с отрядом проводит огонек, анализируя прожитый день. Его можно проводить с помощью игровых форм.

Черно-белый и цветной кадр дня

Участникам дается возможность сфотографировать два события, произошедшие за день. Один кадр должен быть черно-белым (события с эмоционально отрицательной окраской), а другой - цветным (события с эмоционально положительной окраской). Причем каждый участник должен описать, что изображено на кадре и почему это вызывает у него данные эмоции.

А мы считаем так...

В начале вечернего сбора вожатый делит ребят на микрогруппы (разбивка по цветам, геометрическим фигурам). Затем предлагает ребятам обсудить сегодняшний день по группам. Например:

Что было хорошего в сегодняшнем дне?

Что было не очень? Почему? Что с этим делать, как это можно сделать по-другому? И т. д.

После обсуждения (5-7 мин) от каждой группы выступает один представитель. Группа может дополнять.

Можно определить группам конкретный промежуток дня. Одна обсуждает утро, другая день, третья вечер и т. д. В конце вечернего сбора подводятся итоги всего дня. Определяются пути решения возникших проблем. Вся информация фиксируется на доске или листе ватмана, своего рода послание отряду на завтра.

Ниточка

Перед началом огонька вожатый предлагает ребятам взять кусочек нитки. Разноцветные нитки длиной от 10 до 30 см лежат рядом с вожатыми. Во время обсуждения дня по схеме: что получилось? что не получилось? что надо сделать, чтобы было лучше? - каждый ребенок, высказывает свою точку зрения. Он берет из общей массы одну ниточку и, начиная рассказ, наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраивается на развернутую оценку дня или на короткую реплику.

Пять пальцев

Этот способ подведения итогов занимает пять минут. Посмотри на ладонь и подумай, глядя на нее.

Мизинец (М) - «Мысль»: какие знания, опыт я сегодня приобрел?

Безымянный (Б) - «Близка ли цель?»: что я сегодня сделал для достижения своей цели?

Средний (С) - «Состояние души»: каким было мое настроение? От чего оно зависело?

Указательный (У) - «Услуга»: чем я помог другим людям, чем порадовал их?

Большой (Б) - «Бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?

Если бы я был...

Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы...

Исправил...

Ассоциативные методы

Вы, наверное, прекрасно знаете игру «Ассоциации», когда участникам надо очень быстро придумать свою ассоциацию к какому- то слову. Ассоциативные методы анализа построены по такому же принципу, только здесь мы подбираем ассоциацию не к отдельному слову, а ко всему прожитому дню.

Например, ребятам дается задание выбрать предмет, который символизирует весь прожитый день. Ребенок, выбирая такой предмет, ассоциирует его с самым важным событием этого дня. Это может быть футбольный мяч, потому что сегодня дети выиграли соревнования по футболу и это было самым главным событием, чистое полотенце, потому что сегодня был банный день, дети меняли белье. Помимо предмета дня вы можете предложить ребятам подумать и назвать фразу дня. Например: «Тяжело в учении, легко в бою» - весь день готовились к общелагерному мероприятию.

Это лишь некоторые методы, которые можно использовать, анализируя прожитый день. Не забывайте придумывать сами новые, интересные формы.

Если в лагере проходит очень большое мероприятие или если вы чувствуете, что какое-то вечернее дело необходимо обсудить, то проводится огонек - анализ дела.

Огонек - анализ дела

Педагогическая задача такого огонька - научить детей видеть успехи для дальнейшего развития и причины неудач, чтобы в дальнейшем они смогли избежать аналогичных ошибок. Проводится такой огонек в виде ролевой игры.

Необходимо подготовить карточки с наименованием различных ролей, например:

Организатор;

Участник;

Зритель;

Жюри и т. д.

Каждый ребенок получает карточку с названием определенной роли. Затем формируются микрогруппы: организаторов, оформителей и т. д. Задача каждой микрогруппы - проанализировать проведенное дело с позиции данной им роли, выделить положительные и отрицательные моменты, а также дать рекомендации и пожелания для проведения подобного мероприятия в следующий раз.

Помимо игровой формы анализ можно проводить в форме обсуждения. Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а сам был бы равнозначным участником разговора. Тем не менее он управляет разговором через вопросы, например:

1. Что нового, полезного вы открыли для себя?

2. Какая интересная проблема, тема привлекла особо ваше внимание?

3. Помогло ли это нашему коллективу стать лучше, идти к тому идеалу, который обсуждался в отряде в начале смены?

4. Кто из ребят раскрылся для вас по-новому, что нового вы узнали друг о друге?

5. Как выглядел твой отряд на фоне других?

6. Как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем?

В конце обсуждения вожатому обязательно нужно сделать вывод о том, что помогло добиться успеха и что помешало провести дело гак, как было задумано. Очень важно, чтобы вы всегда помнили о том, что детей нужно хвалить как можно чаще, утверждая, что они самые необыкновенные, неповторимые и талантливые. Ваша похвала иногда бывает лучшей наградой для ребенка. Постарайтесь уделить внимание даже мелочам. Пусть не все получилось так, как вам бы хотелось, но ребята старались, а это самое главное.

    Игры:

    1. Игры на знакомство

      Игры на сплочение

      Игры на доверие

      Игры на выявление лидера

      Игры в помещении

      Спокойные игры

      Игры на улице, подвижные

      Игры на пляже

      Игры на дискотеке

      Игры с залом

      Игры энерджайзеры

      Игры на взаимодействие мальчиков и девочек

    Огоньки:

    1. Огонек знакомства

      Тематический огонек

      Проблемный огонек

      Конфликтный огонек

      Прощальный огонек

      Формы подведения итогов дня

    Отрядное дело:

    1. Отрядное дело организационного периода на знакомство

      Прощальное ОД

      Экологическое ОД

      Спортивное ОД

      Познавательное ОД

      Художественное ОД

      Экономическое ОД

      Патриотическое ОД

      Общественно-политическое

    Отрядный уголок

    Песенник

    Конспект лекций МЦПВ

    1. Логика развития смены

      Игровая деятельность в ДОЛ

      Отрядное дело

      Групповая динамика

      Аналитическая деятельность вожатого. Огоньки

      Основы медицинских знаний

      Общелагерные мероприятия

      Конфликты в ДОЛ

      Должностные обязанности вожатого

      Возрастные особенности детей в ДОЛ

    Игры

    1. Игры на знакомство

Кто меня позвал

Дети становятся группой, один ребенок выходит из группы, отходит на несколько шагов и поворачивается спинной к группе. Воспитатель выбирает ребенка, который должен громко позвать ушедшего. Ушедший возвращается и говорит, кто его позвал, в 1-м лице:

Меня позвал ты, Антон.

Если ребенок догадался, кто его позвал, но не помнит имени, предложите ему спросить об этом позвавшего.

Первой реакцией детей обычно бывает желание показать пальцем. Это нужно исправлять.

Такие диалоги важны для детей. Они прививают им навыки общения.

Эстафета

Перед состязанием игроки делятся на 2 команды. Каждый игрок делает шаг вперед и четко произносит свое имя и фамилию.

1 этап: игроки команды по очереди подбегают к своему листу ватмана и пишут свою фамилию, возвращаясь обратно, кричат свое имя. Так до тех пор, пока все игроки не запишутся.

2 этап: команды должны обменяться листами ватмана. Подбегая к листу ватмана, нужно против соответствующей фамилии противника написать его имя. Выигрывает та команда, которая допустила меньше ошибок.

Математика

Дети сидят в кругу. Вожатый даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, произносит вместо цифры своё имя». Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.

    1. Игры на сплочение

Квадрат

Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например: - Квадрат пошел влево - квадрат идет влево. - Квадрат садится - квадрат с криками и воплями пытается сесть. - Квадрат прыгает - квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.

Вавилонская башня

Материалы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д.

Условия: участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Для азарта подключается секундомер.

Печатная машинка

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Ознакомление с методами обучения вожатого детского лагеря эффективному взаимодействию с детьми. Рассмотрение основных коммуникативно-речевых умений вожатого. Анализ специфики педагогического общения в пространстве детского оздоровительного лагеря.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2017

    Сведения о детях отряда, с указанием возраста. Режим дня лагеря. План-сетка на смену детского пришкольного лагеря. Подробный план последнего дня в лагере. Анализ организационного и основного период работы. Разработка и реализация программы "Гармония".

    отчет по практике , добавлен 22.08.2011

    Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей. Основные функции методической службы. Методическая система образовательного учреждения. Основы управления методической работой. Содержание деятельности методиста УДОД.

    курс лекций , добавлен 12.11.2008

    Роль старшего педагога и заведующей в руководстве работой по формированию речи детей. Контроль и методическая помощь воспитателям. Пути совершенствования их профессионального мастерства. Методы и формы работы с родителями и педколлективом детского сада.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2012

    Психологическая готовность ребенка к обучению в школе и ее основные компоненты. Подготовка детей с нарушениями интеллекта к школьному обучению. Основные требования к физическому, умственному и нравственному воспитанию детей с нарушениями интеллекта.

    реферат , добавлен 24.04.2010

    Основные цели и задачи организации детских оздоровительных лагерей, функциональные особенности их сотрудников. Порядок составления программы работы пришкольного лагеря, ожидаемые результаты ее выполнения. Методическая разработка творческого дела.

    отчет по практике , добавлен 22.07.2010

    Методическая разработка лекции на тему "Депрессивные состояния". Методическая разработка практического занятия на тему: "Будем здоровы!". Методическая разработка формы контроля усвоения темы "Психологическое здоровье в старшем подростковом возрасте".

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

Поделиться