Конспекты тематических занятий в старшей группе. Конспекты занятий в старшей группе план-конспект занятия (старшая группа). Видео: занятие по физической культуре для детей старшей группы с использованием мультимедийных технологий и модульного оборудования

Использование игровых форм и методов при организации учебно-воспитательного процесса по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста

Дети повторяют с педагогом слова и имитируют действия

Да-да-да! Да-да-да!

Журчит в источнике вода (дети переминаются с ноги на другую)

Ди-ди-ди! Ди-ди-ди!

Наклонились к воде (наклоняются, набирают ручками «из ручейка воду»)

Набрали водички и умыли личико («умываются»).

Напились водицы и снова сели учится («пьют воду» и садятся на свои места).

Игра «Найди звук».

Педагог предлагает детям вернуть на место звук, который потерялся. Он читает стих, а дети называют, какой буквы недостает в слове:

Черный котик бежал в ле... (с)

И на дерево зале... (з)

Упражнение «Найди звук»

Педагог демонстрирует детям картинки с изображением предметов, которые отличаются друг от друга одним звуком и предлагает определить эти звуки.

Упражнение «Поймай ошибку»

Педагог раздает детям карточки с изображением предмета и схемой звукового анализа названия этого предмета, в которой намеренно допущена ошибка. Дети должны найти ошибку и исправить ее

Упражнение «Найди слово»

Педагог предлагает детям карточки с изображением предметов и схемами звукового анализа названий предметов, причем схемы размещены в произвольном порядке. Дети должны найти схему соответствующую предмету и соединить их простым карандашом.

Игра «Разговор леса»

Ветерок в лесу: Ш-ш-ш;

Ползет жук в траве: Ж-ж-ж-ж;

Спел комарик: З-з-з-з;

Пролетела птица: Шух-шух;

Запыхтел ежик: Пых-пых-пых

3. Заключительная часть

Подведение итогов.

После того, как дети выполнили все задачи и вернули звуки на места, делаем вывод, что все звуки одинаково важны.

«Новогодний аукцион» «Сюрприз»

В конце занятия целесообразно провести сюрпризный момент. Детям предлагается украсить новогоднюю елку. Для этого им нужно назвать слово, которое связано с новогодними праздниками, после чего достать из волшебной шкатулки елочное украшение и повесить его на елку. А из волшебной сумки они получают сладкие подарки.

Современное общество повышает требования к уровню профессионализма педагога. Это вызвано тем, что возрастает ценность качественного образования и развития личности. Каждый воспитатель, педагог, осознанно выбравший свою профессию, должен стремиться соответствовать новым запросам общества, повышать мастерство преподавания, осваивать современные технологии. Проведение открытых занятий, участие в обмене опытом и профессиональных конкурсах, аттестация на более высокую категорию - всё это пути саморазвития в стремлении стать хорошим воспитателем и педагогом.

Теоретические основы проведения открытого занятия в старшей группе детского сада

Открытое занятие - это занятие, на котором присутствуют посторонние люди. Такие уроки проводятся с целью обмена опыта воспитателями детских учреждений образования и входят в систему работы методических объединений. Если мероприятие проводится в рамках одного образовательного учреждения, то посещают урок коллеги, администрация данного учреждения, могут быть представители родительского комитета. Если же открытое занятие проводится на районном уровне, то количество гостей может быть значительно больше.

На открытом занятии педагог демонстрирует своё мастерство и методы преподавания

С другой стороны, для детей, участвующих в открытом занятии, это урок, входящий в общее планирование работы группы. По времени проведения и объёму преподносимого материала это занятие не должно отличаться от обычного. Воспитанники старшей группы (5–6 лет) уже обладают достаточной самостоятельностью, у них сформировалась усидчивость, они умеют логически мыслить. Предпочтительной формой проведения занятия по-прежнему является игровая либо включение в его структуру игровых элементов. В игре дошкольникам легче получать знания и закреплять их на практике.

Открытое занятие характеризуется частой сменой видов деятельности детей. Различные виды упражнений, заданий, игры, загадки и физкультурные паузы должны перемежаться между собой.

Виды открытых занятий для воспитанников старшей группы

Выбирая тему открытого мероприятия, педагог стремится максимально раскрыть новизну и особенности конкретной темы. Можно организовывать занятия с использованием инновационных методов и приёмов обучения (например, использование мультимедийной техники, применение логоритмики, проведение фитбол-гимнастики) или наполнить урок необычным содержанием (разработать занятие по здоровому образу жизни, нравственному воспитанию детей).

Открытое занятие с квадратом Воскобовича поможет ребятам развить логическое мышление

Таблица: виды открытых занятий в ДОУ

Направленность занятия Примеры
Музыкальное занятие
  • Садыкова Лилия «Шагаем мы по лесенке, разыскивая песенку» .
  • Толстогузова Александра «Путешествие в страну музыкальных инструментов» .
Патриотическое воспитание
  • Нагайская Анна «Я люблю тебя, Россия» .
  • Латышева Ксения «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша» .
Популяризация здорового образа жизни
  • Гаврилова Татьяна «Путешествие в страну «Здоровей-ка» .
Развитие логики
  • Егорова Ирина «Путешествие на лесную полянку» .
  • Коломиец Любовь «Путешествие в страну Логику» .
Занятия с применением ИКТ
  • Открытое занятие по математике с использованием ИКТ «Путешествие по сказке» .
  • Какаулина Наталья «Конспект НОД с применением ИКТ Образовательная область «Познание». ФЭМП» .
Бисероплетение
  • Воронцова Татьяна «Бабочка-красавица» .
  • Воробьёва Людмила «Разноцветные фантазии» .
Психологическое занятие
  • Косенко Людмила «Сказочное путешествие в волшебный мир Эмоций» .
  • Занятие психолога в старшей группе .
Логоритмика
  • Зайнуллина Зульфия «Ах ты, зимушка-зима, закружила, замела» .
  • Каримова Эльмира «Конспект занятия по логоритмике в старшей группе» .
Хореография
  • Шматова Виктория «Путешествие по танцевальным станциям» .
  • Каюмова Галина «В поисках сокровища» .
Активная работа по физической культуре
  • Нольфина Елена Прогулка по сказочному лесу» (с использованием психогимнастики и круговой тренировки).
Фитбол-гимнастика
  • Малкова Елена «Соревнование прыгунов» .
Занятие по этикету
  • Захарова Татьяна «Путешествие по острову Вежливости» .
  • Сатарина Г.Н. «Знакомство с ножом как столовым прибором» .
Театрализованная деятельность Протопопова Мария «Учимся быть артистами» .

Видео: занятие по театрализованной деятельности в старшей группе

Видео: занятие по физической культуре для детей старшей группы с использованием мультимедийных технологий и модульного оборудования

Индивидуальные задания на открытом уроке

Если в группе имеются дети, требующие индивидуального подхода: часто пропускающие занятия по каким-либо причинам, медленно работающие, излишне застенчивые, педагогически запущенные, необходимо это учесть при подготовке к занятию. Для таких воспитанников педагог разрабатывает задания с учётом особенностей их психофизического развития, соответствующие теме урока. При этом часть заданий выполняется вместе со всей группой, чтобы ребёнок не чувствовал оторванности от коллектива.

При необходимости педагог помогает отдельным воспитанникам выполнить задание

Индивидуальные задания могут подразумевать и предварительное заучивание стихотворений конкретными воспитанниками, а затем выступление на открытом занятии.

Приёмы повышения мотивации детей к занятию

Находясь в центре внимания незнакомых людей, старшие дошкольники, как и малыши, могут себя некомфортно чувствовать. При разработке занятия необходимо это учитывать, уделяя больше внимания стимулированию мотивации детей к выполнению заданий. Многое зависит от увлечённости темой самого педагога и умения создать на занятии рабочую атмосферу. Повышению мотивации воспитанников способствует формирование на уроке обстановки необычности, неожиданности, красочность оформления, использование сюжетно-ролевой игры, театрализация урока, пробуждение сопереживания детей героям сценария, создание ситуации соревнования как между командами, так и отдельными ребятами.

Для детей 5–6 лет важна оценка взрослым их действий, правильности выполненной работы. Это повышает самооценку ребёнка и повышает интерес к уроку. Есть несколько приёмов, которые применяются на практике:

  • Словесная похвала дошкольника.
  • Награда за правильный ответ: открытки, фишки, конфеты. При подведении итогов воспитатель это учитывает: «У кого 2 фишки (наименьшее количество) - поднимите руки, вы молодцы, хорошо работали; у кого 3 фишки - прекрасно справились с заданиями, у кого 4 - сегодня вы лучшие математики в нашей группе!».
  • Использовать значки «За правильное решение», «За быстрое решение», «За аккуратную работу» и т. п.
  • Организовать переходящий приз «Лучший ученик дня».

Всегда важен вводный этап занятия. Необходимо спланировать и провести его так, чтобы завладеть вниманием детей. Приход в группу сказочного персонажа всегда интригует ребят. Обычно эту роль играет кукла или яркий плакат, а может и сам педагог перевоплотиться в героя волшебной истории.

Можно начать занятие с интересной игры, что сразу привлечёт внимание всех воспитанников.

Такой плакат может выступить средством повышения мотивации дошкольников к занятию

Начать вводный этап занятия можно с демонстрации плаката. Хорошая идея - продемонстрировать ребятам наглядное пособие, состоящее из отдельных лепестков. Подобранные картинки должны быть яркими, понятными, запоминающимися, чтобы привлечь внимание детей. Конструкция пособия разрабатывается так, чтобы соответствовать структуре занятия. Подобный плакат станет опорой воспитателю во время проведения урока и поможет дошкольникам лучше усвоить новые знания.

Подготовка и проведение открытого занятия в старшей группе детского сада

Планирование открытого занятия начинается с выбора темы и постановки целей. Далее необходимо продумать логику организации занятия, взаимосвязь и последовательность отдельных частей урока, завершённость всех этапов и учёт времени, отведённых на их выполнение. Чётко продуманная структура урока, занимательный сюжет, отдельные составляющие урока пластично сменяются друг за другом - всё это гарантирует успех открытого занятия.

Продолжительность открытого занятия в старшей группе, как и обычного, составляет 25–30 минут, однако темп работы довольно высокий.

Автор Капустянская Л. В., методист, г. Павловск.
Выбор темы Выбор темы открытого занятия педагог делает самостоятельно, с учётом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приёмы и методы, организацию деятельности воспитанников на разных этапах занятия.
Формулирование методической цели Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения занятия. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приёмов и форм организации.
Методическая цель открытого занятия может быть сформулирована следующим образом:
  • методика использования персонального компьютера в решении практических задач;
  • методика организации самостоятельной работы воспитанников;
  • активизация познавательной деятельности воспитанников на занятиях в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом;
  • методика использования … (указывается конкретный приём, технология) в процессе изложения нового материала.
Изучение литературы При подготовке к открытому занятию педагог должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической и методической литературы, применить результаты посещения методических семинаров, выставок и др. Всё это поможет сделать занятие интересным и познавательным.
Материально-техническое оснащение Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии оборудование и ТСО, продумать последовательность их использования на занятии.
Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание детей, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на занятии. Будьте скромны и не нагружайте занятие наглядностью, как украшением. Все иллюстративные материалы урока должны работать на цель занятия.

Примеры тем открытых занятий в старшей группе

В качестве помощи молодым воспитателям предлагаем список тем, подходящих для открытого мероприятия в старшей группе:

  • Обучение правильному питанию:
    • «Зачем есть овощи?»,
    • «Фрукты на нашем столе»,
    • «Витамины для Дюймовочки».
  • Занятия из серии «Здоровье»:
    • «Что такое - быть здоровым»,
    • «Чистота - залог здоровья»,
    • «Быть здоровым - значит быть красивым».
  • Спортивные занятия:
    • занятие по плаванию,
    • спортивный праздник,
    • командные соревнования «Весёлые старты».
  • ОБЖ:
    • «Дорога в страну Безопасность»,
    • «Рассказы кота Матроскина о правилах дорожного движения».
  • Патриотическое воспитание дошкольников:
    • «Наша армия»,
    • «Родина»,
    • «Мой город»,
    • «Народные традиции в русских сказках».
  • Экологические занятия:
    • «Подводное царство»,
    • «Эксперименты с воздухом»,
    • «Зелёная аптека».
  • Социализация детей:
    • «Урок доброты и вежливости»,
    • «Я особенный»,
    • «Вежливые слова дома, в детском саду и на улице».
  • Знакомство с окружающим миром:
  • Трудовая деятельность дошкольников:
    • «Сказка ложь, да в ней намёк» (сказки о труде),
    • «Приведём в порядок игрушки»,
    • «Трудовой десант на клумбе»,
    • «Как помочь Федориному горю».
  • Обучение грамоте, развитие логического мышления и познавательного интереса:
    • «Как научиться разгадывать загадки»,
    • «Мир открытий всегда рядом»,
    • «Страна АБВГДЕйка».
  • Творческая деятельность с детьми:
    • «Рождественская открытка»,
    • «Святая Пасха» (лепка по форме),
    • «Страна феи цветов» (раскрашивание, изготовление из салфеток, лепка).

Какой бы ни была направленность занятия, в середине урока обязательно должна проводиться динамическая пауза или физкультминутка, которая по своему содержанию соответствует заявленной теме.

Таблица: временной план занятия

Название этапа Длительность Содержание Примечание
Организационный 2 минуты Приветствие, организация рабочего места группы.
Вводный 3–5 минут Объявление темы и цели занятия. Мотивация детей к участию в уроке.
Основной 20 минут Может включать теоретические и практические задания. Мотивация детей для каждого занятия. Учитываются здоровьесберегающие методики: техника безопасности при проведении практической работы, смена деятельности, физкультминутка.
Заключительный 2–3 минуты Подведение итогов, анализ результатов. Упражнение на релаксацию.

Таблица: конспект открытого занятия по формированию математических представлений в старшей группе (фрагмент)

Автор Григорьева О. И., воспитатель МК ДОУ Д/с «Сказка», с. Карымск, Иркутская область.
Название «Пять ключей»
Цель Развитие интересов детей, любознательности, познавательной активности.
Задачи
  • Образовательная:
    • формировать знания о цифрах от 1 до 5;
    • знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник);
    • умение ориентироваться на листе бумаги;
    • развивать конструктивные навыки (собирать пазлы с героями мультфильмов).
  • Развивающая:
    • развивать интересы детей,
    • логическое мышление,
    • любознательность.
  • Воспитательная: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками.
Демонстрационный материал
  • Сундучок,
  • 5 ключей,
  • небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой,
  • голубая ткань, натянутая на обруч (озеро),
  • 5 рыбок с цифрами от 1 до 5,
  • телефон.
Раздаточный материал
  • Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шестиугольник),
  • пазлы с героями мультфильмов.
Методические приёмы
  • Игровая ситуация,
  • постановка проблемы,
  • беседа-диалог,
  • речевые игры,
  • подвижная игра «Купим мы с бабушкой»,
  • конструктивная деятельность,
  • эксперимент с водой в баночке (чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь, после встряхивания закрытой баночки в ней появится цветная вода).
  • анализ,
  • показ картинок к заданиям с помощью ИКТ,
  • подведение итогов.
Организационный этап Дети заходят в зал и встают полукругом лицом к гостям.
В.: Ребята, посмотрите сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы, любите когда к вам приходят гости? (Да). Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются).
Вводный этап В.: Но это ещё не все гости. Сейчас к нам придёт гость из знакомой вам сказки и зовут этого гостя - Доктор Айболит.
Айболит рассказывает ребятам, что пираты отобрали у него волшебную воду. Чтобы найти её, детям нужно выполнить 5 заданий. Получив 5 ключей от рыбок, ребята откроют сундук с волшебной водой. <…>
Игра «Части суток» («Закончи предложение»).
  • Спим мы ночью, а делаем зарядку… (Утром).
  • Завтракаем мы утром, а обедаем… (Днём).
  • Обедаем мы днём, а ужинаем… (Вечером).
  • Ужинаем мы вечером, а спим… (Ночью). <…>
Основной этап В.: Отправляемся в путь к озеру. Идём по дорожке. Посмотрите, в озере плавают рыбки. Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т. д., нам нужно рыбок расположить по порядку. (Каждый ребёнок раскладывает в обруче рыбок с цифрами от 1 до 5). Найдите рыбку с цифрой 1. Сейчас вы сядете на стульчики, и мы посмотрим какое задание приготовила нам эта рыбка.
Молодцы! Вот первая рыбка и задание 1.
Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.
  • Яблоко, груша, слива, лимон - … (Фрукты).
  • Кровать, тумбочка, стул, шкаф - … (Мебель).
  • Собака, кошка, корова, коза - … (Домашние животные).
  • Папа, мама, бабушка, дедушка - … (Родственники, семья).
  • Кубик, кукла, машина, мячик - … (Игрушки).
  • Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки - … (Обувь).
  • Пчела, стрекоза, муха, жук - … (Насекомые).
  • Самолёт, вертолёт, ракета - … (Воздушный транспорт).

Игра «Из чего сделаны предметы?». <…>
В.: Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы. Найдите рыбку с цифрой 2. (Дети садятся полукругом возле проектора).
Игра «Описываем животное».
В.: Если отгадаете животное, то оно появится на экране.

  • У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом. (Заяц).
  • Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков. (Ёж).
  • Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мёд и малину. (Медведь).
  • Она рыжая и хитрая. У неё пушистый хвост. Живёт в норе. Ловит мышей и зайцев. (Лиса).
  • Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живёт в логове. (Волк).
  • Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живёт в дупле. Грызёт шишки и орешки. (Белка).

В.: Ребята, а как называются эти животные? Правильно, дикие животные. За правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ. А где третья рыбка? (Дети находят рыбку с цифрой 3).
Третья рыбка предлагает нам просто отдохнуть.
Игра «Купим мы с бабушкой».
В.: Молодцы! От рыбки получаем ещё один ключ. Следующее задание 4. (Садятся за столы).
Игра «Что где находится?».
Это задание на развитие памяти. Детям предлагается внимательно наблюдать и запоминать, где расположены геометрические фигуры. Затем расположить на альбомном листе геометрические фигуры в соответствии со схемой.

  • В середине - кружок.
  • В правом верхнем углу - квадрат.
  • В левом нижнем углу - шестиугольник.
  • В правом нижнем углу - треугольник.
  • В левом верхнем углу - прямоугольник.

В.: Хорошо. Все правильно сделали? Рыбка даёт нам четвёртый ключ. И посмотрим последнее задание. Осталась одна рыбка. Какая цифра? Правильно, 5.
Задание «Собери героев знакомых мультфильмов с помощью пазлов».
Дети собирают пазлы и называют мультфильм. (Играет музыка).
В.: Молодцы! Рыбка даёт нам ещё один ключ. Итак, сколько у нас ключей? (Пять). Пора звонить доктору Айболиту.
Звонят доктору. Заходит Айболит.

Заключительный этап Айболит: У вас 5 ключей. Сейчас вам предстоит подобрать ключ к ларцу, открыть его и достать волшебную воду.
Дети с воспитателем подбирают ключ. Открывают и достают волшебную воду. (Она прозрачная).
В.: По-моему, это обыкновенная вода.
Айболит: А вот и нет! Смотрите. (Айболит накрывает банку тканью, болтает, получается цветная вода.) Самая настоящая волшебная вода! Спасибо за помощь! Скорее отправляюсь в Африку лечить зверей. А вам от меня сюрприз в ларце, чтобы вы не болели. До свидания.
Воспитатель и дети находят в ларце витамины.
Воспитатель и дети: Спасибо. До свидания!

По тому, как воспитатель выполняет свою работу, каких добивается результатов, определяется его профессиональный статус. Обучение, постоянное совершенствование на пути к высшему профессионализму для него - один из способов самореализации, источник внутреннего удовлетворения. Невозможно воспитывать и развивать детей, если педагог сам стоит на месте, ведь современный мир очень быстро меняется.

Программное содержание:

Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить несколько одинаковых цифр и обводить.

Умение сравнивать числа, пользоваться знаками для сравнения; составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.

Развивать логическое мышление.

Закрепить умение рисовать по точкам, название геометрических фигур, дней недели, части суток, месяцев года.

Закрепить правильное произношение звука 3; называть слова на звук 3.

Продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей. Закрепить название диких животных и их детенышей.

Воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность.

Материал:

На каждого ребенка листы бумаги с геометрическими фигурами (нарисованные точками); с обратной стороны - цифра; на другом листе нарисован овал; карандаши; мел; сюрприз – конфеты.

Методические приемы:

Сюрпризный момент; худ. слово; игровые приемы; рисование по точкам; индивидуальная работа; вопросы; использование музыки.

Ход занятия

Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на гостей – улыбнулись. Посмотрите друг на друга – улыбнулись.

Молодцы! А сейчас внимательно послушайте меня.

Сегодня у нас необычное занятие. Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив все задания, вы узнаете какой сюрприз я приготовила.

Вы готовы? Тогда удачи!

(перед каждым заданием показывать соответствующую цифру).

1 задание:

Ребята, назовите времена года.

Какое время года сейчас? (весна).

Какими словами можно описать весну? (теплая, солнечная, дождливая, пасмурная, долгожданная, красивая, душистая, звенящая, журчащая, шумливая, грозовая, цветущая, веселая, желанная…)

Какой месяц сейчас? (май).

Сколько месяцев в году? (12).

Назовите по порядку.

Назовите весенние месяцы.

А сколько дней в неделе? (семь).

Какой день сегодня?

Назовите по порядку дни недели.

Какие части суток вы знаете?

Назовите по порядку части суток.

3 задание:

Игра «Назови соседей».

У вас на столе есть листочки на них написана цифра, подумайте и скажите рядом стоящие цифры.

Порядковый счет и обратный счет (от 1 до 10; от 10 до 1). 1 ребенок – порядковый счет, 2 ребенок обратный счет считают.

4 задание:

Переверните листочки, скажите, что там изображено?

А чтобы точно узнать давайте соединим точки (геометрические фигуры). Закрепить название геометрических фигур.

А еще какие геометрические фигуры знаете? (ромб, трапеция).

5 задание:

Сейчас будем решать задачи. Слушайте внимательно.

1) «Семь малюсеньких котят, что дают им – все едят, а один сметаны просит. Сколько же котяток?» (восемь).

Как получилось число 8? (к семи прибавить один будет восемь). (1 ребёнок работает у доски – пишет решение задач).

2) «Четыре овечки на травке лежали,

Потом две овечки домой убежали.

А ну-ка, скажите скорей:

Сколько овечек теперь?» (две).

(четыре минус два равняется двум).

3) «Поставь нужный знак» >; <; = (работа у доски).

3 5; 6 4; 7 7.

Физминутка. (2 раза, музыка Е. Железневой).

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в дом постучать 1, 2, 3, 4, 5.

Я стучу, стучу по елке

Где же, где же эти пчелки

Стали вдруг вылетать 1, 2, 3, 4, 5.

6 задание:

Спойте еще раз «Песенку пчелки ». 3-3-3-3…

Игра «Назови слово».

Песенка пчелки на какой звук начинается?

А сейчас назовите слова, которые начинаются на звук 3 .

(зал, закат, заяц, запад, заря, забор, запах, забава, загадка, золото, заноза, закон, зонт, зуб, завод, загар, замок, зерно …)

7 задание:

Игра «Загадки - отгадки».

1) «Летом бродит без дороги между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос».

(медведь).

2) «Серый, зубастый, по угодьям рыщет. Кого съесть ищет».

3) «Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета».

4) «Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, в деревне кур крадет».

(когда отгадают загадку, выставить соответствующую картинку).

А как можно назвать всех этих животных одним словом?

(дикие животные).

8 задание:

Игра « Из какой сказки».

А сейчас давайте вспомним в каких сказках встречаются эти персонажи: медведь, волк, заяц, лиса.

(дети называют сказки).

9 задание:

Игра «Назови детенышей».

Медведь – (медвежонок, медвежата).

Волк - (волчонок, волчата).

Заяц - (зайчонок, зайчата).

Лиса - (лисенок, лисята).

Молодцы! Вы справились с заданиями. Только не понятно где сюрприз. У меня последнее задание осталось, слушайте внимательно.

10 задание:

У вас на листочке нарисована подсказка, послушайте загадку:

«Ах, вы сладкие вкусняшки, что вы прячетесь в бумажки? Не получится, найдут! Вас они и выдают» (конфеты).

Как вы думаете, что это может быть? Что нарисовано на листочке, на что похоже это?

Давайте дорисуем конфету.

Теперь вы знаете какой сюрприз вас ждет.

Чтобы найти сюрприз, вы должны сделать 2 шага вперед, 3 шага направо, и т.д. …

(дети находят сюрприз).

Вам понравилось искать сюрприз и выполнять задания? Какие задания больше понравились? (ответы детей).

А мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.

На этом занятие окончено.

Мелкую моторику руки, воспитывать самостоятельность мышления, сообразительность

Демонстрационный материал, оборудование: календари, обручи, объявление.

Раздаточный материал: тетради с заданием, наборы цифр, карандаши.

Предварительная работа: чтение сказки «Старик годовик».

Ход занятия комплексного занятия в старшей группе

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:

Потянулся мост

На семь вёрст,

А в конце моста

Золотая верста.

Что это за мост такой удивительный? Давайте разгадаем загадку вместе с вами (выставляются по порядку дни недели из календаря природы). Семь верст - это долгих семь дней; мост соединяет все семь дней, образуя неделю. Верста-это старинная мера расстояний. В современной системе мер - почти километр. Дети, как вы думаете, почему в конце моста «золотая звезда»? (Ответы детей).

Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Календарик»:

С понедельника до пятницы

Время долго тянется:

Из дому по будним дням

Мать уходит по утрам.

- Детка,

Мама на работу

В будни ходит не гулять.

- Этих будней много что-то:

Раз - два- три - четыре - пять!

Хочет Маша перекрасить

Каждый листик

В красный цвет.

Хорошо живётся разве,

Если мамы дома нет?

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему Маша хочет перекрасить в красный цвет каждый листик в календаре? (Ответы детей).

- А как называются выходные дни? Какие они по порядку?

- Дети, к нам пришла сегодня в гости неделя, да вот беда, её дни заблудились и никак не могут стать по порядку. Помогите им, пожалуйста.

(Работа в тетради: вразброс написаны цифры от 1 до 7. Детям предлагается выстроить недельку, проговаривая порядковые номера, соединить стрелками).

- Какие вы умники и умницы! Прямо «семи пядей во лбу»! Сейчас я вам расскажу, почему я так сказала. «В представлении древних людей высокий, широкий лоб у человека является признаком его ума. Давным-давно одна из мер длины называлась пядь. Это расстояние между большим и указательным пальцем взрослого человека. В среднем пядь равна 18 см и соответствовала ширине лба обычного человека. Люди считали цифру 7 магической, поэтому всё, что вызывало удивление и восхищение, связывали с ней. «Он семи пядей во лбу» - с уважением говорят об очень умном, мудром человеке.» -А сейчас я вас приглашаю в удивительное путешествие. Путешествовать мы будем по-особенному - глазками по дням недели.

Всю недельку по порядку

Глазки делают зарядку.

В понедельник как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда-сюда,

Ходят влево. Ходят вправо

Не устанут никогда.

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять

Чтобы глазки закалялись,

Нужно воздухом дышать

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя.

Воспитатель: Глазки наши отдохнули, попутешествовали, давайте теперь поиграем с неделькой. (У каждого ребёнка карточка с цифрой от 1 до 7). По сигналу воспитателя «Неделька» дети выстраиваются согласно порядковому номеру дней недели.

- Дети, посмотрите, а что это за листок бумаги у нас на доске висит? Давайте подойдём и посмотрим поближе. Это объявление. Сейчас я вам его прочитаю:

В четверг объявление было в газете:

«Внимание, дети!

Внимание, дети!

Пропала собака

По кличке Барбос.

Барбос от хвоста

И до носа оброс.

Он жил у вокзала

По улице Новой,

В квартире 14

У Ивановой.

Нашедшему выдадут

Много наград:

Конфеты, пирожные

И шоколад.

Не спит Иванова

Четвёртые сутки

И двести мальчишек

Не спят ни минутки,

И триста девчонок

Награду хотят:

Конфеты, пирожные и

Но вот уже пятые

Сутки настали,

Мальчишки устали,

Девчонки устали,

Хозяйка от горя

Повесила нос,

Как вдруг в понедельник

Явился Барбос,

Нашёл он квартиру

По улице Новой

И радостно руку

Лизнул Ивановой.

И просит за то, что вернулся назад

Конфеты, пирожные и шоколад!

- Сколько суток дети искали Барбоса?

- В какой день недели нашелся Барбос?

Воспитатель: Дети, дни недели приготовили для нас загадки. Давайте попробуем разгадать их.

  • Как можно перечислить три дня недели, не называя их? (вчера сегодня, завтра).
  • Может ли дождь идти два дня подряд? (нет, день разделяет ночь и утро).
  • В субботу отец посадил два дерева, в воскресенье посадил ещё два. Сколько деревьев посадил отец в выходные дни? (ответ дети показывают цифрами).
  • Если сегодня среда, то какой день недели будет завтра, послезавтра?

А сейчас давайте вместе с вами проговорим скороговорку. Три сегодня. Три вчера. Три ещё позавчера.

А вот весёлая игра «Сегодня, завтра и вчера».

(Кладутся три обруча, обозначающие «вчера, сегодня, завтра». Читаются стихи. Дети бегут к тому обручу, который соответствует упоминаемому временному понятию).

Вчера я с мамой в парке был,

За хлебом в магазин ходил,

А с папой в шахматы играл

С сестрёнкой домик рисовал.

Сегодня в зоопарк идём,

С Наташей песенку поём,

Из снега лепим бабу,

Коту бинтуем лапу.

Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да, как есть мелькали

Вон над той зарёй.

Завтра в детский сад пойдём,

Орехов белке принесём,

С собакой будем мы гулять,

Поедем бабушку встречать.

Творятся в мире чудеса-

Сегодня днём я встретил пса!

Красивого! Огромного!

Совсем-совсем бездомного!

Завтра! Завтра! - не сегодня

Так ленивцы говорят.

Завтра свой урок начну.

Завтра не хочу лениться!

Завтра надо потрудиться!

«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» - это совет, чтобы преодолеть лень, нежелание заниматься чем-либо и сделать работу сейчас. А правильно ли поняла выражение «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» девочка Наташа?

Есть в квартире нашей

Девочка Наташа

Мама ей в коробке

Принесла конфет

И сказала строго:

«Съешь сейчас немного,

Остальные завтра

Положи в буфет».

А Наташа села,

Все конфеты съела,

Съела и смеётся:

«Мама, не ругай,

Я не позабыла,

Помнишь, ты учила:

Никогда на завтра

Дел не оставляй».

(Аргументированные ответы детей).

Воспитатель: Дети, а у вас остались невыполненные, отложенные дела? Тогда я предлагаю вам завершить начатое дело. Ведь (дети повторяют поговорку) «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

Конспект комплексного занятия в старшей группе подготовила Л. Прохорович

Старшая группа

План-конспект НОД по обучению грамоте для старшей группы д/с

(целесообразней проводить по подгруппам)

Тема. Знакомство детей со словом.

Цель: формирование представлений у детей о слове как интонационно – смысловой единице речи.
Программные задачи:
1. Ознакомление ребенка со словом.
2. Приобретение умения вслушиваться в звучащее слово .
3. Учить задавать и различать вопросы «Кто это?», «Что это?».
4. Закреплять в речи детей слово обозначающее «живой», «неживой» предмет.
5. Продолжать воспитывать детей говорить каждое слово отчетливо, ясно, внятно.

Материалы и оборудование: проигрыватель для аудиозаписей; красиво оформленная шкатулка, в ней картинки-загадки ; кукла; медвежонок; фотография медведя; набор картинок «Веселая зарядка», изображающие человеческую фигуру в движении; в конспекте использована дидактическая игра автора И. Токмаковой «Добавь словечко»; разминка Е. и С. Железновых «Мы ногами топ-топ-топ».

Ход НОД:

I часть.

Ребята, вокруг нас много разных предметов, и о каждом предмете мы можем сказать. Я вам сейчас буду показывать картинки и спрашивать «Что это?», а вы мне отвечайте одним словом (указываю на разные неодушевленные предметы). Дети отвечают, например, книга, стол, мяч и т.д.


- Как можно спросить про эти предметы? Что это?
- А сейчас я вас спрошу иначе «Кто это?» (показываю картинки, указываю на одушевленные предметы: птичка, рыбка, кошка, показываю рукой на няню, на детей, на себя). Как можно спросить? Кто это?
- Теперь я вам буду называть разные предметы, а вы задавайте мне вопрос «кто?», «что?» (Таким образом, подвожу постепенно детей к понятию «живой», «неживой»).
- Приглашаю девочку по желанию, рядом с ней ставлю куклу и обращаюсь к детям с вопросом.
- Чем отличается девочка от куклы? (дети называют отличия и вместе приходят к выводу, что девочка живая, а кукла неживая, игрушка). Затем показываю иллюстрацию с изображенным на ней медведем и медвежонка игрушку.
- Ребята, чем-нибудь они отличаются друг от друга? Выясняем, что игрушка медведь неживой, а картинка изображает живого медведя.
Подводим итог:
- Все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос «кто?».

II часть.

Физпауза «Веселая зарядка», на карточках схематично изображены человечки в разных позах . Детям нужно повторить такие же движения.

III часть.

Ребята, посмотрите, какая у меня есть необычная шкатулка, она непростая и очень загадочная, потому что там много загадок для вас, которые ждут, не дождутся, когда же им помогут, наконец-то, их разгадают.


- Интересно? Тогда слушайте внимательно до конца каждую загадку и ответьте на вопросы «кто это?», «что это?». Живой это предмет или неживой ?
Что всегда идет, а с места не сойдет? (часы)
Зимой и летом одним цветом? (ель)
Всех я во время бужу, хоть часов не завожу? (петушок)
Красные лапки щиплют за лапки? (гусь)
В воде она живет, нет клюва, а клюет? (рыба)
Без языка, а говорит, без ушей, а услышит? (телефон)
Далее предлагаю детям самостоятельно придумать или вспомнить загадку и задать ее всем детям. Дети загадывают и отгадывают. Называют живой это предмет или неживой.

IV часть.

Физпауза «Мы ногами топ-топ-топ», дети под музыку выполняют упражнения:
Мы ногами топ топ топ,
Мы руками хлоп хлоп хлоп,

Мы головками кивнем,
Дружно ручками махнем,
И туда и сюда повернемся без труда.
Мы подпрыгнем высоко
Прыгать вместе так легко
И туда и сюда повернемся без труда.

V часть.

Сейчас, я произнесу слово, а вы скажите, что оно значит, как вы его понимаете. Слушайте, книга! Что означает это слово? (Ответы детей).


- Правильно, вы хорошо понимаете, что значит слово книга , какое значение, смысл оно имеет.
- Теперь, я произнесу разные звукосочетания. Слушайте: на, му, рум, по, ба и т.п. Скажите, понятно ли, что они значат, какое имеют значение, смысл? (Ответы детей).
- Это не слова, это просто звукосочетания , слоги, которые сами по себе, отдельно друг от друга ничего не значат, не имеют смысла. А когда слоги вместе они составляют слова, а каждое слово имеет значение, смысл.
- А давай поиграем в игру "Добавь словечко".
Ложка - это ложка, ложкой суп…(едят)
Кошка - это кошка, у кошки семь…(котят).
Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру…(стол).
Шапка - это шапка, оделся и пошел...
А я придумал слово, смешное слово - плим.
И повторяю снова - плим, плим, плим.
Не прыгает, не скачет плим, плим, плим,
И ничего не значит плим, плим, плим.
- Что такое "плим"? Правильно, это слово ничего не обозначает. (Детям предлагается сказать слово "плим" с разной интонацией).
-Теперь, давайте поиграем в игру «Назови словечко» (цель: учить различать слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие действия). Перед детьми раскладываю на столе предметные картинки, изображающие стол, бабочку, кубик, сидящего человека, бегущего ребенка и т.п.
-Дети, посмотрите, на картинки и назовите по одному слову к которому можно задать вопросы: кто это? Что это? Что делает? (за каждый правильный ответ ребенок получает картинку).

VI часть.

Заключительная.
- Спасибо, мне понравилось, как мы сегодня играли. Сегодня мы узнали столько нового (здесь можно спросить нескольких детей, что нового они узнали). Подвести итог.
- Сегодня мы узнали, что все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а живые предметы отвечают на вопрос «кто?», также мы знаем что слова состоят из слогов, и каждое слово имеет смысл.

Поделиться